
В нашу семью пришла девушка Надежда: черная огромная коса, тихий спокойный взгляд и неиссякаемый поток энергии и талантов, чтобы учить детей шить игрушки, рисовать, лепить из глины. Дети ждали ее приездов, ходили за ней по пятам. Я удивлялась, сколько радости и новых ярких занятий пришли вместе с Наденькой в нашу семью. Именно она вернула молодость моему старенькому любимому Винни Пуху — медвежонку, которого подарили мне на рождение, моему ровеснику. Я была еще весьма молода, а вот Винни состарился: одно ухо оторвалось и потерялось, опилки из груди пересыпались в область живота, отчего медведь стал сутул и пузат. Надя организовала детей набить мишку синтепоном, пришить новое ухо. И мой Винни Пух расправил плечи, повеселел.
Надя разговаривала тихо, но дети ловили каждое слово. За этой тишиной чувствовался стальной характер и огромный творческий дар. Можно сказать, нам просто ужасно повезло: кораблик, нагруженный драгоценностями, заплыл на пару лет в нашу семейную пристань. «Какой же удивительной мамой будет Наденька, как же повезет тому мужу, который огранит этот брильянтик!» — думала я. Но вот брильятник, не любящий большие шумные компании, предпочитающий службы в церкви и домашнее рукоделие и живопись, никак не встречал своего ювелира.
Мы так влюбились в нашу учительницу и помощницу, что уговорили ее поехать с нами к нашим лучшим друзьям в город Питер.
В тот вечер к нам на огонек в питерской квартире, наполненной шумными — нашими детьми и детьми друзей, накануне Рождества, заглянул приятель друзей Миша, прихожанин из их церкви. Миша был молод, пришел в православие недавно, оттого поведения был молчаливого и немного даже хмурого, одежду носил черную, в нашей веселой и бесшабашной компании хранил молчание и только искоса кидал взгляды на нашу Надежду. К сожалению это был вечер ее отъезда, Надя уезжала в Москву по делам. Миша и Надя тихо посматривали друг на друга, и к моменту проводов девушки не сказали друг другу ни слова. Честно говоря, это было не обязательно: мы все и так уже заметили, какие искры летали между ребятами. И что вы думаете: мы обняли Наденьку в длинном питерском коридоре, вызвали ей такси и... закрыли за ней дверь. Все молчали, Михаил ушел в себя и закрыл все двери и окна. Вернулись в комнату, продолжили ужин. Прошло несколько минут, первый не выдержал наш друг.
— Она тебе нравится? — строго глядя на Мишу, спросил он.
— Очень... — хмуро ответил Михаил.
И тут мой муж и его лучший друг в один голос закричали: «Так почему же ты сидишь?? Хватай такси и догони ее!»...
Было ощущение, что Михаила окатили ведром холодной воды — и он проснулся. Пару минут ушло у него на сборы, он одним прыжком вылетел из нашего веселого гнезда — и скрылся в промозглой питерской ночи.
И все было так, как мы не могли и мечтать: Михаил догнал свою будущую жену, будущую мать его четверых детей. И пусть Надежда наша переселилась в город Питер, и мы очень скучали по ней — но гораздо больше были счастливы. В нашей семье это осталось как огромное теплое рождественское чудо. И когда мы вспоминаем об этом вечере, то друг произносит с улыбкой: «Ну что за люди эта молодежь, не скажи мы тогда слово — и все могло сложиться иначе!»... Нет, мы знаем, что не могло, что они все равно бы встретились... Или нет?
И я про себя еще думаю: когда видите любимого человека — не молчите! Догоните его, возьмите за руку, посмотрите в глаза — это же он! Или еще: какое счастье иметь близких и мудрых друзей, которые скажут нужное слово в нужную минуту!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица