
В одном горном ауле жил-был мальчик-сирота. Звали его Джабаги. Сироте помогали всем аулом, чем могли: кто даст ему кусок лепёшки, кто рубашку. Когда Джабаги подрос, стал он пасти коз на склоне высокой горы, у подножия которой был расположен аул.
Однажды утром Джабаги пригнал коз на пастбище и видит: в скале образовался разлом. Вчера его ещё точно не было.
На другое утро Джабаги взял с собой яйцо и положил его в трещину. Посмотрел вечером — яйцо провалилось. Значит, разлом за день ещё больше увеличился.
На третий день мальчик положил в трещину большой камень — к вечеру и он провалился.
Понял Джабаги, что аулу грозит опасность. Если гора обвалится, то людей и дома засыплет камнями.
Вечером Джабаги пригнал коз и рассказал односельчанам о трещине в скале. " Надо уходить из аула, пока не поздно«, — уговаривал он людей.
Но никто его не слушал.
«Здесь жили наши отцы и деды, и никогда не было обвалов, — говорили жители аула. — И мы спокойно свой век проживём».
На следующий день Джабаги пригнал коз на горное пастбище, и увидел, что за ночь трещина в скале стала ещё больше.
Мальчик снова побежал в аул, чтобы предупредить односельчан о неминуемой беде. Теперь он знал, что сказать, чтобы они ему поверили, и взволнованно ходил по улице.
— Эй, Джабаги, почему ты здесь? Где моя коза? — окликнула его из дома одна женщина.
— Козы пытались перепрыгнуть через трещину в скале, и все попадали в пропасть, — сказал Джабаги. — Я пришёл сказать, что больше мне некого пасти.
— Какая ещё трещина? О, несчастье! — закричала женщина. — Ты негодный пастух — не уберёг наших коз.
На её крики и причитания сбежался весь аул. Все наперебой бранили нерадивого пастуха, и Джабаги молча, опустив глаза, выслушивал обидные слова в свой адрес.
— Не может быть, чтобы все до одной козы погибли, — сказал старейшина. — У страха глаза велики. Я сам пойду вместе с пастухом на пастбище и проверю.
А Джабаги только это и было нужно. Все козы были в целости и сохранности. Но когда старейшина своими глазами увидели огромную трещину в скале, нависшей над аулом, он понял, что люди находятся на волоске от гибели.
В тот же день жители этого горного селения погрузили на телеги вещи и покинули свои жилища.
А ночью гора обвалилась и засыпала дома в низине.
Люди основали новое село, где женщины говорили своим детям: «Берите пример с Джабаги. Один наблюдательный человек может целый аул спасти».
(по мотивам кабардинской народной сказки)
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема