Старый звонарь любит приезжать на службу заранее, чтобы спускаясь вниз, к монастырю у реки, отрешиться от городской суеты и привести себя в порядок. Вот и нынче звонарь вошел в монастырские Святые врата за добрые полчаса до первого удара колокола.
Умывая руки (он всегда моет руки перед звоном), звонарь с неодобрением увидел в зеркале свое небритое лицо. К завтрашнему дню надо побриться. Да... и усы совсем седые, как у Деда Мороза! Ну, так ведь четверть века прошло... четверть века с того дня, как он впервые поднялся на колокольню.
На дворе стояли святочные морозы, наконец, сменившие долгую оттепель. И снежок припорошил землю. Только мало его: сухие коричневые стебли прошлогодней травы торчат...
Зайдя в теплый храм и приложившись к иконам, звонарь, не торопясь, пошел отпирать колокольню.
«Теперь за двадцать секунд не взбежать наверх, теперь три минуты забираешься! И это не предел», — усмехнулся звонарь, и ему вспомнилась корзина, в которой со стены Дамаска спускали апостола Павла. «И мне скоро понадобится корзина... для подъема на колокольню!»
Но вот и верхняя площадка. На ней звонарь чувствует себя хозяином. Вокруг родные колокола, в пролетах — река, огоньки мостов и проспектов. Река на днях покрылась тонким прозрачным льдом — «салом», а сегодня на него лег снег, и будто белую скатерть раскинули по воде.
Пора давать первый удар к Часам! Колокол звучит на морозе полно, объемно и звук его долго не затухает. А теперь — благовест и святочный трезвон.
«Мы еще позвоним, Бог даст!» — подумал звонарь. И словно в ответ ему подмигнул яркий огонек далекого поезда, спешащего по Окружной дороге к Андреевскому мосту.
Окончив трезвон, звонарь легко, как молодой, сбежал по лестнице вниз и пошел в храм, улыбаясь бодрым утренним мыслям. Какая корзина?! Мы еще позвоним!
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема








