
Мы ничего хорошего не делаем сами. Как? А вот так. Всё, что мы делаем стоящего, мы делаем только с Богом вместе. Только в слиянии нашего труда с его помощью. Всё, от вкусного компота до гениальной скрипичной сонаты человек создаёт при участии Бога. Вот, именно поэтому композитор подчас не совсем понимает, как у него вышла такая волшебная музыка, потому-то поэт не может взять да и писать всегда гениальные стихи. Не может, ни один.
Поймите, это же доказательство, вот оно!
Если бы было иначе, не существовало бы слова «вдохновение». Конечно, люди творчества зависят от этого таинства больше, чем кто-либо. Потому что ремесла в искусстве немного. Мало там повторяющегося умения. Но ведь и в ремесле иногда обычно выходит, а иногда — вдохновенно. И люди тогда говорят: «С душой сделано».
Что же такое это самое вдохновение? Мне кажется, оно похоже на диктант, на удивительные подсказки, который мы слышим, когда трудимся вместе с Богом. Такой тихий голос внутри, направляющий. И когда нам удаётся соединить своё делание с этим тихим голосом, когда это сливается воедино — тогда и случается искусство, тогда — «с душой» выходит.
Ахматова звала этот голос «погудкой», Пастернак так и называл это — «таинственный диктант». И Пушкин тоже верил в Глас Божий.
Всегда ли в искусстве присутствует Божья Помощь? Наверное, увы, не всегда. Но в лучших творениях людей её обязательно почувствуешь.
Один великий архитектор на построенном храме даже надпись выгравировал: «Господи, что ты хочешь, чтобы я ещё сделал?» Другие мастера там свои имена гравировали, чтобы помнили автора, а он — спрашивал Бога о о его воле, о его задании для себя.
Человек тот искал Божьего пути, жаждал того самого диктанта.
А если мы одни, только сами? Нет. Не бывает так. Свято место пусто не бывает. Когда мы полагаем, что только САМИ, мы опять не одни. Только в этом случае всё очень плохо.
К несчастью, сейчас в искусстве очень много выдуманного человеком, с целью быть необычным. Такую задачу люди себе начали ставить: сделать так, как никто ещё не делал. Придумать новенькое, чтобы ахнули все, чтобы слава пришла.
Вы слышите разницу? Не «Господи, что Ты хочешь?», а — «я хочу так, как никто».
Концептуальное искусство — оно так и называется, потому что построено на концепции. На холодной мысли. Нарезал человек акулу дольками, разместил в формалине — идея! Я не шучу, это выставлено в музее современного искусства, честное слово.
А знаете, чем оно, это концептуальное искусство, отличатся? В нём нет тайны для автора. Про картину свою художник не всё знает, смутно понимает, повторить — не сможет. А тут — всё автору известно, всё он может повторить — только он хозяин. То есть, он так думает, что он один. А хозяин там не он. Хозяин там Мастер холодной логики. И это — совсем не Бог. Господь не логичен. Любовь не логична. Красота не логична. Во всём прекрасном есть тайна, недоступная анализу. И когда человек создаёт «умствование» — а именно так я вижу концептуальное искусство — к нему в начальники вступает лукавый.
Холодная, стерильная идея — самое лучшее место для грязи.
Вы спросите: а зачем ты нам это рассказываешь? Мы же не все художники.
Да дело в том, что это всем нам урок. Мысль, «Я всё сам, я буду лучше всех» — ведёт по страшной дороге. Каким бы делом я ни занималась, если я буду растить огурцы с мыслью «я сама выращу огурцы лучше, чем у соседей» — не будет мне хороших огурцов.
Во-первых, я буду не за своими огурцами глядеть, а за чужими подглядывать. Во-вторых, зависть во мне заведётся, тревога, гордыня. Так не только на грядках, так в душе сорняки вырастут. А уж коли и в душе сорняки — какой там урожай на грядках...
Как же мне огурцы растить? А с молитвой, с Божьей помощью и со старанием. Да мечтать не о том, чтобы лучше всех, а о том, чтобы хорошо получилось. Чтобы ладно вышло.
Если вот так суметь, и огурцы, и компоты, и картины, всё у нас получится. Трудно это, конечно. Потому что, если осознаешь, что не всё ты сам, столько сложностей сразу появляется: и путаешься, и сомневаешься, и ужасаешься своей слабости, и просишь у Бога помощи.
Но оно того стоит. Я вот верю, что только так получается красота. И настоящая радость для людей — только так рождается.
Думаю, это и есть самый верный девиз для души:
«Господи, что ты хочешь, чтобы я сделал?»
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Хитрость не удалась

Фото: Delaney Van / Unsplash
Жили в лесу два друга: лев и молодой бык. Оба были могучими и сильными. Лев умел так громко рычать, что олени, буйволы и другие крупные звери от одного звука его голоса дрожали от страха. Быка леопарды, тигры и другие хищные звери тоже обходили стороной, опасаясь его острых рогов.
Много лет дружили лев и бык, но нашёлся в лесу тот, кто им позавидовал. Давно замышлял шакал погубить быка, но силой победить он его не мог, и придумал хитрость.
Выбрав как-то время, когда лев был один, шакал поджал хвост и стал медленно-медленно, как бы в страхе, к нему приближаться.
— Что это ты такой странный сегодня? — удивился лев.
— О, мой господин, — ответил шакал. — У меня есть одна новость, да только не знаю, как вам её сказать. Но ведь сказать правду — не значит сплетничать?
— Говори, — приказал ему лев.
— Вы ведь знаете быка? — начал шакал. — Так вот, я слышал, как он сказал сегодня: «Лев, конечно, могучий зверь, но со мной сравниться не может. Сила его в том, что он ревет во всё горло. А для меня его рык — писк комара».
— Ах, вот как он про меня сказал! Ну, хорошо же! — рассердился лев.
А шакал отправился на поиски быка, и нашёл его на поляне. Бык стоял под деревом и вонзал рога в землю, чтобы наточить их. Шакал остановился на всякий случай на безопасном расстоянии и сказал:
— Эй, послушай! Что толку, что ты точишь рога? Точи их не точи, а вся твоя сила не стоит и одного львиного рыка.
— Что ты такое говоришь, шакал? — удивился бык.
— То и говорю, что слышал. Встретился я со львом, а он мне говорит: «Ты знаешь этого глупого быка? Он только на вид могучий, а на самом деле — трус. Не будь он моим другом, я мог бы прикончить его одним своим рыком».
— Но ведь это неправда, — сказал бык.
— Если ты мне не веришь, так пойди и сам убедись, — ответил шакал.
Отправился бык искать льва, но шёл он не как обычно, а немного с опаской, замедляя шаги. Увидев это, лев подумал: «Шакал сказал правду» — и с угрозой выступил навстречу недавнему другу. Они встали друг против друга, готовые сразиться.
— Сегодня мне кое о чем рассказали, — первым нарушил молчание лев. — Я решил испытать твою хвалёную силу.
— Ну что же, — ответил бык. — Заодно и посмотрим, испугаюсь ли я твоего грозного рыка.
Они приготовились сойтись в схватке, но вдруг заметили под кустом шакала. Тот злорадно хихикал, надеясь поживиться мясом быка, которое ему поможет добыть его бывший товарищ...
Зарычал лев во всю силу, наставил бык на подстрекателя свои острые рога, шакал бросился бежать прочь. С той поры в лесу его больше никто не видел.
Вот и хорошо, а то злые сплетни много могут беды наделать, и даже крепкую дружбу разрушить.
( по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Самбо

Фото: Kampus Production / Pexels
Самооборона без оружия — так расшифровывается название одного из самых популярных национальных видов спорта в России — самбо. История этого единоборства берёт своё начало в Японии в русской православной миссии, которую возглавлял архиепископ Николай (Касаткин) — будущий святитель Николай Японский. В 1861 году он прибыл в Японскую империю, чтобы вести христианскую проповедь среди местного населения. За годы своего служения святитель основал множество общин, под его руководством в Токио был построен православный храм и открыта семинария для обучения будущих священнослужителей. Именно в это учебное заведение в 1907 году попал 12-летний сирота — Василий Ощепков, сын каторжан с Сахалина, и впоследствии — основоположник самбо.
Кроме классических школьных и богословских дисциплин с 1908 года в семинарии появился кружок дзюдо — японской национальной борьбы. Особый талант к ней проявился у Василия Ощепкова. В старших классах семинарии святитель Николай благословил ученика на выбранный им путь — поступление в Кодокан, главную школу дзюдо в Японии. Там Василий успешно прошёл обучение и стал первым русским обладателем мастерской степени дзюдо.
В 1914 году Ощепков вернулся в Россию, где попал на службу в контрразведку. Вместе с этим он стал тренировать дзюдо милицию и простых жителей Владивостока. После революции 1917 года Василий был отправлен в Японию в качестве разведчика, где служил до 1926 года. После возвращения на Родину он стал много тренировать: в Центральном доме красной армии, в Институте физической культуры и школе милиции в Москве. В то же время он дорабатывал боевые приёмы и соединял техники из разных видов единоборств, создавая новую более эффективную систему самообороны.
Параллельно с Ощепковым подобную систему разрабатывал Виктор Спиридонов, только опирался он на джиу-джитсу — японское боевое искусство самозащиты. Интерес к борьбе у него появился в годы Русско-Японской войны, когда, будучи выпускником Казанского военного училища, он попал в действующую армию. После революции Спиридонов стал много тренировать, а в 1923 году выступил одним из инициаторов создания спортивного общества «Динамо» в Москве, где открыл секцию самообороны и придумал новый термин «самбо».
В 1938 году системы самообороны Василия Ощепкова и Виктора Спиридонова фактически слились в новый вид борьбы. Так появилась Всесоюзная секция «борьбы вольного стиля (самбо)». В основу нового единоборства, кроме дзюдо и джиу-джитсу, легли приёмы из русской, английской, грузинской и других национальных видов борьбы.
С тех пор интерес к новому единоборству только увеличивался. Самбо было создано с целью обороны, а не нападения, и формировало в молодых людях стойкость и твёрдый характер. Учащийся самбо должен был защищать слабых, поступать по совести и использовать свои навыки только во благо. Эти принципы и эффективность боевых приёмов сделали борьбу известной и популярной. Чемпионаты мира по самбо стали проводиться с 1973 года. В память о святителе, познакомившем юного Василия Ощепкова с дзюдо, с 2011 года проводится международный фестиваль «Кубок равноапостольного Николая Японского», где спортсмены могут показать свои достижения в самбо и других боевых искусствах.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 95. Богослужебные чтения

В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!