
Мы ничего хорошего не делаем сами. Как? А вот так. Всё, что мы делаем стоящего, мы делаем только с Богом вместе. Только в слиянии нашего труда с его помощью. Всё, от вкусного компота до гениальной скрипичной сонаты человек создаёт при участии Бога. Вот, именно поэтому композитор подчас не совсем понимает, как у него вышла такая волшебная музыка, потому-то поэт не может взять да и писать всегда гениальные стихи. Не может, ни один.
Поймите, это же доказательство, вот оно!
Если бы было иначе, не существовало бы слова «вдохновение». Конечно, люди творчества зависят от этого таинства больше, чем кто-либо. Потому что ремесла в искусстве немного. Мало там повторяющегося умения. Но ведь и в ремесле иногда обычно выходит, а иногда — вдохновенно. И люди тогда говорят: «С душой сделано».
Что же такое это самое вдохновение? Мне кажется, оно похоже на диктант, на удивительные подсказки, который мы слышим, когда трудимся вместе с Богом. Такой тихий голос внутри, направляющий. И когда нам удаётся соединить своё делание с этим тихим голосом, когда это сливается воедино — тогда и случается искусство, тогда — «с душой» выходит.
Ахматова звала этот голос «погудкой», Пастернак так и называл это — «таинственный диктант». И Пушкин тоже верил в Глас Божий.
Всегда ли в искусстве присутствует Божья Помощь? Наверное, увы, не всегда. Но в лучших творениях людей её обязательно почувствуешь.
Один великий архитектор на построенном храме даже надпись выгравировал: «Господи, что ты хочешь, чтобы я ещё сделал?» Другие мастера там свои имена гравировали, чтобы помнили автора, а он — спрашивал Бога о о его воле, о его задании для себя.
Человек тот искал Божьего пути, жаждал того самого диктанта.
А если мы одни, только сами? Нет. Не бывает так. Свято место пусто не бывает. Когда мы полагаем, что только САМИ, мы опять не одни. Только в этом случае всё очень плохо.
К несчастью, сейчас в искусстве очень много выдуманного человеком, с целью быть необычным. Такую задачу люди себе начали ставить: сделать так, как никто ещё не делал. Придумать новенькое, чтобы ахнули все, чтобы слава пришла.
Вы слышите разницу? Не «Господи, что Ты хочешь?», а — «я хочу так, как никто».
Концептуальное искусство — оно так и называется, потому что построено на концепции. На холодной мысли. Нарезал человек акулу дольками, разместил в формалине — идея! Я не шучу, это выставлено в музее современного искусства, честное слово.
А знаете, чем оно, это концептуальное искусство, отличатся? В нём нет тайны для автора. Про картину свою художник не всё знает, смутно понимает, повторить — не сможет. А тут — всё автору известно, всё он может повторить — только он хозяин. То есть, он так думает, что он один. А хозяин там не он. Хозяин там Мастер холодной логики. И это — совсем не Бог. Господь не логичен. Любовь не логична. Красота не логична. Во всём прекрасном есть тайна, недоступная анализу. И когда человек создаёт «умствование» — а именно так я вижу концептуальное искусство — к нему в начальники вступает лукавый.
Холодная, стерильная идея — самое лучшее место для грязи.
Вы спросите: а зачем ты нам это рассказываешь? Мы же не все художники.
Да дело в том, что это всем нам урок. Мысль, «Я всё сам, я буду лучше всех» — ведёт по страшной дороге. Каким бы делом я ни занималась, если я буду растить огурцы с мыслью «я сама выращу огурцы лучше, чем у соседей» — не будет мне хороших огурцов.
Во-первых, я буду не за своими огурцами глядеть, а за чужими подглядывать. Во-вторых, зависть во мне заведётся, тревога, гордыня. Так не только на грядках, так в душе сорняки вырастут. А уж коли и в душе сорняки — какой там урожай на грядках...
Как же мне огурцы растить? А с молитвой, с Божьей помощью и со старанием. Да мечтать не о том, чтобы лучше всех, а о том, чтобы хорошо получилось. Чтобы ладно вышло.
Если вот так суметь, и огурцы, и компоты, и картины, всё у нас получится. Трудно это, конечно. Потому что, если осознаешь, что не всё ты сам, столько сложностей сразу появляется: и путаешься, и сомневаешься, и ужасаешься своей слабости, и просишь у Бога помощи.
Но оно того стоит. Я вот верю, что только так получается красота. И настоящая радость для людей — только так рождается.
Думаю, это и есть самый верный девиз для души:
«Господи, что ты хочешь, чтобы я сделал?»
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема