
Мы ничего хорошего не делаем сами. Как? А вот так. Всё, что мы делаем стоящего, мы делаем только с Богом вместе. Только в слиянии нашего труда с его помощью. Всё, от вкусного компота до гениальной скрипичной сонаты человек создаёт при участии Бога. Вот, именно поэтому композитор подчас не совсем понимает, как у него вышла такая волшебная музыка, потому-то поэт не может взять да и писать всегда гениальные стихи. Не может, ни один.
Поймите, это же доказательство, вот оно!
Если бы было иначе, не существовало бы слова «вдохновение». Конечно, люди творчества зависят от этого таинства больше, чем кто-либо. Потому что ремесла в искусстве немного. Мало там повторяющегося умения. Но ведь и в ремесле иногда обычно выходит, а иногда — вдохновенно. И люди тогда говорят: «С душой сделано».
Что же такое это самое вдохновение? Мне кажется, оно похоже на диктант, на удивительные подсказки, который мы слышим, когда трудимся вместе с Богом. Такой тихий голос внутри, направляющий. И когда нам удаётся соединить своё делание с этим тихим голосом, когда это сливается воедино — тогда и случается искусство, тогда — «с душой» выходит.
Ахматова звала этот голос «погудкой», Пастернак так и называл это — «таинственный диктант». И Пушкин тоже верил в Глас Божий.
Всегда ли в искусстве присутствует Божья Помощь? Наверное, увы, не всегда. Но в лучших творениях людей её обязательно почувствуешь.
Один великий архитектор на построенном храме даже надпись выгравировал: «Господи, что ты хочешь, чтобы я ещё сделал?» Другие мастера там свои имена гравировали, чтобы помнили автора, а он — спрашивал Бога о о его воле, о его задании для себя.
Человек тот искал Божьего пути, жаждал того самого диктанта.
А если мы одни, только сами? Нет. Не бывает так. Свято место пусто не бывает. Когда мы полагаем, что только САМИ, мы опять не одни. Только в этом случае всё очень плохо.
К несчастью, сейчас в искусстве очень много выдуманного человеком, с целью быть необычным. Такую задачу люди себе начали ставить: сделать так, как никто ещё не делал. Придумать новенькое, чтобы ахнули все, чтобы слава пришла.
Вы слышите разницу? Не «Господи, что Ты хочешь?», а — «я хочу так, как никто».
Концептуальное искусство — оно так и называется, потому что построено на концепции. На холодной мысли. Нарезал человек акулу дольками, разместил в формалине — идея! Я не шучу, это выставлено в музее современного искусства, честное слово.
А знаете, чем оно, это концептуальное искусство, отличатся? В нём нет тайны для автора. Про картину свою художник не всё знает, смутно понимает, повторить — не сможет. А тут — всё автору известно, всё он может повторить — только он хозяин. То есть, он так думает, что он один. А хозяин там не он. Хозяин там Мастер холодной логики. И это — совсем не Бог. Господь не логичен. Любовь не логична. Красота не логична. Во всём прекрасном есть тайна, недоступная анализу. И когда человек создаёт «умствование» — а именно так я вижу концептуальное искусство — к нему в начальники вступает лукавый.
Холодная, стерильная идея — самое лучшее место для грязи.
Вы спросите: а зачем ты нам это рассказываешь? Мы же не все художники.
Да дело в том, что это всем нам урок. Мысль, «Я всё сам, я буду лучше всех» — ведёт по страшной дороге. Каким бы делом я ни занималась, если я буду растить огурцы с мыслью «я сама выращу огурцы лучше, чем у соседей» — не будет мне хороших огурцов.
Во-первых, я буду не за своими огурцами глядеть, а за чужими подглядывать. Во-вторых, зависть во мне заведётся, тревога, гордыня. Так не только на грядках, так в душе сорняки вырастут. А уж коли и в душе сорняки — какой там урожай на грядках...
Как же мне огурцы растить? А с молитвой, с Божьей помощью и со старанием. Да мечтать не о том, чтобы лучше всех, а о том, чтобы хорошо получилось. Чтобы ладно вышло.
Если вот так суметь, и огурцы, и компоты, и картины, всё у нас получится. Трудно это, конечно. Потому что, если осознаешь, что не всё ты сам, столько сложностей сразу появляется: и путаешься, и сомневаешься, и ужасаешься своей слабости, и просишь у Бога помощи.
Но оно того стоит. Я вот верю, что только так получается красота. И настоящая радость для людей — только так рождается.
Думаю, это и есть самый верный девиз для души:
«Господи, что ты хочешь, чтобы я сделал?»
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема