Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Музыкальное творчество для детей с особенностями». Светлый вечер с мон. Евфросинией (Матвеевой)

«Музыкальное творчество для детей с особенностями». Светлый вечер с мон. Евфросинией (Матвеевой)



У нас в гостях была монахиня Ефросиния Матвеева.

Мы говорили об особенностях монашеской жизни при Гробе Господнем, об организации паломнических поездок на Святую Землю, а также о помощи «Сергиево-Посадскому детскому дому-интернату слепоглухих» и о том, как творчество и музыка меняет жизнь таких особенных детей.


Лиза Горская:

— В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь, с вами, в студии — Лиза Горская, и сегодня у нас в гостях монахиня Евфросиния, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и продюсер, автор проекта: Оратория о Святой Земле «Прощальный час в Иерусалиме». Здравствуйте, матушка!

Мон.Евфросиния:

— Здравствуйте!

Лиза Горская:

— Я предлагаю, в этот раз, прямо начать с музыки, а потом — мы будем о ней говорить. Что мы сейчас будем слушать? Вы предлагали, матушка, начать со «Смоковницы»?

Мон.Евфросиния:

— Да. Так как у нас сейчас идёт Великий пост, я хочу, чтобы вы послушали покаянную песню «Смоковница».

-ПЕСНЯ-

Лиза Горская:

— Необычная композиция! У меня, прямо сразу, несколько вопросов — не знаю, с какого начать.

Во-первых, кто — автор? Откуда такая необычная аранжировка? Сама форма исполнения — солист, слышен профессиональный оперный вокал, хор, развитие такое музыкальное... ну... непривычное... действительно, достаточно длинная композиция, но она захватывает, за счёт своей динамичности.

Вот, давайте, начнём с того, кто исполняет, и потом — расскажите, откуда вот эта музыка удивительная.

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, дело в том, что сама музыка — она, действительно, такая... ну... я бы её назвала шедевром. Это, действительно, искусство. Просто у нас исполняли ведущие солисты Мариинского театра — это прежде всего. Это — Василий Герелло, Роман Бурденко, Татьяна Павловская, Юлия Маточкина и Владимир Феляуэр, бас.

И они согласились спеть вот именно... исполнить 15 композиций наших дореволюционных вот этих кантов. Это — дореволюционные канты, которые писались ещё при царе Николае II, когда было открыто Императорское православное Палестинское общество, руководителем которого был Великий князь Сергей Александрович и Елизавета Фёдоровна Романова. У меня даже фонд назван в честь её памяти.

Дело в том, что когда паломники...

Лиза Горская:

— Извините... я тоже названа в честь её памяти!

Мон.Евфросиния:

— Да? Правда? Здорово!

И когда открыли паломничество, построили много монастырей — вот именно там, на Святой Земле — купили очень много мест... это вот — Антонин Капустин, архимандрит, занимался покупками, и — Императорское православное Палестинское общество. И сама Елизавета Фёдоровна, побывавшая... она один раз побывала на Святой Земле, и она говорит: «Господи, дай мне, чтобы я здесь была захоронена!» — и, Вы знаете, её, действительно, слова Господь исполнил, и она сейчас захоронена — её гробница стоит в храме святой Марии Магдалины, который находится в Гефсимании. Это — Русская Зарубежная Церковь.

И сама Елизавета Фёдоровна, побывавшая один раз только в Иерусалиме, так же открыла Императорское православное Палестинское общество в Москве, и она каждого паломника, когда открыли паломничество первое — она каждого паломника благословляла книжицей, где были написаны вот эти стихи, вот эти канты. Представляете? Также, она благословляла Евангелием и Псалтырью. Вот — три книжечки были.

И я обратилась в архивы женского монастыря Спасо-Вознесенского, Зарубежной Церкви, в Горненский женский монастырь, потом — в Греческую Патриархию. Я собирала вот эти песнопения.

Даже вот у нас есть некоторые матушки, которые просто напевали — вот, «Смоковница», «Закхей» песня... Я им ставила телефон, или диктофон, и они, девяностолетние монашки — они просто напевали эти песни, и мы потом делали аранжировку — переложение на хор, на оркестр и на солистов. И плюс ещё — на детский хор, потому, что у нас слепые дети здесь даже задействованы.

Лиза Горская:

— А расскажите поподробнее, пожалуйста, об этом.

Мон.Евфросиния:

— Значит, смотрите... я курирую Детский дом слепо-глухих в Сергиевом Посаде уже около 10 лет. И в Детском доме прекрасный есть ансамбль. И владыка Феогност, который возглавлял раньше... ну, вот, недавно его только...

Лиза Горская:

— ... Троице-Сергиеву Лавру...

Мон.Евфросиния:

— ...Сергиевой Лавры, да... владыка Феогност — он построил храм, прямо там, в честь явления иконы Божией Матери преподобному Сергию.

И эти дети — поют на клиросе! Они слепые — поют, а глухие — прислуживают в алтаре, мальчики. И — проповеди читают. У них — свой храм. Сначала был такой — домовой, небольшой, потом владыка построил большой храм. Он опекал тоже, помогал, и батюшку туда благословил — там постоянно, каждый день, службы проходят, дети исповедуются, они там и Причащаются, и сами — и поют, и всё... вот.

У них есть свой ансамбль. Ансамбль называется «Преодоление». И вот, они поют разные... находят песнопения — и просто поют. Но я, как-то, с руководителем один раз поговорила, и говорю: «А что вы поёте?» Он говорит: «Матушка, да мы берём... там... Стаса Михайлова, например... караоке такие. Вот, разучивают песенки — и поют». Я говорю: «Как бы хотелось, чтобы, всё-таки, были более духовные произведения!» Потому, что дети — они сложные, они не только слепые, они — слепо-глухие, и у них ещё есть... как бы вот... недоразвитые... ну... там... сложные заболевания разные, и им необходимо, например, чтобы они пели такие духовные произведения — потому, что они одну песню разучивают целый месяц.

Лиза Горская:

— Ну, конечно, важно содержание этой песни!

Мон.Евфросиния:

— Содержание... чтобы они повторяли каждое слово, входили... то есть, мы создали такие песни... то есть — ты окунулся в Евангелие.

Вы знаете, когда даже большевики пришли, они отнимали у всех людей Евангелие, и расстреливали этих людей. А те, которые побывали на Святой Земле — у них хранились вот эти канты, песнопения. И, когда уничтожали у всех Евангелие, то люди, читая и поя вот эти произведения — просто пели — они, конечно, вспоминали Евангелие... значит, они полностью производили Евангелие.

Лиза Горская:

— Ну, евангельские какие-то сюжеты...

Мон.Евфросиния:

— Сюжеты... сюжеты... вот именно... вот, эти канты — они построены на сюжетах. На притчах Господних, на страдании Господа, на Его Воскресении, как Он родился, как Он апостолов призвал — то есть, у нас вот эти все песни именно подготовлены... ещё есть, помимо притч — подготовлены к Двунадесятым праздникам. То есть, 12 песен — именно, вот, все события, связанные со Спасителем, земной Его жизнью.

То есть, вот — Рождество — родился, потом — крестился, Крещение, как там Иоанн Креститель крестил Господа, затем... ну, вот... Его Страдания, например... затем — притчи, вот — Закхей, исцеление слепого, затем — Галилейское море, призвание апостолов — ну, вот, такие все песнопения. Мы вот решили всё сложить и сделать такую ораторию.

Оратория — она... понимаете... там же не только музыка, там ещё и зачитывание будет. То есть, у нас будут артисты «Современника» — мы берём верующих, которые будут перед каждой песней зачитывать пророчества о Христе — их 364 пророчества. И вот, как вот... знаете... идёт служба перед праздником — ну, например, Рождество — сколько мы читаем пророчеств о том, что вот должен родиться Христос — и всё, и Литургия, Христос родился, и вот этот тропарь Рождества. То есть, у нас так же будет, только, вот именно, в таком варианте, как канты — чтобы люди могли слышать, чтобы эти песни запоминались.

Моя была задача — возродить традицию дореволюционную, чтобы вот... ну... знаете, как это было...

Первое. Когда получали от Елизаветы Фёдоровны вот эти канты, люди приезжали на Святую Землю — самолётов-то не было, все кораблём переправлялись в порт Яффу, и затем — пешком шли по святым местам. Кто не мог, кто был больной — их садили на осла, и вот, на ослах... там... кто — пешком... вот так добирались. Даже вот перевозили колокол один на Елеон, представляете, да?

Лиза Горская:

— На гору?

Мон.Евфросиния:

— На гору Елеон. А он туда не подошёл. И вот, колокол с Гроба Господня поменяли на колокол вот тот, что... на Елеон, представляете? У Гроба Господня сейчас — именно колокол русский, русских наших паломников, которые просто катили из Яффы — всё-таки, 80 км...

Лиза Горская:

— Сколько он весит? Там — много тонн?

Мон.Евфросиния:

— Там много тонн! И даже когда этот колокол... ну... кому-то задел, там... немножко навалился на ногу...

Лиза Горская:

— Немножко...

Мон.Евфросиния:

— Да, немножко — это несколько тонн, и они радостно говорили: «Господи, слава Тебе, Господи, что мы на Святой Земле пострадали!»

Лиза Горская:

— «Господь благословил нас колоколом!»

Мон.Евфросиния:

— Да, колоколом благословил! Вот. И вот, такое чудо, что вот этот колокол — это русский колокол у Гроба Господня.

И они, вот, например, приходят в Вифлеем — и все поют «Ночь тиха над Палестиной», другие песнопения — всё, что касается Спасителя, как Он родился. Затем, идут на Иордан — и вот они поют «В далёкой стране Палестины...» — вот эта знаменитая песня, которую мы сейчас...

То есть, люди стали забывать эти песни. И раньше... и даже сейчас вот, в монашестве, если вы приходите в какие-то монастыри — ну, вот, в Горненский женский монастырь, другие... вот, в Толге, у матушки Варвары — вы знаете, это такое чудо: служба, после службы все идут в трапезную, и, после того, как покушают все, то начинают петь, и поют вот эти, как раз, песнопения.

Часть вот этих песнопений матушка Варвара мне нашла. Потому, что она с 1970 года по 1982 год несла послушание в Горненском женском монастыре, и она так же это собирала. И у неё такая прямо книжица сохранилась. Я говорю: «Матушка, дайте нам ноты, вместе с этими песнопениями, с кантами», — и она тоже половину насобирала нам.

И я хочу сказать, что вот эти песни... я хочу это возродить, понимаете? Чтобы каждый человек не пел вот эти песни вульгарные... то есть, первое — это вклад в культуру. Второе — это помощь детям, помощь детям нашим слепым. Потому, что — это у них идёт такой стимул! Когда они поют эти песни, они в это время молятся.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Лиза Горская:

— Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер». Здесь, в студии, Лиза Горская и монахиня Евфросиния, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, а также матушка — продюсер и автор проекта: Оратория о Святой Земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Такие разные у нас с Вами темы обрисовались... с одной стороны, действительно, возрождение вот этой традиции музыкальной русской, с другой стороны... даже не знаю, как сказать... это — помощь, это — социализация, это... вот, то, что происходит со слепыми, глухими детьми, когда они вовлекаются в этот грандиозный музыкальный проект. Каким словом это назвать?

Мон.Евфросиния:

— Что?

Лиза Горская:

— Ну... это у них какой-то стимул, наверное, к жизни, это — смысл...

Мон.Евфросиния:

— Стимул к жизни, да! Понимаете, им самое главное — чувствовать себя в обществе... ну... как сказать... не ущемлёнными, а быть — равными. Понимаете?

И когда мы это им даём — тем более, выступить, например, с солистами Мариинского театра — вот это ничего себе! Не каждый ребёнок может вот так, даже из музыкальной школы, выступить с Мариинским театром. А здесь — вот, это да!

Тем более, мы хотим ещё, чтобы с этим концертом поехать по другим странам мира. Понимаете, они чувствуют всё сердцем! Они видят сердцем.

Лиза Горская:

— А как это происходит? Как? Вот, Вы же к нам в студию принесли уже готовый диск — я так понимаю, что колоссальная работа уже проделана. Впереди тоже концерты, гастроли... А вот, как это происходит технически, как сейчас принято говорить? Солисты приезжают к детям? Дети приезжают к солистам? С ними занимаются преподаватели? Что вот... как они живут?

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, ну... так как, дети-то — они уже с 5 лет обучаются в этом Детском доме-интернате. Они занимаются, у них есть преподаватель. То есть, они поют — прекрасно. А здесь...

Лиза Горская:

— Это же какой-то очень старый наш интернат — я помню, ещё в советское время мой брат туда ездил, когда я маленькая была. «Загорский Детский дом» он назывался.

Мон.Евфросиния:

— Это — единственный такой Детский дом-интернат для слепо-глухих в России, вообще — в Советском Союзе был. Со всех мест приезжали слепо-глухие дети, и они там обучались. Просто, есть и от нормальных родителей, есть и от тех родителей, которые бросали этих детей. И вот, последние дети, которые, как раз, у меня поют — это 15-20 человек, которые и слепые, и глухие — и они были выброшены родителями, некоторые избивали — и дети ослепли, некоторые — просто в помойках их находили завязанными — вот, именно эти детки-сироты, которые именно вот...

Лиза Горская:

— Социальные сироты.

Мон.Евфросиния:

— ... социальные сиротки — я их взяла, как раз вот, в наш проект. Потому, что и так у них очень сложная жизнь была, страшная. И поэтому, я им хотела вот такую помощь сделать.

И, потом, самое главное, когда был Советский Союз, то был такой Центр — общежития, была работа, им давали заработную плату, они жили спокойно, их кормили. А потому, когда Советский Союз разрушился — ну, ушёл, да — то в России уже вот этого общежития и работы нет. То есть, выходят дети после 18 лет — слепые, глухие, никому не нужны, на работу их не берут, жилья — нет. Им приписывают какую-то комнатку, приезжаем — дом разрушен. То есть, практически, становятся бомжами.

И я когда увидела вот это, у меня стало... ну, вот... моя задача — как-то их вернуть к жизни, чтобы они не отчаивались, чтобы у них депрессии не было, понимаете?

И мы решили, с директором Детского дома Галиной Константиновной Епифановой, как-то организовать строительство реабилитационного центра для слепо-глухих, которые после 18 лет выходят — мы им даём работу.

Значит, они... например, ансамбль — чтобы он не распадался! Представляете, вот, они с 5 лет поют, поют, потом — раз, выходят — всё, до свидания...

Лиза Горская:

— Делай, что хочешь...

Мон.Евфросиния:

— ... и делай, что хочешь! А здесь, если они будут жить в реабилитационном центре, у них сохранится ансамбль.

Потом, я придумала такую работу — для тех, кто не поёт. Это — разливание нардового мира.

Лиза Горская:

— Это — что такое?

Мон.Евфросиния:

— Это — миро, которое мы воссоздали. 2000-летняя традиция такая — нардовое миро — когда Господь простил блуднице, и она полила моги Ему этим миром. И Господь ей простил все грехи, и говорит: «Иди, и больше не греши!»

И вот это... мне так захотелось! Думаю: «Надо же! Что это за миро такое?» — вот, у меня был всегда вопрос.

И вот, когда я была в греческом монастыре, в Крестном, то у нас там — очень шикарная библиотека, и нужно было там от червячков спасать книги. Вот, пришли иудеи, и они стали прочищать там всякими средствами. И, пока я там сидела, Патриарх дал послушание с ними находиться в этой библиотеке, и я просматривала книги — и увидела старинную Синаксарь IV века, византийскую. Представляете?

Лиза Горская:

— Не представляю!

Мон.Евфросиния:

— И там... да, IV век, Византия... и там был, как раз, в Синаксари, описан рецепт нардового мира — как это делалось.

Я схватила это, потом с греческого перевели на французский, отправила на завод во Францию, в Грасси — ну, тоже, знаете, у меня путешествия были большие. Мы даже с матушкой игуменьей Костромской, когда я несла послушание там ( это — 90-е годы, восстанавливали ), поехали во Францию, увидели, как делают французы ладан с таким запахом. Они меня познакомили с директором завода, и вот, мы, как-то, задружились.

Я говорю: «А вы вот этот рецепт можете сделать — нардового мира?» Они говорят: «У нас нарда нет во Франции, но мы можем...»

Лиза Горская:

— А что это такое?

Мон.Евфросиния:

— Нард — это цветок, выжимка. И он... знаете... он — это самый лучший запах считался. Женщины экономили на еде, чтобы у каждого была хотя бы капелька.

Ведь, когда... помните, Иуда сказал Господу: «Зачем такая трата?» То есть, она взяла кувшин, и полила Господу ноги... да... и Иуда говорит: «Зачем такая трата? Лучше бы, продать, и раздать нищим эти деньги!» Господь говорит: «Нищих вы имеете всегда, а Меня... как бы... забываете. Она подготовила Меня к погребению. Она сделала доброе для Меня».

И, естественно, вот это нардовое миро я научила детей разливать. У нас там целая прямо сейчас фабрика... ну, там... не фабрика, а такая комнатушка...

Лиза Горская:

— Так, где цветок-то взяли?

Мон.Евфросиния:

— Цветы покупают в Индии. Там, в Евангелии, так и написано, что эти цветы — только в Индии растут. И вот, французы закупают цветы, делают во Франции выжимку, и все ингредиенты добавляют — вот, то, что там написано в рецепте. Присылают в Израиль, я всё освящаю — там около 300 святынь. То есть, я беру с лампадки с разных мест масло, туда добавляю, в это нардовое миро, и люди приезжают — понимаете, они исцеляются даже многие! Это — как благословение Гроба Господня.

Люди встали, допустим, взяли нардовое миро... утром проснулись, помазали лоб себе — благословение от Гроба Господня.

У меня даже там — от лампадки Благодатного Огня! Когда Благодатный Огонь сходит, и вот эта зажигается лампадка — и вот, раздают всего четыре таких маленьких сосудика. Отправляют на Афон, и дают мне — для детей. Понимаете? И вот, мы туда добавляем... то есть, вот, у нас даже...

Лиза Горская:

— Детишки — разливают...

Мон.Евфросиния:

— Да. А как они разливают? Мы купили оборудование им, и, вот так, на кнопочку нажимают — и льётся вот это миро, соответственно, там — 10 мл, 20 мл — и они вот так... у них очень развиты руки — они вот так разливают...

Лиза Горская:

— Это же важно — мелкая моторика... для всех для нас, кстати, у которых руки уже под телефон заточены!

Мон.Евфросиния:

— Да. И, Вы знаете, вот кто нам помог записать этот альбом — потому, что два альбома мы уже записали... это было, всё-таки, 14-15 песен... 15 песен мы записали, да. Представляете, на Мосфильме — к кому мы ни обращались за помощью — и никто не помог, кроме некоторых людей... вот... единицы. Вот, например, такие, как... просто вот, частный такой благодетель... я прямо хочу их назвать, можно по именам?

Лиза Горская:

— Да, конечно!

Мон.Евфросиния:

— Чтобы все люди знали, кто помогает детям. Это Жанна Анатольевна Малевская — спасибо ей, она помогла сделать первый диск. Потом — Боря Корчевников помог сделать второй диск.

Чем он помог? Он: «Матушка, что Вы здесь сидите? У Вас — нардовое миро, Вы делаете прекрасные парфюмерные композиции!» Познакомилась с Нежлой Барбир, когда мы ездили с детьми выступать во Францию, и с Макарскими... вот... там ещё Селезнёва была — в Россотрудничестве. К 1000-летию князя Владимира мы сделали концерт большой со слепыми детьми — там все плакали, конечно. Вот. И... познакомились... Нежла Барбир пришла — один из лучших парфюмеров Франции, которая работает на модный дом «Христиан Диор», на «Шанель», вот это... Она говорит: «Матушка, что вам помочь? Что деткам помочь?» Я говорю: «Сделайте нам православные духи — начиная от Рождества до Пасхи!» И она сделала нам духи — ассоциацию вызывают, понимаете — из натуральных вот этих всех, да... И вот, сейчас эти дети — уже после 18 лет — я их взяла на работу, и они вот разливают вот это... нашу такую... благовония-парфюмерию...

Лиза Горская:

— ... за которую, более 100 лет назад, женщины готовы были поесть поменьше...

Мон.Евфросиния:

— Нет, это — за нардовое миро!

Лиза Горская:

— А, это другое!...

Мон.Евфросиния:

— Это — другое.

Лиза Горская:

— А, то есть, это — новое поколение!

Мон.Евфросиния:

— Это — новое поколение, «От Рождества до Пасхи» — это сделаны вот такие духи-благовония.

И вот, Боря говорит: «Слушай, у нас же Телемагазин на „Спасе“ есть — давай, мы... это самое... попробуем?» И вот, мы, как раз, смогли это всё попродавать — то есть, слепые участвовали в этом проекте. Представляете, дети слепые — пели, а дети, вышедшие из Детского дома, уже взрослые, они, разливая вот это, продавали на Телемагазине, заработали денег, и записали вот — 2 альбома.

Лиза Горская:

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Я напоминаю, что у нас в гостях монахиня Евфросиния, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, а также — автор проекта: Оратория о Святой земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Оставайтесь с нами. Мы вернёмся через минуту.

-ПЕНИЕ-

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Лиза Горская:

— «Светлый вечер» в эфире радио «Вера». Здесь, с вами, в студии Лиза Горская и монахиня Евфросиния Матвеева, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, продюсер, автор проекта: Оратория о Святой земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Я хочу продолжить разговор вот про этот проект музыкальный. Мы вот сейчас слушали «На мрачной горе» — что это, это тоже кант?

Мон.Евфросиния:

— Да, это кант. Даже... Вы знаете, отца Николая Гурьянова. Он создал такую при жизни книгу, и вот эти он тоже канты некоторые, дореволюционные — он собирал. И, Вы знаете, даже вот эта песнь «На мрачной горе» — она вошла в его книгу. Это тоже такая — древняя, старинная песня, которую пели паломники у Креста Господня, на Голгофе.

Лиза Горская:

— А кто солист? Опять же...

Мон.Евфросиния:

— Солист — Роман Бурденко, Юлия Маточкина, Патриарший хор у меня здесь исполняет плюс ещё. И здесь также я взяла хор мальчиков из училища Глинки, из Санкт-Петербурга, 45 человек. Представляете, да? То есть, очень много...

Лиза Горская:

— А детишки слепые — тоже здесь?

Мон.Евфросиния:

— Слепые — тоже есть здесь, да.

Лиза Горская:

— Расскажите вот про эти диски... или диск... сколько дисков у Вас записано, и... тоже — как Вам удалось это сделать? Потому, что, я думаю, ни для кого не секрет, что запись — студийная запись, выпуск диска — это очень трудоёмкий и затратный процесс.

Мон.Евфросиния:

— Очень затратный, очень! Получилось так, что мы работали... весь наш проект на Мосфильме создавался. Потому, что на Мосфильме очень хорошие студии, именно предназначенные для записи больших хоров, оркестра и солистов.

И вот, мы назначали... в течение двух лет, я брала студию — очень хороший звукорежиссёр работал, Геннадий Папин, один из лучших звукорежиссёров в России — и у нас был аранжировщик, самое главное он сделал — переложение на оркестр, на хор, на солистов. Его зовут Вячеслав Ахметзянов. Это, действительно, выдающийся человек. И он говорит: «Матушка, ты знаешь, пока я создавал вот это всё, я сам молился и плакал. Молился за своих детей», — у него последний ребёнок — аутист. И он говорит: «Матушка, это была жертва Богу. Я её с такой любовью создавал! Я сам молился, жена — молилась, все дети молились, пока я писал это всё».

Здесь настолько... даже вот солисты — они благотворительно спели, никто денег с этого не брал, понимаете? Мне пришлось только заплатить за оркестр сам, за запись... но и то у нас вышло в большую сумму. Два диска мы записали — очень дорого получилось.

Лиза Горская:

— Но кто-то помогал?

Мон.Евфросиния:

— Помогал... ну, вот, я, как говорила, что Жанна Анатольевна Малевская помогла, частично, и ещё нам помог Александр Прегман, один из участников — он в Попечительском совете Лавры находится, Голощапов Константин Вениаминович — они строят сейчас реабилитационный центр — слава Богу, началось строительство. Потому, что мы восемь лет обивали пороги, и никто не хотел... говорят: «Матушка, ну... нету финансов... тем более, кризис...»

И вот, такие сердобольные люди, как Голощапов Константин Вениаминович, Александр Прегман, другие — создали такой Попечительский совет с владыкой Феогностом, и стали потихонечку строить. И они, также, помогли на первый диск.

На второй диск говорят: «Матушка — всё, сама делай. Потому, что у нас — стройка», — и то, она уже сейчас остановилась. Опять — кризис, опять — денег нет.

В общем, тяжело всё идёт, тяжело... помоги нам, Господи!

Лиза Горская:

— А что за реабилитационный центр? Это, вот, как раз, центр, где детки смогли бы жить дальше...

Мон.Евфросиния:

— После 18 лет, да. И там будет... мы, как раз, разговаривали с Воробьёвым, который у нас — глава Московской области, и он тоже был на освящении камня — Патриарх приезжал, освящал камень, и все собирались благодетели, и там получилась сумма всего строительства — 850 миллионов рублей.

Лиза Горская:

— А Воробьёв-то помогает?

Мон.Евфросиния:

— Иногда... наверное... помогает чем-то — организовать что-то... ну... финансами — мы, во-первых, к нему ещё не обращались с финансами. Я думаю, что у него и так... как бы... многие обращаются.

Я думаю, Детскому дому он как-то помогает... вот...

Лиза Горская:

— Сумма, которую Вы озвучили — она не такая уж и существенная для бюджета области, с учётом их расходов, например, на пиар...

Мон.Евфросиния:

— 850 миллионов рублей вот пообещал... значит, вот, Голощапов также входит в Попечительский совет Лавры о строительстве реабилитационного центра — он этим занимается. Он вложил свои деньги, потом стал просить других людей, спонсоров — ну, вот, сейчас стройка остановилась, денег не хватает.

Лиза Горская:

— Ну, даст Бог... как-то снова появятся...

Мон.Евфросиния:

— Да, дай Бог! Ну... вот так пока идём, такими маленькими-маленькими шажками.

И вот, я придумала... так, как я ещё являюсь... открыла такое движение международное — в помощь слепо-глухим всего мира. И наш проект такой... так как мы никак не можем найти, всё-таки, денег на сборы — потому, что нам ещё заводик нужно сделать для того, чтобы они могли, помимо того, что в реабилитационном центре они будут жить и учиться, но, чтобы изготавливать миро, или другие... это нужен какой-то маленький заводик, или фабрика. А чтобы это создать, никто денег не даёт. То есть, опять — кризис. Никому ничего не нужно.

И мы решили сделать такую вот...

Лиза Горская:

— А кому нужно — у того денег нет.

Мон.Евфросиния:

— Да... открыли такое международное движение — причём, я в Израиле открыла, я там живу 25 лет, этот альбом, кстати, посвятила 25-летию пребывания на Святой Земле, как благодарность Богу, что Он меня там держит, у Гроба Господня, грешную...

Лиза Горская:

— А я Вас ещё спрошу про ваш монастырь Фёдора Стратилата — хотя бы пару слов нам нужно успеть рассказать в этой программе.

Мон.Евфросиния:

— Да. Я хотела, просто, рассказать немножко про это движение...

Лиза Горская:

— Да-да-да...

Мон.Евфросиния:

— Вот, немножко... Просто, движение называется в честь принцессы Алисы. Это — племянница нашей Елизаветы Фёдоровны Романовой, и она там же захоронена — в Гефсимании. И когда принц Чарльз приезжал поклониться своей бабушке, послужить панихиду — кстати, он Православие принял — и я там присутствовала, и рассказала про наших деточек.

Оказывается, принцесса Алиса — она родилась глухой, а потом — ослепла, Алиса фон Баттенберг. И у них есть тоже такой реабилитационный центр в Лондоне.

И когда я ему рассказала, как наши дети работают, он говорит: «Матушка, давайте, приезжайте с вашими детьми к нам, и сделаем концерт».

И мы решили сделать такой концерт — после России поехать в Лондон, спеть наши все песнопения на русском языке — вот, именно ораторию...

Лиза Горская:

— И у вас будет концерт в Лондоне?

Мон.Евфросиния:

— В Альберт-холле, да.

Лиза Горская:

— Ничего себе!

Мон.Евфросиния:

— У нас планируется на следующий год в Альберт-холле вот этот концерт — и в честь, опять, бабушки Алисы фон Баттенберг, принцессы Алисы. Просто, мы её имя вспомним — потому, что она делала очень много добра людям, несмотря на то, что она была слепая и глухая.

Лиза Горская:

— Я просто ни разу не слышала, именно в качестве утверждения, то, что принц Чарльз принял Православие! Я слышала, что он интересуется...

Мон.Евфросиния:

— Нет, нет, нет — у меня есть даже записи, где он и по-православному крестится. Он на Афоне сделал это... у него была другая, англиканская, вера, а он — покрестился! На Афоне.

Лиза Горская:

— Удивительно! И когда, в каком году?

Мон.Евфросиния:

— Я не знаю, в каком году, но это вот мне сказали — он в Ватопеде, по-моему, крестился. И у него даже келья своя там есть. Он приезжает очень часто на Афон.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

Лиза Горская:

— Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер».

Матушка, у нас не очень много времени осталось — расскажите, пожалуйста, ещё про концерты. Вот, мы говорили о планах ваших относительно концертов в Лондоне, а поближе что-то — планируется?

Мон.Евфросиния:

— Мы первый концерт — тем более, у нас будут репетиции — нам помог глава Администрации района, Токарев — помог нам дать зал бесплатно.

Лиза Горская:

— Сергиево-Посадского, да?

Мон.Евфросиния:

— Да, Сергиево-Посадского района. Дали бесплатно зал — Дворец Культуры имени Гагарина — это на 5-6 число. Сам концерт состоится 6 мая в 19.00. Сейчас мы хотим подготовиться к этому концерту.

У нас, помимо песен, вот этой оратории, у нас ещё будет песочная анимация — цветная песочная анимация, и работают, конечно, самые лучшие люди: режиссёр Мариинского театра, плюс — художники у нас самые профессиональные. Даже, причём, наши художники, которые уже работают в Ницце — мы их берём оттуда, перевозим сюда, для нашей работы.

Лиза Горская:

— Ближе — не нашлось?

Мон.Евфросиния:

— Ближе — не нашлось, да. Ну... нет... нашлось, мы взяли художницу тоже Мариинского театра — она делала... мы подготовили с ней клипы — уже выпустили их на телевидение. А вот именно для оратории — у нас так... более глобальный проект, поэтому мы взяли другого художника, более такого... который может работать...

Лиза Горская:

— ... масштабно...

Мон.Евфросиния:

— ... с цветным песком, также — и с маленьким, и с крупным. Ну, в общем... там масштабная работа, да. Очень.

Лиза Горская:

— А детишки участвуют как-то в подготовке, или уже будут только на концерт...

Мон.Евфросиния:

— Они будут петь, они будут участвовать — у нас там режиссура, это как мини-спектакль такой будет. То есть... они там и сами будут участвовать.

Лиза Горская:

— Это — какой по счёту концерт ваш в проекте?

Мон.Евфросиния?

— Какой... концерт — первый, это — премьера! Это — мировая премьера, состоится в Сергиевой Лавре, и там Московская Духовная Академия примет участие...

Лиза Горская:

— А Вы молчите!

Мон.Евфросиния:

— Да! Я не молчу — я поэтому и пришла сказать, что первый концерт — это благословение преподобного Сергия Радонежского! Именно оттуда мы хотим сделать турне уже по всему миру.

И на следующий год, а может — в этом году, дай Бог, в октябре месяце ( мы сейчас будем обговаривать ) — сделать в Зарядье концерт, или ещё — Крокус-холл нам предложили. Ну, посмотрим! Как народ пойдёт...

Лиза Горская:

— А вы — выбираете... А! И вы будете смотреть, что у вас будет в мае, на концерте в Сергиевом Посаде?

Мон.Евфросиния:

— Да, как воспримут люди, вообще, вот это... ну... это же — возрождение Православия, возрождение нашей культуры, и как люди — оценят ли они? Вот, эти шедевры наши, которые — мы работали, трудились, и день, и ночь, и пот проливали...

Действительно, ну, представьте себе: 60 человек — оркестр, 45 человек — хора, дети поют, солисты поют — то есть, здесь сколько людей было задействовано, понимаете? 105 человек — только на сцене. Плюс — театр «Современник», Галина Борисовна Волчек даёт нам самых лучших артистов. Это — Гафт, это — Алёна Бабенко... ну, несмотря на то, что он болеет. Я говорю: «Валентин, мы Вас посадим в кресло, и Вы будете читать Пророчества о Христе».

Лиза Горская:

— Ещё раз, напомните, пожалуйста — где, когда, и как попасть на этот концерт?

Мон.Евфросиния:

— 6 мая, но билеты — в кассах Дворца Культуры можно купить. 6 мая, в 19.00 — это будет открытие...

Лиза Горская:

— В Сергиевом Посаде...

Мон.Евфросиния:

— ... в Сергиевом Посаде...

Лиза Горская:

— ... и Дворец Культуры — тоже в Сергиевом Посаде?

Мон.Евфросиния:

— Да, Дворец Культуры им. Гагарина Сергиева Посада — как благословение преподобного Сергия. Заодно, зайдёте, помолитесь у Преподобного, приложитесь к мощам, я вам это...

Лиза Горская:

— Или, наоборот — к Преподобному, а заодно — на концерт.

Мон.Евфросиния:

— Вот! К Преподобному, а потом — на концерт. Это будет — самое лучшее.

Лиза Горская:

— А если кто-то не запомнил сейчас, а потом: «О!... А какой-то где-то концерт в Сергиевом Посаде замечательный...» — как вас найти? В интернете где-нибудь есть информация?

Мон.Евфросиния:

— Да: elisaveta-fond.ru — у нас будет там вся информация.

Лиза Горская:

— Это — сайт фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Фёдоровны Романовой.

Мон.Евфросиния:

— elisaveta-fond.ru

Лиза Горская:

— У меня к Вам личный вопрос: почему Вас настолько трогает именно эта тема — помощи слепым деткам? Вот, Вас лично — монахиню Евфросинию Матвееву?

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, я их один раз увидела на одном концерте, на фестивале. Дети поехали в Великий Устюг. Одна моя знакомая, Маргарита Буряк, из фонда «Миссия» — она каждый год к Деду Морозу возит по 300 детей. Собирает самых больных, сирот — и вот, она возит их благотворительно к Деду Морозу. И там устраивают фестиваль — кто лучше споёт, или кто лучше станцует — ну, вот такое...

И мы вот увидели — она меня пригласила, и 4 дня мы там были — и вот, когда я увидела на этом фестивале, как дети поют о России... тем более, я живу у Гроба Господня, каждый день свечу ставлю у Гроба Господня за Россию, молюсь и очень люблю Россию — и тут они поют: «Поднимись, Святая Русь, здесь живу, и здесь молюсь. Православная страна — ты, Россия, мать моя!»

Мы — как заплачем! Там такая песня — это, кстати, Стас Михайлов, по-моему, написал её — они переделали, и вот, они, в такой манере, спели. И мы все — плачем, все — встали, аплодируем им, конечно, и я говорю: «Господи, как бы я хотела этих детей на Святую Землю свозить!» И вот — началась у нас такая дружба.

Свозила их один раз, потом — второй раз, третий раз — потому, что их 250 человек, невозможно же всех сразу вывезти, поэтому мы группками вывозили — и двое получили светоощущение! Вот, как они молятся! Их молитва — сразу на Престол!

И мне захотелось им помочь, потому, что они... вот... когда я узнала проблему, что выходят дети — представляете, сколько в них сейчас вкладывается труда, заботы, и бюджета, и всего на свете — и после 18 лет они никому не нужны!

Вот, для меня это так стало больно, что ни в одной стране мира такого нет! В Израиле — какие там реабилитационные центры! В Лондоне — какой реабилитационные центр! Понимаете? Одна Королева жертвует на этот реабилитационный центр 60 миллионов фунтов стерлингов в год! А принцесса Анна, дочь её родная — она содержит вот этот реабилитационный центр. Так они даже там не работают! Они просто... у них там — фитнес... у них там 2000 человек медиков задействовано, представляете? У всех — свои квартиры, у всех всё хорошо... то есть, вообще, замечательно! То есть, у них настолько вот эта социальная система работает...

А я говорю: «А у нас слепые — работают...» — «Матушка, приезжайте, научите, мастер-классы сделайте!» И вот, принц Чарльз меня, как раз, с принцессой Анной хотел познакомить, чтобы мы полностью обсудили нашу работу, чтобы я могла показать... потому, что, говорит: «У нас нет работы для слепо-глухих. И то, что Вы можете дать — для нас это будет великое событие! Поэтому, матушка, приезжайте...» Я говорю: «Хорошо. Мы тогда дадим концерт в Альберт-холле — нам бы, конечно, хотелось собрать деньги и на реабилитационный центр, и, самое главное, на учебно-производственный комплекс, который я развиваю, и хочу всем странам мира показать, как идёт вот эта упаковка, разливка, и так далее — то есть, обменяться опытом, и...»

Ну, вот, поэтому...

Лиза Горская:

— Вы сейчас, матушка, пожалуйста, коротко расскажите — если вдруг кто-то из наших слушателей захотел как-то поучаствовать, помочь строительству этого реабилитационного центра — как это сделать?

Мон.Евфросиния:

— Знаете, лучше не строительству реабилитационного центра — потому, что там сейчас Попечительский совет Лавры. Они сами собирают уже на высоком уровне.

Самое главное — учебно-производственный комплекс, который я сейчас создала, и мы... что для них нужно: им нужна работа, им нужны деньги. Вот, что нужно слепо-глухим.

Лиза Горская:

— Ну, вот, кто-то услышал и загорелся этой идеей, и имеет какие-то возможности — что ему делать?

Мон.Евфросиния:

— elisaveta-fond.ru

Лиза Горская:

— Всё — через фонд...

Мон.Евфросиния:

— Да, и там всё написано, куда можно пожертвовать, что — вот, именно на развитие учебно-производственного комплекса. И — помощь детям.

Лиза Горская:

— Вы столько говорили про обмен опытом, про связи с Великобританией, принцессы... концерты... Вы сами на английском со всеми общаетесь, или через переводчика?

Мон.Евфросиния:

— Я немножко говорю на английском, хотя принц Чарльз говорит: «Как ты хорошо говоришь на английском языке!» — а я ему только два предложения сказала, а он уже говорит...

Лиза Горская:

— Вот, это — галантность, да? Королевская...

Мон.Евфросиния:

— А я... там... с арабским акцентом — потому, что английский я изучала...

Лиза Горская:

— ... с Божьей помощью!

Мон.Евфросиния:

— ... в Израиле с арабами — православными арабами, которые у Гроба Господня...

Лиза Горская:

— Они, кстати, очень понятно говорят...

Мон.Евфросиния:

— Да-да-да...

Лиза Горская:

— ... понятней, чем британцы, зачастую!

Мон.Евфросиния:

— Да, да... потому, что я их — британцев — сама плохо понимаю. А так вот, с арабским, с русским акцентом — у меня хороший английский, можно сказать!

Лиза Горская:

— Ну, да, да... а эти все британские штучки: в зависимости от того, глухо они произнесли слово, или звонко — оно может иметь противоположное значение! Ну, что это такое?

Расскажите про ваш монастырь. Это — монастырь Фёдора Стратилата в Израиле.

Мон.Евфросиния:

— Это — в Израиле, в Иерусалиме, находится в 100 шагах от Гроба Господня.

Ну, вот, я проживаю в монастыре святого Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона, настоятелем которого является игумен — отец Алексий. И, так же вот, сёстры, которые живут в нашем монастыре — это сёстры из Румынии, из Греции, русские... вообще, Иерусалимская Патриархия — это, как бы, все православные собираются, любой национальности, и молятся у Гроба Господня. Это — то Святогробское Братство. Это — любители Гроба Господня, которые приходят, каются, плачут о грехах... и любят просто Гроб Господень.

Лиза Горская:

— Ну, расскажите, да, может быть, подробнее про послушания, которые есть в монастыре — понятно, что они какие-то особенные, ввиду близости ко Гробу Господню.

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, те, кто... у нас у всех есть свои храмы — вот, Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона — это IV века храм, со времён царицы Елены, 326 год.

Она построила эти все монастыри небольшие, и у нас там есть даже частицы мощей Фёдора Стратилата и Фёдора Тирона — именно двух святых.

Вообще, это своекоштные монастыри.

Лиза Горская:

— Что это за слово такое?

Мон.Евфросиния:

— Своекоштные монастыри — это вот... вот, есть общежительные монастыри, есть — отшельнические, которые были в IV-V веках... ну... и сейчас, может быть, где-то есть, а есть — своекоштные. То есть, есть благословение Патриарха — и ты сам себе зарабатываешь на жизнь. Допустим, плетёшь чётки, потом — отдаёшь кому-то на продажу, тебе дали денюжки — и ты платишь за свет, ремонтируешь свою келью, сам питаешься. То есть, это называется — своекоштный.

Вот, например, когда в Горнем монастыре... ну, случилась Первая Мировая война, и в Горненском монастыре не было средств к существованию, сёстры уходили на строительство дорог — и зарабатывали деньги, и вот так они и проживали. Вот, это тоже... как бы... они уходили в своекоштный такой... монастырь. Понимаете, да?

Лиза Горская:

— Да.

Мон.Евфросиния:

— И вот, у нас — все такие монастыри. То есть, ты сам... вот, именно у Гроба Господня. Потому, что нужно оплачивать и воду, и свет, и платить арнону... арнона — это как налог на собственность, монастырский. Потому, что Старый город — он, всё равно, принадлежит Израилю.

Лиза Горская:

— Ну, да... там какие-то с недвижимостью очень сложные... финансовые нюансы...

Мон.Евфросиния:

— Да-да-да... несмотря на то, что ключники являются вот эти все конфессии — вот, я живу, как раз, в Греческой Патриархии, и у нас вот эти 11 монастырей вокруг Гроба Господня — и все они своекоштные, все сёстры что-то делают, братья что-то делают — зарабатывают и оплачивают вот это всё... коммунальные, там, и так далее. Потому, что Патриархия не может оплачивать за нас.

Лиза Горская:

— И сколько времени Вы проводите в Иерусалиме, и сколько времени — в России, и занимаетесь всеми вот этими проектами замечательными?

Мон.Евфросиния:

— Вы знаете, раньше я вообще не выезжала из Иерусалима, раньше это просто находилось там. А сейчас, буквально, 1 раз в месяц я всегда бываю... это — последние 3 года... вот с этим, с записями этого диска, и работа с артистами... ну, и, естественно, работа с детьми.

Я думала просто, что мы это запишем, сделаем несколько концертов, может быть, заработаем денег, сделаем вот этот учебно-производственный комплекс — и всё, и потом я уже на покой пойду, хватит...

Лиза Горская:

— Не рановато?

Мон.Евфросиния:

— Главное — вот это всё создать, понимаете? Я знаю, что я помру — и они будут молиться за меня. Понимаете? Потому, что для них... вот, что для меня важно? Мне важна их молитва — сразу на Престол. Вот, больше мне ничего не надо.

Вот, пока я жива, я говорю: «Я буду вашими глазами». Я им даю работу, я им даю, с помощью Божией... вот, это всё продвигаю. Потом, не дай Бог, умру — ну, всё равно, все будем умирать — и я знаю, что это будет передаваться на молитве... то есть, их молитва сразу там... на службе, понимаете, да — сразу на Престол. Вот, такая у них молитва. Будут за меня молиться, дай Бог, за упокой!

Вот, это самое главное для меня. Вот, такой я человек, видите? Мне ни денег... мне ничего не надо. Вот, у меня один хитон — я в нём хожу пять лет...

Лиза Горская:

— Хорошо сохранился!

Мон.Ефросиния:

— Хорошо сохранился, да!

Лиза Горская:

— Давайте, мы ещё раз напомним нашим радиослушателям, что всю информацию о концертах, о том, как помочь строительству учебного комплекса для слепо-глухих, достигших совершеннолетия, детей можно найти на сайте благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы...

Мон.Евфросиния:

— elisaveta-fond.ru

Лиза Горская:

— ... что будет концерт 6 мая в Сергиевом Посаде...

Мон.Евфросиния:

— ДК им. Гагарина, в 19.00.

Лиза Горская:

— Да, в общем... неисчерпаемая тема, очень широкая у нас получилась. Я надеюсь, что Вы к нам ещё придёте. А сейчас нам пора прощаться, и, я думаю, слушать музыку.

Напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер». У нас в гостях была монахиня Евфросиния Матвеева, учредитель и президент благотворительного фонда памяти преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и автор, продюсер проекта: оратория о Святой Земле «Прощальный час в Иерусалиме».

Я так понимаю, мы сейчас будем слушать...

Мон.Евфросиния:

— «Спит Сион»...

Лиза Горская:

— ... «Спит Сион» — это песня с диска, который, уже в рамках этого проекта... ?

Мон.Евфросиния:

— Да, конечно...

Лиза Горская:

— ... был выпущен.

Мон.Евфросиния:

— Юлия Маточкина исполняет и Патриарший хор Храма Христа Спасителя, вместе с детишками.

Лиза Горская:

— Всего доброго!

Мон.Евфросиния:

— Спаси, Господи! До свидания! Всего доброго, братья и сёстры!

Радио ВЕРА

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.