«Старец, на лице которого мыслью и веселием светились голубые глаза» — так современники вспоминали публициста и духовного писателя, мученика Михаила Александровича Новосёлова.
Он родился в 1864-м году в верующей семье, получил хорошее образование. В юности Новосёлов прошел через увлечение идеями Толстого, был с хорошо знаком с писателем и пытался даже на практике воплотить его концепции. Так в 1888-м году, на полученные в наследство деньги, он основал в селе Дугино Тверской губернии земледельческую общину, которая просуществовала два года, после чего Новосёлов разочаровался в толстовских идеях и вернулся в православие.
Ещё до революции кого-то из современников восхищала, а кого-то раздражала «церковность» Михаила Александровича и его бурная миссионерская деятельность. В самом начале 20-го века Новоселов читает богословские лекции в Москве, водит творческую и личную дружбу с отцом Павлом Флоренским, отцом Сергием Булгаковым, Владимиром Соловьёвым. Особые отношения были у Новоселова с праведным Иоанном Кронштадтским, оптинскими и зосимовскими старцами. А философ Василий Розанов подписывает ему свою книгу «Опавшие листья» так: «Дорогому Михаилу Александровичу Новоселову, собирающему душистые травы на ниве церковной и преобразующему их в корм для нашей интеллигенции».
Михаил Александрович понимал, какие глубокие заблуждения бытуют в среде образованного сословия. Это сподвигло Новоселова приступить в 1902-м году к изданию «Религиозно-философской библиотеки». Тонкие книжки «Библиотеки» в бледно-розовой обложке вскоре стали известны по всей России. До 1917-го года Михаил Александрович успел выпустить около шестидесяти книг, а также листки «Религиозно-философской библиотеки».
Новоселов продолжил свою работу просветительскую деятельность и после революции — вплоть до своего ареста в 1929-м году.
Весной 1918-го года Михаил Александрович предоставил свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся с благословения Святейшего Патриарха Тихона. На этих курсах Новоселов преподавал и сам. Многое из того, что было подготовлено для занятий, затем было использовано Новоселовым в главном труде своей жизни — «Письмах к друзьям». Над этими статьями Михаил Александрович работал пять лет — с 1922-го по 27-ой год. «Письма к друзьям», посвященные самым актуальным вопросам церковной жизни, переписывались и многократно перепечатывались. Они были обращены ко всем православным. До читателей статьи Новоселова доходили в виде самиздата.
31-го декабря 1927-го года после всенощной и новогоднего молебна Михаил Александрович Новоселов начал свое двадцатое, последнее «Письмо к друзьям», такими словами: «...Из множества ударов, нанесенных Церкви в этом году, достаточно указать два: разгром Сарова и опустошение Дивеева. Нужно ли разъяснять, что потеряли православные русские люди с уничтожением этих обителей? Накренился и повис над бездной весь церковный корабль».
Но завершается это письмо, а с ним и вся книга Михаила Александровича Новоселова возвышенными словами: «Блажен, кто не отступит от Христа среди тяжких искушений, постигающих Церковь... воодушевляясь участием в Её всемирном торжестве, имеющем открыться по скончании мира».
В 1929-м году Новоселов был арестован. В 38-м — приговорен к расстрелу. Михаил Александрович Новоселов причислен к лику святых как мученик в 2000-м году.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема