
Казахская степь и гора Улытау.
Фото: https://ru.wikipedia.org/
Холодным петербургским утром в марте 1870 года государыня императрица Мария Александровна приняла необычную посетительницу. Из далёкого Уральска, из прикаспийских степей к ней приехала с прошением Мария Косминична Кабанова, родом киргизка из мусульманской семьи (киргизами же в то время называли нынешних казахов).
— Ваше Величество! — говорила Кабанова. — Двенадцать лет назад я приняла православную веру и пожелала вывести из заблуждения бывших моих единоверцев. Крестилось уже пятьдесят человек, но эти новокрещённые не могут снискать для себя ни убежища, ни пропитания. Прошу Вашей Высочайшей милости для бедствующих новокрещённых киргизок!
Императрица, давно помогавшая делу православной миссии, очень тепло отнеслась к просьбе, дала Кабановой сто рублей и велела своему секретарю Морицу подготовить письма в поддержку Марии Косминичны в адрес влиятельных лиц.
Так простая женщина из прикаспийских степей обрела поддержку самой государыни, митрополита Московского Иннокентия и основанного ими Православного миссионерского общества.
Судьба Кармызы, как звали Кабанову до крещения, была трудной. Испытывая постоянные издевательства со стороны жестокого мужа, она сбежала в русское поселение. Узнав и полюбив Православие, Кармыза поселилась в городе Уральске, где и приняла в 1859 году, в возрасте двадцати восьми лет, крещение с именем Мария.
Подобно апостолу Павлу, который скорбел о неверующих иудеях, Мария имела великую печаль и непрестанное мучение сердца оттого, что её соплеменники не знали Истины. И она приступила к апостольским трудам.
Некогда бежавшая из родных мест, теперь она бесстрашно посещала киргизские селения с проповедью Православия. Она говорила о христианском нравственном законе, об истинном Боге, Который пришёл на землю ради спасения людей от греха. Особенно её проповедь западала в душу молодёжи. Сотни киргизских девушек решались принять веру и уйти к Марии Кабановой в Уральск. Она давала им приют в своей квартире и помогала готовиться ко Крещению. А во время самого Крещения и богослужений она переводила молитвы на язык киргизов — ведь русского они почти не знали.
Конечно, пути назад для новокрещённых не было: родные считали их предателями и порой были готовы к расправе. И на саму Марию Косминичну было совершено несколько покушений.
Кабанова же стала для православных киргизов духовной матерью, помогала им найти жильё и работу и даже создать семью. Но материальных средств было очень мало. Именно это побудило Марию Косминичну обратиться к государыне за поддержкой.
Тридцать лет Мария Косминична совершала апостольские труды, приведя к вере более двухсот своих единоплеменников. Она скончалась в 1890 году, незадолго до смерти приняв монашеский постриг с именем Манефа.
Как вспоминал знавший её священник Виссарион Голованичев, «велика была её вера, сила её христианской любви. Она не жалела своих средств, не дорожила своим здоровьем, не искала себе покоя, находя великую радость и смысл своей жизни в просвещении и обращении ко Христу близких по крови людей».
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











