
Казахская степь и гора Улытау.
Фото: https://ru.wikipedia.org/
Холодным петербургским утром в марте 1870 года государыня императрица Мария Александровна приняла необычную посетительницу. Из далёкого Уральска, из прикаспийских степей к ней приехала с прошением Мария Косминична Кабанова, родом киргизка из мусульманской семьи (киргизами же в то время называли нынешних казахов).
— Ваше Величество! — говорила Кабанова. — Двенадцать лет назад я приняла православную веру и пожелала вывести из заблуждения бывших моих единоверцев. Крестилось уже пятьдесят человек, но эти новокрещённые не могут снискать для себя ни убежища, ни пропитания. Прошу Вашей Высочайшей милости для бедствующих новокрещённых киргизок!
Императрица, давно помогавшая делу православной миссии, очень тепло отнеслась к просьбе, дала Кабановой сто рублей и велела своему секретарю Морицу подготовить письма в поддержку Марии Косминичны в адрес влиятельных лиц.
Так простая женщина из прикаспийских степей обрела поддержку самой государыни, митрополита Московского Иннокентия и основанного ими Православного миссионерского общества.
Судьба Кармызы, как звали Кабанову до крещения, была трудной. Испытывая постоянные издевательства со стороны жестокого мужа, она сбежала в русское поселение. Узнав и полюбив Православие, Кармыза поселилась в городе Уральске, где и приняла в 1859 году, в возрасте двадцати восьми лет, крещение с именем Мария.
Подобно апостолу Павлу, который скорбел о неверующих иудеях, Мария имела великую печаль и непрестанное мучение сердца оттого, что её соплеменники не знали Истины. И она приступила к апостольским трудам.
Некогда бежавшая из родных мест, теперь она бесстрашно посещала киргизские селения с проповедью Православия. Она говорила о христианском нравственном законе, об истинном Боге, Который пришёл на землю ради спасения людей от греха. Особенно её проповедь западала в душу молодёжи. Сотни киргизских девушек решались принять веру и уйти к Марии Кабановой в Уральск. Она давала им приют в своей квартире и помогала готовиться ко Крещению. А во время самого Крещения и богослужений она переводила молитвы на язык киргизов — ведь русского они почти не знали.
Конечно, пути назад для новокрещённых не было: родные считали их предателями и порой были готовы к расправе. И на саму Марию Косминичну было совершено несколько покушений.
Кабанова же стала для православных киргизов духовной матерью, помогала им найти жильё и работу и даже создать семью. Но материальных средств было очень мало. Именно это побудило Марию Косминичну обратиться к государыне за поддержкой.
Тридцать лет Мария Косминична совершала апостольские труды, приведя к вере более двухсот своих единоплеменников. Она скончалась в 1890 году, незадолго до смерти приняв монашеский постриг с именем Манефа.
Как вспоминал знавший её священник Виссарион Голованичев, «велика была её вера, сила её христианской любви. Она не жалела своих средств, не дорожила своим здоровьем, не искала себе покоя, находя великую радость и смысл своей жизни в просвещении и обращении ко Христу близких по крови людей».
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия











