Прошлой осенью решила я поехать потрудиться на подворье монастыря. Я там уже бывала и нравилась мне эта обитель. У меня накопилось много вопросов о жизни в церкви и хотелось поскорее задать их какому-то батюшке. И я начала присматриваться к священникам этого подворья.
Определиться к кому бы я могла подойти за советом и на исповедь я не смогла, зато сразу обратила внимание на одного иеромонаха, к которому идти точно не хотела. Высокий, могучий, весь в себе... Его взгляд мне казался таким суровым и пронзительным, что при встрече, я старалась отворачиваться или смотреть куда-то в пол.
Среди прихожан про этого батюшку давно уже ходили легенды. Что он приехал откуда-то из Сибири, где жил отшельником в лесах, даже рассказывали, что он однажды встретил медведя в тайге и поборол его. В общем, казался он всем человеком необычным, приехавшим не из города, а прямиком из леса.
«Какой смысл идти к нему за духовным советом? — рассуждала я — Он и людей то наверное лет 10 не видел, а тут я со своими городскими вопросами и проблемами. Лучше постараюсь не привлекать к себе внимание, чтобы не разговаривать вовсе.»
Но уже на следующий день произошла первая интересная ситуация. В трапезной на обед давали яйца и суп. Я взяла яйцо, разбила его об стол и с радостью принялась есть.
«Кто же так бьёт яйца?» — услышала я мягкий и даже ласковый голос из-за спины. «На, возьми, так удобнее будет» — продолжал голос. Я обернулась и увидела, того самого таежного монаха. Он протягивал мне ложку. Улыбнулся и пошёл дальше...
На следующий день я ела суп. Остатки сладки! Я доедала, наклонила на себя тарелку, чтобы удобнее было дочерпать суп.
«А тарелку лучше наклонить от себя, чтобы не пролить» — прозвучал тот же заботливый голос. Я улыбнулась, а про себя подумала: «А батюшка-то, оказывается, не такой уж дремучий, и как вести себя за столом знает.»
Пару дней спустя меня попросили помочь прибраться в помещении будущего музея. В поисках швабры и ведра я постучала в дверь одного из кабинетов.
«Аминь! Входите!» — послышалось изнутри.
Я зашла и увидела того самого священника. Он увлеченно разглядывал какую-то карту. Потом стал рассказывать мне подробно что на ней изображено, в каком году и как построили первые здания монастыря, какие исторические деятели здесь бывали сотни лет назад. Так перед уборкой, я узнала не только интересные факты из истории обители, но и то, что этот иеромонах очень хорошо разбирается в истории и архитектуре.
Еще через несколько дней я оказалась одна на клиросе, точнее, около него. Я там не пела. Я лишь подпевала хору. Мне нравилось церковное пение, но я не знала с чего начать его изучение. А тут все разъехались. Я одна стою.
Ко мне подходит всё тот же батюшка и говорит: «Сегодня ты поешь. А я тебе помогу».
Ну, думаю, этот батюшка из леса совсем чудной... Что я ему там спою? Я даже структуру службы знаю лишь в общих чертах. Но он благословил. И я взялась. Отец Евгений — так звали лесного батюшку — объяснил мне общий принцип Богослужения и рассказал с чего нужно начинать. Так я начала изучать церковный устав.
Дни моего трудничества тогда завершились. А я уже знала, что буду приезжать в монастырь снова и снова. К отцу Евгению
Священник, которого я для себя сначала отвергла, которого считала дремучим, оказался прекрасно образованным, интеллектуалом. Именно он тогда дал ответы на все вопросы, с которыми я приехала в монастырь. И еще я получила урок из главы «не суди».
Я судила человека по суровому взгляду, ничего не зная о его судьбе. В какой-то момент я всё-таки решилась и спросила: «Батюшка, это правда, что вы медведя видели?» «Если только, когда был зрителем на представлении в цирке.» — ответил отец Евгений, улыбнувшись все той же доброй ласковой улыбкой. И его взгляд уже не казался мне суровым.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.