
Светлана Бакулина
Прошлой осенью решила я поехать потрудиться на подворье монастыря. Я там уже бывала и нравилась мне эта обитель. У меня накопилось много вопросов о жизни в церкви и хотелось поскорее задать их какому-то батюшке. И я начала присматриваться к священникам этого подворья.
Определиться к кому бы я могла подойти за советом и на исповедь я не смогла, зато сразу обратила внимание на одного иеромонаха, к которому идти точно не хотела. Высокий, могучий, весь в себе... Его взгляд мне казался таким суровым и пронзительным, что при встрече, я старалась отворачиваться или смотреть куда-то в пол.
Среди прихожан про этого батюшку давно уже ходили легенды. Что он приехал откуда-то из Сибири, где жил отшельником в лесах, даже рассказывали, что он однажды встретил медведя в тайге и поборол его. В общем, казался он всем человеком необычным, приехавшим не из города, а прямиком из леса.
«Какой смысл идти к нему за духовным советом? — рассуждала я — Он и людей то наверное лет 10 не видел, а тут я со своими городскими вопросами и проблемами. Лучше постараюсь не привлекать к себе внимание, чтобы не разговаривать вовсе.»
Но уже на следующий день произошла первая интересная ситуация. В трапезной на обед давали яйца и суп. Я взяла яйцо, разбила его об стол и с радостью принялась есть.
«Кто же так бьёт яйца?» — услышала я мягкий и даже ласковый голос из-за спины. «На, возьми, так удобнее будет» — продолжал голос. Я обернулась и увидела, того самого таежного монаха. Он протягивал мне ложку. Улыбнулся и пошёл дальше...
На следующий день я ела суп. Остатки сладки! Я доедала, наклонила на себя тарелку, чтобы удобнее было дочерпать суп.
«А тарелку лучше наклонить от себя, чтобы не пролить» — прозвучал тот же заботливый голос. Я улыбнулась, а про себя подумала: «А батюшка-то, оказывается, не такой уж дремучий, и как вести себя за столом знает.»
Пару дней спустя меня попросили помочь прибраться в помещении будущего музея. В поисках швабры и ведра я постучала в дверь одного из кабинетов.
«Аминь! Входите!» — послышалось изнутри.
Я зашла и увидела того самого священника. Он увлеченно разглядывал какую-то карту. Потом стал рассказывать мне подробно что на ней изображено, в каком году и как построили первые здания монастыря, какие исторические деятели здесь бывали сотни лет назад. Так перед уборкой, я узнала не только интересные факты из истории обители, но и то, что этот иеромонах очень хорошо разбирается в истории и архитектуре.
Еще через несколько дней я оказалась одна на клиросе, точнее, около него. Я там не пела. Я лишь подпевала хору. Мне нравилось церковное пение, но я не знала с чего начать его изучение. А тут все разъехались. Я одна стою.
Ко мне подходит всё тот же батюшка и говорит: «Сегодня ты поешь. А я тебе помогу».
Ну, думаю, этот батюшка из леса совсем чудной... Что я ему там спою? Я даже структуру службы знаю лишь в общих чертах. Но он благословил. И я взялась. Отец Евгений — так звали лесного батюшку — объяснил мне общий принцип Богослужения и рассказал с чего нужно начинать. Так я начала изучать церковный устав.
Дни моего трудничества тогда завершились. А я уже знала, что буду приезжать в монастырь снова и снова. К отцу Евгению
Священник, которого я для себя сначала отвергла, которого считала дремучим, оказался прекрасно образованным, интеллектуалом. Именно он тогда дал ответы на все вопросы, с которыми я приехала в монастырь. И еще я получила урок из главы «не суди».
Я судила человека по суровому взгляду, ничего не зная о его судьбе. В какой-то момент я всё-таки решилась и спросила: «Батюшка, это правда, что вы медведя видели?» «Если только, когда был зрителем на представлении в цирке.» — ответил отец Евгений, улыбнувшись все той же доброй ласковой улыбкой. И его взгляд уже не казался мне суровым.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (02.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 45 зач., XXI, 8-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В книге Деяний святых апостолов, помимо удивительных примеров веры во Христа, есть и указания на то, что совершенная вера — удел лишь немногих избранников Божиих, слова и дела которых не могут не вдохновлять. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 21-й главы книги Деяний, в этом отрывке повествуется о вере апостола Павла.
Глава 21.
8 А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него.
9 У него были четыре дочери девицы, пророчествующие.
10 Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав,
11 и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
12 Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
13 Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.
14 Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: да будет воля Господня!
Только что прозвучавший отрывок книги Деяний святых апостолов ещё раз напоминает о том, что первохристианская эпоха была временем чрезвычайного изобилия даров Святого Духа: каждый упоминаемый этим отрывком человек был носителем одного из ярких духовных дарований. Любопытно же здесь вот что: ни апостол Филипп, ни его дочери, ни пророк Агав, имея дары Святого Духа, не обладали той верой, которая была у апостола Павла. Нет, конечно же, не стоит думать, будто бы все эти люди были в чём-то неполноценны, речь здесь не о них, а об апостоле Павле, который, как о том сказал Сам Господь Иисус Христос, был «избранным сосудом» (см. Деян. 9:15).
Да, вера — это тоже дар Святого Духа, и степень веры, как и степень иных духовных даров, может быть различной. В прозвучавшем сегодня отрывке мы видим, что веры упоминаемых в нём людей не хватило для того, чтобы во всей полноте довериться Богу. Словосочетание «доверие Богу» мы слышим очень часто, однако бывает очень непросто встретить в своей жизни человека, который бы на собственном опыте знал, что означает эта фраза. Поэтому нам приходится обращаться к книгам, к примеру, к «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца. В этой книге есть такие слова: «В чём существо совершенной преданности в волю Божию, узнаётся, когда она проявится в силе своей. Она приходит сама собой, и нет особых правил на стяжание её, чтоб можно было сказать: делай то и то, и получишь. Она растёт незаметно под ненадеянием на себя и надеждою на Бога. [...] Предание себя в волю Божию всецелое и есть принесение себя Богу во всесожжение. Свидетельствуется сие состояние умертвием себя — своим разумениям, своим хотениям и своим чувствам и вкусам, чтоб жить Божиим разумом, в Божией воле и во вкушении Бога».
Да, язык «Невидимой брани» довольно тяжеловесный, но понять его можно: доверие Богу тождественно категорическому недоверию себе, и нет методики, которая помогла бы человеку прийти к такому состоянию, потому-то мы и видим в книге Деяний святых апостолов, что далеко не все её герои в полной мере обладали этой добродетелью.
Из дальнейшего повествования книги Деяний мы знаем, что в конечном итоге оказался прав апостол Павел: да, его действительно схватили и его действительно предали в руки язычников — он был отправлен в Рим. Однако это невольное путешествие апостола послужило к славе Божией, о чём и будет рассказано в дальнейших главах книги Деяний святых апостолов.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Лекарство против раковых клеток для Вовы Панчукова из Воронежа

Вове Панчукову из Воронежа 7 лет. У него есть любимый супергерой — тот, что обретает невероятную силу, когда злится. Но самому Вове злость совсем не свойственна. Он нежный, чуткий и добрый, хотя силы и мужества ему не занимать. И в этом он точно похож на супергероя! Уже два года Вова стойко преодолевает все испытания, связанные с его болезнью — опухолью в головном мозге. Мальчик хорошо перенёс операцию и дальнейшее лечение. Но со временем у Вовы появились новые раковые клетки. Поэтому с ноября прошлого года он каждые 3 месяца проходит курс лечения в больнице. Врачи назначили мальчику препарат, который положительно влияет на его иммунитет и помогает противостоять болезни. Закупать дорогостоящее лекарство в полном объёме семья Панчуковых не может, поэтому им помогает благотворительный фонд «ДоброСвет».
Сейчас в лечении настал перерыв. На днях Вова отметил выпускной в детском саду и сейчас вовсю готовится к школе. Кроме этого, вместе родными Вова успел побывать на выездной реабилитации фонда «ДоброСвет». Она проходит на природе. Дети и родители отдыхают от болезни, больниц и забот, получают поддержку психолога и просто весело проводят время — участвуют в играх и разных мастер-классах. Вова вернулся оттуда полным сил и готовности приступить к новому этапу борьбы с болезнью. Для продолжения лечения ему необходимо лекарство.
Сбор на препарат для Вовы Панчукова из Воронежа открыт на сайте фонда «ДоброСвет», и вы можете принять в нём участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов