
Светлана Бакулина
Прошлой осенью решила я поехать потрудиться на подворье монастыря. Я там уже бывала и нравилась мне эта обитель. У меня накопилось много вопросов о жизни в церкви и хотелось поскорее задать их какому-то батюшке. И я начала присматриваться к священникам этого подворья.
Определиться к кому бы я могла подойти за советом и на исповедь я не смогла, зато сразу обратила внимание на одного иеромонаха, к которому идти точно не хотела. Высокий, могучий, весь в себе... Его взгляд мне казался таким суровым и пронзительным, что при встрече, я старалась отворачиваться или смотреть куда-то в пол.
Среди прихожан про этого батюшку давно уже ходили легенды. Что он приехал откуда-то из Сибири, где жил отшельником в лесах, даже рассказывали, что он однажды встретил медведя в тайге и поборол его. В общем, казался он всем человеком необычным, приехавшим не из города, а прямиком из леса.
«Какой смысл идти к нему за духовным советом? — рассуждала я — Он и людей то наверное лет 10 не видел, а тут я со своими городскими вопросами и проблемами. Лучше постараюсь не привлекать к себе внимание, чтобы не разговаривать вовсе.»
Но уже на следующий день произошла первая интересная ситуация. В трапезной на обед давали яйца и суп. Я взяла яйцо, разбила его об стол и с радостью принялась есть.
«Кто же так бьёт яйца?» — услышала я мягкий и даже ласковый голос из-за спины. «На, возьми, так удобнее будет» — продолжал голос. Я обернулась и увидела, того самого таежного монаха. Он протягивал мне ложку. Улыбнулся и пошёл дальше...
На следующий день я ела суп. Остатки сладки! Я доедала, наклонила на себя тарелку, чтобы удобнее было дочерпать суп.
«А тарелку лучше наклонить от себя, чтобы не пролить» — прозвучал тот же заботливый голос. Я улыбнулась, а про себя подумала: «А батюшка-то, оказывается, не такой уж дремучий, и как вести себя за столом знает.»
Пару дней спустя меня попросили помочь прибраться в помещении будущего музея. В поисках швабры и ведра я постучала в дверь одного из кабинетов.
«Аминь! Входите!» — послышалось изнутри.
Я зашла и увидела того самого священника. Он увлеченно разглядывал какую-то карту. Потом стал рассказывать мне подробно что на ней изображено, в каком году и как построили первые здания монастыря, какие исторические деятели здесь бывали сотни лет назад. Так перед уборкой, я узнала не только интересные факты из истории обители, но и то, что этот иеромонах очень хорошо разбирается в истории и архитектуре.
Еще через несколько дней я оказалась одна на клиросе, точнее, около него. Я там не пела. Я лишь подпевала хору. Мне нравилось церковное пение, но я не знала с чего начать его изучение. А тут все разъехались. Я одна стою.
Ко мне подходит всё тот же батюшка и говорит: «Сегодня ты поешь. А я тебе помогу».
Ну, думаю, этот батюшка из леса совсем чудной... Что я ему там спою? Я даже структуру службы знаю лишь в общих чертах. Но он благословил. И я взялась. Отец Евгений — так звали лесного батюшку — объяснил мне общий принцип Богослужения и рассказал с чего нужно начинать. Так я начала изучать церковный устав.
Дни моего трудничества тогда завершились. А я уже знала, что буду приезжать в монастырь снова и снова. К отцу Евгению
Священник, которого я для себя сначала отвергла, которого считала дремучим, оказался прекрасно образованным, интеллектуалом. Именно он тогда дал ответы на все вопросы, с которыми я приехала в монастырь. И еще я получила урок из главы «не суди».
Я судила человека по суровому взгляду, ничего не зная о его судьбе. В какой-то момент я всё-таки решилась и спросила: «Батюшка, это правда, что вы медведя видели?» «Если только, когда был зрителем на представлении в цирке.» — ответил отец Евгений, улыбнувшись все той же доброй ласковой улыбкой. И его взгляд уже не казался мне суровым.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В книге древнего китайского мудреца Чжуан-Цзы есть такая мысль: «Мы лепим глину и делаем сосуд; но польза сосуда — в пустоте. Вырезаем двери и окна, чтобы сделать дом; но польза дома — в пустом пространстве. Поэтому: имеющее — даёт выгоду, а не-имеющее — делает его полезным».
Эта глубокая мысль китайского мудреца поможет нам лучше понять отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
Казалось бы, между посланием апостола Павла к Галатам и книгой Чжуан-Цзы лежит пропасть: и временная, и содержательная. Но приведённый выше отрывок о «пользе бесполезной пустоты» позволяет нам, как мне кажется, увидеть слова апостола Павла с неожиданной стороны.
О чём же говорит апостол? Главная проблема, о которую постоянно спотыкаются новообращённые из язычников, — непонимание, как соотнести новую религию — христианство — с иудейской традицией. Разные проповедники привносят ещё большую неразбериху, и, как было хорошо показано в предыдущих главах послания, галаты оказываются крайне внутренне неустойчивы. Своими словами апостол старается объяснить им смысл ветхозаветного закона: цель этого закона — подготовительная, временная. Он бесконечно важен — если теперь обратиться к мысли Чжуан-Цзы — также, как важен глиняный кувшин для того, чтобы в него налить молоко — иначе как этот питательный продукт перенести к голодному человеку? Но было бы полным безумием предлагать ищущему еды... сам пустой кувшин, уверяя, что поскольку он предназначен для еды, то и голод может удовлетворить! Так же, как кувшин отлагается в сторону после того, как из него выпили всё молоко — также и ветхозаветный закон перестаёт быть актуальным после того, как сквозь него, посредством него явился в мир Мессия — Иисус Христос — Истинная Пища и Истинное Питие для уверовавших в Него. Закон — очень важен, но он не способен «животворить», то есть оживлять: он — лишь рамка, предел, граница, помогающий не расплескать данное свыше Божественное Откровение о грядущем Спасителе мира — и нужда в законе пропадает после того, как Христос напрямую, уже без всяких посредников и ограничений, свидетельствует Собой, Своей жизнью и словом, о Божественной Истине.
Думаю, каждый из нас может вполне поупражняться вот в каком размышлении: что в моей духовной жизни, религиозных обрядах и поступках, является «стенками кувшина» — внешней, собирающей рамкой — а что — самим содержанием, только ради которого и ценен сам кувшин!..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Приложение «Помощь бездомным людям» позволяет эффективно помогать тем, кто оказался на улице

Мобильное приложение «Помощь бездомным людям» создано благотворительным приютом «Тёплый приём», что находится в Московской области. Приложение действует по всей России, в нём собрана информация о том, где человеку, попавшему в беду, поесть, помыться, переночевать и не только. Такой полезный ресурс даёт возможность эффективно помогать тем, кто оказался на улице. История Дмитрия Илюшина из Москвы — тому подтверждение.
Мужчине 54 года, с самого детства он жил в центре столицы. По профессии Дмитрий — радиомонтажник, работал с электронной аппаратурой. После того, как не стало родителей, не справился с потерей и стал находить утешение в алкоголе. А спустя некоторое время был обманут мошенниками и оказался на улице — ни собственной семьи, ни родных, которые могли бы помочь, рядом не оказалось. Дмитрий провёл в скитаниях 15 лет. В холодную погоду ночевал в электричках. Так вышло, что этой весной, когда мужчина спал, у него украли верхнюю одежду и обувь. В результате он сильно замёрз и обморозил пальцы ног. И когда его доставили в больницу, их пришлось ампутировать.
В стационаре Дмитрия заметили неравнодушные люди, через приложение «Помощь бездомным людям» они нашли адрес приюта «Тёплый приём» и отвезли мужчину туда. Так он обрёл заботу, поддержку и веру в будущее. Здесь ему предоставили уход и медицинскую помощь, а ещё восстановили документы. Сейчас мужчина всё ещё находится в приюте и готовится освоить новую профессию в местной кожевенной мастерской.
Если вы тоже хотите помогать тем, кто по разным причинам оказался на улице, скачайте мобильное приложение «Помощь бездомным людям». Работает оно по всей России. Узнать об этом больше можно на сайте приюта «Тёплый приём», там же есть возможность поддержать проект.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Время как дар от Бога». Протоиерей Максим Козлов

У нас в студии был Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Разговор шел о времени, как о даре от Бога, как научиться ценить этот дар и правильно им распоряжаться.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер