Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Моисей и Илия


Рафаэль Санти "Преображение"

О Преображении Господнем говорится в трёх Евангелиях: Матфея, Марка и Луки. Евангелисты описывают это событие очень сходно. Все трое говорят о том, что апостолы Пётр, Иаков и Иоанн стали свидетелями того, как Христос преобразился: "просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". Ученики увидели, как Сын Божий беседует с Моисеем и Илией.

Но почему именно с этими ветхозаветными праведниками?

Моисей и Илия олицетворяли собой Ветхий завет. Моисей вывел народ Израиля из египетского рабства. Именно ему на горе Синай Господь дал свод законов, по которым следовало жить, чтобы достичь праведности и чистоты. Илия обличал тех, кто предал веру своего народа и стал поклоняться языческим богам. Он яростно отстаивал истину, не боясь ни царя,  ни вельмож.

Христос говорил, что "пришёл исполнить Закон и пророков", - то есть то, о чём говорилось в Ветхом Завете: в Пятикнижии Моисеевом и книгах пророков.  Главное откровение заключалось в свидетельстве о грядущем приходе Спасителя. То есть Иисус подтверждал, что он и есть обещанный Мессия.

Но в этом предстоянии перед Сыном Божиим именно Моисея и Илии есть и другой смысл. В книге Исход говорится, что однажды Моисей воззвал ко Господу: "если я обрёл благоволение в очах Твоих, то молю: яви мне Самого Тебя...; покажи мне славу Твою". И ответил Господь Моисею: "Лица Моего нельзя тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых". Моисей увидел лишь тень, отблеск Божественной Славы прошедшего мимо Господа.

Пророк Илия в тяжелое для себя время, когда израильтяне преследовали его и поклонялись идолам, попросил Господа, чтобы Тот Сам явился ему. "Выйди и стань на горе пред лицом Господним", услышал он: "и вот, Господь пройдёт; и большой и сильный ветер, сокрушающий скалы, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;  после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь".

У обоих праведников желание видеть Бога и требование к Творцу явить Себя было вызвано чрезвычайной погружённостью в духовную жизнь. И для Моисея, и для Илии Господь стал истинным средоточием всех помыслов. Оба сами стремились преобразиться так, чтобы в их жизнях действовал только Бог. И Господь откликнулся на их просьбы.

Во времена Ветхого Завета человеку невозможно было увидеть Творца, Господь лишь позволил Моисею и Илие ощутить Своё присутствие. Но на горе Фаворской ученики Христовы стали свидетелями того, о чём когда-то молили Моисей и Илия. Сын Божий воплотился и теперь апостолы созерцали Бога лицом к лицу.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим

Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.

28.04.2024

28 апреля. О духовном смысле праздника Вербного воскресенья

Сегодня 28 апреля. Вербное воскресенье. О духовном смысле праздника, — епископ Черняховский и Славский Николай.

28.04.2024

28 апреля. О нравственном служении медиков

Сегодня 28 апреля. День работника скорой медицинской помощи. О нравственном служении медиков, — протоиерей Игорь Филяновский.

28.04.2024

Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии

Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке.…

28.04.2024

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 247 зач., IV, 4-9. Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда…

28.04.2024

This website uses cookies.