
В нашей студии был настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов.
Накануне праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных мы говорили о том, какую роль играют ангелы и архангелы в нашей жизни, о чем может свидетельствовать многообразие и иерархичность ангельского мира, и могут ли небесные бесплотные силы помочь создать счастливую семью.
Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова
Александр Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья. В очередной раз в светлой студии радио «Вера» за семейным столом вас приветствует счастливая Алла Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Надеюсь, так же счастливый Александр Ананьев?
Александр Ананьев:
— Абсолютно и безусловно. А счастливые мы с Аллой Сергеевной по той простой причине, что именно 21 ноября...
Алла Митрофанова:
— То есть завтра.
Александр Ананьев:
— То есть много-много лет назад мы случайно встретились в прекрасном месте с этой прекрасной девушкой, и с тех пор уже много лет продолжаются наши счастливые отношения. И вот в чем штука. Я, будучи взрослым трезвомыслящим человеком, считаю, что причина, по которой мы встретились, это то, что она красивая, а я дальновидный. Я понял как-то сразу, что эта женщина станет достойнейшей женой. Ну, плюс причина в том, что мы оба работаем на радио, а это была конференция радийная. Вот поэтому мы встретились. В то время как Алла Сергеевна Митрофанова, будучи глубоко верующей светлой девушкой, считает, что причина всему и заслуга нашей встречи целиком и полностью на силах Небесных бесплотных, ибо 21 ноября мы отмечаем собор архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных.
Алла Митрофанова:
— Не совсем так я считаю, мне все-таки кажется, что...
Александр Ананьев:
— Почему ты с мужем споришь?
Алла Митрофанова:
— Все, молчу.
Александр Ананьев:
— У нас счастливая жизнь или нет. Перестань спорить с мужем.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Так в этом же счастье, что есть с кем поспорить.
Алла Митрофанова:
— Спасибо, отец Алексей.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— И остаться при этом в прекрасном настроении.
Александр Ананьев:
— И вы только что слышали, дорогие друзья, голос нашего дорогого собеседника сегодня, настоятеля храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиерея Алексея Батаногова, который абсолютно точно знает все о счастливых супружеских отношениях, о том, как их построить, и к кому воззвать о помощи в том случае, если что-то не складывается. Вы можете вот так сразу, дорогой отец Алексей, взять да рассудить нас, кто из нас больше прав.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Так сразу неинтересно. Побеседовать на эту тему. Если в двух словах: и вы, Александр, правы, и вы, Алла, правы. Доля правоты есть, безусловно, у каждого.
Александр Ананьев:
— Я тогда начну с самого главного вопроса. Я хочу даже начать с цитаты дорогого святителя Феофана Затворника, который именно 8 ноября, то есть 21 по старому стилю, 1864 года сказал буквально следующее. «Хочешь ли пользоваться ангельским руководством и содействием, укроти ты свою внутреннюю беспорядочность, собери ты свое внимание внутрь и стань у сердца своего. Ангел Господень тотчас заметит сие, подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения». То есть подойдет и начнет влагать тебе помышления, клонящиеся к возбуждению желания спасения. Вот что мне не дает покоя. У меня тоже ощущение, что у Бога нет цели, у архангелов, у ангелов — это, кстати, отдельный вопрос — закатать рукава и вот так взяться устраивать нашу личную жизнь, помогать нам найти работу получше, беречь — машину сейчас поставил, я сомневаюсь, что я правильно поставил, я как-то помолился, Господи, помоги мне, чтобы не забрали эвакуаторы — да, нет у Него цели беречь мою машину в качестве сигнализатора. У Него есть одна цель — мое спасение.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Александр, вы сейчас немножко поговорите и сами во всем разберетесь. Вы буквально в одном шаге. Смотрите, семейная жизнь человека — это абсолютно важнейший момент в спасении человека. Это не припаркованная машина, не сигнализация. Супружеские отношения, семья — это малая церковь, это ваш путь ко спасению. И, безусловно, и Господь Бог, не нарушая нашей свободы, и промысл Божий... Мы всегда смотрим на какие-то события, мы видим там объективные причины, исторические, политические, финансовые, экономические, какие-то еще причины, это не отменяет промысла Божия, безусловно. Да, так сложились обстоятельства, что вы в этот день встретились, будучи коллегами по работе на радио, на конференции профессиональной, да это объективный момент. Господь так устроил, что вы обратили друг на друга внимание, что вы оба там были, что вы были готовы, видимо, к такому знакомству. И так далее, и так далее. Господь вложил вам какие-то мысли, переживания, чувства в сердце. Поэтому здесь нет никакого противоречия. Безусловно, отношения между мужчиной и женщиной, семья, брак — это дело спасения. «Не добро быть человеку одному на земле. Сотворим помощника по нему».
Александр Ананьев:
— Не могу не спросить. У нас есть прекрасная знакомая, она живет одна, замечательная, глубоко верующая. Стало быть, она не спасется, раз у нее нет семьи?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Нет, конечно, так нельзя говорить. Путь спасения возможен не только в семье, но семья это школа любви, монастырь это школа любви, послушания. И жизнь одинокая это тоже свой путь. Поэтому так, конечно, ни в коем случае говорить нельзя, думать нельзя. Это не умаляет ни в коем случае важность семейных отношений.
Александр Ананьев:
— Я не мог вас этого не спросить, потому что многие девушки, которые сейчас, я прямо почувствовал, как тысячи девушек сделали приемник погромче, думают, так, а у меня вот нет семьи, я переживаю, неужели нет мне спасения?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— По этому поводу надо, наверное, добавить тогда. Действительно это очень важно встретить своего человека, свою половину, создать семью. И действительно много девушек, да и молодые люди тоже, но особенно девушки, часто горюют по поводу того, что у них нет избранника, что они не могут создать семью, очень этого хотят, молятся об этом усердно, чуть ли ни какие-то обеты на себя накладывают. Прям хотят-хотят-хотят. Мне кажется, это неправильное устроение, которое ни в коем случае не приближает желанной встречи. Тут очень важно положиться на Бога, у Бога все вовремя. Надо открытым быть человеком, готовым, если душа, сердце требуют, естественное стремление к созданию семьи. Но это не значит, что нужно охоту начать или вымаливать, как иногда говорят. Нет, надо положиться на Бога, все будет вовремя. У меня есть замечательный пример. Один молодой человек, он сейчас женатый человек, у него детки уже есть, многодетный папа, замечательная семья у них. В какой-то момент вдруг понял, пора семью создавать, пора. По сторонам стал смотреть, где она моя избранница, где, в кого мне влюбиться, с кем познакомиться или что-то такое. Я немножко иронизирую, но понятно о чем речь идет. И он потом вдруг подумал, а я готов к этому?
Алла Митрофанова:
— Ключевой момент.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Что я из себя представляю на сегодняшний момент. Я готов быть мужем, я готов к серьезным отношениям, я готов взять на себя ответственность, я умею то или другое. И понял, нет, я не готов. И когда он это понял, стал себя готовить. Он человек верующий, закончил семинарию, академию Питерскую. Стал критически относиться к своей жизни, в плане именно предстоящего возможного семейного союза, и как только он стал готовиться, он встретил свою любовь и создал семью. Поэтому нужно не вымаливать внешне, а внутренне духовно готовиться к этому.
Алла Митрофанова:
— Абсолютно согласна с вами, отец Алексей. И вообще, если позволите, мне бы хотелось как-то свою позицию прояснить. А то Александр Владимирович ее озвучили, а я, может быть, не согласна.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Нормально.
Александр Ананьев:
— Ну, давай-давай-давай. Я тобой дома поговорю. Мы слушаем тебя с отцом Алексеем.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Это счастье, когда на самом деле в любой семье, простите, Алла, пожалуйста, в любой семье есть несогласия, это нормально, это же счастье, что это можно обсудить и поспорить и прийти к какому-то общему знаменателю. Может быть, не сразу, может быть, время рассудит.
Алла Митрофанова:
— Совершенно точно так. У нас наши споры чаще всего очень поверхностные, потому что прежде чем я свою позицию озвучу, понимаю, что Саша ее знает, чувствует гораздо глубже, чем я сама и уже ее принял, понял еще даже до того, как я начала говорить. В общем, смысл в чем. Действительно, 21 ноября, это день нашего знакомства и это правда день памяти архангела Михаила, Гавриила, Рафаила и всех Небесных сил бесплотных. Действительно, думаю, в нашей жизни без их помощи не обошлось, наша встреча не без их участия произошла по той простой причине, что всегда мне была близка, мила Ветхозаветная книга Товита, где описана как раз история девушки и молодого человека, которые встретились благодаря помощи архангела Рафаила. И девушка там была в крайне сложной ситуации, она никак не могла выйти замуж. В общем, не буду сейчас пересказывать всего, но молодой человек по имени Товия отправился в дорогу, чтобы ей помочь, и как раз архангел Рафаил стал его спутником и научил его, что именно предпринять для того, чтобы этой самой Сарре помощь оказать и поддержку. И все получилось очень хорошо, благодаря архангелу Рафаилу. Когда я читала эту книгу, будучи не замужем, шли годы, а я все не замужем, я помню, прочла и как-то обратилась к Богу: «Господи, у Сарры такая сложная была ситуация и даже для нее какой-то выход стал возможен, неужели для меня-то никакого выхода нет. Покажи мне, что предпринять и что сделать, чем я могу сама себе помочь, что отделяет меня от моего семейного счастья». И вы знаете, действительно, Господь это открыл. Причем как-то попросила, не помню точно, как так получилось, но попросила, покажи через людей и обстоятельства, что можно в себе изменить. И очень быстро увидела, что именно в себе изменить. Господь действительно все открыл. Как самый вопиющий пример, как современные психологи говорят, жизнь в программе, «я сама». Ну, действительно, я такая была абсолютно самостоятельная гражданка, которая Эверест возьмет, Эльбрус покорит, быстрее, выше, сильнее, горящие избы потушит, коней остановит и все остальное. И я сама-сама-сама. Если женщина живет в программе «я сама», куда в ее жизнь придет мужчина? Вот такие вещи стали открываться.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Куда в ее жизнь придет не только мужчина, а как Богу действовать в ее жизни?
Алла Митрофанова:
— Еще важнее. Точно. Вот совершенно точно. Когда я увидела вот эту свою черту, а я ее не осознавала до сих пор, стала в этом направлении серьезно думать и работать. Вот та самая, не знаю, конечно, удалось или не удалось, но наша встреча стала результатом, с Божьей помощью, мне кажется, что могу так сказать, соработничества. Мне очень хотелось себя во многом изменить, Господь открывал, что нужно сделать и изо всех сил помогал и посылал помощников, людей и обстоятельства, через которые эти перемены стали возможны.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Да, я прокомментирую, может быть. Как раз перемена такого рода не происходит мгновенно, это большая работа, но увидеть это, осознать, захотеть — это большой шаг в этой работе, а семья как раз, муж, как нельзя лучше подходит для этой работы.
Алла Митрофанова:
— Для продолжения.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Для работы. Будучи замужем, ты уже не «я сама».
Алла Митрофанова:
— Это точно.
Александр Ананьев:
— А ведь, как говорили древние, лишь в страданиях душа человеческая совершенствуется. И именно по этой причине женщине дает Господь мужа.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Я думаю, что душа мужчины тоже совершенствуется в страданиях и именно поэтому...
Алла Митрофанова:
— Господь дает жену?
Александр Ананьев:
— Мы внимательно, отец Алексей, следим за вашей чудесной семьей, за вашими делами, за вашим служением.
Алла Митрофанова:
— Александр Ананьев:
— Восхищаемся каждый раз, так что... Все-таки осмелимся не поверить вам в части, касающейся страданий. Все-таки ваша семейная жизнь...
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Я же не про себя, я же из опыта исповедей.
Александр Ананьев:
— А не про себя. А я-то уж начал переживать.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Если серьезно говорить, в любой семейной жизни есть разные этапы, есть разные моменты, задачи духовные, которые надо преодолевать, назовите, как хотите кризисы или посещения Божии. Это неизбежно. Пусть молодые семьи, которые слушают нас, прислушаются, с позволения сказать, к этой мысли. Что не нужно пугаться, когда возникают трудности, какие-то проблемы, горести. Это нормально, без этого не бывает.
Александр Ананьев:
— «Семейный час» на «Светлом радио». Сегодня мы говорим накануне собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных с протоиереем Алексеем Батаноговым, настоятелем храма святого князя Владимира в Новогиреево о том, какую роль играют Небесные силы бесплотные, ангелы, архангелы, архистратиги в нашей жизни, могут ли они помочь нам устроить нашу личную жизнь и построить здоровые крепкие отношения. Или же это все-таки целиком и полностью зависит от нас. Вопрос к вам вот какой. Дорогой отец Алексей, в отличие от Алечки я по-прежнему считаю себя неофитом. Крестился я всего три с половиной года назад, и еще сравнительно недавно о многом даже не догадывался. Но и вы сейчас, рассказывая о наших целях, о нашей жизни, говорите: Господь поможет, Господь услышит, с Божией помощью. При этом сегодняшний, уже сегодняшний фактически праздник называется дословно так «собор архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиили, Иеремиила», простите, если что-то почитал неправильно. Копнуть глубже. Михаил — побеждающий, Рафаил — врачующий, Иегудиил — воздающий и так далее. Дальше. Архангел Уриил, например, может помочь нам с деньгами, это я сейчас цитирую то, что мне...
Алла Митрофанова:
— Интернет подсказал?
Александр Ананьев:
— Да, интернет подсказал. Ну, а если я неправ, скажите. Можно меня остановить прям поперек слова. Архангел Уриил может вам помочь с деньгами, достижением цели, изобилием, продвижением по службе и хорошими карьерными возможностями.
Протоиерей Алексей Батаногов:
Сейчас внимательно.
Александр Ананьев:
— Архангел Селафиил... У каждого есть инструкция по применению
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Я бы очень хотел вас перебить.
Александр Ананьев:
— Перебейте меня.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Но я очень хочу дослушать.
Алла Митрофанова:
— Интересно, что там еще.
Александр Ананьев:
— Я вот просто подошел к части, касающейся... Архангел Селафиил, к нему следует обращаться в молитве, чтобы просить любви, успеха, хороших отношений в семье.
Алла Митрофанова:
— Кто это все придумал. Интересно.
Александр Ананьев:
— Во-первых, правда это или не правда.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Давайте у Рафаила, Гавриила и Уриила спросим. Это шутка, простите. Но мне кажется, что это достаточно современное измышление, связанное с большой любовью многих современных людей получить конкретную инструкцию, кому заказать молебен, кому свечу поставить, какую молитву прочитать, то есть некая такая лавка духовных услуг.
Александр Ананьев:
— МФЦ.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Ну да. Такой подход в корне не православный, не христианский. В нем, конечно, есть такое какое-то, магия какая-то.
Александр Ананьев:
— Язычество.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Ну, язычество, магия. Такой подход надо оставить, это не правильно, не по-христиански. Тут может быть вот что, как православным к этому относиться. Простой пример, нам всем понятный я приведу. Святитель Лука Войно-Ясенецкий, прославленный врач, хирург, епископ, прославленный в лике святых, выдающийся ученый. Конечно, вполне естественно перед операцией помолиться ему, чтобы он помолился о врачах и так далее. Это понятно, вот такого рода помощь можно просить, если мы знаем жития святых, с чем это связано. Я понятия не имею, на основании чего половина прочитанного про архангелов выведено. Возможно, я просто не знаю, но сам подход, что вот этому архангелу мы молимся от этого, этому от этого, мне кажется, магией веет. Я думаю вот можно о чем поговорить. Мне кажется, это вполне было бы правильным продолжением нашей беседы, мы говорили о помощи Божией, о промысле Божием, о доверии Богу, о помощи конкретных святых, будь то архангелов или других святых, и в некой привязке к дате. Мне кажется, совершенно ни в коем случае мы не можем, даже из нашей беседы, может быть, Александр, вы остаетесь на своем мнении, но мне кажется, вполне убедительно то, что промысл Божий не исключает исторические какие-то предпосылки, причины. Ваша встреча на конференции сложилась из нескольких вполне реальных событий, но промысл Божий она не отменяет, заботу Божию и благословение Божие в создании семьи. Правильно ли думать, что помог тот или иной святой, или как в вашем случае архангел Михаил, тут по-разному бывает. Действительно, если какой-то человек почитает того или иного святого по каким-то своим соображениям: знает его житие, поразило житие, как-то близок ему, семейная традиция или еще что-то. Как Алла рассказала, что она читала библейскую книгу, и такой пример тоже заставлял думать и молиться. Вот в таком случае, как Алла рассказала, мне кажется, вполне уместно думать, что Небесные сила вмешались, раз вы к ним в молитве обращались. И то, что это произошло 21 числа это чудесное тому подтверждение, такое трогательное.
Алла Митрофанова:
— Очень трогательное.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Могло быть и другое число, это не умаляло бы ни вашу молитву, ни промысл Божий.
Александр Ананьев:
— Она бы придумала другое объяснение.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Это трогательно.
Алла Митрофанова:
— Это же объяснение не из серии доказательство теоремы. Нет. Это трогательная и трепетная забота Господа Бога о нас.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Александр, скажу вам по секрету, не спорьте. Женщине так проще, пусть она так думает. Зачем вы ее лишаете такой радости.
Алла Митрофанова:
— Ой, отец Алексей.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Алла, вы правы совершенно. Такие события, бывает, человек преставился, на девятый день такой праздник попался, на сороковой такой-то, именины или память святого или еще что-то. Это, конечно, служит определенным утешением.
Алла Митрофанова:
— По головке Господь погладил.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Господь рядом и это не надо перечеркивать или как-то умалять. Но это совершенно не означает, что это обязательно всегда так.
Алла Митрофанова:
— Да. Именно.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Многие люди понятия не имеют, какого числа они познакомились. Или знакомство происходило в несколько этапов, может, учились вместе когда-то или работали вместе, потом встретились через несколько лет, потом еще что-то произошло. Нет такой яркой конкретной точки. Поэтому промысл Божий, то, что семья, отношения это замысел Божий, «не добро быть человеку одному на земле», то, что это дело спасения, в этом никакого сомнения нет. За каждым ли знакомством стоит помощь какого-то святого или Небесных сил бесплотных, память которых мы совершаем, я думаю, что за уши притягивать тоже не надо. Есть случаи такие, да, как я думаю в вашем случае. А есть случаи, когда это совсем не очевидно, и не нужно ничего придумывать.
Алла Митрофанова:
— И более того, мне кажется, ошибка, когда пытаются подобные истории, как наша, систематизировать, классифицировать, вывести какое-то правило. Ага, давайте сейчас разработаем рецепт, как нам действовать.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— А это как раз путь магии в церковном обличии, это путь не правильный.
Алла Митрофанова:
— Не работает.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Путь Бога, действие благодати Божией и даже мудрость святых и их святость, их молитвы не вписываются ни в какую самую лучшую формулу, Не существует этого. Есть заповеди Божии, которые нам даны как ориентир. То есть мы понимаем, о чем речь идет, как слушатели православного радио, что когда мы говорим заповеди Божии, что мы имеем в виду. Это заповеди Моисея чаще всего вспоминаются. Если спросить любого верующего, подавляющее большинство ответит на вопрос — заповеди Божии, значит, перечисляют заповеди Моисея. Причем не с первой начиная, а где-то с середины: не укради, не убей, не прелюбодействуй.
Алла Митрофанова:
— Ну, да, верно, да.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Не лжесвидетельствуй, чти отца и мать.
Алла Митрофанова:
— Про любовь.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Но есть заповеди Христовы, которые замечательны, для нас они важны, мы должны их знать и жить, сообразуясь с ними. А есть те заповеди, на которых весь закон и пророки: возлюби Господа Бога и возлюби ближнего как самого себя. Конечно, любовь это не формула. Поэтому нельзя Божественное действие вписать в какой-то рецепт, эта попытка — магия.
Александр Ананьев:
— У меня к вам вопрос сейчас, отец Алексей, как к священнику. Я не так давно столкнулся с целой системой, стройной, довольно убедительной, абсолютно человеческой иерархии архангельских, ангельских чинов: высшие, средние и низшие. В высшую иерархию входят серафимы, херувимы и престолы, среднюю составляют господства, силы и власти, в низшую входят начала, архангелы и ангелы. Мне очень трудно уложить это в свою голову. Эта система не помещается в мою голову никак. Я обращаюсь к вам с просьбой, вы могли бы, как вы умеете, лаконично и понятно, уложить это в мою голову, или сказать, Александр, не забивайте, этим голову, это не очень нужно. И еще вопрос. В вашем служении, в вашей жизни, в вашей семейной жизни, каковы ваши отношения с этой иерархической системой ангелов, архангелов и прочих сил Небесных бесплотных.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Наверное, я не смогу уложить это в вашу голову, потому что в моей голове тоже не уложено все. Я, конечно, могу попытаться. Как шутят, приходит профессор, делится с коллегами. Студенты, я им рассказываю-рассказываю, тупые, ничего не понимают, я уже сам понял, они до сих пор не понимают. Поэтому пытаться уложить в вашу голову я не буду. Важно-неважно. То, что это совсем не важно, тоже не правильно. Но я не вижу глобальной значимой важности для духовной жизни христианской в этом. Для меня эта иерархия, что мне кажется важно. Что иерархия существует на Небе, Бог создал Небо — Небо это не облака, а это как раз ангельский мир — и землю. Коль она существует на Небе, она существует и на земле. И попытки иерархию разрушить — против Божественного замысла. Я не имею в виду, конечно, диктатуру или какое-нибудь подавление свободы или тоталитаризм, нет. Но иерархия существует, она существует и в семье, и в Церкви, и в государстве, в обществе, и это правильно. Еще мне кажется, такое многообразие ангельского мира свидетельствует о любви Божественной, что все окружено ангелами, которые являются проводниками воли Божией, бесплотными силами, которые даны в помощь людям и вообще миру всему. Говорят даже о том, что есть ангелы-хранители и у стран.
Александр Ананьев:
— Этому посвящен отдельный у них вопрос.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Сообществ, лесов, морей. Тут тоже есть опасность скатиться в язычество, очень легкая. Языческим способом не надо это понимать, как некая духовная сущность, какой-то истукан, который охраняет лес. Нет, это не так, конечно. Но, тем не менее, и такие мысли мы встречаем в православной вере. Поэтому для меня многообразие ангелов говорит о любви Божественной и о том, что все без изъятия, без исключения пронизано любовью Божией. Как минимум эти две мысли мне кажется, хороши, и пусть они напоминают нам о любви Божественной и о нужности. Есть старшие, есть младшие. Младшие без всякого прекословия благословляются от старшего.
Александр Ананьев:
— Сейчас мы прервемся ровно на минуту. У нас полезная информация на «Светлом радио». А ровно через минуту мы продолжим наш удивительный разговор.
Александр Ананьев:
— «Семейный час» на радио «Вера» продолжается. Здесь Алла Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Александр Ананьев.
Александр Ананьев:
— И наш дорогой собеседник сегодня, настоятель храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов.
Алла Митрофанова:
— Отец Алексей, если позволите, хочется вернуться к вопросу, связанному с созданием семьи, с поиском или встречей со спутником жизни. Очень часто говорят: он моя половинка или она моя половинка, я точно знаю и так далее. Как будто бы изначально в этом мире есть два человека Господом Богом друг другу предназначенные. Есть другой подход. Есть подход, что Господь настолько уважает нашу свободу, что предопределения, предначертанности, в том числе такого избранничества друг для друга, пожалуй, что и нет. Но есть максимальная забота Господа Бога о каждом из нас в каждый момент нашей жизни и помощь со стороны Бога во встречи тех людей, которые нам в данный момент жизни наиболее полезны — функциональное слово — но полезны именно в духовом смысле, для раскрытия наших талантов и прочее. Как бы вы здесь рассудили, есть ли предопределение во встрече нашей друг с другом или это какое-то соработничество и во многом от нас зависящая история.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Алла, я глубоко убежден, что одно не противоречит другому. Так как, если мы внимательны к нашей вере, знаем нашу веру православную, мы же говорим, что Христос истинный Бог и истинный человек, в этом нет противоречия. Мы же говорим о любви Божественной и о промысле Божием и о свободе человеческой — это рядом, за руку всегда, то есть одно от другого неотделимо. Жесткого предопределения, конечно, не существует, потому что оно бы нарушало человеческую свободу. И просто из опыта жизни мы понимаем, что это не так. Иногда действительно кажется, что они созданы друг для друга, мужчина или юноша и девушка. Бывает и как-то, по каким-то объективным, внешним, может быть, субъективным, по крайней мере, убедительно, что это не так. Разные же истории бывают, распадаются семьи, к сожалению. Поэтому жесткого предопределения нельзя предположить, что это так. Но некоторое промыслительное участие Бога, конечно же, существует, которое, как вы сказали совершенно справедливо, не нарушает человеческой свободы. Сколько мы знаем случаев от наших друзей, прихожан, знакомых терзания, тот человек — не тот человек, смогу — не смогу, получится у нас — не получится. Свобода-то остается, решение-то за нами остается. И если это решение принято, то надо дальше действовать по любви. То есть работать над собой, работать над своими отношениями, вкладывать в отношения, вкладывать в духовном смысле. Такой путь. Знаете, влюбленность некий знак такой, прекрасное, светлое, романтическое чувство, которое показывает — я уверен, что это чувство от Бога — Господь как некий аванс показывает, что людям может быть хорошо вместе, у них есть то, что их связывает, то, что их притягивает друг к другу. Но влюбленность обязательно пройдет. Это закон. И многие горюют из-за этого — вот разлюбил. Да нет, еще не любил. Влюбленность прошла. Вот влюбленность проходит потому, что на ее месте должна появиться любовь. Если бы влюбленность могла не пройти — но Богом устроено, что она проходит — тогда бы не было и цели любви достигать. Как прекрасно пятьдесят лет прожить в состоянии романтичной влюбленности первого месяца. Но так не бывает.
Александр Ананьев:
— На цветах разоришься.
Алла Митрофанова:
— Знаете, как бывает интересно. Бывает потрясающе, когда лет через десять, лет через пятнадцать супружеских отношений муж и жена начинают замечать, что они как бы снова друг в друга влюбляются, и снова и снова.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Конечно. Ну, если они работают над своими отношениями, они меняются, у них появляются новые какие-то качества, достоинства, может быть, недостатки. И если люди не равнодушны, стараются жить по любви, по заповеди Божией, то это происходит. И не через десять-пятнадцать — через тридцать лет происходит. Сколько я замечательных видел старичков уже, совсем пожилых людей, которые за ручку идут или трогательно смотрят друг на друга, у них может быть пятьдесят или шестьдесят лет брака. Одна из первых пар, которые я в своей жизни повенчал, может, даже первая или вторая, совсем только что рукоположенным священником я был. Это были бабушка с дедушкой, которые прожили шестьдесят лет вместе.
Алла Митрофанова:
— Ого.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Они пришли такие трогательные, друг другу помогают, уже такие хроменькие, сутуленькие. И говорят: «Батюшка, мы не церковные люди, мы прожили шестьдесят лет, — я точно не помню, чуть меньше, чуть больше, запомнил, что шестьдесят. — И как-то поняли, что нам надо повенчаться. Если, конечно, можно? Наверное, уже таких стареньких не венчают?» Ну, конечно, можно повенчаться. Есть ограничения возрастные для брака, но имеется в виду новый брак. Церковь не благословляет вступать в новый брак в восемьдесят лет. Есть каноны, которые ограничивают. Но это же о другом. Здесь-то речь идет о том, что с опозданием с таким освятить свой брак.
Александр Ананьев:
— Как вы можете, отец Алексей, произнести само слово «опоздание»? Ведь вы только что сказали, что у Бога ничего не бывает поздно?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— В кавычках. Имеется в виду, что венчание — тут я хотел бы прокомментировать, конечно, слово «опоздание» в кавычки нужно взять — иногда бытует такое мнение, что не надо венчаться. Потом, поживем.
Алла Митрофанова:
— Надо пожить посмотреть, а вдруг ничего не получится.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Вот. Если люди неверующие, то венчаться не надо. Пока люди неверующие, венчаться не надо.
Алла Митрофанова:
— Смысла нет, получается.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Таинство совершается над верующими людьми. А если люди верующие, то брать благословение Отца Небесного на брак — это очень важный шаг. И как без благословения Божия7 Венчание это и есть благословение Божие, освящение отношений.
Александр Ананьев:
— Я сейчас, знаю, Алечка руку тянет, но я не могу не спросить. У меня одна знакомая верующая, не повенчалась именно по той причине, что она глубоко верующая, она говорит, что как я буду перед Богом предстоять, если я пока не до конца уверена, что...
Алла Митрофанова:
— У нас все получится.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Не уверена, не выходи замуж.
Александр Ананьев:
— Но она же любит, она не хочет грешить, она хочет сделать все правильно.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Ну, тут есть лукавство определенное. Понимаете, допустим, Церковь признает брак, зарегистрированный в ЗАГСе, потому что действительно бывают ситуации, что люди поженились, будучи неверующими, потом кто-то стал воцерковляться. Возникает вопрос венчаться, а муж, допустим, или жена говорит, что, знаешь, я пока не готова, мы с тобой десять лет прожили в таком браке, я не созрел еще. И Церковь это не осуждает, безусловно, это путь. Люди были неверующими, совсем не церковными, кто-то из супругов делает первые шаги, это путь семьи, пусть пока одного из членов семьи к Богу. Церковь благословляет этот путь, терпеливо ждет и не видит в этом греха, потому что люди к Богу идут. А если человек заведомо верующий игнорирует таинство, считает, что он без благословения Божия будет жить и говорит, давайте, мы распишемся, а это подождет — это определенное лукавство.
Алла Митрофанова:
— Вы знаете, мне кажется, это такая логика запасного аэродрома. Я сейчас не хочу никого обидеть.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Да. Вдруг ничего не получится. Дело все в том, что в этом-то и соль. Сейчас, к сожалению, модель отношений — телевидение, знакомые, окружение — люди расходятся, создают новые семьи, разводятся по многу раз и так далее. И это стало как бы приемлемой нормой. Никто не говорит, что это хорошо, но это такой нормальный вариант. Но что происходит? В семье обязательно будут трудности. Если у тебя заложен в программе «запасной аэродром», то при первых серьезных трудностях, будешь искать «запасной аэродром».
Алла Митрофанова:
— Ты им воспользуешься.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— А если у тебя заложено: нет уж, дорогой, вот тебе жена и муж на всю жизнь, береги, заботься, уважай, не обижай, вкладывай в отношения, узнавай, учись разговаривать, учись слушать, учись уступать. Это ж совершенно другие задачи. Это не поиск варианта, когда надо на «запасной аэродром» уйти.
Алла Митрофанова:
— А это подводная лодка.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— А это духовная жизнь, начинается духовная жизнь. Извините, все, с Богом.
Александр Ананьев:
— Мне сейчас пришло в голову. У Христа в Гефсиманском саду не было «запасного аэродрома».
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Конечно, нет. Жизнь наша одна, она имеет абсолютную ценность. Поэтому когда так человек рассуждает, он заведомо с большой вероятностью попадет в эту предуготованную самим собой модель.
Александр Ананьев:
— Но мне понятна логика, отец Алексей, мысль о разводе пугает, расстраивает, но она не вторгает в такой ужас, как мысль о развенчании.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Да, нет никакого развенчания. Что такое развенчание? Нет такого таинства в Церкви.
Александр Ананьев:
— Есть венчание. И ты нарушишь клятву, данную перед престолом Божиим. Страшно же от этого.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Так ничего не меняется. Нет, это не правильно. В любом случае, если мы признаем, в какой степени мы признаем брак, заключенный государственном способом, образом, это не про печать речь, это речь идет о том, что в современном обществе так принято. Вот в Римском обществе, в Древнем Риме, было четыре способа, насколько я знаю, заключения брака. Для разных категорий людей были разные варианты. В том числе это брачный пир и объявление своего брака перед свидетелями на брачном пире. У нас нет сейчас такого способа заключения брака, который бы признавался. Мы сейчас в другую эпоху живем. Поэтому если это брак, то вся полнота ответственности наступает. Просто люди пытаются обойтись без благословения Божия и это ошибка. Для верующего человека это ошибка.
Алла Митрофанова:
— Мне кажется, что это знаете как. Мы просто, готовя себе «запасной аэродром», как бы говорим: а вдруг не получится, а вдруг будет слишком сложно, и мы не сможем. И здесь, мне кажется, подмена понятий происходит, может быть, характерная для нашего нынешнего потребительского состояния. Нам кажется, что любовь это данность, и в этом смысле мы можем либо угадать, либо не угадать с нашим выбором, так сказать, партнера.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Не угадаем.
Алла Митрофанова:
— В том-то и дело.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Можем вложить в отношения, можем жить духовной жизнью, можем бороться со своими грехами, страстями, а можем потакать своим грехам и страстям. Значит, один путь — это путь к любви, любовь это союз совершенств, мы работаем над собой, боремся с грехами и страстями, и Господь, по мере очищения нашего сердца, дает нам любовь. А есть путь служения своей гордыни, своим страстям, это путь к разрушению. Он не требует благословения Божия. Он по греховной природе, получается.
Алла Митрофанова:
— Он сам, получается.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— А путь борьбы духовной и преображения требует благословения Божия.
Алла Митрофанова:
— Ну, да, смотря, чего хочешь.
Александр Ананьев:
— То есть все хорошее в нашей жизни случается по Божией воли и благодаря усилиям сил бесплотных Небесных.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— И человека. Не без человека.
Алла Митрофанова:
— По выбору человека.
Александр Ананьев:
— Вот я точно знаю, что все плохое, что случается в моей жизни и нет на то воли Божией, это все следствие моей дури и Богом данной мне свободы.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Самый главный враг для себя — я сам. Как я себе могу навредить, мне никто так навредить не сможет.
Александр Ананьев:
— Остается открытый вопрос с бесами, отец Алексей.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Давайте, все сейчас про них скажем тоже. Ну, не все, может быть, но все, что успеем.
Александр Ананьев:
— «Семейный час» на «Светлом радио». Алла Митрофанова, Александр Ананьев и настоятель храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов. Хочется про бесов, но позже. Сейчас у меня другой вопрос. Раз мы приняли за аксиому существование иерархии ангельских чинов, у меня вопрос, наверное, больше формальный и неофитский. Как я себе представляю наши отношения с женой?
Алла Митрофанова:
— Интересно.
Александр Ананьев:
— Есть я, есть жена, между нами Христос. И каждый раз, когда я смотрю на нее, я сначала вижу Христа. И каждое слово, сказанное ей, первым услышит Христос. Поэтому подумай три раза, прежде чем сказать ей что-нибудь резкое, мерзкое, грязное и неприличное. А тут я читаю, что на самом деле все гораздо сложнее. Между мной и Христом стоит целая иерархия специально созданных Богом чинов ангельских, которые призваны мне помогать, и, собственно, связующее звено меня с Богом. И мне сразу пришло в голову, что, допустим, я хочу обратиться к Путину. Я же не буду ему сразу звонить по телефону или писать: дорогой Владимир Владимирович, у нас не заасфальтировано у подъезда. Нет, я сначала напишу в районную управу, та напишет в муниципалитет, муниципалитет напишет — я не знаю, как это дальше работает — в Госдуму, Госдума напишет в Управделами президента, там, если повезет и секретарь передаст, то Владимир Владимирович...
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Про ваш асфальт не будут докладывать Владимиру Владимировичу. Думаю, что на уровне муниципалитета решат.
Алла Митрофанова:
— То есть он решается не главой государства, а на другом уровне.
Александр Ананьев:
— Не решают, отец Алексей, не решают, Путину надо звонить, не иначе, как говорит наша старая соседка.
Алла Митрофанова:
— Я понимаю, к чему Саша ведет. Есть ли какие-нибудь вопросы, которые, условно говоря, не требуют обращения к господу Богу? Да, ты об этом?
Александр Ананьев:
— Да. Я говорю, Господи, помоги. Или слава тебе, Господи. А может быть, я перепрыгиваю через три головы.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Опять давайте, я оговорочку сделаю, что не существует формулы обращения. Мы всегда можем обратиться к Богу, и все зависит от нашего личного опыта богообщения, молитвы, веры, упования, надежды на Бога. Действительно, такая модель частенько проскальзывает: что ты к Богу, давай, святителя Николая попроси, он лучше попросит. Интересно, в Евангелии есть такой момент тоже. Когда Христос шел, его апостолы сопровождали, некие странники подошли и обратились к одному из апостолов. Тоже некую такую иерархию соблюли. Это евангельский пример, но и в земной жизни, нужно к начальству, через секретаря, допустим. Технический момент. Начальство сильно занято, а секретарь знает, когда есть время, чтобы доложить. Конечно, так механически переносить это на Небесную жизнь не стоит. Я думаю, что это зависит от нашего личного опыта веры. Если у меня есть личный опыт общения со святым или с ангельскими силами, мы сегодня о них говорим, и я чувствую присутствие их в своей жизни, у меня есть опыт молитвы, заступничества, помощи, то, конечно, опираясь на свой опыт, это нормально. Если мой опыт таков, что я всегда обращаюсь к Богу, и надеюсь на Него, и чувствую Его присутствие в такие моменты, по крайней мере, в жизни, то здесь ничего дурного нет. Мне кажется, здесь ошибка, знаете, в чем заключается? В таких рассуждениях не надо все геометрически представлять — между. Вот вы сказали, между вами Христос. Ну как между вами? Мы говорим, «Христос посреди нас». Не между, он с нами. Тут есть разные образы. Мне понравилось такое рассуждение: муж смотрит на жену, жена на мужа. Может быть, лучше смотреть в одну сторону. Не друг на друга, а в одну сторону и как раз на Христа, на путь свой, на призвание. Нужно, видимо, говоря эти слова, отказаться от геометрического представления этой всей иерархии.
Александр Ананьев:
— Нам, гуманитариям иначе нельзя. Мы же все пытаемся визуализировать, понять, рассчитать.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— (...) тоже пытаются.
Алла Митрофанова:
— А зачем тебе гуманитарию геометритизировать, пусть все будет максимально творчески.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Когда в алтаре происходит причащение духовенства, и когда поется Символ веры, исповедание веры, священники подходят, тоже соблюдая иерархию, к старшему, и значит: «Христос посреди нас». Все-таки славянское «посреди», это не русское «между», это не разделение, это все-таки соединение. Поэтому мне кажется, когда мы говорим о Небесном мире, ангельском мире, о святых угодниках, о Матери Божией, о Самом Господе, все-таки здесь не разделение, здесь соединение. Если у меня есть опыт воззвать к Богу в молитве, то в этом нет ничего предосудительного.
Алла Митрофанова:
— Отец Алексей, а позволите, все-таки хотелось бы вернуться к началу нашего сегодняшнего разговора. Вы рассказывали о вашем знакомом, человеке глубоко верующем, который, когда задумался о создании семьи, посмотрел по сторонам, стал искать себе девушку достойную, или созвучную, соответствующую его мировоззрению, внутреннему миру, он в первую очередь посмотрел на самого себя и задал себе вопрос, а готов ли я к семейной жизни. Вы знаете, опыт нашей встречи с Сашей подсказывает, у меня была во многом схожая история, когда всерьез пришлось задуматься, а что же мешает мне на протяжении стольких лет создать семью, в чем причина, оказалось, что причина-то во мне и нужно в первую очередь над собой поработать. Скажите, пожалуйста, часто ли так бывает, что мы ищем, кто-то на сайты знакомств ходит, на какие-то тусовки специальные ходит, ездит в какие-то поездки, все ищет, ищет, ищет и никак не находит. Может быть, действительно есть смысл в такой ситуации, когда на протяжении длительного времени что-то не получается, обратить внимание на себя. Может быть, Господь указывает, попробуй разобраться, что в себе изменить.
Александр Ананьев:
— А может быть, вообще все бесполезно, потому что мы сегодня ехали на встречу с вами, отец Алексей, и Алла Сергеевна привела данные статистики, согласно которой лишь три процента населения современной России в силу разных причин готовы к семейным отношениям, девяносто семь не готовы, изломаны воспитанием, культурой и обществом.
Алла Митрофанова:
— Изломаны — это не значит, что это диагноз на всю оставшуюся жизнь. Пока мы живем, мы очень многое можем менять в себе.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Статистика дело тонкое.
Алла Митрофанова:
— Да, кстати.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Где ее собирали. Знаете, очень интересный момент. Как-то собирали статистику в храмах. И там были ценностные вопросы: работать — не работать, давать взятку — не давать взятки, отношение к разводам — вот такие нравственные вопросы были. И сделали вывод те, кто собирал статистику, что статистика, собранная в храме, идентична статистике общей в государстве.
Алла Митрофанова:
— Интересно.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Те, кто разбирается в этом вопросе, крепко задумались. Говорят: «Как вы собирали статистику?». Оказалось, они собирали статистику у «захожан», у тех, кто просто зашел в храм. «Нет, давайте, все то же самое, но у прихожан, тех, кто живет церковной жизнью». Прихожан, которые живут церковной жизнью, у нас их меньше 5% в обществе. Естественно их ответы не способны — 5% — повлиять на статистику 100%. И когда тот же самый опрос провели среди прихожан, которые христианской жизнью живут, оказались совершенно другие данные, абсолютно другие данные. Поэтому то, что такая статистика, да, безбожная жизнь разрушает человека, разрушает систему ценностей, делает его неготовым, неспособным, в том числе к семье. Аминь. Абсолютно с этим согласен.
Александр Ананьев:
— У нас осталось две минуты, отец Алексей. Я очень много вопросов не успеваю задать в этом часе, хотя они действительно важны. Но одной из целей, которую мы с Алечкой поставили сегодня перед собой для наших слушателей, является выработка и озвучивание инструкции.
Алла Митрофанова:
— Да, нет никаких инструкций.
Александр Ананьев:
— Нет, ну как это нет. Подожди, силы Небесные есть, они помогают, к ним надо уметь обращаться, они могут помочь в устройстве жизни.
Алла Митрофанова:
— Просто обращаться, кто из нас умеет.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Инструкцию дать?
Александр Ананьев:
— Да, но вот давайте сейчас, нас слушает прекрасная девушка, не знаю, Татьяна. Я так нарисую, чтоб понятно. Ей 31 год, она глубоко верующая, хорошая, два высших образования.
Алла Митрофанова:
— Не замужем.
Александр Ананьев:
— Не замужем, любит кошек, начала вышивать, и сама мысль о том, что она начала вышивать повергает ее в ужас, потому что она понимает, что это уже старость. Ей очень хочется замуж, она узнает, что есть силы бесплотные и они могут помочь. Завтра 21 ноября, и она сейчас внимательно слушает, что скажет отец Алексей. Что ей делать в этой связи?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Перестать переживать, что она до сих пор не вышла замуж, идти в храм в праздник, если есть возможность, подготовиться и причаститься обязательно. Поисповедоваться и причаститься. И положиться полностью на Бога. И то, что мы говорили перед этим: внутрь себя смотреть, работать над собой. Знакомиться можно, конечно, есть разные варианты: храм, церковные молодежные проекты, паломнические поездки, православные сайты знакомств. Но опять же, не то, что везде максимальное количество знакомых, максимальное количество попыток. Просто быть открытым человеком, а думать и работать над своим внутренним миром.
Александр Ананьев:
— То есть не взывать к бесплотным силам Небесным?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Господи, Ты знаешь мое желание, Небесные силы вы знаете мое желание, помолитесь, пусть будет со мною по воли Божией, по любви Божией пусть со мной будет.
Александр Ананьев:
— Татьяна спрашивает, а у нее ангел-хранитель есть?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Есть.
Александр Ананьев:
— А как его зовут?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Не знаю, неизвестно.
Александр Ананьев:
— А как ей с ним общаться, у нее к нему много вопросов?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Святый ангел-хранитель, моли Бога о мне.
Александр Ананьев:
— Поможет?
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Поможет.
Александр Ананьев:
— Татьяна. Ну, я образно говорю. Друзья, слушатели радио «Вера», я надеюсь, что вы услышали совет, это конечно, не инструкция по эксплуатации.
Алла Митрофанова:
— Ее и не может быть.
Александр Ананьев:
— Как это не может?
Алла Митрофанова:
— В таком творческом деле, как жизнь человеческая и создание семьи.
Александр Ананьев:
— Как это не может? Мы знаем, как все устроено, и очень хотим, чтобы оно работало. А вот когда есть ощущение, что что-то сломалось и что-то не работает.
Алла Митрофанова:
— Инструкция одна: верь, надейся и люби, лучше be, чем not to be. Все.
Александр Ананьев:
— Отличный план. Спасибо вам большое, отец Алексей. Сегодня мы беседовали в программе «Семейный час» с настоятелем храма святого князя Владимира в Новогиреево протоиереем Алексеем Батаноговым. С вами была Алла Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Александр Ананьев.
Александр Ананьев:
— Вернуться к этому разговору вы всегда можете на нашем сайте radiovera.ru. Ну, а завтра утром встретимся в храме.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— Спасибо, Александр, Алла.
Алла Митрофанова:
— До встречи.
Протоиерей Алексей Батаногов:
— До встречи.
Псалом 101. На струнах Псалтири
1 Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [когда] воззову [к Тебе], скоро услышь меня;
4 ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 сердце мое поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 от голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами,
11 от гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознес меня и низверг меня.
12 Дни мои - как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его,- ибо пришло время;
15 ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сем для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его - в Иерусалиме,
23 когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса - дело Твоих рук;
27 они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицем Твоим.
Псалом 101. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Переживая трудные времена, люди нередко говорят, что им не хватает доверия Богу. Но на чём основывается подобное доверие и без чего действительно оказывается невозможно его достичь? Ответить на этот вопрос помогает 101-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 101.
2 Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придёт к Тебе.
3 Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твоё; в день, когда воззову к Тебе, скоро услышь меня;
4 Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня;
5 Сердце моё поражено, и иссохло, как трава, так что я забываю есть хлеб мой;
6 От голоса стенания моего кости мои прильпнули к плоти моей.
7 Я уподобился пеликану в пустыне; я стал как филин на развалинах;
8 Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле.
9 Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною.
10 Я ем пепел, как хлеб, и питие моё растворяю слезами,
11 От гнева Твоего и негодования Твоего, ибо Ты вознёс меня и низверг меня.
12 Дни мои — как уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава.
13 Ты же, Господи, вовек пребываешь, и память о Тебе в род и род.
14 Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, — ибо пришло время;
15 Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют.
16 И убоятся народы имени Господня, и все цари земные — славы Твоей.
17 Ибо созиждет Господь Сион и явится во славе Своей;
18 Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их.
19 Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа,
20 Ибо Он приникнул со святой высоты Своей, с небес призрел Господь на землю,
21 Чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти,
22 Дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его — в Иерусалиме,
23 Когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу.
24 Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои.
25 Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов.
26 В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело Твоих рук;
27 Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся;
28 Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся.
29 Сыны рабов Твоих будут жить, и семя их утвердится пред лицом Твоим.
Времена, как известно, не выбирают. Мы рождаемся в ту или иную эпоху и незаметно для самих себя принимаем особенности взгляда на мир, характерного именно для неё. Надеемся на науку в эпоху Просвещения, унываем и печалимся о будущем во время революций и войн. И, конечно, на фоне развивающихся науки и техники, религия выглядит довольно странно. В наше время мы не лечимся по трактатам древних врачей вроде Галена или Гиппократа, и многим людям совершенно непонятно, почему на трактаты того же царя Давида, апостола Павла или кого-то подобного стоит опираться как на нечто правдивое и содержательное. Однако эти люди забывают, что древние врачи изучали человека и были очень ограничены в методах исследования. С изобретением новых методов, меняются и наши знания. В свою очередь религия утверждает, что отпирается на откровение неизменного Бога и библейские тексты написаны людьми, вдохновлёнными Духом Святым. Конечно, мы как читатели живём в разные эпохи, но доверяем сути читаемого, потому что автор молился Богу, Который вне всякого времени.
Обращаясь к тексту 101-го псалма, мы на первый взгляд встречаем человека, переживающего испытания. Первое, что мы замечаем: в тональности псалма отсутствует всякое возмущение по отношению к Богу. Положение страдальца очень тяжёлое, но он изображает его без всякого упрёка. Он действительно, как сказано в заголовке псалма, «изливает печаль свою». При этом его подход таков не потому, что Бог ему безразличен, но напротив, потому что ближе Творца у него никого нет. Больше, чем Ему, псалмопевец никому не может доверять. Он не может доверять телу, потому что оно болеет и как будто бы подводит его. Впрочем, как и любого, кто решит довериться телесности. Он не может доверять людям, потому что враги окружают его, самим именем его пользуются как проклятьем. И казалось бы, с чего бы это ему доверять Богу. Но в этом и есть его праведность — потому что в итоге он не надеется ни на себя, ни на людей, но только на Господа, который пребывает вовек и в известное Ему время умилосердится над людьми, которые восхвалят Его. При этом важно понимать, что псалмопевец доверяет Богу не только потому, что Тот способен избавить его от временных трудностей. В псалме мы слышим предчувствие чего-то более глубокого и таинственного, ведь Бог услышит стоны узников и освободит тех, кого называют сынами смерти. В то время народы воздадут славу Богу и царства земные соберутся для служения Ему. Конечно, перед нами мессианское предчувствие, ведь Тот, Кто сотворил землю, Тот, Чьи руки создали небеса, вмешается в человеческую историю, чтобы люди жили.
Времена действительно не выбирают. Приметой наших дней давно стал известный лозунг «Человек — это звучит гордо». Кто-нибудь может его даже не знать и никогда не слышать, но им пропитан наш воздух. И именно поэтому даже люди верующие нередко с обидой требуют от Бога справедливости, возмущаясь её отсутствием. Понимая это, Церковь призывает нас обратить внимание на опыт людей других эпох, людей, которые несмотря на все испытания, всем существом переживали близость Бога и из глубины смирения доверяли Ему.
Псалом 101. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 101. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 315 зач., VII, 1-6.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начало Евангелия от Матфея шокирует тех, кто впервые берёт в руки Новый Завет: на первых страницах нас встречает длинный перечень каких-то семитских имён, и без погружения в историю Ветхого Завета невозможно понять, каким образом эти имена соотносятся с благой Вестью Христовой, а, следовательно, и с нашим спасением во Христе. Более опытные христиане знают, что Евангелие от Матфея первоначально было адресовано евреям, а потому разговор о Христе нужно было начать с родословия, нужно было показать, что Христос — прямой потомок Авраама, Исаака, Иакова и Давида, и только показав это можно было переходить к сути повествования. Родословие и происхождение были чрезвычайно важны для еврейского общества. Однако есть один значимый библейский персонаж, который не имеет ровным счётом никакой родословной. О нём нам сегодня напоминает звучащий во время литургии в православных храмах отрывок из 7-й главы Послания апостола Павла к Евреям.
Глава 7.
1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
Апостольское послание произносит удивительные слова: оно утверждает, что у героя библейской книги Бытия не было не только родословной, у него не было ни отца, ни матери, а ещё его жизнь не имела ни начала, ни конца. Это довольно странное заявление, и оно, как кажется, противоречит тексту книги Бытия, рассказ которой о Мелхиседеке не содержит в себе сведений об отсутствии у него отца, матери, родословной и о бесконечности жизни Мелхиседека. Повествование книги Бытия довольно сухое: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его» (Быт. 14:18–19), то есть Авраама.
Почему же Послание к Евреям утверждает, что Мелхиседек не имел родословной? Ответ лежит на поверхности: об этом человеке ничего не известно, он пришёл ниоткуда и ушёл никуда, природа его священства неизвестна автору книги Бытия, Мелхиседек — полная противоположность израильским священникам, священство которых было связано с их происхождением, были известны и их отцы, и их матери, и годы их жизни. Про Мелхиседека же неизвестно ничего, кроме того, что он был священником Бога Всевышнего и что он благословил Авраама.
Если же Мелхиседек благословил Авраама, значит, праотец еврейского народа видел в Мелхиседеке кого-то большего, чем он сам. Благословение, данное Мелхиседеком Аврааму, простиралось и на всё потомство библейского праотца, значит, и на священническое израильское колено Левия. Получается, что Мелхиседек благословил само израильское священство, значит, он и его выше. А кто может быть выше? Кто не имеет ни начала, ни конца? И о чьей родословной нет смысла говорить? Конечно же, речь о Боге, Которого Авраам сумел увидеть в лице священника Мелхиседека.
О Мелхиседеке нужно было написать, чтобы дать евреям понять очевидную для христиан истину: ветхозаветное священство, как и все прочие ветхозаветные установления, имело ограниченное значение, оно утратило смысл тогда, когда пришёл Христос — «иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс. 109:4). Следовательно, отныне Бог говорит с человеком не языком древних книг, Бог говорит с человеком через Сына Своего Единородного, и спасение мы обретаем не через тщательное исполнение ветхозаветных заповедей, а Христом и во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











