
Михаил Сидоров — купец, исследователь, золотопромышленник и благотворитель вошёл в историю, как активный сторонник развития русского Севера. Михаила Константиновича называли «неистовым пропагандистом» освоения Севера и даже «бедным Сидоровым». А как иначе можно было аттестовать человека, который жертвовал главному делу своей жизни баснословные средства, а в конце концов потерпел финансовый крах.
Природные богатства Сибири в 19-ом веке привлекали многих предпринимателей. В том числе и миллионера из Енисейской губернии Сидорова. Открытие Северного морского пути по Ледовитому океану стало мечтой Михаила Константиновича. И денег на её осуществление он не жалел, вкладывая огромные средства в организацию исследовательских экспедиций. Он делал это не для себя, не для славы. Просто считал своим долгом налаживание морского пути из Сибири в Европу. Ведь это дало бы толчок бурному промышленному развитию края. А в результате — всей России.
С огромным уважением Сидоров относился к инородцам, как тогда называли коренные северные народы. Улучшая их благосостояние, он без конца финансировал строительство каналов и дорог, открытие школ и приютов для детей, налаживал жилищное строительство.
Сидоров пытался пробить на Севере устройство мореходных классов и поддержать рыбные промыслы. Доказывал, что при небольшой правительственной поддержке, можно ускорить исследования берегов Белого моря. Но петербургские чиновники, от которых зависела эта поддержка, только поднимали Сидорова на смех. Провинция их не интересовала. Потому-то Михаил Константинович и писал о себе: «На меня смотрели как на фантазёра, который жертвует всем ради своей несбыточной мечты». Зато сибирские купцы говорили иное: «Провидение послало нам человека трудящегося для нас и не ищущего за свои труды официальных наград».
На возрождение Севера Сидоров пожертвовал один миллион семьсот тысяч рублей. Он готов был отдать много больше, но, увы, многие его идеи местные власти отвергали. Михаил Константинович предложил открыть в Иркутске или Красноярске университет и хотел внести в проект 10 своих приисков, стоимостью три миллиона рублей и весь наличный капитал. Чиновники отказали. Более того, завели на Михаила Константиновича сразу три уголовных дела, обвиняя его в незаконном владении золотыми приисками. Это была хитрая интрига — от подсудимых запрещалось принимать пожертвования. Поэтому желание Сидорова открыть университет так и осталось неосуществлённым. 13 лет длилась тяжба, она закончилась полным оправданием Сидорова. Жители Красноярска, чьи симпатии были на стороне благотворителя в 1886-ом году выбрали его своим городским головой. Но власти выбор не утвердили, сославшись на то, что претендент на столь ответственный пост состоял под судом.
Сидорову ещё не раз пришлось сталкиваться с несправедливостью. Но это не сломало его, не озлобило. Михаил Константинович подарил музею Томского университета свою личную коллекцию сибирских древностей. Поддерживал приюты, больницы, школы, библиотеки в Архангельске, Берёзове, Красноярске, Омске, Тобольске. Выплачивал стипендии студентам, открыл первую школу-интернат для северных народов при Туруханском монастыре. Помогал епархиальному училищу и мужской гимназии в Архангельске. И в своём завещании Михаил Константинович отписал большую часть состояния, как он говорил, «на пользу человеческую». А именно: «для поощрения русских изобретений, для устройства училищ мореплавания на Севере, на поощрение русских к изобретению воздухоплавания, на ежегодные премии за сочинения о Севере...»
Михаил Константинович умер в 1887-ом году. А после февральской революции 17-ого года моряки Мурманского пароходства назвали «Михаилом Сидоровым» один из пароходов. Правда, советская власть постаралась забыть о благотворителе, но уже сама история позаботилась о восстановлении справедливости. И сегодня именем романтика Севера названы проливы и острова, заливы и горы, улицы и библиотеки. А по морским просторам ходит ледокол «Михаил Сидоров».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема