Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Михаил Иванов. «Ответа жду»


— Какой знакомый взгляд! Парень на картине Михаила Иванова «Ответа жду» глядит на девушку, как мой Коля на меня смотрел, когда предложил выйти за него замуж. Я сказала, что подумаю, и он очень переживал!

— Да, сестрёнка, помню, помню. Целый месяц ты мучила Николая, прежде чем сказала «да».

— И девушка на картине так же себя ведет. Отвернулась от юноши, платок на глаза надвинула — лица почти невидно, держит во рту травинку. Словно не замечает, сколько в глазах жениха нежности, надежды и тревоги.

— Я бы не стал сравнивать ситуацию, которую представил Михаил Иванов в своей работе «Ответа жду», с твоей романтической историей. Очень уж мало общего у города конца двадцатого века и деревни начала столетия — картина написана в 1900 году. К тому же ты выходила замуж на юге России, а на полотне перед нами северяне.

— Это имеет значение?

— Конечно! Здесь, в поморском крае, всё особенное. Это даже в названии Архангельского музея изобразительных искусств, в котором мы сейчас находимся, отражено. Он именуется «Художественная культура Русского Севера».

— А Михаил Иванов был отсюда родом?

— Художник родился в поселке Мшага Новгородской губернии и хорошо знал жизнь северян. Неспроста он, обучаясь в Императорской академии художеств, написал картину «Ответа жду», богатую этнографическими подробностями.

— Действительно, эта картина — кладезь информации для этнографа. Смотри, как тщательно Иванов зарисовал одежду героев.

— Причем, в деталях, соответствующих поморским традициям того времени! На девушке тёмный сарафан с яркой красной каймой, пёстрый платок завязан узлом у подбородка. На юноше кумачовая косоворотка, поверх неё накинут балахон из грубого холста — ряднины. На голове у помора картуз, на ногах — лапти. Но всё-таки костюмы героев — не главное в картине «Ответа жду».

— А что же главное?

— То, что художник показал традиции своих земляков. Мы видим характерную сцену, когда юноша решился позвать девушку замуж.

— Андрюша, а я читала, что в русских деревнях родители решали судьбу детей, выбирали для своего чада жениха или невесту.

— Во многих регионах именно так и было. Но не у поморов. Они хранили традиции целомудрия, но при этом старшее поколение не навязывало юношам и девушкам своей воли. Юные северяне сами выбирали суженых. Молодежь собиралась на вечёрках, пели песни, водили хороводы — приглядывались друг к другу. Тут парень и мог спросить у будущей невесты, можно ли прислать к ней сватов. И если девушка давала положительный ответ, родители жениха начинали хлопоты. Барышня на картине не спешит говорить заветное «да», потому что осознаёт, какая это ответственность.

— Вот и я тянула с ответом жениху, потому что понимала — замуж нужно выходить один раз и на всю жизнь.

— Сколько вы уже с Николаем вместе?

— Двадцать пять лет счастья. И полотно Михаила Иванова «Ответа жду» напомнило, с чего оно начиналось. Такое ощущение, что и у героев картины жизнь должна сложиться благополучно, и они много лет проживут в любви и согласии.

«Картину Михаила Иванова «Ответа жду» можно увидеть в Архангельском музее изобразительных искусств «Художественная культура Русского Севера».

tolpekina

Последние записи

Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать

«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она…

06.05.2024

«Благодарение Богу»

Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой…

06.05.2024

6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской

Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской. О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.

06.05.2024

6 мая. Об иконографии святого Великомученика Георгия Победоносца

Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца. Об иконографии святого, — священник Августин Соколовски.

06.05.2024

6 мая. О Пасхальной радости

Сегодня 6 мая. Светлый понедельник. О Пасхальной радости, — протоиерей Игорь Филяновский.

06.05.2024

This website uses cookies.