
Фото: Juli Kosolapova/Unsplash
Первого сентября тысяча девятьсот восьмого года в небольшом городе Нерчинске, что в трёхстах километрах от Читы, реальное училище принимало своих первых учеников. Семьдесят оробевших мальчишек вступили под своды прекрасного белого дворца, больше похожего на замок Аладдина из восточной сказки. Трёхэтажный палаццо в мавритано-готическом стиле построили в шестидесятых годах девятнадцатого века для купца первой гильдии Михаила Дмитриевича Бутина. Интерьеры дворца поражали своей роскошью: Михаил Дмитриевич привозил домой из своих многочисленных заграничных поездок всё самое лучшее. Но для подвижных подростков самыми привлекательными были не паркетные полы, огромные зеркала и персидские ковры со старинными фламандскими картинами. Мальчишки больше всего полюбили уникальный сад бутинского дворца — с аллеями и цветниками, фонтанами и мраморными статуями. Благодаря великолепному дворцу Михаила Бутина Нерчинск в начале двадцатого века стали называть Сибирским Версалем. Роскошную усадьбу, с огромной библиотекой, прекрасным садом и всеми постройками Михаил Дмитриевич завещал Нерчинску для устройства в нём реального училища. Бутин всю жизнь так много вкладывал в благоустройство родного города, что его земляки шутили: «Нерчинск всё больше становится Бутинском».
Михаил Бутин родился в купеческой семье, известной в Нерчинске с начала восемнадцатого века. Благодаря его предпринимательскому таланту, семейное дело существенно развилось и открыло новые горизонты: Бутину принадлежали железоделательный, винокуренный и солеваренный заводы, пароходство на Амуре, около пятидесяти золотых приисков, торговый дом с несколькими отделениями по всей Восточной Сибири. Фирма Бутина продавала не только российские, но и заграничные товары.
Для того, чтобы поспособствовать развитию родного края, Бутин стремился познакомиться с опытом других стран, перенять у них лучшие технологии и передовые приёмы. После его поездки в тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Америку на бутинских приисках появились усовершенствованные золотопромывательные машины, паровые двигатели. Бутин и сам сконструировал и внедрил несколько новых механизмов для добычи золота. Михаил Дмитриевич хорошо понимал необходимость развития торговли и взаимоотношений с Китаем. С этой целью он выделил десять тысяч рублей на научную экспедицию, чтобы открыть кратчайший путь для русских купцов. Экспедиция была успешной и немало поспособствовала развитию русской коммерции в Сибири и на Дальнем Востоке.
Михаил Дмитриевич был горячим патриотом родного Забайкалья и немало сделал для процветания Нерчинского края. Бутин публиковал просветительские статьи о флоре и фауне Забайкалья. Михаил Дмитриевич постоянно занимался самообразованием, изучил несколько языков: читал Бальзака, Диккенса и Гёте в оригинале. Михаил Дмитриевич очень любил музыку: на его средства в родном городе появилась музыкальная школа, были созданы оркестр и отделение Русского музыкального общества. Он открыл в Нерчинске большой ботанический сад, купальню, образцовую ферму с опытным полем, где проводили сельскохозяйственные выставки. Кроме того, благодаря Бутину в городе появились общественная библиотека, Софийская женская гимназия и публичный музей. Немалые средства Бутин выделял на духовное училище и строительство Нерчинского Воскресенского собора. После смерти купца почти всё его состояние — около полутора миллионов рублей — досталось нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание десяти сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта в Нерчинске.
Земляки не забыли трудов Михаила Дмитриевича на благо родного города. Четвёртого ноября две тысячи пятнадцатого года в отреставрированном Бутинском дворце торжественно открыли Нерчинский краеведческий музей имени Михаила Дмитриевича Бутина.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер