
Фото: Juli Kosolapova/Unsplash
Первого сентября тысяча девятьсот восьмого года в небольшом городе Нерчинске, что в трёхстах километрах от Читы, реальное училище принимало своих первых учеников. Семьдесят оробевших мальчишек вступили под своды прекрасного белого дворца, больше похожего на замок Аладдина из восточной сказки. Трёхэтажный палаццо в мавритано-готическом стиле построили в шестидесятых годах девятнадцатого века для купца первой гильдии Михаила Дмитриевича Бутина. Интерьеры дворца поражали своей роскошью: Михаил Дмитриевич привозил домой из своих многочисленных заграничных поездок всё самое лучшее. Но для подвижных подростков самыми привлекательными были не паркетные полы, огромные зеркала и персидские ковры со старинными фламандскими картинами. Мальчишки больше всего полюбили уникальный сад бутинского дворца — с аллеями и цветниками, фонтанами и мраморными статуями. Благодаря великолепному дворцу Михаила Бутина Нерчинск в начале двадцатого века стали называть Сибирским Версалем. Роскошную усадьбу, с огромной библиотекой, прекрасным садом и всеми постройками Михаил Дмитриевич завещал Нерчинску для устройства в нём реального училища. Бутин всю жизнь так много вкладывал в благоустройство родного города, что его земляки шутили: «Нерчинск всё больше становится Бутинском».
Михаил Бутин родился в купеческой семье, известной в Нерчинске с начала восемнадцатого века. Благодаря его предпринимательскому таланту, семейное дело существенно развилось и открыло новые горизонты: Бутину принадлежали железоделательный, винокуренный и солеваренный заводы, пароходство на Амуре, около пятидесяти золотых приисков, торговый дом с несколькими отделениями по всей Восточной Сибири. Фирма Бутина продавала не только российские, но и заграничные товары.
Для того, чтобы поспособствовать развитию родного края, Бутин стремился познакомиться с опытом других стран, перенять у них лучшие технологии и передовые приёмы. После его поездки в тысяча восемьсот семьдесят третьем году в Америку на бутинских приисках появились усовершенствованные золотопромывательные машины, паровые двигатели. Бутин и сам сконструировал и внедрил несколько новых механизмов для добычи золота. Михаил Дмитриевич хорошо понимал необходимость развития торговли и взаимоотношений с Китаем. С этой целью он выделил десять тысяч рублей на научную экспедицию, чтобы открыть кратчайший путь для русских купцов. Экспедиция была успешной и немало поспособствовала развитию русской коммерции в Сибири и на Дальнем Востоке.
Михаил Дмитриевич был горячим патриотом родного Забайкалья и немало сделал для процветания Нерчинского края. Бутин публиковал просветительские статьи о флоре и фауне Забайкалья. Михаил Дмитриевич постоянно занимался самообразованием, изучил несколько языков: читал Бальзака, Диккенса и Гёте в оригинале. Михаил Дмитриевич очень любил музыку: на его средства в родном городе появилась музыкальная школа, были созданы оркестр и отделение Русского музыкального общества. Он открыл в Нерчинске большой ботанический сад, купальню, образцовую ферму с опытным полем, где проводили сельскохозяйственные выставки. Кроме того, благодаря Бутину в городе появились общественная библиотека, Софийская женская гимназия и публичный музей. Немалые средства Бутин выделял на духовное училище и строительство Нерчинского Воскресенского собора. После смерти купца почти всё его состояние — около полутора миллионов рублей — досталось нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание десяти сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта в Нерчинске.
Земляки не забыли трудов Михаила Дмитриевича на благо родного города. Четвёртого ноября две тысячи пятнадцатого года в отреставрированном Бутинском дворце торжественно открыли Нерчинский краеведческий музей имени Михаила Дмитриевича Бутина.
16 ноября. О действии Божьей благодати

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа после исцеления Им кровоточивой: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня».
О действии Божьей благодати — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Евангельский отрывок об исцелении больной кровотечением женщины раскрывает не только силу веры болящей, но и приоткрывает завесу действия Божией благодати. Как мы знаем, Вселенная сотворена Господом, Бог вездесущий, и в этом мире Он проявляет Себя через действия Божией благодати.
Иногда она бывает видима, как исходящий от Христа свет или слава, которую лицезрели апостолы на Фаворе. В данном случае эта благодать проявила себя как сила, исшедшая от Христа.
Конечно, мы не можем на себе прочувствовать, как сила благодати исходила из тела Христова, ведь мы не боги, но однозначно утверждаем, слова Господа об исходящей из Него силе сказаны для нашего понимания, что произошедшее было не обманом, призрачным явлением или шарлатанством.
Христос говорит о действительном исцелении женщины и открывает, какова причина её исцеления, то есть исшедшая из Него благодать. Хотя для самого Господа все было очевидным и не требовало исследования, кто прикоснулся к Нему, однако всё это Он проговаривает вслух, чтобы мы умели разбираться в невидимых нами, но действительных явлениях Божией благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О предназначении человека
Во 2-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
О предназначении человека — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевую идею христианского учения о предназначении человека. Она объединяет несколько важных аспектов, а именно: связь с Богом через Иисуса Христа, созидательную природу человека и конкретизацию его миссии в совершении добрых дел.
В православном вероучении особое внимание уделяется теме обожения, то есть процессу преображения человека через сакральное соединение с Богом. Добрые дела в этом контексте становятся инструментом обновления не только окружающего мира, но и собственной человеческой души.
Предназначение человека, согласно христианскому учению, — это не пассивное существование, а активное соучастие в божественном замысле. Созданные во Христе, люди призваны через добрые дела, совершаемые с чистым сердцем, уподобляться Богу, преобразовывать мир и вести других ко спасению.
Как подчеркивает апостол Павел, у каждого человека есть уникальный план и цель, которые в конечном итоге приведут к славе Божией.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 ноября. О подвиге Праведной Снандулии Персидской

Сегодня 16 ноября. Церковь чтит память Праведной Снандулии Персидской, жившей в четвёртом веке.
О её подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Святая праведная Снандулия жила в Персии и исповедовала Господа нашего Иисуса Христа. Во время гонения на христиан более ста человек были арестованы и после полугодичного содержания в тюрьме казнены.
Саму Снандулию не арестовали, она была мирянкой, а целью гонений были аресты клириков, священников, диаконов, монашествующих. Царь Сапор полагал стратегически, что, арестовывая духовенство, он таким образом обезглавит Церковь. И церковная община, не имея иерархического возглавления, закончит своё существование естественным образом. Если некому совершать таинства, если некому рукополагать священников, то Церковь физически не сможет существовать.
Вот Снандулия, избежав ареста, узнала дату казни всех арестованных и организовала пышную трапезу. И каждому, кто приходил на эту трапезу, она дарила белоснежную одежду.
И в день казни, когда всех мучеников обезглавили, святая праведная Снандулия смогла выкрасть святые мощи этих мучеников и захоронить их, спася их тем самым от поругания и надругательств.
Все выпуски программы Актуальная тема







