Апостол Павел немало странствовал, проповедуя Евангелие язычникам. Свое последнее миссионерское путешествие в Рим он совершил под конвоем. По навету иудеев Павла арестовали, чтобы доставить в столицу империи на суд кесаря. Христиане Рима, узнав о приезде проповедника, вышли ему навстречу на подступы к городу, и он, увидев братьев во Христе, возблагодарил Бога и ободрился.
Описывая эти события в книге «Деяния святых апостолов», евангелист Лука точно указывает место, где произошла встреча Павла с римлянами – возле пристанища для путников, которое называлось «Три гостиницы». Это место считалось самым удобным для остановки путешествующих по Аппиевой дороге – одному из значимых римских трактов. В «Трех гостиницах» в 59 году до Рождества Христова несколько раз останавливался Марк Туллий Цицерон. Римский философ оставил в своих записках отзывы об этом постоялом дворе и указал, что он одновременно являлся одной из станций государственной почтовой службы. По всей вероятности, именно это обстоятельство заставило конвоиров апостола Павла остановить свой выбор на «Трех гостиницах»– стражи были обязаны отправлять депеши с отчетами о том, как арестованный следует на суд.
Ученые неоднократно выдвигали гипотезы, где именно располагались «Три гостиницы», но ни одна из версий не находила археологических подтверждений. Лишь осенью 2015 года во время раскопок, проводимых Археологическим управлением Лацио – одного из районов Рима, были обнаружены остатки древнего комплекса зданий. Руководитель экспедиции, профессор Николетта Кассиери сделала заявление, что это не что иное, как пристанище путников, известное под называнием «Три гостиницы»!
Комментарий эксперта:
Древние руины были обнаружены на пятьдесят восьмом километре Аппиевой дороги, которая сохранилась и поныне. В процессе раскопок взору археологов предстала отделанная бордюрами мощёная тропа, соединяющая основной тракт с обширной каменной площадкой, предназначенной, вероятнее всего, для манёвров транспорта. На площадку выходили два здания – если судить по сохранившемуся основанию, довольно большого размера. Одно из них могло служить стоянкой для повозок, а другое – конюшней. Здесь же ученые обнаружили руины большого дома, остатки стен которого сохранили фрагменты фресок, а пол – мозаичное покрытие. Дом был соединен большим двором с банями-термами, в которых уцелели цистерны для воды. Все артефакты получили датировку между первым и вторым веками христианской эры.
Раскопки в районе, где работала экспедиция Николетты Кассиери, проводились и ранее. В девяностых годах двадцатого века здесь нашли фрагменты каменных плит и столбов, украшенных христианскими символами, характерными для восьмого века. Вероятнее всего, это были развалины древней церкви. Эта давняя находка приобрела особое значение в связи с последним открытием археологов. Дело в том, что в церковных документах сохранились свидетельства, что «Три гостиницы» дали имя епископской кафедре, которая здесь находилась.
Комментарий эксперта:
В документах Латеранского собора, созванного Римским императором Константином Великим осенью 313 года, из шести архиереев епархии Лацио один назван как «епископ Феликс из «Трех таверн». Архипастыри с таким своеобразным титулом упоминаются также в документах римских церковных соборов восьмого и девятого веков. Учреждение епископской кафедры в скромном пригороде Рима напрямую было связано с тем памятным местом, где апостол Павел встретился с христианами столицы. Вполне естественно, что здесь на протяжении нескольких веков находились храм и резиденция для духовенства. И тот факт, что в одной географической точке были обнаружены фрагменты церковных строений восьмого века и остатки гостиничного комплекса первого столетия, свидетельствует в пользу предположения, что это – те самые «Три гостиницы», которые упомянул апостол Лука в «Книге Деяний».
Апостол Лука оставил в своих трудах множество точных указаний, которые позволяют не только читать его книги, как часть Священного писания, но и воспринимать их в качестве исторических источников. «Три гостиницы», упомянутые евангелистом в рассказе о последнем путешествии апостола Павла, стали для ученых зацепкой, вокруг которой были выстроены поиски точного маршрута великого христианского миссионера. И эти исследования увенчались успехом!
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.