Улицы Нижнего Новгорода окутала глубокая осенняя ночь. Город уснул. Ни одно окошко не светилось. Погрузился в темноту и большой каменный особняк на Малой Покровской. Его в тысяча девятьсот восьмом году купил для своей семьи Матвей Башкиров — известный в городе купец, владелец мукомольных заводов. Несмотря на поздний час, хозяину не спалось. Он сидел в высоком кресле и, глядя на огонёк лампады, теплившийся перед иконами, вспоминал...
Вот перед его глазами знойный полдень. По Волге идёт тяжёлая баржа с зерном. Худые, чёрные от загара бурлаки изо всех сил тянут лямку. С ними — маленький мальчик лет десяти. «Притомился, малец? — участливо спрашивает его идущий рядом бурлак — «Ничего, держись, Матюха, уже чуток осталось!»
...Купец рукавом дорогого шёлкового халата утёр набежавшую слезу. Маленьким Матюхой в бурлацкой лямке был никто иной, как он сам, Матвей Емельянович Башкиров, в прошлом — сын бедняка, а ныне один из богатейших людей Нижегородской губернии.
Выбившись в люди и разбогатев, Башкиров не забыл своё прошлое. Верующий и сострадательный человек, не понаслышке знающий, что такое нужда, он стал помогать людям, сделав заботу о ближних — бедных, обездоленных, нищих, сиротах — главным делом своей жизни.
В тысяча восемьсот девяносто третьем году Матвей Емельянович взял опеку над Городским детским приютом. Он ежемесячно выделял крупную сумму на его содержание. Но этого доброму сердцу купца казалось мало. Поэтому каждое воскресенье после утреннего Богослужения Башкирова можно было увидеть в конфетной лавке, где он закупал сладости для многочисленных воспитанников приюта, а потом с тяжёлыми мешками, доверху набитыми карамелью и леденцами, сам ехал к детям. Подросших ребят он определял в высшие учебные заведения и оплачивал их образование.
Когда началась Первая Мировая война и было принято решение об эвакуации Варшавского политехнического института, Матвей Емельянович внёс пятьсот тысяч рублей на организацию переезда и обустройство вуза на новом месте. Это щедрое пожертвование сыграло решающую роль — институт переехал именно в Нижний, хотя на право принять его у себя претендовали Саратов, Одесса, Оренбург и ещё несколько крупных городов.
Вскоре за купцом Башкировым в народе прочно закрепилось прозвище Благодетель. Первыми его стали так называть крестьяне села Зименки, где у Матвея Емельяновича было загородное имение. В селе Башкиров отремонтировал обветшавший храм, а ещё построил водокачку — ему было больно смотреть на то, как старухи и беременные женщины с полными вёдрами по несколько раз в день карабкались с реки вверх по крутому склону: село стояло на высоком холме.
Для своих работников при каждом мукомольном заводе Башкиров построил тёплые, благоустроенные общежития и помимо заработной платы выплачивал ежемесячные пособия на детей. Когда в тысяча восемьсот девяносто первом году губернию поразил голод, Башкиров одним из первых откликнулся на беду, организовав раздачу зерна и муки из собственных хранилищ.
Он с радостью поступил бы так и в тысяча девятьсот семнадцатом, когда после октябрьского переворота голод и разруха охватили страну. Однако новая власть не дала Матвею Емельяновичу такой возможности, отняв у него всё до копейки. Возможно, бурлацкое прошлое могло бы смягчить положение Башкирова, но он не счёл нужным выгораживать себя. И теперь те, кому купец когда-то помогал, спешили поделиться со своим Благодетелем последним куском хлеба.
...В один из дней тысяча девятьсот двадцать четвёртого года улицы Нижнего заполнил народ. Пели «Святый Боже». Милиционеры уже собрались разгонять «антисоветскую демонстрацию», но потом остановились.... Дело в том, что это был вовсе не митинг — просто благодарные нижегородцы провожали в последний путь своего любимого Благодетеля — Матвея Емельяновича Башкирова...
Храм в честь святых царственных Страстотерпцев в Сарове
Семья Святых Царственных Страстотерпцев на многие века стала для русской истории, для каждого человека, живущего на нашей земле, примером веры, любви, верности и служения. Каждый храм, построенный в их честь, в воспоминание их подвига, несет в себе эту высоту и святость. Все, кто приобщаются к их памяти, незримо вступают под их покров и защиту. Храм, созданный в Сарове, стал для города, где куется ядерный щит России, местом соединения в одну большую русскую семью всех самых лучших и сокровенных наших надежд и чаяний. Он стал семейным для многих жителей города Сарова, и для всех тех людей, кто захочет мысленно войти под его своды, созданные с большой любовью к семье последнего российского императора Государя Николая II. Здесь делается так много, чтобы последующие поколения, наши дети, обрели сильную веру, идеалы чистоты и милосердия, выросли настоящими православными тружениками на ниве созидания будущего нашего Отечества.
Купятицкая икона Божией Матери
Купятицкая икона Божией Матери представляет собой равноконечный медный крест двенадцать на двенадцать сантиметров. На одной его стороне изображена Пречистая Дева с Младенцем на руках, на другой — Распятый Христос. Так неизвестный автор произведения подчеркнул причастность Богородицы к Крестному подвигу Спасителя. Округлые концы Распятия украшены медальонами с изображением ангелов.
Необычная реликвия была явлена в двенадцатом веке в белорусском селе Купятичи. Оно находится в Брестской области, в десяти километрах от города Пинска. Согласно преданию, образ обрела в лесной чаще крестьянская девочка Анна. Икона, укреплённая на дереве среди ветвей, источала яркое сияние. Отроковица принесла находку домой и спрятала в сундук. Но утром креста на месте не оказалось! Девочка вновь нашла его в лесу, на том же самом дереве. Возвращение образа повторилось трижды. Анна рассказала о происшествии взрослым, и жители Купятич построили на месте явления церковь, посвящённую Божией Матери.
Этот храм сгорел во время монголо-татарского нашествия в середине тринадцатого века. Купятицкая икона уцелела в огне. Её нашел на пепелище в конце пятнадцатого столетия странник-богомолец по имени Иоаким. Образ крестным ходом перенесли в церковь, построенную на новом месте. Для святыни изготовили позолоченную оправу из серебра.
В семнадцатом веке при храме в Купятичах был основан православный монастырь. В 1655 году в обители произошёл конфликт между православными и сторонниками объединения с католиками. Несколько монахов переселились в Киев и перенесли с собой Купятицкую икону Божией Матери. Они записали историю явления чудотворного образа и издали её в типографии Киево-Печерской лавры. Образ Пресвятой Богородицы, найденный в двенадцатом веке в белорусском лесу, стал широко почитаем. Про этот медный крест говорили, что он мал размером, но велик чудесами.
До двадцатого века Купятицкая икона пребывала в Киевском соборе Святой Софии. После революции 1917 года реликвия была утрачена. В селе Купятичи сохранилась деревянная копия древней реликвии, изготовленная в семнадцатом столетии. Как и первообраз, этот список Купятицкой иконы Божией Матери почитается чудотворным. Помолиться перед ним в маленькое белорусское село ежегодно приезжают тысячи паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Коневская икона Божией Матери
История Коневской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Арсения. Святой родился в Новгороде в четырнадцатом веке. В юные годы принял монашество, отправился на Афон и прожил там несколько лет в одном из монастырей. А потом получил благословение от своего наставника вернуться в Россию и основать новую обитель. В дорогу старец благословил Арсения иконой Божией Матери.
Образ, полученный новгородским подвижником на Афоне, соответствует иконописному типу Одигитрия, что означает Путеводительница. Богородица на изображении одной рукой обнимает Своего Божественного Сына, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Есть у иконы со Святой горы и отличие от канонического варианта. Младенец Христос держит в руках не свиток, а белого голубя — символ Святого Духа.
В пути преподобный Арсений молился перед образом Небесной Заступницы. Монах верил, что Богородица сопровождает его и поможет выбрать место для будущей обители. Он поселился в Карелии, на острове Коневец посреди Ладожского озера. Эти глухие места населяли язычники. Они поклонялись огромному идолу — конь-камню. Арсений старался искоренить идолопоклонство. Он рассказывал островитянам о Христе, а по ночам слёзно просил за них Богородицу.
Через некоторое время просвещение принесло свои плоды — жители острова оставили языческие предрассудки, а многие пожелали стать учениками преподобного. На острове образовался монастырь в честь Рождества Богородицы. Главную его святыню — икону, привезённую с Афона, стали именовать Коневской. Перед этим образом монахи молились во время шведских вторжений, которые случались неоднократно на протяжении веков. И Небесная Заступница спасала обитель от разорения. Коневскую икону стали почитать в народе, как чудотворную.
В 1940 году, во время советско-финской войны, Рождество-Богородичный монастырь серьёзно пострадал, многие монахи погибли. Те, кто уцелел, эвакуировались в Финляндию и вывезли с собой Коневскую икону Пресвятой Богородицы. Сейчас реликвия находится в Ново-Валаамском монастыре в финском местечке Хейнявеси.
Все выпуски программы Небесная Заступница