
Фото: Josh Eckstein/Unsplash
Улицы Нижнего Новгорода окутала глубокая осенняя ночь. Город уснул. Ни одно окошко не светилось. Погрузился в темноту и большой каменный особняк на Малой Покровской. Его в тысяча девятьсот восьмом году купил для своей семьи Матвей Башкиров — известный в городе купец, владелец мукомольных заводов. Несмотря на поздний час, хозяину не спалось. Он сидел в высоком кресле и, глядя на огонёк лампады, теплившийся перед иконами, вспоминал...
Вот перед его глазами знойный полдень. По Волге идёт тяжёлая баржа с зерном. Худые, чёрные от загара бурлаки изо всех сил тянут лямку. С ними — маленький мальчик лет десяти. «Притомился, малец? — участливо спрашивает его идущий рядом бурлак — «Ничего, держись, Матюха, уже чуток осталось!»
...Купец рукавом дорогого шёлкового халата утёр набежавшую слезу. Маленьким Матюхой в бурлацкой лямке был никто иной, как он сам, Матвей Емельянович Башкиров, в прошлом — сын бедняка, а ныне один из богатейших людей Нижегородской губернии.
Выбившись в люди и разбогатев, Башкиров не забыл своё прошлое. Верующий и сострадательный человек, не понаслышке знающий, что такое нужда, он стал помогать людям, сделав заботу о ближних — бедных, обездоленных, нищих, сиротах — главным делом своей жизни.
В тысяча восемьсот девяносто третьем году Матвей Емельянович взял опеку над Городским детским приютом. Он ежемесячно выделял крупную сумму на его содержание. Но этого доброму сердцу купца казалось мало. Поэтому каждое воскресенье после утреннего Богослужения Башкирова можно было увидеть в конфетной лавке, где он закупал сладости для многочисленных воспитанников приюта, а потом с тяжёлыми мешками, доверху набитыми карамелью и леденцами, сам ехал к детям. Подросших ребят он определял в высшие учебные заведения и оплачивал их образование.
Когда началась Первая Мировая война и было принято решение об эвакуации Варшавского политехнического института, Матвей Емельянович внёс пятьсот тысяч рублей на организацию переезда и обустройство вуза на новом месте. Это щедрое пожертвование сыграло решающую роль — институт переехал именно в Нижний, хотя на право принять его у себя претендовали Саратов, Одесса, Оренбург и ещё несколько крупных городов.
Вскоре за купцом Башкировым в народе прочно закрепилось прозвище Благодетель. Первыми его стали так называть крестьяне села Зименки, где у Матвея Емельяновича было загородное имение. В селе Башкиров отремонтировал обветшавший храм, а ещё построил водокачку — ему было больно смотреть на то, как старухи и беременные женщины с полными вёдрами по несколько раз в день карабкались с реки вверх по крутому склону: село стояло на высоком холме.
Для своих работников при каждом мукомольном заводе Башкиров построил тёплые, благоустроенные общежития и помимо заработной платы выплачивал ежемесячные пособия на детей. Когда в тысяча восемьсот девяносто первом году губернию поразил голод, Башкиров одним из первых откликнулся на беду, организовав раздачу зерна и муки из собственных хранилищ.
Он с радостью поступил бы так и в тысяча девятьсот семнадцатом, когда после октябрьского переворота голод и разруха охватили страну. Однако новая власть не дала Матвею Емельяновичу такой возможности, отняв у него всё до копейки. Возможно, бурлацкое прошлое могло бы смягчить положение Башкирова, но он не счёл нужным выгораживать себя. И теперь те, кому купец когда-то помогал, спешили поделиться со своим Благодетелем последним куском хлеба.
...В один из дней тысяча девятьсот двадцать четвёртого года улицы Нижнего заполнил народ. Пели «Святый Боже». Милиционеры уже собрались разгонять «антисоветскую демонстрацию», но потом остановились.... Дело в том, что это был вовсе не митинг — просто благодарные нижегородцы провожали в последний путь своего любимого Благодетеля — Матвея Емельяновича Башкирова...
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.