 Зачем водить детей в музей? Об этом расскажет гостья программы "Материнский капитал" Анна Вихрова, научный сотрудник центра эстетического воспитания детей.
Зачем водить детей в музей? Об этом расскажет гостья программы "Материнский капитал" Анна Вихрова, научный сотрудник центра эстетического воспитания детей.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях. У нас в гостях научный сотрудник центра эстетического воспитания детей и юношества Музея изобразительных искусств имени Пушкина – Анна Вихрова, здравствуйте, Аня!
А.Вихрова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Аня, давайте поиграем в игру!
А.Вихрова
— С удовольствием!
С.Бакалеева
— Я буду таким очень критичным и ехидным родителем и буду задавать Вам самые ехидные вопросы.
А.Вихрова
— Ну, я постараюсь не ехидно на них ответить.
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, Анна, а зачем водить детей в музей? Ведь современные дети очень плохо воспринимают неподвижные изображения, они привыкли к клипам, к мультикам, к экранам. Неужели их нужно зачем-то приводить в музей?
А.Вихрова
— Оказывается, нужно. Оказывается, дети… это заблуждение, что они привыкли к картинкам, к клипам. Как раз гиперактивным детям очень нужно увидеть что-то постоянное, они нуждаются в этом постоянстве в нашем совершенно переменчивом мире. Им очень важно увидеть красоту. И причем, чем ребенок…
С.Бакалеева
— Младше, да?
А.Вихрова
— Меньше, именно по росту, по возрасту, тем больше его впечатляют именно какие-то гигантские скульптуры, просторные залы музея, перемещение, активное передвижение по музею.
С.Бакалеева
— Ведь Вы же работаете с самыми маленькими детьми, да? Какого возраста Ваши посетители?
А.Вихрова
— Мы считаем, что самым оптимальным возрастом работы с детьми, начала регулярного посещения музея – пять лет. До этого ребенок больше всего нуждается в свежем воздухе и в активных прогулках на воздухе. А вот с пятилетнего возраста, ребенок вступает в новую стадию развития, когда у него активная познавательная способность и вот с этого возраста, на мой персональный взгляд, самое лучшее время для посвящения детей в искусство.
С.Бакалеева
— И что, действительно были такие случаи, когда пятилетнего ребенка прямо восхищала красота какого-нибудь шедевра, у Вас были такие случаи, или они... Само посещение музея, было такое?
А.Вихрова
— Такие случаи постоянны, потому как маленькие дети, особенно дети пятилетнего возраста, они не стесняются выражать свои эмоции, свое восхищение. Ну, например, по сравнению уже с подростками и школьниками, у которых некоторые экспонаты музея вызывают явное смущение, или смех, для маленького ребенка пятилетнего это все становится нормой, нормой восприятия мира.
С.Бакалеева
— Ну, ведь многие… договорились же, что это я буду ехидным зрителем, вернее родителем. Так вот, я, как ехидный родитель хочу сказать, что все, что нужно, можно посмотреть в интернете. Если мне нужно посвятить ребенка и рассказать ему о какой-то скульптуре, о картине, я могу найти это изображение и показать ему. Зачем же мне тащить его куда-то?
А.Вихрова
— Отчасти, да, но не все так просто. Дело в том, что для… на восприятие человеком искусства большую роль играет масштаб произведения. И известно же, что само слово музей, дословно переводится, как храм муз. То есть, это некое пространство, где человек не только может что-то увидеть, он может получить колоссальное вдохновение для развития мышления, для развития своих познавательных возможностей, а главное, для того, чтобы научиться видеть, чувствовать, сопереживать красоту. Сопереживать красоту, видя ее на экране сложно. А когда ты видишь, например, Кондотьера Андреа Веррокьо, вот маленький ребенок, он стоит под этим конем, он видит это невероятно выразительное суровое лицо, он чувствует себя маленьким и вот этот масштаб памятника. Или, наоборот, картина с изображением Мадонны с младенцем, такая уютная, маленькая, такая человечная. Он смотрит ей глаза в глаза. Конечно, он меньше, ему приходится поднимать голову, но тем не менее, он находится в непосредственной близости с этой картиной, она не где-то далеко в алтаре, как в храмах, она здесь, рядышком с ним и на наш персональный взгляд – это очень важно.
С.Бакалеева
— А какие еще произведения становятся любимыми, вот на Вашей памяти, становились любимыми у таких малышей?
А.Вихрова
— Ну, конечно, самые таинственные. Последнее время я как раз занимаюсь сбором информации детей разного возраста, что из увиденного в музее произвело на них самое большое впечатление. На первом месте у детей пятилетнего, семилетнего, девятилетнего и одиннадцатилетнего возраста, ну это такие маленькие заделы, Давид Микеланджело.
С.Бакалеева
— У всех этих возрастов?
А.Вихрова
— Да, то есть, на первом месте.
С.Бакалеева
— В рейтинге экспонатов первое место занимает Давид.
А.Вихрова
— Да, на втором месте египетская мумия и вообще вот эта тайна египетского зала, с богами – наполовину людьми, наполовину животными, конечно, Сфинкс, которого не так легко, правда, обнаружить в зале, но тем не менее, вот эта память о большом Сфинксе и когда дети находят его в образе не очень большого в зале – это очень интересно. Крыталые ассирийские быки неизменно являются предметом любования и удивления детей.
С.Бакалеева
— Ведь там, наверное, немногие взрослые, ну по крайней мере не все взрослые знают, что там есть один секрет в этих крылатых быках, может быть раскроете?
А.Вихрова
— Ну, конечно, далеко не все. Секрет заключается в том, что если внимательно присмотреться к ним, у них обнаруживается пять ног и две пары рогов, то есть, четыре рога, человеческое лицо с бычьими ушами. Огромное существо с телом быка, головой не просто человека, а царя и гигантскими крыльями орла. Соединение всех этих существ говорит о том, что это некое существо, объединяющее в себе силу быка, царскую птицу и голову царя. Мы сейчас знаем, что это шеды – демоны хранители дворцов ассирийских царей. А пять ног у них для того, чтобы производить разное впечатление на посетителей дворца, прежде всего. Если мы посмотрим на них в профиль, то мы увидим, что эти рельефы, сильно выступающие из плоскости стены, находятся в состоянии движения и у них видно только четыре ноги. При том, что они грозно защищали коридоры и перекресты ассирийских дворцов, в данном случае они выполняли еще и очень полезную функцию дорожных указателей. В огромных дворцах было сложно ориентироваться и вот туда, куда направлен их грозный шаг, могли двигаться люди, для того, чтобы найти вход, или выход из того, или иного помещения. Если же посмотреть на них с определенной точки зрения в фас, то мы видим только два копыта, две ноги, они устойчиво стоят и буквально пронзают человека своими глазами, тем самым говоря: «Стоп, дальше идти нельзя, дальше особенное пространство, куда вход посторонним воспрещен». Но, пожалуй, самое главное в искусстве – это красота. Они так украшали стены ассирийских дворцов своей декоративностью, монументальностью, красотой завитков шерсти, огромными крыльями, где перья образуют удивительной красоты орнамент. Но если мы присмотримся, то еще и обнаружим, что корону, тиару этих быков украшают четыре рога.
С.Бакалеева
— Да, действительно, потрясающий образ, наверняка, заворожил ни одного маленького ребенка, это так?
А.Вихрова
— Да, конечно. Видите, буквально в каждом экспонате можно найти какую-то загадку, а для ребенка очень важно познавать мир, который для него является загадкой.
С.Бакалеева
— То есть, несмотря на то, что, ведь все экспонаты музея создавали совсем не для маленьких детей, а для взрослых и вообще служили… какие-то из них были культовыми явлениями, правда. А какие-то создавались для того, чтобы произвести впечатление на взрослых людей. И тем не менее, маленький ребенок тоже может получить это самое впечатление, да, получается так?
А.Вихрова
— Безусловно.
С.Бакалеева
— Не понимая всей глубины, иногда и не понимая всех смыслов, это ничего, не страшно? Что он не проникнет во все смыслы и тайны этого произведения?
А.Вихрова
— Абсолютно не страшно, дело в том, что настоящее произведение искусства, оно по-разному воспринимается в разных возрастах. И это очень важно, меняется человек, а ведь в каждом из нас, во взрослом человеке живет маленький ребенок. И вот наш маленький ребенок, мы маленькие, воспринимаем произведение искусства, его величину, его красоту, его форму. Затем, подрастая, мы начинаем открывать для себя его связь с каким-то историческим прошлым нашей планеты, затем, мы начинаем обращать внимание на детали, которые скрывают в себе массу информации, иногда даже какую-то таинственную, уже ушедшую от современного человека информацию. И это очень важно. Для маленьких детей, на мой взгляд…
С.Бакалеева
— То есть, не обязательно, привести ребенка и сразу дать ему историю искусств, начиная с античности?
А.Вихрова
— Ни в коем случае, маленький ребенок живет вне истории и вне времени. Но он живет в окружении образов, в окружении живой природы. Его окружают звери, его окружают явления природы, его окружают люди и, например, он с кем больше всего общается – с мамой, со своей семьей. Поэтому в музее одним из тоже шлягеров для детей являются семейные портреты, образы детей, например, образы детей на картинах французских художников и маленькие путти в залах античных подлинников.
С.Бакалеева
— Путти – это?
А.Вихрова
— Прошу прощения, путти в зале Возрождения, путти – это маленькие ангелочки, вот сам образ ангела. А так же образ Эротов, или Амуров в зале греческих подлинников. То есть, вот то, что связано с образом маленького ребенка.
С.Бакалеева
— Я знаю, что на одного мальчика в вашей группе большое впечатление действительно произвел Давид, и даже была какая-то история у Вас, связанная с этим мальчиком.
А.Вихрова
— Ну да, с Давидом у нас связано много историй, в частности, дети, которые так или иначе посещают Пушкинский музей, потом с родителями приезжают во Флоренцию и видят подлинного Давида. Была история, изложенная родителем, когда мальчик сказал: «Мам, а что здесь во Флоренции делает копия нашего Давида?»
С.Бакалеева
— А на самом то деле, все наоборот
А.Вихрова
— Да, конечно мы детей не посвящаем, что копия, а что подлинник, им это абсолютно все равно, они сопереживают произведениям искусства.
С.Бакалеева
— А я еще помню мальчика, который узнал, что праща сделана из ремня на самом деле у Давида в руках, напомним нашим слушателям, что у Давида в руках праща – это такое древнее оружие.
А.Вихрова
— Оружие пастухов.
С.Бакалеева
— Сделанное из ремня и камня, правильно?
А.Вихрова
— Ну, история интересная действительно, дети очень живо непосредственно воспринимают произведения искусства и вот такое маленькое доказательство. Группа на которой, в данном случае я, напоминаю детям об их хорошем уже знакомом Давиде, который с помощью кожаного ремня – пращи, единственного оружия пастухов того времени, смог победить великана Голиафа, метнув ему в лоб, как из рогатки, камень. Давид огромный, маленькие детки маленькие прямо стоят на расстоянии нескольких метров от Давида. И один мальчик внимательно так его рассматривает и громко-громко говорит: «И откуда же у него ремень то кожаный, ведь он же без штанов».
С.Бакалеева
— Да, действительно, запомнит надолго посещение музея. То есть , дети готовы воспринимать на своем уровне, это не страшно, это не страшно, что для них это не является академическим уроком посещение музея? Не надо этого бояться?
А.Вихрова
— Ни в коем случае, для детей все игра. Никаких уроков в музее нет. И самое важное, к чему стремлюсь я и мои коллеги, это именно открыть детям возможность сопереживать произведениям искусства, проживать его, проживать его красоту. Вот все-таки в искусстве, как бы его не перевернул вверх дном Пикассо и все художники ХХ века, все-таки, главное, красота.
С.Бакалеева
— А если мы, ну, скажем, чуть-чуть затронем разные возрасты, мы говорили о том, что пяти-шести летние приходят в музей, восьми-девяти, десяти-одиннадцатилетние приходят в музей. Какие предпочтительнее темы, как Вы считаете, затронуть с теми, или иными детьми?
А.Вихрова
— Для детей самых маленьких, самое важное им рассказать о том, что такое искусство и какие бывают виды и жанры искусства. Вот прикладное искусство, то, что можно приложить к человеку, использовать в быту. Скульптура, какая она бывает разная, круглая, рельеф, высокий, или низкий рельеф, скульптурная группа, скульптура в архитектуре, живопись, например образ человека, парадный и не парадный портрет, натюрморт, пейзаж. И, как правило, мы показываем, раскрываем эти темы на произведениях разных совершенно художников, которые работали в разные эпохи и в разных странах, чтобы показать детям многообразие, созданного человеком. Для маленьких детей очень важно их не перегрузить – их сознание, их мозг. Потому, мы показываем обычно не больше пяти-шести экспонатов, но стараемся сделать так, чтобы дети раскрывали их для себя, путем наводящих вопросов, сопереживая их проигрывая их, показывая мимику персонажей картин, принимая позы скульптур.
С.Бакалеева
— А для детей постарше?
А.Вихрова
— Для детей постарше, уже появляется такая новая информация, как имена художников, что вот этот натюрморт…
С.Бакалеева
— Ну, в каком возрасте стоит уже этой информацией немножко нагрузить ребенка?
А.Вихрова
— Этой информацией можно начать грузить, не столько грузить, сколько давать эту информацию можно уже с младшего школьного возраста. И, одним из приемов, оправданным уже для младшего школьного возраста, является непосредственное знакомство с художником, не только с его картинами, но и с его жизнью, отраженной в картинах.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Анна! У нас в гостях была Анна Вихрова – научный сотрудник Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Она утверждает, что посещение музея, вообще поход в музей – это страшно увлекательно, даже для ребенка пяти-шести лет. Главное увлечься вместе с ним и найти что-то очень понятное и очень интересное в музее. Об этом мы поговорим еще в следующей нашей встрече, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 138. Богослужебные чтения
 
                                    
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из христианских аксиом состоит в том, что Бог пронизывает Собой всё творение, ведь без Бога не может быть никакой жизни. Отсюда вытекает ещё одна аксиома: Бог знает человека, то есть никакая наша мысль не сокрыта от нашего Творца. Да, мы можем убрать иконы в дальний ящик, можем отказаться от веры, но эти действия ничего не изменят: Бог нас видит и нас знает. Конечно, нельзя сказать, что эти две аксиомы исключительно христианские, их мы можем найти ещё в Ветхом Завете; выражает их и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 138-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 138.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Господи! Ты испытал меня и знаешь.
2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.
3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.
4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.
6 Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!
7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря,
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.
13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.
17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!
18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.
19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные!
20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.
21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?
22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.
23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои;
24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.
Только что мы услышали пространное библейское размышление о всеведении и вездесущии Божиих. Это были в высшей степени благоговейные слова, которые в конечном итоге привели автора к не менее благоговейному выводу: «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!» (Пс. 138:17). Этот возглас Псалтыри показывает не только восторг автора псалма, в этих словах мы можем увидеть и чрезвычайно важный вопрос: да, Бог знает и созданный Им мир, знает каждого человека, но что человек может сделать ради того, чтобы пойти навстречу Познавшему Его, то есть навстречу Богу? Если вдуматься, то довольно легко понять, что само по себе признание бытия Божия, а также его присутствия в мире, ничего не меняет в человеке. Ну да, Бог есть, Он повсюду, но что дальше? Какой из этого можно сделать практический вывод?
Прозвучавшие вопросы отнюдь не праздные, на их важность указывают самые обыкновенные статистические сведения: ни для кого не секрет, что количество людей, называющих себя верующими, несопоставимо меньше числа людей, регулярно посещающих храмы и участвующих в церковных таинствах. Такая диспропорция иллюстрирует ранее озвученный тезис: признание бытия Божия вовсе не обязательно ведёт хоть к чему-то, чаще всего признание бытия Божия — это просто согласие с тем, что Бог существует, и ничего более. Мало кто готов сделать следующие шаги, то есть задаться тем вопросом, которым задался автор прозвучавшего сегодня псалма: Бог знает меня, что же мне сделать, дабы познать Бога?
Такой вопрос — это начало пути богообщения. До той поры, пока мы не пришли к этому вопросу, мы не мыслим о Боге как о Личности, Он в наших глазах предстаёт как некая обезличенная энергия. Вопрос об ответном познании меняет дело. Здесь можно привести такую аналогию: никто не станет отрицать наличие в мире людей, они вокруг нас, но до той поры, пока мы не вступили с ними в то или иное общение, они для нас — безликие статисты, иногда полезные, но чаще всего раздражающие и мешающие, их можно сравнить с явлением природы, не более того, но если начать общение, то ситуация радикально меняется, и человек перестаёт быть статистом, он становится уникальной и неповторимой личностью. Эту схему можно перенести и на Бога, Который открывает Себя лишь тогда, когда мы начинаем молитвенное общение с Ним.
Псалом 138. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 138. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
 
                                    
Кол., 253 зач., II, 1-7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нет и не может быть той эпохи, в которую вера во Христа не подвергалась бы испытаниям. Да, испытания эти отличаются друг от друга, но они были, есть и будут всегда. В эпоху жизни апостола Павла некоторые люди приближались к тому, чтобы соблазниться поисками истины вне Христа, такой соблазн жив и сегодня, правда, изменилось направление, в котором люди пытаются найти истину: если для современников апостола Павла актуальным был поиск какого-то сакрального знания ради обретения спасения, то сегодня люди уже не ищут спасения, они пытаются получше устроить свою земную жизнь, и это устремление уводит их от Христа не меньше, чем древний поиск тайного духовного знания. Апостол Павел был прост, и к такой же христианской простоте он призывал и адресов своих посланий: он умолял их быть со Христом и ни в чём не изменять Ему. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 2-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам, в этом отрывке идёт речь о верности Христу.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Если апостол Павел считал нужным обличить какое-то заблуждение, он никогда не делал этого без указания на добрые стороны заблуждающихся. Так и в только что прозвучавшем отрывке: в Колоссах уже действовали лжеучители, и некоторые христиане были ими увлечены, но Павел пишет очень мягко, и среди прочего он указывает на твёрдость веры своих адресатов во Христа. Однако никто из живущих не может достоверно знать, что его вера пребудет непоколебима до скончания земного странствования. Наша вера непрестанно подвергается испытаниям, и потому мы можем её лишиться.
Подвергалась испытаниям и вера христиан Колосс. Да, их вера ещё тверда, но в их среде уже появились люди, которые пытаются прельстить колоссян «вкрадчивыми словами». Апостол Павел никак не расшифровал это словосочетание, однако понять мысль апостола можно из контекста его послания: никто и никогда не станет проповедовать откровенную ложь, все лжеучители маскируют своё учение так, чтобы люди им поверили, для такой маскировки, конечно, нужен некоторый талант. Здесь стоит вспомнить и один довольно очевидный факт: те речи, которые нам нравятся и вызывают согласие, вовсе не обязаны нести в себе правду. Правда и убедительная красота изложения отнюдь не синонимы. Да, мы это прекрасно знаем, но лишь до той поры, пока не сталкиваемся, к примеру, с тонкой и искусной лестью, которая нас фактически парализует. Нечто подобное могло произойти, а, может, уже и происходило в Колоссах. Потому-то апостол Павел и написал, чтобы его адресаты «ходили во Христе». Иными словами, он призвал их верить только тому, что исходит от Христа через Его святых апостолов. Всё же прочее подобает отметать.
Для нас же эти апостольские слова важны вот по какой причине: с одной стороны, евангельское слово неизменно, неизменно и учение Церкви; с другой же стороны, жизнь не устаёт ставить перед нами всё новые и новые вызовы, на которые мы должны реагировать так, как подобает реагировать христианам. Но какая реакция будет христианской? Какое отношение к той или иной проблеме будет христианским? Ответ нам даёт апостол Павел: реагируя на вызовы современности, мы должны не столько искать новые отточенные формулировки, сколько укореняться и утверждаться в вере во Христа через молитву к Нему и через исследование Священного Писания, если же мы станем так поступать, то и нужные формулировки не заставят себя ждать, и будут они христианскими без всяких оговорок, точно так же, как христианским был ответ апостолов на вызовы современной им эпохи.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Нижний Новгород. Памятник Минину и Пожарскому
 
                                    
Нижний Новгород сыграл особую роль в годы Смутного времени начала семнадцатого века. Именно здесь в 1611 году Кузьма Минин обратился к горожанам с воззванием защитить страну от польско-литовских захватчиков. Призыв вдохновил нижегородцев создать ополчение. Его возглавил князь Дмитрий Пожарский. Осенью 1612 года народное войско освободило Москву от интервентов. В начале девятнадцатого века, в преддверии двухсотлетнего юбилея победы, император Александр Первый объявил конкурс проектов памятника Минину и Пожарскому. Творческое состязание выиграл архитектор Иван Мартос. Он создал скульптурную композицию, на которой герои Отечества представлены рядом. Гражданин Минин одну руку простирает перед собой, призывая к подвигу, а второй рукой протягивает князю Пожарскому меч. Князь принимает орудие, выражая готовность встать на защиту Родины. Монумент установили в Москве на Красной площади. А 4 ноября 2004 года копия московского памятника Минину и Пожарскому появилась на нижегородской земле. Скульптура стоит на площади Народного единства между Кремлём и Нижне-Волжской набережной, возле храма Иоанна Предтечи. Считается, что именно здесь Кузьма Минин огласил своё знаменитое воззвание.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM



 
 



