В гостях у программы "Материнский капитал" Наталья Ключ, преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. Все мы родители хотим наилучшим образом развить и образовать наших детей, мы нанимаем педагогов по языкам, причем, говорят, сейчас самый популярный китайский. Но, оказывается, есть еще другое развитие – развитие творческого воображения. Вот об этом я и хочу поговорить со своей гостьей, Натальей Ключ – преподавателем курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ.
Н.Ключ
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Здравствуйте, Наталья! Ну что, действительно, творческое воображение можно развить?
Н.Ключ
— Да, конечно. Мало того, его необходимо развивать, потому что наша жизнь сейчас стремительно меняется и каждый раз за поворотом нас ждет что-то неизвестное для нас, что-то необычное. Так вот, справляться с этими новыми поворотами, с новой информацией, создавать ее, придумывать ее, да, свой путь как-то в зоне прокладывать, нам и помогает творческое воображение.
С.Бакалеева
— Мне всегда казалось, что это какая-то данность, как талант, которая человеку либо дается, либо нет.
Н.Ключ
— Безусловно, можно и так сказать, но, в принципе, каждый человек в своей жизни планирует какие-то свои действия. Каждый человек, так, или иначе, пытается представить себе результаты своего действия, каждый человек создает в уме какие-то картины, собственно говоря, это и есть работа воображения, оно свободно льется, оно создает интересные ассоциации, оно способно решать серьезные задачи. А у кого-то чуть-чуть поменьше активности в этом смысле. Поэтому имеет смысл работать с воображением так, чтобы оно было богаче, так, чтобы оно было более управляемо и так, чтобы оно было у нас на службе, чтобы не мы нашему воображению служили, а оно работало на наши задачи, на наши цели.
С.Бакалеева
— То есть, как мышцы, его можно накачать?
Н.Ключ
— В общем, да.
С.Бакалеева
— Представляя Вас, я произнесла для самой себя загадочные слова – с элементами ТРИЗ. Вот ТРИЗ, что это такое?
Н.Ключ
— ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Ее создатель - наш соотечественник, изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер, для тех, кому интереснее поподробнее почитать о нем, можно посмотреть в интернете, есть сайт, посвященный его жизни и его творчеству. Это был уникальный человек, так вот, в принципе человечество непрерывно совершенствует техническую среду своего обитания, да? Каждый раз люди стараются сделать так, чтобы вещи, которые нас окружают, работали надежнее, работали быстрее, были бы дешевле, удобнее. Но, когда разработчики непосредственно пытаются улучшить какие-то технические свойства и параметры, они на каком-то этапе сталкиваются с противоречием, потому что сделали вещь удобнее, она стала дороже. Попытались сделать вещь надежнее, она стала неудобна в обращении. Научили вещь делать много функций, теперь потребовалось людей специально обучать управлению этой вещью, потому что невозможно разобраться, что за кнопки, что она делает. Таким образом…
С.Бакалеева
— А наша задача – все это совместить?
Н.Ключ
— Совершенно верно, то есть, на каком-то этапе люди заходят в тупик, когда улучшая одно, неизбежно ухудшается другое. Вот именно с этой зоной, с зоной противоречия, работает теория решения изобретательских задач. Для того, чтобы это противоречие проскочить, нужно сделать изобретение. И создатели ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер выявили ряд техник и приемов, которые помогают эти противоречия решать. Ну, а впоследствии выяснилось, что часть этих вещей, часть этих методик, на очень простом уровне, можно объяснить детям. Таким образом, наши детишки, попадая в такие противоречивые тупики, будут знать, что из них можно найти выход. И будут иметь способы решения этого противоречия.
С.Бакалеева
— А, в какие тупики, вот Вы имеете в виду, могут попасть наши дети? Это имеются в виду прямо задачи по математике в школе, или это круг этих задач и круг этих тупиков шире?
Н.Ключ
— Имеются в виду, конечно, ситуации, да, ситуации взаимодействия с предметами. Потому что, конечно, вообще-то, мир не противоречив сам по себе, он противоречив только, когда мы его обдумываем и мы с ним взаимодействуем. Вот, именно поэтому противоречие можно решить сначала с помощью приемов у себя в голове, вот, а потом уже действовать в соответствии с найденными решениями, или создавать новые вещи, которые эти противоречия решат.
С.Бакалеева
— А как эти противоречия в голове у себя разрешить? Какие-то существуют упражнения для этого?
Н.Ключ
— Да, вот знаете, мы начинаем с малышами работать над этим с самых простых вещей. Что такое…мы оглядываемся вокруг и смотрим на предметы, которые созданы людьми. Вот, что такое окно, оказывается, окно – это тоже изобретение, его когда-то, кто-то изобрел, потому что оно могло разрешить непримиримое противоречие – должна быть стена, для того, чтобы спрятаться за ней от непогодных условий, от диких зверей, от каких-то опасностей, например. Но в то же время, стены быть не должно, потому что человек должен входить и выходить. С одной стороны, стена должна быть толстая и непрозрачная, потому что такова его специфика, чем прочнее материал, а это обычно камень, дерево, другие какие-то непрозрачные обычно материалы, но, с другой стороны…
С.Бакалеева
— Должен попадать свет каким-то образом.
Н.Ключ
— Да, должен попадать свет, совершенно верно, должен попадать воздух. Вообще человеку не хочется терять полностью связь с природой, какие березы здесь красивые за окном, хочется их видеть. Таким образом, когда-то человечество придумало, как разрешить противоречие, стена должна быть и стены быть не должно. Сейчас нам кажется, что это такое…
С.Бакалеева
— Само собой разумеющееся.
Н.Ключ
— Само собой разумеющееся, но когда-то это был прорыв, а сейчас в принципе, люди научились решать очень сложные противоречия, которые, казалось бы, даже с законами природы спорят. То, что раньше было совершенно немыслимым. То есть, человек хочет находиться в космосе, в котором невозможно находиться. Как находиться там, при том, что наше тело совершенно для этого не приспособлено.
С.Бакалеева
— То есть, оставаясь в комфортных условиях мы можем видеть.
Н.Ключ
— Конечно, как находиться в земных условиях, в то же время, находясь в космических условиях – тоже непримиримое противоречие. Ну, и так далее. Начиная с каких-то простых вещей и ситуаций, мы можем подвести детей к тому, что, когда им встретится серьезное сложное противоречие, связанное с техническими устройствами, связанное с работой с какими-то законами природы, да, когда-нибудь же человечество мечтает преодолеть скорость света, которая считается конечной. Как двигаться быстрее того, что быстрее всего – тоже противоречие. И мы начинаем с простых вещей, с того, что нас окружает, мы начинаем работать со сказками. А в сказках очень интересно описаны противоречивые ситуации, и герои умеют их разрешать, не только с помощью волшебства. Мы рассматриваем игры, игрушки, смотрим, какие в них противоречия скрыты и как их можно усовершенствовать, как их можно сделать интереснее.
С.Бакалеева
— То есть, для начала нужно узнать… увидеть это противоречие в том, что нас окружает?
Н.Ключ
— Да, очень правильно, Софья. Значит, сначала надо это противоречие увидеть, осознать и сформулировать, а затем, используя те техники и методики, которые у нас, попытаться его разрешить, попытаться заглянуть вперед.
С.Бакалеева
— Самые маленькие ваши ученики, что могут сделать, какие противоречия они уже могут разрешить?
Н.Ключ
— С самыми простыми задачками работаем, начиная лет с пяти, когда дети накапливают уже какой-то небольшой жизненный опыт, и имеют возможность… Например, у нас было очень веселое новогоднее занятие. Есть всем привычные вещи, украшения, которые используются на Новый год. У нас обязательно есть елка, у нас есть новогодние игрушки, у нас есть гирлянды и рассматривая эти игрушки, вот, скажем, елка, какая у нас елка? Как она выглядит? Какие у нее есть свойства? Мы начинаем выяснять, что в принципе елка, например, колючая, но удобно ли, что елка колючая, когда к нам придет много гостей – других ребят, они уколются. Значит, елка должна быть колючая и неколючая, или елка занимает много места, но ведь, если елка занимает много места, то под нее очень неудобно складывать подарки. Подаркам некуда деваться. Значит, елка должна занимать много места, потому что она большая и красивая и она не должна занимать никакого места, чтобы туда как можно больше подарков можно было поместить. А дальше мы начинаем играть, как изменить эту елку, как мы можем ее преобразовать, во что мы можем ее превратить для того, чтобы вот эти задачки решить.
С.Бакалеева
— Во что превратилась ваша елка?
Н.Ключ
— Было очень весело, потому что, во-первых, наша елка могла ходить, для того, чтобы подвинуться и дать ребятам возможность танцевать, а потом встать назад и опять украшать елку.
С.Бакалеева
— Это те варианты, которые предлагали ваши маленькие изобретатели?
Н.Ключ
— Дети, совершенно верно. Елка может жить на потолке, при этом она может быть какого угодно размера, потому что до нас будет доходить только ее тоненький кончик, а все остальное, весь остальной красивый массив будет высоко над головами. Наша елка училась разбегаться на маленькие кусочки и по разным сторонам, когда она была не нужна, а потом собираться.
С.Бакалеева
— Как пазл, да?
Н.Ключ
— Совершенно верно. Было даже замечательное предложение совершенно, один мальчик говорит: «Давайте мы сделаем елку из маленьких елок, а потом, когда все начнут уходить, то хозяин подарит всем гостям на память по кусочку этой елки и у каждого гостя, во-первых, будет подарок на память, а во-вторых, хозяину не надо будет потом мучиться эту елку разбирать».
С.Бакалеева
— Логично.
Н.Ключ
— А потом он подумал и сказал: «А если хозяин – президент, то он может еще подписаться над каждым кусочком», - было замечательно. Очень люблю такие занятия, когда вот такие интересные вещи появляются у ребят.
С.Бакалеева
— А самым старшим вашим ученикам сколько лет?
Н.Ключ
— Приходилось работать с детьми самого разного возраста и с подростками, в том числе, но, в принципе, ТРИЗу покорны все возрасты и взрослым тоже очень интересно работать с теорией, потому что открываешь очень много нового в себе, и в окружающем мире. Начинаешь по-новому смотреть, получаешь, какие-то новые точки зрения.
С.Бакалеева
— Ну вот Вы правильно начали с того, что у нас очень насыщенное время, насыщенно… сжато время, оно очень наполнено информацией, и поэтому многие родители выбирая занятия для своих детей, пытаются выбрать наиболее практичные, что он из этого получит. Я вот говорила, что уже неоднократно слышала, самый популярный язык для изучения – китайский, потому что он считается самым перспективным. А здесь наши задачи кажутся вполне призрачными, будет он изобретателем мой ребенок, или не будет, может быть, это не так, может быть, вы развеете мое мнение? Может быть наши задачи вполне практичны, когда мы занимаемся развитием творческого воображения?
Н.Ключ
— Да, Вы знаете, мы сейчас живем в такое удивительное время, когда самые бесплотные, самые призрачные вещи дают такой же эффект, как и материальные. Потому что самый дорогой товар на рынке – это информация и идеи. Это то, что стоит дороже всего, это то, что рождает все остальное, да, то, подо что потом появляются мощности, то, подо что потом появляются какие-то вещи и процессы, то, куда потом приходят работать люди. поэтому, если вы умеете создавать новые идеи и новую информацию, то все остальное вы тоже сможете.
С.Бакалеева
— А ТРИЗ – это и есть умение создавать… обрабатывать информацию и создавать идеи, правильно я понимаю?
Н.Ключ
— Совершенно верно. В принципе, мы говорим, что умение работать с идеями, умение разрешать противоречия, умение создавать новые сюжеты и идеи, нам пригодятся в целом ряде профессий. Да, это, конечно, все творческие профессии, где человек реально создает что-то новое, необычное, это техническое творчество, изобретательство. Всем технарям сейчас приходится очень быстро развивать технические системы, с которыми они работают. Посмотрите, сколько лет прошло с тех пор, как появились мобильные телефоны, как они выглядели тогда и как они будут выглядеть через пять лет. То есть, даже технари все время вынуждены отрабатывать новые-новые способы, идеи, внедрять новые технологии, а их сначала надо создать, а их сначала надо придумать.
С.Бакалеева
— То есть, для этого безусловно нужно, конечно, прежде всего, воображение?
Н.Ключ
— Да, причем воображение, которое управляется нами самими.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ – преподаватель курса по развитию творческого воображения с элементами ТРИЗ. Всего хорошего, До свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Кадетские корпуса

Фото: yasmin peyman / Unsplash
Ещё со школьной скамьи у нас на слуху имена русских героев и полководцев: адмирала Павла Нахимова — героя-защитника Севастополя в Крымской войне или первооткрывателей Антарктиды — Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Что объединяет этих людей? Все они были выпускниками кадетских корпусов.
Само слово «кадет» пришло в Россию из Франции и переводится как «младший», «несовершеннолетний». Так французы называли юных дворян, зачисленных на военную службу.
Первый кадетский корпус в России появился в 1732 году по указу императрицы Анны Иоанновны. Туда принимали детей из дворянских семей. Некоторые историки связывают появление кадетских корпусов с императором Петром I: в 1701 году по его распоряжению была открыта Навигацкая школа для мальчиков, где готовили будущих специалистов военно-морского флота. Спустя полвека ученики этой школы были переведены в новый Морской шляхетный кадетский корпус.
За два столетия в Российской империи появилось 26 кадетских корпусов. Их главной задачей была подготовка будущих офицеров, образованных и воспитанных с чувством долга и любви к Отечеству. Унифицированная система образования в корпусах появилась при императоре Николае I.
По достижении 6-10 лет мальчики поступали в корпус на обучение, где на 8 лет становились частью большой воинской семьи. Кроме основных дисциплин, таких, как арифметика, чистописание, Закон Божий и история, кадеты обучались артиллерии, тактике, военной топографии и фехтованию. Ещё выпускники корпусов должны были говорить на нескольких иностранных языках. Особо начальство корпусов следило за поведением: хорошие отметки и исполнительность поощрялись похвальными листами и занесением имени отличника на почётную красную доску. За дурное поведение можно было попасть в карцер. Самым стыдным наказанием ребята считали снятие погон. Для мальчика-кадета погоны были символом их принадлежности к кадетскому братству. У каждого корпуса были свои погоны, свой праздник — день памяти особо почитаемого в корпусе святого и свои герои-выпускники.
Начиная с правления Николая I в кадетских корпусах стали проходить обучение даже дети из царской семьи. Генерал Мелентий Ольшевский вспоминал о том, как после длительного похода среди других кадетов на соломе спал цесаревич Александр Николаевич, будущий Царь-Освободитель.
Кадетские корпуса стали настоящей кузницей военных кадров императорской армии и даже пережили революцию. Несколько корпусов эмигрировали за рубеж: там продолжили обучение кадеты, уехавшие из России. В эмиграции они сохранили дореволюционные правила и традиции, и передали их новым поколениям кадет, рождённым уже за рубежом. Последний эмигрантский корпус прекратил своё существование в 1964 году в городе Дьеп во Франции.
Таинственной кадетской традицией была «Звериада» — кадетская летопись в стихах, где каждый выпуск добавлял куплет от себя. Ребята вписывали новые куплеты в книгу с картинками в роскошном переплёте и передавали её на ночном параде от выпуска к выпуску. Несмотря на то, что стихи писались в полушутливом стиле, они содержали серьёзные идеи, в духе которых воспитывались будущие офицеры: быть верными Отечеству, подставлять плечо друг другу и никогда не забывать о родном корпусе.
За время своего существования императорские кадетские корпуса выпустили целую плеяду героев и полководцев. Немалое число выпускников эмигрантских корпусов приняло священный сан.
В советской России по образцу старых императорских корпусов в 1943 году открыли Суворовские училища, а сами кадетские корпуса были воссозданы уже в современной России и существуют до сих пор.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 43. Богослужебные чтения

Если вы не смотрели фильм «Молчание», снятый по одноимённому роману японского писателя Сюсаку Эндо — обязательно посмотрите. Это фильм про «молчание Бога» — которое очень сильно описано в 43-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением — давайте его послушаем и затем снова вернёмся к теме, почему Бог иногда «умолкает».
Псалом 43.
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты — тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твоё попрём ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасёт меня;
8 но Ты спасёшь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твоё будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление моё предо мною, и стыд покрывает лицо моё
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 всё это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простёрли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обречённых на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.
Не буду портить удовольствие от интриги фильма — замечу лишь одно: Бог нередко помещает человека в ситуацию выбора, когда, казалось бы, самое простое и верное было бы дать чёткий, однозначный ответ «оттуда», «сверху», непосредственно от Бога — как правильно? Находясь в острой кризисной ситуации, человек просит, потом молится ещё активнее, потом уже не выдерживает и начинает требовать, он уже буквально кричит к Богу изо всех сил своей души — а в ответ — ти-ши-на. Ни намёка, ни подсказки. В подобной ситуации царь Давид кричит: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лицо Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?»
В жизни действительно человек порой оказывается перед совершенно открытыми возможностями выбора. Не так часто это бывает, конечно же, — но случается в очень важные, я бы сказал — поворотные моменты жизни. Как решишь — туда и пойдёшь. И обратной дороги уже не будет. Своего рода «точки невозврата». Они — бесценный ресурс, правильно используя который, человек совершает «квантовый скачок», стремительно выходит на принципиально новый уровень. Но вот загвоздка: как же понять, что — правильно, а что — нет? Может, гадальные кости бросить?.. избави Бог даже от мысли подобной!
В «Божественном молчании» скрывается не отчуждение, не нелюбовь, не наказание — а величайшая деликатность Бога по отношению к человеку и вера в то, что сам человек может «перепрыгнуть» себя самого, точнее, своё представление о своих возможностях. Именно в ситуации кажущегося безысходным кризиса вдобавок с Божественным молчанием — то, что на самом деле живёт в сердце человека, его реальные, а не декларативные ценности, предельно обостряются — и через это проявляются. Вот почему Давид и говорит: «Бог знает тайны сердца!» И, как правило, выбор в своём пределе оказывается между двух максимально заострённых ценностей: себя самого — и — любви, обращённой вне себя.
Вот и помещает нас Господь временами в ситуацию выбора: ты где, ты с кем, ты о чём — о себе ли только — или всё же можешь скачком выбраться из липкого самодовольства и развернуть свою израненную душу навстречу целительному свету Божественной силы? Давид вот — смог, значит, и нам тоже — вполне по плечу!
Псалом 43. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.
2 Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние:
3 Ты рукою Твоею истребил народы, а их насадил; поразил племена и изгнал их;
4 ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним.
5 Боже, Царь мой! Ты - тот же; даруй спасение Иакову.
6 С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас:
7 ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня; 8но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас.
9 О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек.
10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими;
11 обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас;
12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и рассеял нас между народами;
13 без выгоды Ты продал народ Твой и не возвысил цены его;
14 отдал нас на поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас;
15 Ты сделал нас притчею между народами, покиванием головы между иноплеменниками.
16 Всякий день посрамление мое предо мною, и стыд покрывает лице мое
17 от голоса поносителя и клеветника, от взоров врага и мстителя:
18 все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего.
19 Не отступило назад сердце наше, и стопы наши не уклонились от пути Твоего,
20 когда Ты сокрушил нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.
21 Если бы мы забыли имя Бога нашего и простерли руки наши к богу чужому,
22 то не взыскал ли бы сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца.
23 Но за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
24 Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда.
25 Для чего скрываешь лице Твое, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?
26 ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прильнула к земле.
27 Восстань на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей.