Как научиться грамотно распоряжаться своим временем? Об этом в программе "Материнский капитал" расскажет Наталья Ключ, ведущая тренинга по тайм-менеджменту.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. И в каждой семье самое дорогое, что есть – это время. И чем больше детей в этой семье, тем сложнее это время грамотно и эффективно распределить. Поэтому я пригласила к себе гостью – Наталью Ключ. Здравствуйте, Наталья!
Н.Ключ
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Наталья педагог и один из ведущих тренингов по тайм-менеджменту для взрослых и детей. Ведь есть такое выражение тайм-менеджмент, да?
Н.Ключ
— Да, совершенно верно, тайм-менеджмент – это конечно слово не наше, но тем не менее расшифровать его легко – управление временем. Да, это технология, которая позволяет нам использовать невосполнимое время своей жизни, в соответствии со своими целями, со своими ценностями. То есть тем, к чему мы стремимся и что для нас наиболее важно. И, конечно, мы понимаем, что время не восполнимо, управлять им в общем-то нельзя, мы можем управлять своими действиями.
С.Бакалеева
— На самом деле, мне кажется, вот Вы говорите, мы понимаем, а это самое первое, что нужно сделать – это понять, что время не восполнимо и научиться его ценить.
Н.Ключ
— Ох, рано, или поздно это понимание приходит, конечно, лучше, если оно придет раньше. Именно поэтому тайм-менеджмент – это очень востребованная тема для взрослых людей, для занятых людей, именно поэтому эта тема начала наконец перебираться к детишкам, чтобы мы могли научить и помочь нашим детям, как управлять своим временем.
С.Бакалеева
— Подчас их занятость ничуть не менее плотная, чем взрослая занятость.
Н.Ключ
— Совершенно верно, особенно сейчас, да, когда нагрузки у детей очень большие. И конечно всем хотелось бы нам родителям, хотелось бы, чтобы эти нагрузки были, если уж они есть, то эффективными, да, и по возможности избегать чего-то, что мешает. А вот как это найти, как принять решение относительно того, что для нас важно, а чем можно пренебречь. Вот, собственно говоря, курс тайм-менеджмента состоит из нескольких, условно говоря, тем, да, в которых можно познакомиться с технологиями, позволяющими управлять разными частями нашего времени. Мы для этого должны научиться правильно ставить цели и выявлять свои собственные ценности, потому что не все четко представляют, что действительно для них является важным.
С.Бакалеева
— Цели, Вы имеете в виду, насколько должны быть обширны? Цели жизни, или года ближайшего, да?
Н.Ключ
— Да, да, это тоже очень важный момент, как выстроить иерархию целей, потому что есть цели стратегические и есть цели фактические, совершенно верно. Соответственно, что именно из того, что мы планируем, что мы бы хотели достичь, приоритетно сейчас, да, то есть, к чему обращаться в первую очередь, а что можно отложить, о чем можно совсем-совсем избавиться – это вопрос приоритетов, которые тоже нужно научиться расставлять. Когда дети маленькие, за них все эти решения принимают взрослые, да, постепенно-постепенно расстановка приоритетов делегируется детям и в общем-то, чем раньше человек учится ставить эти приоритеты, тем быстрее и тем эффективнее он будет использовать свое время.
С.Бакалеева
— Такой разговор завести с ребенком стоит в каком возрасте?
Н.Ключ
— Вы знаете, сейчас невозможно сказать, да, что вот в таком возрасте мы говорим об этом, а в таком возрасте говорим об этом, потому что мы понимаем, что в разных семьях очень разная расстановка, очень разные нагрузки, очень разные способы принятия решений, да, но тем не менее, когда взрослые директивно сообщают ребенку о том, что он сейчас должен сделать, но при этом они находят возможность так, или иначе объяснить, почему это сейчас важно, почему они выбрали это, а не то, таким образом, собственным примером сначала, взрослые помогают ребенку видеть сам процесс принятия решений, а постепенно-постепенно можно перейти и к технологиям расстановки приоритетов. Но мало ставить цели и решать, что важно, что нет, нужно еще и реализовывать то, что ты себе представил. Поэтому, очень важно уметь правильно планировать все свои действия, которые приведут нас к этой цели, соответственно, реализуют наши ценности, да, то, что для нас важно, а также вопросы самомотивации, потому что, чем глобальнее цель, тем больше в нее входит всяких разных дел, которые могут нам быть неприятны, или скучны, неинтересны, тем не менее, нам надо находить силы, энергию и интерес для того, чтобы их выполнять. Да, и для того, чтобы при этом чувствовать себя хорошо, не чувствовать себя загнанным в ловушку, не чувствовать, что мы находимся под давлением, да, чтобы не было вот этих выгораний. А выгорания сейчас уже случаются и у детей, не только у взрослых. Соответственно, как себя мотивировать. Вот эти основные ступени лестницы – самомотивация ,планирование, приоритеты, а также жизненные ценности и цели, вот когда человек владеет способами и техниками на каждой ступенечке да, то он может реализовывать очень большие цели и проекты.
С.Бакалеева
— То есть, начинать все эти ступеньки осваивать нужно с себя, правильно?
Н.Ключ
— Совершенно верно, и удобнее всего, конечно, начинать, с планирования потому что, так, или иначе, даже если мы этого не осознаем, у нас уже есть какие-то цели, да, но часто мы не имеем возможности взглянуть на горные вершины, да, потому что мы завалены текучкой, вот сейчас-сейчас, чуть-чуть разберусь, продохну, тогда уже стратегически взгляну, как оно… на самом деле, бывает так, что пока человек разбирается с текучкой…
С.Бакалеева
— То самое невосполнимое время уходит.
Н.Ключ
— Совершенно верно… А в конце-концов можно взглянуть на эту самую горную вершину и обнаружить, что ты всю жизнь карабкался не на ту гору, а уже потеряно время и уже заново взбираться на другой пик нет времени и сил. Конечно, хотелось бы, чтобы была, ну, собственно тайм-менеджмент, это как раз вот эта технология включенной головы, включенных мозгов, да, когда мы постоянно совершаем такие челночные мыслительные действия, мыслительные операции по поводу определения целей, планирования, перетасовки дел, изменения приоритетов, да, новые шаги к цели и так далее, и так далее. Ну в принципе я думаю, что можно говорить…
С.Бакалеева
— Любой человек может это освоить, или только человек с очень четко простроенным логическим мышлением?
Н.Ключ
— Вы знаете, я встречала людей, которые казалось организованы от природы, как они успели получить это умение сакральное, не всегда можно выявить. Обычно находится рядом в окружении кто-то, кто демонстрировал такие же способности, но не всем так везет, поэтому, в принципе, можно этому научиться. Мало того, придется этому учиться опять же с включенной головой, потому что есть такие способы организации времени, которые не подойдут мне, или вам, потому что наша жизнь заполнена совершенно разными вещами. Человек, который работает дома, должен по-другому организовывать свое время, чем тот человек, который работает, скажем, в офисе с большим количеством людей. Человек, который руководит большим сложным предприятием, организует, использует другие помощники и подсказки, чем многодетная мама, которая дома с детьми, но тем не менее, есть какие-то общие приемы и техники.
С.Бакалеева
— Согласна, что многодетная мама практически руководит большим предприятием.
Н.Ключ
— Во всяком случае, по степени давления обстоятельств, безусловно.
С.Бакалеева
— Может быть, подскажете, какие-то секреты есть, которые помогли бы использовать правильно время? Когда уже это планирование освоено, когда цели изучены, что дальше делать?
Н.Ключ
— Можно начать с очень простых вещей, да, например, попробуем обратить внимание на то, как мы формулируем наши дела. Во-первых, как много людей записывает свои цели – очень мало, мы обычно стараемся держать все в голове, но, оказывается, самая острая память тупее самого тупого карандаша. Люди, которые записывают свои задачки, свои дела, имеют возможность быстро-быстро их пересматривать.
С.Бакалеева
— Это же можно предложить и нашим детям делать тоже самое?
Н.Ключ
— Совершенно верно, как только ребенок осваивает письмо, как средство, не как цель, как только он записывает, можно дать ему возможность составлять списки дел. Вот это самое простое, с чего надо начинать. Мало того, этот список должен подвергаться некоторой трансформации. Скажем, как мы учились записывать с нашими детишками – сначала пишется все, что приходит в голову, относительно тех дел, которые нужно выполнить.
С.Бакалеева
— Не важно, в какой период?
Н.Ключ
— Конечно, ребенок планирует обычно день, или вечер. Большие стратегические цели обрабатываются немножко по-другому, мы сейчас говорим о таких повседневных списках дел, которые нужно выполнить. Сначала мы пишем все дела, которые приходят к нам в голову, которые мы должны сделать, не пытаясь выстроить их и проранжировать, это немножко… ну, это следующий этап. Затем, мы выявляем те дела, которые жестко привязаны по времени, жесткие дела, мы их называем, и мы можем написать прямо временную сетку и расставить эти жесткие дела на те часы, на которые они запланированы, во столько то тренировка, во столько-тио обед, во столько-то мультики, которые сегодня запланированы. У нас появляются вещи, которые привязаны по времени и промежутки между ними. В эти промежутки мы можем ставить другие дела, которые так уже жестко по времени не привязаны и поэтому называются гибкими. Но из этих гибких…
С.Бакалеева
— Как домашние уроки, например, да?
Н.Ключ
— Например, да, то есть, эти дела, которые нужно делать, но, которые не привязаны очень четко к таким-то минутам и к таким-то часам…
С.Бакалеева
— Поэтому они плавно-плавно перетекают на самый конец…
Н.Ключ
— Да, безусловно они могут же бесконечно откладываться, да. А так мы можем посмотреть, есть ли у нас ниша стоянки для этих дел, если дело большое, то мы должны будем найти соответствующий период времени.
С.Бакалеева
— То есть, нужно оценить еще, сколько времени займет это дело?
Н.Ключ
— Да, и это очень интересная вещь отдельная, можно устроить целое исследование, попробовать записывать, сколько времени занимает то, или иное дело и эта методика называется хронометраж, и она приносит удивительные плоды. А, конечно, ребенок, скажем, в начальной школе, пока еще не может вести хронометраж также планомерно и скрупулезно, как это может делать взрослый, но мы можем, скажем, ставить таймер на 15 минуточек а потом пробовать вспомнить, что за эти 15 минут мы успели сделать, тогда ребенок получит представление о том, сколько времени занимают разные дела и оказывается, что когда он забрался в интернет, он провел там полжизни, а вовсе не 15 минут.
С.Бакалеева
— Ему показалось, что 15 минут прошло.
Н.Ключ
— Которые у него были запланированы.
С.Бакалеева
— К концу нашей программы, как раз пройдет 15 минут и вы сможете себя проверить, что вы успели сделать за последние 15 минут.
Н.Ключ
— Совершенно верно. Так вот, остальные гибкие дела могут уже в эти стояночки между жесткими делами встать, но для этого мы должны будем переписать этот список по приоритетам. Сначала обозначить самые важные дела и их мы ставим в первую очередь и их лучше выполнять в самом начале, когда еще есть силы и есть время, а затем идут дела второстепенные. Я бы хотела поговорить еще о такой вещи, которая очень актуальна для детей. У каждого ребенка есть задачи, которые ему неприятны, которые ему делать не хочется, он начинает их откладывать и из-за этого откладываются все дела, которые были запланированы.
С.Бакалеева
— Ну, например, мама просила помыть посуду.
Н.Ключ
— Да, и вот он так оттягивал, оттягивал, в конце концов он и посуду не помыл, и уроки не сделал и на мультики не успел, которые предполагались, потому что он наказан. В тайм-менеджменте такие дела называются лягушками. Тайм-менеджер говорит: «Надо съесть лягушку в первую очередь и тогда будешь целый день свободен».
С.Бакалеева
— То есть, нужно смело себе сказать, когда увидишь такое дело, что это та самая лягушка.
Н.Ключ
— Надо признать, да, что есть дело, которое неприятное, которое ребенок делать не хочет, ну, тогда мы должны с этим делом немножечко поработать. Что мы можем сделать – во-первых, мы можем назначить себе награду, съел лягушку – получаешь награду, ну, не обязательно - это будет шоколадка, это может быть и какое-то дело, которое приятно делать, в отличие от лягушки. Единственное, нужно следить, чтобы награда была по времени не больше, чем сама лягушка, иначе можно так далеко уйти. Итак, за лягушку можно назначить награду, во-вторых, можно составить табличку этих лягушек и радостно их вычеркивать. Нарисовать себе такое болото и вычеркивать то, что сделано. Дети очень любят вычеркивать то, что сделано.
С.Бакалеева
— Я думаю, взрослые тоже.
Н.Ключ
— Конечно, потом можно придумать, например, игру, в которую эта игрушка включена. Например, если мне не хочется писать сочинение, то я могу представить, что я должен рассказать инопланетянам о том, что происходит на моей планете. А может быть я великий поэт и хочу создать эпохальное произведение, если это дело будет включено в какую-либо игру, то совершенно меняется отношение к этому делу и его можно сделать легко и весело. И еще одна важная вещь, обратите внимание на то, почему ребенку так неприятно делать это дело. Может быть ему просто неудобно, может быть это дело плохо организовано, может быть ему не понятно, что должно быть на выходе. Тогда устранение этих вещей.
С.Бакалеева
— То есть, скажем, что такое убраться в комнате – это понятно маме, но не каждому ребенку доступно. Тут нужна просто пошаговая инструкция?
Н.Ключ
— Да, у нас даже есть такое понятие, как «шоколадный слон». Целого слона съесть невозможно, но можно этого гигантского шоколадного слона разделить на дольки и съедать по кусочку. Это касается больших дел, тогда каждый раз четко видно, вот сейчас я вот это сделал, сейчас я расчистил стол, вот сейчас я убрался, вообще уборка – это очень благодатная почва для тайм-менеджмента, потому что она подходит к разным категориям и ее можно по-разному выполнять.
С.Бакалеева
— Наташа, скажите, пожалуйста, а где можно почитать что-нибудь о тайм-менеджменте?
Н.Ключ
— Вот как раз сейчас вышла книжка, называется «Тайм-менеджмент для детей». Книга продвинутых родителей, автор Лукашенко Марианна Владимировна – это как раз специалист по тайм-менеджменту. Вице-президент Московского финансово-промышленного университета Синергия и в этой книге приведено очень много техник для родителей, как можно внедрить культуру тайм-менеджмента непосредственно в семью, непосредственно в свою обычную жизнь, во взаимодействие с детьми. Кроме того, в Синергии, в школе бизнеса Синергия, ведутся сейчас тренинги для детей и родителей по тайм-менеджменту. И это очень здорово, потому что родители приходят вместе с детьми, они выполняют задания, знакомятся со способами и техниками, имеют возможность вместе их отработать, вместе выполнить какое-то конкретное задание, поработать над целями, согласовать свои ценности, согласитесь, не так уж много возможностей у нас есть, сесть с детьми, со своим ребенком и попробовать поговорить об этом.
С.Бакалеева
— Спасибо, Наталья! У нас в гостях была Наталья Ключ – педагог, ведущая тренингов по тайм-менеджменту для взрослых и детей. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
24 июня. О доброделании

В 7-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу».
О доброделании — священник Алексей Дудин.
Желание добра есть в сердце каждого человека. Каждый человек хочет делать то, за что он получит поддержку, похвалу. Он хочет сделать то, чему будет радоваться его сердце. Но не каждый раз у человека это получается. Когда-то ему мешает лень, когда-то ему мешает страсть гордости или страсть гнева.
И человек, зная, как нужно поступить, тем не менее,поступает противоположным образом. Это нужно преодолевать, зная о том, что мы с вами призваны к тому, чтобы наследовать Царство Небесное через понуждение себя. «Царство Небесное нудится», — сказал Господь. Если человек не использует волевого усилия, если он не стремится победить свою страсть, он никогда не сможет сделать то, что нужно. Он всегда будет делать только то, что ему хочется, только то, что ему легче.
Поэтому в этом и заключается смысл и борьба нашего каждого дня и каждого часа, чтобы сделать не то, что хочется тебе, а то, что угодно Богу и нужно людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 95 зач., VII, 14 - VIII, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Человек как существо не ограничен телом. В этом убеждена Православная Церковь, полагающая, что люди не должны рассматриваться исключительно в категориях физики и химии. Мы нечто большее, чем гормоны и ферменты. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из 7-й и 8-й глав послания к Римлянам. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху.
15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.
16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,
17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.
20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.
22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;
23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.
24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.
Глава 8.
1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
Христианство учит, что человек — высшее творение Божие. Создавая Адама и Еву, Господь определил, чтобы человек стал как бы «пограничным» существом. С одной стороны, у человека есть бессмертная душа, которая роднит его с миром духовным. С другой — человеческое тело по своему устройству похоже на тела животных. Таким образом, мы являемся обладателями сложной природы. По мнению одних богословов, эта природа состоит из двух уже упомянутых частей — тела и души. По мнению других — к имеющимся двум составляющим добавляется третья — дух.
Активные размышления об устройстве человека среди христианских мыслителей начались после того, как древняя Церковь перешагнула границы иудейской цивилизации и приняла в общение людей иных национальностей и культур. Прежде всего, греков, которые сделали античную философию основой христианского богословия. Для древнегреческих философов было характерно с подозрением относиться к телу, которое, по их мнению, было темницей души. Античная культура даже противопоставляла тело и душу. Такое отношение отчасти было позаимствовано и христианством той эпохи.
Некоторые философские школы древней Греции имели мистическую направленность. Наряду с душой они признавали наличие у человека ещё и духа — особой составляющей, отвечающей за связь с миром духовным. Часто дух именовался умом, поскольку именно ум более всего ценился античными мудрецами. В среде христианских богословов древности дискуссия об устройстве человека длилась несколько веков, но окончательное мнение насчёт того, сколько же в человеческой природе частей, так и не сформировалось. Иными словами, оба подхода получили право на существование. Но при одном условии.
Христианство верит, что человек был создан Богом как целостное существо. Поэтому Церковь отказывается от разделения человека на составляющие, а самое главное — от их противопоставления друг другу. Имеющиеся в нас материальное и духовное начала должны пребывать в гармонии и находиться в согласии с замыслом Творца. Конечно, тело, бывает доставляет нам неудобства. Потому апостол Павел и восклицает: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?». Но тот же апостол в целом с оптимизмом смотрит на земную жизнь, где при всех недостатках и ограничениях всё же проявляет себя благодать Божия. Благодать, освящающая и душу, и тело того, кто живёт в жертвенном служении Христу Спасителю.
Таким образом, тело не является чем-то по умолчанию плохим или ненужным. Тело, как и любая другая составляющая человеческого естества, может подобно инструменту использоваться нами либо во благо, либо во осуждение — в зависимости от того, куда направлена дарованная Богом свобода. И если мы всё же поддаёмся греху, то превращаем тело (по апостолу Павлу храм души) в страстную плоть. Из этого следует довольно простой, но важный вывод. Не нужно ставить знак равенства между телом и плотью. И, конечно, следует тело, как и любой другой дар Божий, использовать исключительно для достижения спасения, дарованного нам Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Онкологика» оперативно помогает тем, кто столкнулся с раком

Фонд «Онкологика» шесть лет помогает взрослым людям с диагнозом рак, а также их близким по всей России. Фонд рассказывает, куда обратиться в первую очередь и что для этого нужно, оплачивает обследования, приобретает медицинские изделия, проводит юридические и психологические консультации и даже предоставляет продукты.
История фонда началась с Мирославы Сергеенко. Девушка сама перенесла рак. Пройдя через все трудности, связанные с болезнью, она поняла, насколько важны пациентам поддержка и грамотная навигация на этом пути. Спустя время Мирослава основала фонд «Онкологика», куда теперь каждый день обращаются сотни людей.
Однажды на горячую линию фонда позвонил и Никита из Нижегородской области. Ему 20 лет. Парень учится на сварщика и больше года живёт с четвёртой стадией рака. Никита проходит лечение и не думает сдаваться. «Эмоционально это тяжело, но главное – не надо отчаиваться. Нужно быть оптимистом, и обязательно всё получится», - говорит он. При этом молодой человек признаётся, что без помощи фонда «Онкологика» выстоять было бы в разы сложнее. Так получилось, что семья Никите не помогает, парень живёт самостоятельно. И когда он заболел и не смог работать, то столкнулся с финансовыми трудностями. Но благодаря друзьям и фонду он обрёл поддержку.
Команда проекта помогла ему оформить инвалидность, обеспечила продуктами, а также оплатила проезд в Москву, до больницы, и обратно.
Если вам или вашим близким тоже важна поддержка, позвоните на горячую линию фонда «Онкологика»: 8 800 350 57 85, вас не оставят в беде. Больше узнать о фонде, поддержать его работу и благополучателей можно на официальном сайте. Ваша помощь станет опорой для тех, кто не в силах справиться сам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов