
Как-то довелось мне быть в Ярославле. И я попал в одну приходскую воскресную школу. Всё как обычно: столы, стулья, книги, кроме одной детали. На стенах необычные картины. Одна из прихожанок нарисовала портреты выдающихся православных мыслителей. Там был владыка Антоний Сурожский, протопресвитер Александр Шмеман и женщина, но её я не знал. В монашеском облачении и с улыбкой на лице. Я спросил у друга, который сопровождал меня, кто она? Оказалась, это мать Мария (Скобцова).
Так я впервые услышал о ней. Биография матушки удивительная. Когда я стал ее изучать, меня поразило насколько не типичны пути святости. Есть такой стереотип, что святой — это человек, закрытый от мира, почти отшельник. И всё человеческое ему, как будто бы, чуждо. Мать Мария рушит все эти стереотипы.
В молодости, общалась со всем литературным светом Петербурга. Вместе с Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой и многими другими посещала литературно-философские собрания Вячеслава Иванова. Писала стихи, которые нравились критикам. Вступила в партию эсэров. Что очень созвучно с её, как мне кажется, горящей натурой. Она даже успела побывать мэром в Анапе. Но этот период был не долгим. К власти пришли большевики. Тогда Мария Скобцова встала на защиту горожан от террора и грабежа. Даже была арестована с угрозой смертной казни за антибольшевистскую работу. Потом ей пришлось бежать, превратилась в эмигрантку. Поселилась в Париже.
После смерти дочери, приняла монашество. Вероятно, это был момент духовного перерождения. В итоге мать Мария осознала своё служение, как монашество в миру. Посвятила себя благотворительности и проповеди. Пыталась помочь опустившимся русским эмигрантам, писала заметки об их жизни, ездила с лекциями. Пыталась наладить помощь и создать какое-то сообщество. И ей это удалось. Для неё путь жизни в Церкви был путем активной, деятельной любви. Она выстрадала его и засвидетельствовала своей кровью. Мать Мария была казнена в газовой камере. Вошла в неё вместо другой женщины. За неделю до освобождения.
Жизнь Марии Скобцовой не оставила меня равнодушным. В ней чувствуется поток огня среди холодного мира. Она им горела и им согревала. Мать Мария говорила, что Православная церковь — это не одинокое стояние пред Богом, а соборность, связывающая всех узами Христовой и взаимной любви.
Эта любовь не копит ничего для себя, но всё отдаёт. Как Христос не пожалел из любви ничего, даже Себя. К этому призван и христианин. И пускай это снова и снова будет безумием для мира! Вызовом этому отчаявшемуся миру! Именно в этой отдаче христианин, раскрывает Царство Божье. Так думала, так и жила святая мать Мария (Скобцова).
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер