Недавно при мне в школе разговорились две мамы. Тема актуальная во все времена: несовершенство современных подростков. "Я считаю, что наши дети избалованы донельзя", - авторитетно заявила первая. - "Вот мой сын - ничего по дому не делает, лежит целый вечер на кровати, слушает музыку. Мы все-таки другими были: в их возрасте полностью себя обслуживали. Да и маме помогали по хозяйству. К тому же учителей уважали, боялись им словечко против сказать".- "Вот-вот!" - подхватила другая. - "Никакого уважения к взрослым нет у современных подростков. Самонадеянные, уверены, что всё знают и умеют, а реальных знаний нет ни на грош".
И я задумалась: почему же так сложно найти эту саму заветную золотую середину в воспитании детей - между строгостью и любовью, между дисциплиной и вседозволенностью? Ведь каждый родитель хочет только добра своему ребенку, чтобы всю жизнь не терять с ним контакт. Я также желаю, чтобы мои сыновья доверяли мне, могли прийти ко мне со своими бедами и огорчениями, знали, что я всегда поддержу и помогу им.
Но вместе с тем - невозможно быть с ними наравне, нужно соблюдать некую субординацию: я же им все-таки мама, а не подружка. И как же тут быть? Почему, когда я пытаюсь быть строгой, я превращаюсь в вечно недовольную мамашу которая без конца кричит, ругается и требует, требует, требует?
Особенно сложно справиться с ребенком, который переживает такой непростой для всех - и для родителей, и для него самого - переходный возраст. В этот момент подростку очень нелегко управлять своим поведением и эмоциями. Впрочем, как и его родителям.
Мы же все время бежим куда-то, торопимся: нам нужно успеть сделать кучу дел. Времени на общение с ребенком не хватает, мы даже рады, когда он занят своей жизнью, своими друзьями. А этот самый колючий и такой вредный подросток на самом деле очень нуждается в общении с родителями. В обычном душевном разговоре: один на один, без критики и воспитательных целей. Мы так редко просто проводим время со своими повзрослевшими детьми, без нотаций и претензий. И словно забываем иногда, что это по-прежнему наши дети, просто им сейчас непросто, надо как-то перетерпеть, пережить этот сложный период, но сделать это вместе. А получается, что мы все время воюем. Словно в этих битвах есть какой-то смысл. Не надо стремиться сохранять полный жесткий контроль за всеми сферами жизни подростка: ничего хорошего из этого не выйдет. Родителям очень сложно смириться с тем, что их ребенок взрослеет, меняется, что у него появилась собственная личная жизнь, недоступная им. Надо понять, что ребенок пусть и выглядит как взрослый и чувствует себя совсем большим, но на самом деле взрослым не является.
К тому же в это время подросток невероятно чувствителен: он весь как один большой синяк. Так просто задеть его, обидеть - даже самым невинным замечанием или шуткой. Поэтому особо важно, чтобы он чувствовал себя дома защищенным, чтобы он знал, что его в семье ждут и любят: каким бы он ни пришел, что бы он ни сделал. Всеми способами показывать ему свой интерес, уважение, радость от его присутствия. Никогда не задумывались, почему самая популярная в среде подростков сеть называется "вконтакте"? Наверное, потому, что это самое важное для детей в этом возрасте: чувствовать контакт, не терять связь, знать, что тебя ждут и поддержат. Вот такой контакт нужно сохранять и родителям со своим таким сложным и таким замечательным взрослеющим чадом.
Деяния святых апостолов

Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 23 зач., IX, 32-42.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Как жаль, что мне не посчастливилось жить в золотой век христианства» — подобные слова можно услышать порой от верующих людей. «Ведь тогда Дух Божий проявлял себя в судьбах людей намного ярче. А в нашей жизни всё совсем не так», — сетуют они. Свой комментарий на эти сетования предлагает отрывок из 9-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.
34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.
35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.
36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.
37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.
38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.
39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.
40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.
41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.
42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.
Книга Деяний был написана апостолом Лукой. Из небольшого пролога в начале повествования мы узнаём, что это вторая часть Евангелия, которое к тому времени апостол Лука уже написал. В Евангелии он изложил своё видение земной жизни и миссии Иисуса Христа, в книге Деяний он показывает, как дело Спасителя продолжает жить и развиваться благодаря деятельности апостолов. Одним словом, Лука не мыслит историю Спасителя и историю Его учеников и раннехристианских общин отдельно друг от друга. Для него всё это единое действие Бога в нашем мире. И апостол всячески старается это подчеркнуть.
Описания чудес, которые совершил Пётр, поразительно напоминают то, как Евангелие описывает чудеса, которые совершал Христос. Так, например, исцеляя расслабленного Эннея, Пётр говорит: «встань с постели». Если обратимся к греческому оригиналу, то это выражение можно перевести более точно: «встань и сам застели свою постель». Сразу вспоминается исцеление Спасителем расслабленного в Капернауме. Вернув ему силу, Господь говорит: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой».
То же самое касается и случая с Тавифой. История рассказана Лукой так, что в своих общих чертах напоминает исцеление дочери начальника синагоги по имени Иаир. Так же, как и Иисуса, Петра встречает плачущий народ, так же, как и Спаситель, Пётр высылает всех вон из комнаты, наконец, так же происходит и само воскрешение. Апостол обращается к женщине со словами «Тавифа, встань» и протягивает ей руку. Причём учёные обращают внимание на интересную деталь. Если перевести эти слова на разговорный, арамейский, язык Петра, призыв будет звучать как «Тавифа, куми». И это очень созвучно тому, что произнёс Христос, воскрешая дочь Иаира — «Талифа, куми», что значит «Девица, встань!».
Наконец, ещё одна важная параллель. Энею Пётр говорит: «Эней, встань!» Женщине — «Тавифа, встань!» Буквально речь идёт не просто о том, чтобы они привели свое тело в вертикальное положение. В греческом тексте оригинала используется глагол, который на русский язык уместнее перевести как «воскреснуть». «Эней, воскресни!», «Тавифа, воскресни!» Так возникает параллель не только с чудесами Христовыми, но и с самым главным событием Евангелия — воскресением Самого Спасителя.
Всё это помогает апостолу Луке донести до своих читателей и слушателей важную идею — дело Божие, которое начал Господь, не закончилось после того, как Он телесно покинул Своих учеников. В той же мере сила и слава Небесного Царства являет себя в этом мире через последователей Христа. А потому проповедь Евангелия продолжается. Бог действует в судьбах людей ровно с той же силой, с какой действовал в первые века после Своего воплощения. И каждый из нас может стать очевидцем и участником этих событий. Для этого необходимо всего лишь иметь решимость во всех своих делах, на ежедневной основе действовать так, как призывает нас действовать Господь в Своём Евангелии. И тогда то, что мы воспринимали просто как истории о давно минувших событиях, станет для нас живой повседневной реальностью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем студентке из Новокузнецка попасть на реабилитацию

У Наташи Некрасовой из Новокузнецка серьёзные двигательные нарушения. Вместе с мамой она с самого детства прошла через множество реабилитаций в разных городах, включая Москву и Новосибирск. И это принесло хорошие результаты.
Сейчас Наташе 24 года. Она — студентка университета. Благодаря личному упорству и помощи врачей она научилась сама передвигаться на коляске, девушка занимается танцами для людей с инвалидностью и спортом. В 2024 году она участвовала в забеге на колясках «Дай пять!», а ещё выиграла шахматный турнир на фестивале в Кемеровской области. Кроме этого, Наташа пишет стихи. За успехи в учёбе, спорте и творчестве её наградили медалью «Надежда Кузбасса».
Ежедневно Наташа сталкивается с трудностями. Любые ступени становятся для неё серьёзным препятствием и отсутствие доступной среды лишает девушку свободы передвижения. Но у Наташи есть шанс стать более самостоятельной и независимой от других. Благодаря постоянным реабилитациям девушка начала понемногу вставать с инвалидного кресла. Чтобы состояние Наташи улучшалось, занятия важно продолжать. Профессиональная реабилитация стоит дорого, и очередной курс семье не по силам. Поэтому Некрасовы обратилась за помощью в фонд «Мои друзья».
Реабилитация для Наташи — это возможность чувствовать себя лучше, развиваться в спорте, творчестве учебе и во многом другом. Чтобы помочь девушке из Новокузнецка, переходите на сайт фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пасхе, о расслабленном». Священник Николай Конюхов

В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Деян.9:32-42) и Евангельского (Ин.5:1-15) чтений в 4-е воскресенье по Пасхе, именуемое «О расслабленном», о дне Преполовения Пятидесятницы и Евангельского (Ин.7:14-30) чтения в этот день, о днях памяти преподобного Нектария Оптинского, святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобного Феодосия Киево-Печерского, перенесения мощей благоверных князей Бориса и Глеба.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица