
У меня нет ни капли сомнения в том, что Евангелие надо читать постоянно. Хотя бы по главе в день. К сожалению, не могу похвалиться, что выполняю это неукоснительно. Сама себя обкрадываю...
Вспоминаю, как читала Евангелие в первый раз. Признаюсь — многое не понимала. Но все равно оно отзывалось в сердце необъяснимой радостью. А вот некоторые места — их было всего три или четыре — вызвали откровенный протест в моей далекой от духовного разумения душе.
Самой странной и даже, Господи, прости, неуместной в этой книге мне показалась притча о работниках виноградника. Тех, которых хозяин нанимал постепенно в течение всего дня. А потом пришедших работать в последний момент, в одиннадцатый час наградил так же, как и тех, кого нанял в третий час — в середине дня, и тех, то начал работать ранним утром, первыми. Где же справедливость? — возмущалась я вместе с этими «первыми».
Да, им было обещано по динарию. Да, по динарию они и получили. Но почему их сравняли с другими, работавшими гораздо меньше? Тут я, честно говоря, споткнулась. Воспитанная на советском понятии справедливости, — мол, каждому по труду — не могла согласиться с тем, что кого-то обделили. С одной стороны, возмутилась, а с другой — смутилась. Душа слышала ответ Бога — евангельские слова: «Возьми свое и пойди... или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» В общем, противоречия раздирали мою душу...
В какой момент мое восприятие этой притчи кардинально изменилось? Наверное, когда я вдруг поняла, что она — про меня. Когда я сама начала задумываться о работе в винограднике Божием? Не ранним утром и даже не в третьем часу. Господь не звал меня до шестого часа просто потому, что рабы Божией Елены не было на торжище. Я был в другом месте... Лучшие, полные сил и талантов, годы были посвящены делам отнюдь не духовным.
Эта притча звучит на богослужении, в частности, в день памяти 40-ка Севастийских мучеников. Помните? В холодном Севастийском озере истязаниям за веру христианскую подверглись 40 воинов. Один из них не выдержал, вбежал в топившуюся на берегу баню и пал замертво. Утром стражник увидел над озером 39 светлых венцов. Скинув с себя одежду, со словами «И я христианин!» он вошел в озеро и присоединился к мученикам. Венцов стало 40.
Теперь евангельская притча о работниках, призванных в виноградник в разные часы дня, — моя любимая. Читаю ее и каждый раз радуюсь, что Господь зовет к Себе и одаривает благодатью не по заслугам нашим, а исключительно по Своей милости. Более того, даже страшно представить Бога справедливым. За всех, конечно, не говорю, но лично мне страшно. По справедливости-то ох какую суровую «награду» я заслужила!
Но Господь не справедлив, а долготерпелив и многомилостив. Ко всем своим чадам, разумным и не очень. К тому, кто работает в Его винограднике с самого «утра», по-детски искренне и чисто. К тому, кто, наломав дров в горячей юности, узнал сладость покаянных слёз. К тому, кто, как я, пришёл в себя только после серьезных потрясений. И к тому, кто в последний, «одиннадцатый», час успел воздохнуть: «Господи, помилуй!»
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер