Так уж получилось, что Владимира Короленко большинство из нас, словно по какой-то непонятной инерции, относят к писателям "школьным", и,"переболев" в детстве его "Детьми подземелья", потом уже крайне редко вновь возвращаются к произведениям писателя. А ведь, надо признаться, - совершенно напрасно! Детским автором сам Короленко себя никогда не считал, и создавал свои произведения в расчете на самую широкую аудиторию. Один из его удивительно лиричных и в то же время остросоциальных больших рассказов - "За иконой" - несомненно, относится к числу тех, которые можно и даже нужно читать и перечитывать.
И далеко не только потому, что подобное чтение может вызвать приятную ностальгию по юности. В рассказ погружаешься, как в другую реальность, ощущая настоящую "смену обстановки". При этом попадаешь в непривычную атмосферу конца девятнадцатого века, причем сразу же - на многолюдье, в самую гущу крестного хода, идущего вслед за иконой Богородицы через несколько сел и деревень до одного из близлежащих монастырей. Попутчиками читателя становится сам автор, которого в рассказе величают не иначе как "Галактионыч", и его приятель, сапожник Андрей Иванович, сбежавший в паломничество из-под бдительного ока суровой супруги.
Вместе с ними мы полной грудью вдыхаем чистый, наполненный ароматами трав и цветов, воздух полей и перелесков, ночуем под навесами в крестьянских дворах и с любопытством наблюдаем за происходящим вокруг. Вот стоят торговцы квасом - глоточек-другой кислой, шипучей прохлады очень кстати притомившемуся паломнику. Но правдолюбец Андрей Иванович пеняет торговцам: мол, могли бы богомольцам и даром кваску налить. Торговцы обижаются, жалуются, что и так люди совесть потеряли: квас выпьют, да и уходят, не расплатившись...
Из таких, казалось бы, незначительных деталей, Короленко в рассказе "За иконой" вывязывает целый узор, в центре которого - простые сельские жители. Для них только такое важное событие, как крестный ход может служить оправданием, чтобы оторваться от привычных хлопот. Здесь в писателе Короленко отчетливо проступает Короленко-журналист, - не менее талантливый, умеющий прислушиваться к народу, говорить на его языке и, самое главное, - понимать его. Литературный стиль писателя безупречен: его слово поистине живое, легкое, доброе и понятное каждому.
Рассказ пробуждает целую гамму эмоций. В том числе - хорошо всем знакомое чувство, что какими бы разными мы ни были, в каждом из нас есть искорка, способная загораться вместе со всеми остальными. Один из самых ярких примеров такого душевного и духовного людского единения и показал Владимир Короленко в своем рассказе "За иконой".
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема