Так уж получилось, что Владимира Короленко большинство из нас, словно по какой-то непонятной инерции, относят к писателям "школьным", и,"переболев" в детстве его "Детьми подземелья", потом уже крайне редко вновь возвращаются к произведениям писателя. А ведь, надо признаться, - совершенно напрасно! Детским автором сам Короленко себя никогда не считал, и создавал свои произведения в расчете на самую широкую аудиторию. Один из его удивительно лиричных и в то же время остросоциальных больших рассказов - "За иконой" - несомненно, относится к числу тех, которые можно и даже нужно читать и перечитывать.
И далеко не только потому, что подобное чтение может вызвать приятную ностальгию по юности. В рассказ погружаешься, как в другую реальность, ощущая настоящую "смену обстановки". При этом попадаешь в непривычную атмосферу конца девятнадцатого века, причем сразу же - на многолюдье, в самую гущу крестного хода, идущего вслед за иконой Богородицы через несколько сел и деревень до одного из близлежащих монастырей. Попутчиками читателя становится сам автор, которого в рассказе величают не иначе как "Галактионыч", и его приятель, сапожник Андрей Иванович, сбежавший в паломничество из-под бдительного ока суровой супруги.
Вместе с ними мы полной грудью вдыхаем чистый, наполненный ароматами трав и цветов, воздух полей и перелесков, ночуем под навесами в крестьянских дворах и с любопытством наблюдаем за происходящим вокруг. Вот стоят торговцы квасом - глоточек-другой кислой, шипучей прохлады очень кстати притомившемуся паломнику. Но правдолюбец Андрей Иванович пеняет торговцам: мол, могли бы богомольцам и даром кваску налить. Торговцы обижаются, жалуются, что и так люди совесть потеряли: квас выпьют, да и уходят, не расплатившись...
Из таких, казалось бы, незначительных деталей, Короленко в рассказе "За иконой" вывязывает целый узор, в центре которого - простые сельские жители. Для них только такое важное событие, как крестный ход может служить оправданием, чтобы оторваться от привычных хлопот. Здесь в писателе Короленко отчетливо проступает Короленко-журналист, - не менее талантливый, умеющий прислушиваться к народу, говорить на его языке и, самое главное, - понимать его. Литературный стиль писателя безупречен: его слово поистине живое, легкое, доброе и понятное каждому.
Рассказ пробуждает целую гамму эмоций. В том числе - хорошо всем знакомое чувство, что какими бы разными мы ни были, в каждом из нас есть искорка, способная загораться вместе со всеми остальными. Один из самых ярких примеров такого душевного и духовного людского единения и показал Владимир Короленко в своем рассказе "За иконой".
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема