Когда читаешь книгу, которую автор не смог завершить, потому что ушел из жизни, часто становишься словно бы заложником этого факта, и воспринимаешь прочитанное, как «последнее слово» или своего рода завещание, ищешь в нем скрытые смыслы и намеки. И это очень плохо, потому что думая так, можно за «мистическим флером» не разглядеть каких-то очень важных вещей…
Однако в романе Виктора Лихачева «Ангелы уходят не прощаясь» ничего подобного не ощущается. Хотя он как раз и является такой «недосказанной историей», «оборвавшейся песней». Известный, и молодой еще писатель умер в 2008 году, не успев закончить книгу. Говорят, что для публикации он намеревался кардинально переписать некоторые эпизоды. Но все осталось на своих местах, и, кто знает – может быть, не случайно.
Сложно представить, что в романе что-то могло бы быть по-другому. Это не просто повествование о неком писателе по имени Арсений Покровский и его приключениях. Это, прежде всего – признание в любви. К людям - таким разным и порой непредсказуемым. К людям, которые встречаются на пути главного героя, и не проходят мимо, а остаются рядом как добрые и верные друзья: монахиня матушка Евфимия, выманившая писателя из суетной столицы в тихий провинциальный городок. Галина - корректор из местной газеты, оказавшаяся потрясающей поэтессой. Красавица Лена Ермолова и ее необычная, очень верующая, племянница Наташа, которая иногда может видеть будущее…
Роман Виктора Лихаева «Ангелы уходят не прощаясь» можно было бы назвать еще и «книгой в книге». Ведь главный герой – писатель, и новые впечатления он выплескивает на бумагу. Мы встречаем несколько рассказов, написанных от лица Арсения Покровского – сильных, емких, эмоциональных и очень органично вплетенных в основную ткань повествования.
И, возможно, настоящим откровением для многих станет разговор между главным героем и Наташей о «Мастере и Маргарите» Булгакова: сопоставление сцен из романа с Евангельскими эпизодами, и размышления о подоплёке булгаковского произведения.
Виктор Лихачев – не только писатель, но и путешественник. Он вдоль и поперек изъездил Россию, побывав в самых отдаленных ее уголках. И люди, о которых он писал – в большинстве своем не вымышленные персонажи, а те, с кем ему доводилось встречаться в своих многочисленных странствиях. А значит, они и сейчас где-то живут. И, возможно, даже не подозревают, что могут стать для кого-то примером тихой, мирной и по-христиански простой жизни. Такой, которую изобразил на страницах своего неоконченного романа «Ангелы уходят не прощаясь» Викотор Лихачев.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







