Кто из нас, устав от повседневной рутины хотя бы раз в жизни не желал отправиться куда-нибудь на необитаемый остров? Ведь часто сменить обстановку не получается даже на курорте: та же суета, те же люди вокруг... А хочется найти такой уголок, куда не проникал бы шум большого города, и где хотя бы на время можно было забыть о надоевших проблемах. Писатель Иван Шмелев открыл для себя такое удивительное место, которое посетил еще в юности, и спустя многие годы написал о нем повесть - "Старый Валаам".
В ней с самого начала будоражит буквально каждая строчка, - и это несмотря на спокойный, размеренный и по-шмелевски простой стиль повествования. Когда читаешь, как ранним пасмурным утром пассажиры поднимаются на пароход, чтобы пересечь Ладожское озеро, - ощущаешь и себя где-то посреди этой пестрой людской толпы. А потом чувствуешь, как бросает старенький пароход с волны на волну, и вместе со всеми пристально всматриваешься в дымку на горизонте, из которой вдруг выныривает громадное и сверкающее - Валаам… Как будто не книгу читаешь, а смотришь фильм в формате 3D: все объемно, ярко и очень, очень близко.
Но главное - читая "Старый Валаам" Ивана Шмелёва, действительно с головой погружаешься в тишину. Только валаамская тишина - особенная. Она - живая. В ней - и крики чаек, и перезвон монастырских колоколов, и лесное птичье многоголосье, и плавный, неспешный разговор монахов. Людей на Валааме писатель тоже увидел других - как бы впитавших в себя эту тишину, ставших с ней единым целым. И даже неуместная, казалось бы, громкая песня рыжеволосого послушника, везущего паломников на лодке по скитам, не нарушает спокойствия, а только подчеркивает его.
Кстати, изначально Иван Шмелёв планировал поездку в Валаамский монастырь как... свадебное путешествие. Об этом писатель рассказывает в самом начале книги, и с высоты прожитых лет даже слегка укоряет себя тогдашнего за дерзость и самонадеянность. Но тут же признается, что не будь этого, пусть и не совсем осознанного, юношеского путешествия на Валаам, - и жизнь его, возможно, сложилась бы по-иному.
И действительно - замечательно, что оно было! Ведь и нам досталось от него немного озерного воздуха, напоённого ароматами трав, густые сумерки над бескрайними водами Ладоги, и силуэты куполов на темном вечернем небе. А еще - возможность в любое время сбежать от суеты и проблем в "Старый Валаам" Ивана Шмелёва.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема