Кто из нас, устав от повседневной рутины хотя бы раз в жизни не желал отправиться куда-нибудь на необитаемый остров? Ведь часто сменить обстановку не получается даже на курорте: та же суета, те же люди вокруг... А хочется найти такой уголок, куда не проникал бы шум большого города, и где хотя бы на время можно было забыть о надоевших проблемах. Писатель Иван Шмелев открыл для себя такое удивительное место, которое посетил еще в юности, и спустя многие годы написал о нем повесть - "Старый Валаам".
В ней с самого начала будоражит буквально каждая строчка, - и это несмотря на спокойный, размеренный и по-шмелевски простой стиль повествования. Когда читаешь, как ранним пасмурным утром пассажиры поднимаются на пароход, чтобы пересечь Ладожское озеро, - ощущаешь и себя где-то посреди этой пестрой людской толпы. А потом чувствуешь, как бросает старенький пароход с волны на волну, и вместе со всеми пристально всматриваешься в дымку на горизонте, из которой вдруг выныривает громадное и сверкающее - Валаам… Как будто не книгу читаешь, а смотришь фильм в формате 3D: все объемно, ярко и очень, очень близко.
Но главное - читая "Старый Валаам" Ивана Шмелёва, действительно с головой погружаешься в тишину. Только валаамская тишина - особенная. Она - живая. В ней - и крики чаек, и перезвон монастырских колоколов, и лесное птичье многоголосье, и плавный, неспешный разговор монахов. Людей на Валааме писатель тоже увидел других - как бы впитавших в себя эту тишину, ставших с ней единым целым. И даже неуместная, казалось бы, громкая песня рыжеволосого послушника, везущего паломников на лодке по скитам, не нарушает спокойствия, а только подчеркивает его.
Кстати, изначально Иван Шмелёв планировал поездку в Валаамский монастырь как... свадебное путешествие. Об этом писатель рассказывает в самом начале книги, и с высоты прожитых лет даже слегка укоряет себя тогдашнего за дерзость и самонадеянность. Но тут же признается, что не будь этого, пусть и не совсем осознанного, юношеского путешествия на Валаам, - и жизнь его, возможно, сложилась бы по-иному.
И действительно - замечательно, что оно было! Ведь и нам досталось от него немного озерного воздуха, напоённого ароматами трав, густые сумерки над бескрайними водами Ладоги, и силуэты куполов на темном вечернем небе. А еще - возможность в любое время сбежать от суеты и проблем в "Старый Валаам" Ивана Шмелёва.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема