Как-то раз ученик одного мудреца поймал бабочку и, зажав ее в ладонях, решил проверить своего учителя. Он попросил его угадать, жива бабочка, или мертва, надеясь сдавить ее в кулаке, если учитель ответит, что она жива, либо отпустить, если тот скажет, что бабочка мертвая. Мудрец же только улыбнулся в ответ и сказал ученику: «Все в твоих руках».
Любопытную притчу известный православный публицист, редактор раздела «Вера» журнала «Фома» Александр Ткаченко взял в качестве эпиграфа к своей книге «Бабочка в ладони». И не случайно – как признается сам автор, написать эту книгу его побудил парадоксальный на первый взгляд факт: оказывается, одни и те же аргументы можно повернуть так, чтобы использовать их как в качестве апологии веры, так и в качестве ее отрицания.
Поэтому автор взял на себя смелость передать основные христианские понятия и церковные догматы максимально просто и доступно для современного читателя. И это ему удалось: книга стала одним из наиболее удачных изданий в сегменте религиозно-популярной литературы, одновременно отвечая всем требованиям модного современного жанра «нон-фикшн».
Вековую мудрость, которую святые отцы Церкви обсуждали на Вселенских соборах, Александру Ткаченко в книге «Бабочка в ладони» удалось разъяснить читателям, что называется, на пальцах, оперируя далеко не одной только церковной терминологией. Скорее наоборот - книга изобилует великолепными примерами как из нашей повседневной жизни, так и из художественной литературы и кинематографа.
Так, великий комбинатор Остап Бендер становится, наряду с пушкинским Евгением Онегиным и лермонтовским Печориным, образцом «духовного банкротства» на почве неспособности любить. А поступок Адама и Евы, которые нарушили Божий запрет на вкушение плода с древа познания и тем самым на многие тысячелетия определили дальнейшую судьбу человечества, автор сравнивает с решением водолаза перерезать шланг, соединяющий его с судном на поверхности, для того, чтобы свободнее передвигаться по дну…
Кстати, помимо несомненных внутренних достоинств книги хотелось бы пару слов сказать и о ее наружности. Более «приятной на ощупь» обложки мне в руках держать, пожалуй, не доводилось. К тому же книга до того компактна, что легко помещается в сумку, поэтому с ней можно не расставаться и выходя из дома. Ну и относиться, конечно, нужно аккуратно – все–таки это «Бабочка в ладони», которую так животрепещуще написал для нас Александр Ткаченко.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема