На семидесятилетний юбилей известного писателя, лауреата солженицынской литературной премии, Бориса Петровича Екимова, кто-то из его читателей прислал открытку со словами: «Когда читаешь Ваши рассказы, возникает доброе чувство к людям, и уже не толкнешь в автобусе человека, подашь руку старику…» Это, пожалуй, наиболее точное выражение того удивительного состояния души, которое неизменно вызывают произведения этого автора. Совершенно естественно, что их и сегодня с удовольствием издают и читают. Вышла книга Бориса Екимова и в издательстве «Никея» - сборник рассказов под названием «Возвращение».
Издатели снабдили сборник подзаголовком – «Рассказы о живой жизни». И это вовсе не тавтология, а удачный способ охарактеризовать ту полноту человеческого бытия, которая кроется в текстах Екимова. Она не хлещет через край; она спокойна и даже обыденна, но её ощущаешь с первых же строчек и ни с чем не спутаешь. Есть ещё такое выражение – «душа полна» - оно как раз о том, что испытывают екимовские герои.
Один из них, девятилетний мальчишка с солидным, взрослым прозвищем Фетисыч из одноимённого рассказа – живёт в маленькой, далёкой деревне. У него нет отца, зато есть пьющий отчим и куча работы по хозяйству. А ещё он старший в школе, где на все десять классов – пять человек, и часто заменяет учительницу, если та вдруг захворает. Но Фетисыч нисколько не тяготится своими недетскими заботами. Это – его мир, мальчик принимает и любит его таким, каков он есть.
Каждую весну спешит из Москвы на Дон, сварщик по имени Григорий. Друзьям и домашним говорит, что едет на рыбалку. А на самом деле… На самом деле он едет в маленький донской посёлок – к чужой одинокой старухе, тётке Варваре, чтобы посадить ей картошку. Как рассказать об этом даже родным? Поймут ли его? Этот невероятно трогательный и светлый рассказ так и называется: «Как рассказать…»
Герои рассказов Бориса Екимова из сборника «Возвращение» живут, а не ропщут на жизнь, видят вокруг светлое, а не ищут плохого, и поэтому сами излучают добро и любовь. Они даже становятся способными узреть настоящее Чудо, как это случилось со старой женщиной и девочкой в рассказе «Возвращение».
После прочтения книги в душе как будто щёлкает выключатель. Словно кто-то зажигает в ней тёплый свет, от которого сразу становится уютно и легко. Хочется радоваться жизни и радовать других. А если со временем чувства эти вдруг притупятся, их «Возвращение» можно вызвать, просто ещё раз перечитав рассказы Бориса Екимова.
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема