
Меня, наверное, хорошо поймут люди с маленькими детьми и, особенно мамы. Как-то я работал в больнице уборщиком. Работа достаточно грязная, суетная. Нужно весь день бегать, за всеми убирать, следить за чистотой. Больные тоже превращаются в детей: кто-то капризничает, кто-то вредничает. В общем, суета.
Когда людей в отделении много, всегда слышен гул. Его, бывает, разбавляют характерные больничные возгласы: «Пятая палата! Девочки, снимите катетер! Ку-у-ша-а-а-ть!» К вечеру голова уже начинает гудеть.
Я под этот шум занимался монотонной работой — мыл коридор, протирал подоконники и батареи. Сначала я работал в наушниках. За это время успевал переслушать всё: музыку, лекции, аудиокниги. Но весь день слушать это тоже трудно.
И была у меня одна радость — мытьё дальней лестницы. Она была большая, но по ней почти никто не ходил. Поэтому я всегда был один. Возьму ведро, тряпку... и стою. Стою минут пять — внимаю тишине. После потока энергии, бурлящей жизни, особенно чутко ощущается тишина. Пять минут тишины, когда весь мир с его гулом находится за дверями. А ты, как будто, на небе. А ты один на один. С собой. С Богом. Честно, я так это и ощущал. Я даже назвал её в шутку лестницей Иакова.
В Библии есть момент, когда праотцу Иакову явилась во сне лестница на небо. Так и мне, можно сказать, эта лестница указывала путь на небо. Не в физическом плане, а в духовном. В таких мелочах бывает особое чувство близости к Богу. Я стоял на ступеньках и замирал. Сердце трепетало. Это какое-то прикосновение к созерцанию. Даже не обязательно ездить в монастырь за тишиной. Бывает достаточно её найти среди житейской суеты.
Говоря о Боге, мы часто имеем в виду какие-то невероятные явления, чудеса, знаки. Вроде как, обязательно должно происходить что-то необычное. Что-то явное и яркое.
Но Бог проявляется в таких моментах, которые ускользают от нас. В тихом ветерке, который подул на горе пророку Илие. В тихом стуке, почти застенчивом. Да, именно стуке. В книге Откровения Иоанна Богослова вспоминаются такие слова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Главное услышать. А обстоятельства для Бога не важны. Он над ними. Над шумом больницы. В пятиминутной тишине на лестнице. Над домашним шумом. Он стучит. А наше дело — слушать.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.