
Как часто мы думаем: «Господи, почему ты не уберег меня от этого или того неправильного решения, поступка. Подал бы какой-то знак, или просто сделал бы так, чтоб этого не случилось. Я же мысленно к тебе обращалась, а ты мне не помог».
У меня очень хорошая память на происходящее. А вот реакция на происходящее — как у жирафа. Довольно часто, прокручивая события своей жизни, повороты, неудачи, я вдруг вспоминаю людей, которые пытались мне помочь, но по той или иной причине выглядели не очень убедительно.
В пятом или шестом классе к нам пришла новая учительница русского языка. Молодая, но какая-то уже погасшая женщина. Ее не очень любили в школе. Потом мы узнали, что у нее муж погиб в Афганистане. И вот, когда у нас было очередное родительское собрание, учительница эта, выступая, зачитала мое сочинение по картинке, где на трех листах я за урок успела изложить только самое начало истории, зато удивительно красочно и подробно.
«Ваша дочь — писатель. Вам надо ей как-то помочь», — сказала учительница моим родителям.
Замечу, что я училась я в математическом классе и была одной из лучших. Конечно, родителям было приятно слышать, что я еще и литературно одарена, но серьезно они к этому не отнеслись. Решающими оказались слова маминого приятеля, университетского профессора физики и математики. Он сказал: «Математик всегда может стать писателем. А вот писатель математиком — очень редко».
В итоге я пошла по спецпрограмме на математический факультет, отучилась там шесть лет, закончила аспирантуру, но кандидатскую так и не защитила, потому что мне никогда это не было интересно. Может, это и не трагедия, но писать и публиковаться я в итоге стала лет на пятнадцать позже, чем могла бы. И cейчаc мне этого времени очень не хватает.
Другая ошибка — не такая значительная, но расстраивающая меня до сих пор. В тридцать лет, поддавшись какой-то глупой волне в кругу людей, среди которых я работала, я решила поставить брекеты. Улыбка у меня была очень даже нормальная, живая, сейчас такие в моде. В общем, в брекетах не было никакой необходимости. По совету подруги я пошла к врачу, у которого уже лечилась она сама.
Я отчетливо помню, как сидела в кресле, как врач рассматривал слепок моих зубов и рассуждал, что тут можно сделать. Хотя смысла что-то делать не было никакого. Но это была коммерческая клиника. Когда он встал и отошел вымыть руки, молоденькая бледная медсестра-ассистент, видимо практикантка, тихо сказала: «Я бы на вашем месте не стала ничего ставить».
Я до сих пор помню этот тихий голос. Как будто ангел ненавязчиво пытался уберечь меня от ошибки. Брекеты я поставила. Относила их меньше полугода, но и этого времени хватило чтобы испортить зубы, прикус, а главное — потратить в этой связи кучу нервов. Врач оказался, скорее бизнесменом, чем эскулапом.
Могу привести еще много больших и маленьких примеров того, что если избавиться от гордыни и снобизма, уважения к статусам и слышать не только тех, кто говорит громче и увереннее, то можно услышать тихий голос, который помогает и оберегает тебя от ошибок, голос, если не Бога, то маленьких добрых ангелов.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема