
Как часто мы думаем: «Господи, почему ты не уберег меня от этого или того неправильного решения, поступка. Подал бы какой-то знак, или просто сделал бы так, чтоб этого не случилось. Я же мысленно к тебе обращалась, а ты мне не помог».
У меня очень хорошая память на происходящее. А вот реакция на происходящее — как у жирафа. Довольно часто, прокручивая события своей жизни, повороты, неудачи, я вдруг вспоминаю людей, которые пытались мне помочь, но по той или иной причине выглядели не очень убедительно.
В пятом или шестом классе к нам пришла новая учительница русского языка. Молодая, но какая-то уже погасшая женщина. Ее не очень любили в школе. Потом мы узнали, что у нее муж погиб в Афганистане. И вот, когда у нас было очередное родительское собрание, учительница эта, выступая, зачитала мое сочинение по картинке, где на трех листах я за урок успела изложить только самое начало истории, зато удивительно красочно и подробно.
«Ваша дочь — писатель. Вам надо ей как-то помочь», — сказала учительница моим родителям.
Замечу, что я училась я в математическом классе и была одной из лучших. Конечно, родителям было приятно слышать, что я еще и литературно одарена, но серьезно они к этому не отнеслись. Решающими оказались слова маминого приятеля, университетского профессора физики и математики. Он сказал: «Математик всегда может стать писателем. А вот писатель математиком — очень редко».
В итоге я пошла по спецпрограмме на математический факультет, отучилась там шесть лет, закончила аспирантуру, но кандидатскую так и не защитила, потому что мне никогда это не было интересно. Может, это и не трагедия, но писать и публиковаться я в итоге стала лет на пятнадцать позже, чем могла бы. И cейчаc мне этого времени очень не хватает.
Другая ошибка — не такая значительная, но расстраивающая меня до сих пор. В тридцать лет, поддавшись какой-то глупой волне в кругу людей, среди которых я работала, я решила поставить брекеты. Улыбка у меня была очень даже нормальная, живая, сейчас такие в моде. В общем, в брекетах не было никакой необходимости. По совету подруги я пошла к врачу, у которого уже лечилась она сама.
Я отчетливо помню, как сидела в кресле, как врач рассматривал слепок моих зубов и рассуждал, что тут можно сделать. Хотя смысла что-то делать не было никакого. Но это была коммерческая клиника. Когда он встал и отошел вымыть руки, молоденькая бледная медсестра-ассистент, видимо практикантка, тихо сказала: «Я бы на вашем месте не стала ничего ставить».
Я до сих пор помню этот тихий голос. Как будто ангел ненавязчиво пытался уберечь меня от ошибки. Брекеты я поставила. Относила их меньше полугода, но и этого времени хватило чтобы испортить зубы, прикус, а главное — потратить в этой связи кучу нервов. Врач оказался, скорее бизнесменом, чем эскулапом.
Могу привести еще много больших и маленьких примеров того, что если избавиться от гордыни и снобизма, уважения к статусам и слышать не только тех, кто говорит громче и увереннее, то можно услышать тихий голос, который помогает и оберегает тебя от ошибок, голос, если не Бога, то маленьких добрых ангелов.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема