Леонид Соломаткин. «На клиросе» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Леонид Соломаткин. «На клиросе»

* Поделиться

— Дядя Андрей, посмотри какая удивительная картина! Называется «На клиросе», автор — Леонид Соломаткин.

— Что же тебя удивило в этой работе, племянник?

— Её содержание! Клирос — это ведь церковный хор, да?

— Скорее, место в храме, где он располагается.

— Правильно, и на картине изображены певчие в церкви. Вот только все они — седые старцы! Столь необычный хор я впервые вижу именно на этой картине и именно здесь — в Киргизском музее изобразительных искусств. Может в Киргизии церковная традиция такая — петь на клиросе пожилым мужчинам?

— Нет, Паша. Творчество Леонида Соломаткина не связано с историей православной церкви в Кыргызстане. Художник родился в Курской губернии, учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. И картина «На клиросе» была написана в городе на Неве в 1877 году.

— То есть, это в Петербурге был такой церковный хор, состоящий из старцев?

— Не просто из старцев. Посмотри внимательно — все они в военных мундирах, с орденами и медалями на груди. Это заслуженные воины, ветераны. И хотя об истории создания картины «На клиросе» не осталось никаких сведений, можно предположить, что Леонид Соломаткин зарисовал хор Казанского собора.

— Того самого храма, колоннада которого выходит на Невский проспект?

— Да, именно так. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал своеобразным памятником побед русского народа. Здесь хранились трофеи, захваченные у наполеоновской армии: французские военные знамёна, символические ключи от покорённых городов, личный жезл маршала Луи-Николя Даву.

— Это французский военачальник?

— Да. Его называли железным маршалом, он считался непобедимым полководцем до столкновения с армией Михаила Кутузова. Имя славного русского главнокомандующего, кстати, тоже связано с историей Казанского собора. Михаил Илларионович молился в этом храме перед тем, как возглавить армию. А позднее он был похоронен под сводами Казанского собора. Над гробницей Кутузова поместили список Смоленской иконы Божией Матери — образа, который сопровождал наших солдат в бою под деревней Бородино.

— Теперь понятно, почему для защитников Родины этот храм был особенно дорог. Вот только много ли ветеранов Отечественной войны оставалось в 1877 году, когда Леонид Соломаткин писал свою картину?

— Хотя со дня победы над Наполеоном на тот момент прошло шестьдесят пять лет, в живых было ещё немало участников тех событий! К тому же ряды ветеранов пополнялись за счёт других войн. Ведь ратные подвиги русских не закончились после 1812 года. В девятнадцатом веке были ещё русско-турецкие войны, затянувшееся на несколько десятилетий противостояние с Северо-Кавказским имаматом, военный конфликт с Персидской империей.

— Я, кажется, начинаю понимать смысл этого полотна! Художник хотел показать нам старых воинов, которые по возрасту уже не могли участвовать в боях. Но они собрались в храме, чтобы молитвой поддержать тех, кто сражался в действующей армии!

— Ты прав, Паша, но я хочу уточнить. Ветераны, которых представил нам Леонид Соломаткин в своей картине «На клиросе», всю жизнь отдали Отечеству. Треугольные нашивки-галуны у них на рукавах свидетельствуют о многолетней службе. Все эти годы они ходили под пулями, ночевали в окопах, делили друг с другом военный паёк. И совместная молитва для этих старых бойцов — насущная потребность, как дыхание. Они просят у Христа Небесного Царства для друзей, погибших в бою. Призывают Спасителя на помощь молодым солдатам, которые защищают Родину. И славят Бога, дарующего людям мир.

«Картину Леонида Соломаткина „На клиросе“ можно увидеть в Киргизском национальном музее изобразительных искусств».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем