— Дядя Андрей, посмотри какая удивительная картина! Называется «На клиросе», автор — Леонид Соломаткин.
— Что же тебя удивило в этой работе, племянник?
— Её содержание! Клирос — это ведь церковный хор, да?
— Скорее, место в храме, где он располагается.
— Правильно, и на картине изображены певчие в церкви. Вот только все они — седые старцы! Столь необычный хор я впервые вижу именно на этой картине и именно здесь — в Киргизском музее изобразительных искусств. Может в Киргизии церковная традиция такая — петь на клиросе пожилым мужчинам?
— Нет, Паша. Творчество Леонида Соломаткина не связано с историей православной церкви в Кыргызстане. Художник родился в Курской губернии, учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. И картина «На клиросе» была написана в городе на Неве в 1877 году.
— То есть, это в Петербурге был такой церковный хор, состоящий из старцев?
— Не просто из старцев. Посмотри внимательно — все они в военных мундирах, с орденами и медалями на груди. Это заслуженные воины, ветераны. И хотя об истории создания картины «На клиросе» не осталось никаких сведений, можно предположить, что Леонид Соломаткин зарисовал хор Казанского собора.
— Того самого храма, колоннада которого выходит на Невский проспект?
— Да, именно так. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал своеобразным памятником побед русского народа. Здесь хранились трофеи, захваченные у наполеоновской армии: французские военные знамёна, символические ключи от покорённых городов, личный жезл маршала Луи-Николя Даву.
— Это французский военачальник?
— Да. Его называли железным маршалом, он считался непобедимым полководцем до столкновения с армией Михаила Кутузова. Имя славного русского главнокомандующего, кстати, тоже связано с историей Казанского собора. Михаил Илларионович молился в этом храме перед тем, как возглавить армию. А позднее он был похоронен под сводами Казанского собора. Над гробницей Кутузова поместили список Смоленской иконы Божией Матери — образа, который сопровождал наших солдат в бою под деревней Бородино.
— Теперь понятно, почему для защитников Родины этот храм был особенно дорог. Вот только много ли ветеранов Отечественной войны оставалось в 1877 году, когда Леонид Соломаткин писал свою картину?
— Хотя со дня победы над Наполеоном на тот момент прошло шестьдесят пять лет, в живых было ещё немало участников тех событий! К тому же ряды ветеранов пополнялись за счёт других войн. Ведь ратные подвиги русских не закончились после 1812 года. В девятнадцатом веке были ещё русско-турецкие войны, затянувшееся на несколько десятилетий противостояние с Северо-Кавказским имаматом, военный конфликт с Персидской империей.
— Я, кажется, начинаю понимать смысл этого полотна! Художник хотел показать нам старых воинов, которые по возрасту уже не могли участвовать в боях. Но они собрались в храме, чтобы молитвой поддержать тех, кто сражался в действующей армии!
— Ты прав, Паша, но я хочу уточнить. Ветераны, которых представил нам Леонид Соломаткин в своей картине «На клиросе», всю жизнь отдали Отечеству. Треугольные нашивки-галуны у них на рукавах свидетельствуют о многолетней службе. Все эти годы они ходили под пулями, ночевали в окопах, делили друг с другом военный паёк. И совместная молитва для этих старых бойцов — насущная потребность, как дыхание. Они просят у Христа Небесного Царства для друзей, погибших в бою. Призывают Спасителя на помощь молодым солдатам, которые защищают Родину. И славят Бога, дарующего людям мир.
«Картину Леонида Соломаткина „На клиросе“ можно увидеть в Киргизском национальном музее изобразительных искусств».
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
Разговор шел о выдающейся советской ученой, специалисте в области изучения туберкулеза, докторе биологических наук, тайной монахине Валентине Ильиничне Пузик (в монашестве — Игнатии). О ее судьбе, духовных размышлениях и об одной из ярчайших ее книг: «Божественная литургия». Валентине Пузик еще в молодости приняла тайный монашеский постриг, свою научную работу она воспринимала, как монашеское служение. Она прожила долгую жизнь: родилась в 1903г. и отошла ко Господу в 2004 г.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











