— Дядя Андрей, посмотри какая удивительная картина! Называется «На клиросе», автор — Леонид Соломаткин.
— Что же тебя удивило в этой работе, племянник?
— Её содержание! Клирос — это ведь церковный хор, да?
— Скорее, место в храме, где он располагается.
— Правильно, и на картине изображены певчие в церкви. Вот только все они — седые старцы! Столь необычный хор я впервые вижу именно на этой картине и именно здесь — в Киргизском музее изобразительных искусств. Может в Киргизии церковная традиция такая — петь на клиросе пожилым мужчинам?
— Нет, Паша. Творчество Леонида Соломаткина не связано с историей православной церкви в Кыргызстане. Художник родился в Курской губернии, учился в Московском училище живописи и ваяния, затем в Санкт-Петербургской Императорской академии художеств. И картина «На клиросе» была написана в городе на Неве в 1877 году.
— То есть, это в Петербурге был такой церковный хор, состоящий из старцев?
— Не просто из старцев. Посмотри внимательно — все они в военных мундирах, с орденами и медалями на груди. Это заслуженные воины, ветераны. И хотя об истории создания картины «На клиросе» не осталось никаких сведений, можно предположить, что Леонид Соломаткин зарисовал хор Казанского собора.
— Того самого храма, колоннада которого выходит на Невский проспект?
— Да, именно так. После Отечественной войны 1812 года Казанский собор стал своеобразным памятником побед русского народа. Здесь хранились трофеи, захваченные у наполеоновской армии: французские военные знамёна, символические ключи от покорённых городов, личный жезл маршала Луи-Николя Даву.
— Это французский военачальник?
— Да. Его называли железным маршалом, он считался непобедимым полководцем до столкновения с армией Михаила Кутузова. Имя славного русского главнокомандующего, кстати, тоже связано с историей Казанского собора. Михаил Илларионович молился в этом храме перед тем, как возглавить армию. А позднее он был похоронен под сводами Казанского собора. Над гробницей Кутузова поместили список Смоленской иконы Божией Матери — образа, который сопровождал наших солдат в бою под деревней Бородино.
— Теперь понятно, почему для защитников Родины этот храм был особенно дорог. Вот только много ли ветеранов Отечественной войны оставалось в 1877 году, когда Леонид Соломаткин писал свою картину?
— Хотя со дня победы над Наполеоном на тот момент прошло шестьдесят пять лет, в живых было ещё немало участников тех событий! К тому же ряды ветеранов пополнялись за счёт других войн. Ведь ратные подвиги русских не закончились после 1812 года. В девятнадцатом веке были ещё русско-турецкие войны, затянувшееся на несколько десятилетий противостояние с Северо-Кавказским имаматом, военный конфликт с Персидской империей.
— Я, кажется, начинаю понимать смысл этого полотна! Художник хотел показать нам старых воинов, которые по возрасту уже не могли участвовать в боях. Но они собрались в храме, чтобы молитвой поддержать тех, кто сражался в действующей армии!
— Ты прав, Паша, но я хочу уточнить. Ветераны, которых представил нам Леонид Соломаткин в своей картине «На клиросе», всю жизнь отдали Отечеству. Треугольные нашивки-галуны у них на рукавах свидетельствуют о многолетней службе. Все эти годы они ходили под пулями, ночевали в окопах, делили друг с другом военный паёк. И совместная молитва для этих старых бойцов — насущная потребность, как дыхание. Они просят у Христа Небесного Царства для друзей, погибших в бою. Призывают Спасителя на помощь молодым солдатам, которые защищают Родину. И славят Бога, дарующего людям мир.
«Картину Леонида Соломаткина „На клиросе“ можно увидеть в Киргизском национальном музее изобразительных искусств».
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема