Древние римляне сильно и бесстыдно любили насилие - кровь, кишки, момент, когда жизнь покидает человеческое тело. Гладиаторские бои, первоначально заимствованные от этрусков, сперва носили ритуальный характер, но через некоторое время превратились в любимое развлечение толп по всему римскому миру. “Хлеба и зрелищ” - лозунг римской черни, которая требовала бесплатных раздач зерна, во-первых, и кровавых представлений - во вторых. На сценах римских амфитеатров люди убивали друг друга, хищных животных, преступники, приговоренные к смерти, отправлялись в пасти львам. Среди жертв были и христиане - мученики, которые должны были умереть для развлечения толпы.
Игры пользовались огромной популярностью - даже после того, как Империя стала христианской, они изчезли не сразу. В самом начале пятого века Монах Телемах бросился на арену, чтобы разнять сражающихся, и был растерзан толпой. Император Гонорий, впечатленный его подвигом, наконец окончательно запретил гладиаторские игры.
С тех пор гладиаторские игры остались разве что в голливудских фильмах о мрачном будущем. Но сюжет этот довольно популярен - не только древние римляне любят насилие и кровь, просто в христианской цивилизации демонстрировать это не принято. Профессиональный спорт - бокс, например, - предполагает правила, которые должны свести вероятность смерти или увечий к минимуму. Да и дерутся теперь не рабы, а лишь те, кто сам принял решение рисковать здоровьем и жизнью.
Но это жуткое желание посмотреть, как люди будут друг друга бить - легко вылезает на поверхность. Когда двое подростков готовы подраться, очень часто среди их сверстников находится достаточно тех, кто будет подзуживать - “а вот и не подеретесь! а вот и струсите!” - и жадно смотреть, как кому-нибудь разобьют лицо и потечет кровь.
Желание поразвлечься, наблюдая конфликт, и стремление его как-то подогреть, увы, очень обычное дело и в интернете. Да, до физических увечий тут далеко. Но вот разрушенные отношения, разорванные старые дружбы, опороченные репутации - это все наверняка присутствует. Участники осыпают друг друга язвительными оскорблениями, выдвигают дикие обвинения, вываливают даже не сор из избы, а прямо на ходу сочиняемые сплетни - а зрители, как говорят в интернете, “запасаются попкорном”. С удовольствием все это наблюдают, дают ссылки, комментируют для публики.
Это бывает и в христианской среде; и давайте прямо скажем, что это - душеубийственный грех. Злоба, ненависть, осуждение и клевета летят со всех сторон, никто не ищет поднять оступившегося брата, но все рады его затоптать, как сказал классик, “вылетают выражения самые нецеремонные”.
Что же делать? Иногда ничего сделать нельзя. Остается со скорбью слышать звон разбиваемой посуды и крики скандалистов. Участники слишком увлеклись процессом, чтобы что-то услышать. Все, что можно сделать - это не принимать участия. Пускай хотя бы моего крика во всей этой какафонии не будет. Будем просто усердно молиться - это уже много.
Помощь приюту для детей и подростков в городе Старице
В городе Старица Тверской области уже 30 лет работает центр социальной реабилитации для детей и подростков. Здесь ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию, находят приют и поддержку.
Максим оказался в этом центре, когда ему было 14 лет. Но попал он сюда не один, а вместе с братьями и сёстрами. Всего их — шестеро, Максим — самый старший. Ребята очень дружные, друг за друга стоят горой. Повзрослеть им пришлось рано. Их папа и мама пристрастились к алкоголю и настолько погрузились в зависимость, что так и не смогли стать для детей ответственными и любящими родителями. Поэтому ребята росли сами по себе.
В приюте Максим, его браться и сёстры наконец-то обрели поддержку и ощущение безопасности. Все шестеро оказались в тепле и уюте, окружённые заботой. Пока дети находились в центре, отец и мать совсем не навещали ребят и упорно отказывались от помощи специалистов. Поэтому со временем их лишили родительских прав.
Сотрудники центра социальной реабилитации переживали за судьбу братьев и сестёр, они понимали — если ребят направят в детский дом, их обязательно разлучат. К счастью, специалистам удалось вовремя найти для подопечных семью. Сейчас все шестеро живут под одной крышей в любви и заботе.
Ежегодно через центр социальной реабилитации для детей и подростков в Тверской области проходят десятки подопечных. Команда центра старается сделать их жизнь в стенах учреждения максимально комфортной. Недавно появилась необходимость обновить бытовую технику и мебель в детских комнатах. Узнать об этом больше и поддержать приют для детей в городе Старице можно на сайте фонда «Рука помощи»: fondrp.ru
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к святости». Священник Михаил Словцов
У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.
Мы размышляли над смыслами евангельского чтения об апостолах, желающих сесть по правую и левую руку Христа в Его царстве и об ответе Иисуса на эту просьбу: о пути к святости, о неизбежности гонений на христиан и страданий за веру и о том, что на практике могут означать слова Спасителя: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Время Великого поста — как соединить светскую жизнь и церковную?
— Память — что помнить, а что забывать?
— Предложение министра иностранных дел Эстонии признать Русскую Православную Церковь Московского Патриархата террористической организацией;
— Изменения в поколениях церковных людей и священников.