Одной из главной православных святынь является Крест, на котором был распят Иисус Христос. Сегодня многочисленные частицы Креста хранятся в разных Православных Церквах по всему миру.
Удивительно, но первые три века своего существования христиане не имели возможности поклониться Кресту Спасителя. Дело в том, что он считался безвозвратно потерянным. После казни Христа Его Крест был римскими солдатами выброшен к подножию Голгофы, где оказался среди множества крестов, на которых были казнены различные преступники.
Миссию отыскать Крест Спасителя в 4 веке взяла на себя святая Елена, мать римского императора святого Константина Великого. Она поехала в Иерусалим и приказала разобрать гору сваленных у Голгофы крестов, которые к тому времени были засыпаны толстым слоем земли.
Когда земля была разрыта, стало совершенно понятно, что Крест, на котором распяли Иисуса Христа, будет найти крайне трудно. Он находился среди множества одинаковых по виду крестов. И в этот момент произошло чудо. Недалеко от Голгофы шла похоронная процессия. Императрица Елена приказала ее остановить и принести мертвеца. На покойника поочередно возложили каждый из крестов. После прикосновения одного из них мертвец ожил. Так был найден Крест Спасителя. Его торжественно подняли и водрузили на возвышенном месте так, чтобы все могли увидеть и поклониться этой великой святыне.
После святая Елена повезла Крест в Константинополь. По пути она приплыла на остров Кипр, где святыня неожиданно исчезла с корабля и оказалась на одном из холмов острова. Елена поняла, что это знак свыше. Поэтому она подарила Кипру частицу Креста, которая хранится теперь на острове в построенном на вершине того самого холма монастыре. Монастырь же называется «Ставровуни», то есть гора или холм креста.
С тех пор киприоты очень любят отмечать праздник Крестовоздвиженья. Ежегодно 14 сентября во всех храмах острова проходит обряд поклонения кресту. В конце службы он выносится в храм в особой чаше, наполненной ветками базилика. Слово базилик с греческого языка переводится как «царское растение». Когда-то базилик преподносили византийским императорам. Теперь же это растение считается киприотами символом того, что царем мира является только Бог.
Крест после выноса воздвизают, то есть поднимают, и благословляют им четыре стороны света. При воздвижении крест обильно поливают ароматной розовой водой. Причем доверяют это делать обычным прихожанам, не только мужчинам, но и женщинам.
По окончании церемонии все люди целуют крест и берут домой ветку базилика. Листьями растения они украшают свои дома, а некоторые высаживают ветки у себя на придомовом участке. И обычно эти ветки потом пускают корни и начинают расти. Так благодать креста действует на природу. Православные христиане верят, что точно так же благодать действует и на человеческую душу.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема