
Татьяна Любомирская
Однажды мы с друзьями оказались на премьере документального христианского фильма. К слову сказать, отрадно, что на большом экране стали появляться подобные картины. Фильм был замечательным, красиво снятым, побуждающим к глубоким светлым мыслям. Но одна сцена из этого кино заставила меня задуматься.
Я увидела, что в качестве контраста с миром христианских монастырей и строгой аскетики был продемонстрирован мир праздно гуляющих и сидящих в ресторанах молодых людей. Это были кадры девушек в шортах и парней с татуировками. Идея режиссера была понятна. Наверняка он хотел, чтобы зритель задумался о бренности и порочности светских развлечений, глянца, бессмысленных и пустых дней, заполненных лишь стремлением к веселью. Однако эти кадры навели меня еще на одну мысль. Разве девушка с ярким макияжем или юноша за рулем дорогого автомобиля не являются такими же детьми Господа, как и люди, ведущие аскетический образ жизни?
Фильм закончился. Всякое добротное кино заставляет задуматься. Поэтому я возвращалась домой, размышляя о соответствии внешнего вида и человеческой души. Пришли на ум мои знакомые, которые одеваются согласно веяниям моды и при этом совершают множество добрых дел. Я видела людей, выходящих из фешенебельных ресторанов в яркой, привлекающей внимание одежде. И они раздавали щедрую милостыню, в то время как прохожие, чей вид мог бы ассоциироваться с праведным образом жизни, отворачивались от просящего и торопливо шли мимо. Безусловно, носить вызывающую одежду и тем самым вводить в соблазн, ‒ это грех. Но мне кажется, не стоит вешать клеймо на девушку в красном платье: мол, она далека от Бога. Разве мы можем знать о ее душевных муках, о бесконечных духовных битвах, проходящих в ее сердце, о ее поисках Господа? Ведь главный закон, касающийся взаимоотношений людей, ‒ не суди.
Не буду скрывать, сама я часто ловлю себя на том, что оцениваю, как говорится, книгу по обложке. Я делаю выводы о людях по их внешнему виду, вешаю метафорические ярлыки. Но когда узнаю человека получше, мне открываются такие бескрайние душевные щедроты, коими одарил его Господь, что я испытываю жгучий стыд за свое первоначальное мнение. В конце концов, одежда ‒ это всего лишь кусок ткани, и каким бы он ни был, ему никогда не удастся скрыть свет или тьму человеческого сердца.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О трудах Владимира Проппа

Сегодня 29 апреля. В этот день в 1895 году родился филолог и фольклорист Владимир Пропп.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын поволжского немца с детских лет слушал рассказы, песни няни, на подобии Пушкина, который внимал Арине Родионовне. И в свое время, поступив в университет, ушел с романо-германского отделения и стал заниматься славистикой, русской сказкой. Очевидно потому, что увидел за наивным текстом ту духовность, которая свойственна православному самосознанию. Несколько попыток Владимир Яковлевич предпринял, чтобы приблизиться к матери Церкви православной. По определенным причинам этого не случилось, но дух его, как и дух Владимира Даля, был совершенно очевидно православным. И в наше время хочется пожелать студентам, гуманитариям, филологам, историкам, языковедам, литераторам глубокого вхождения в тысячелетнее царство русской культуры, книжности, с тем, чтобы они корнями прорастали в них, в эти труды и восходили к постижению православия как несущей конструкции не просто русской культуры, а нашего духовного бытия. Это особенно актуально в XXI-м столетии, когда приоритет нравственности над экономикой, естествознанием провозглашен и входит в основу концепции национальной безопасности России.
Все выпуски программы Актуальная тема