
Татьяна Любомирская
Однажды мы с друзьями оказались на премьере документального христианского фильма. К слову сказать, отрадно, что на большом экране стали появляться подобные картины. Фильм был замечательным, красиво снятым, побуждающим к глубоким светлым мыслям. Но одна сцена из этого кино заставила меня задуматься.
Я увидела, что в качестве контраста с миром христианских монастырей и строгой аскетики был продемонстрирован мир праздно гуляющих и сидящих в ресторанах молодых людей. Это были кадры девушек в шортах и парней с татуировками. Идея режиссера была понятна. Наверняка он хотел, чтобы зритель задумался о бренности и порочности светских развлечений, глянца, бессмысленных и пустых дней, заполненных лишь стремлением к веселью. Однако эти кадры навели меня еще на одну мысль. Разве девушка с ярким макияжем или юноша за рулем дорогого автомобиля не являются такими же детьми Господа, как и люди, ведущие аскетический образ жизни?
Фильм закончился. Всякое добротное кино заставляет задуматься. Поэтому я возвращалась домой, размышляя о соответствии внешнего вида и человеческой души. Пришли на ум мои знакомые, которые одеваются согласно веяниям моды и при этом совершают множество добрых дел. Я видела людей, выходящих из фешенебельных ресторанов в яркой, привлекающей внимание одежде. И они раздавали щедрую милостыню, в то время как прохожие, чей вид мог бы ассоциироваться с праведным образом жизни, отворачивались от просящего и торопливо шли мимо. Безусловно, носить вызывающую одежду и тем самым вводить в соблазн, ‒ это грех. Но мне кажется, не стоит вешать клеймо на девушку в красном платье: мол, она далека от Бога. Разве мы можем знать о ее душевных муках, о бесконечных духовных битвах, проходящих в ее сердце, о ее поисках Господа? Ведь главный закон, касающийся взаимоотношений людей, ‒ не суди.
Не буду скрывать, сама я часто ловлю себя на том, что оцениваю, как говорится, книгу по обложке. Я делаю выводы о людях по их внешнему виду, вешаю метафорические ярлыки. Но когда узнаю человека получше, мне открываются такие бескрайние душевные щедроты, коими одарил его Господь, что я испытываю жгучий стыд за свое первоначальное мнение. В конце концов, одежда ‒ это всего лишь кусок ткани, и каким бы он ни был, ему никогда не удастся скрыть свет или тьму человеческого сердца.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











