
Фото: Kelly Forrister/Unsplash
Константин Паустовский не считал себя детским писателем. Он говорил, что его произведения предназначены для всех. И действительно, даже сказки Паустовского из хрестоматий для начальной школы, способны поразить читателей старшего возраста своей глубиной. Одна из таких сказок, которая называется «Тёплый хлеб», отдельной книгой вышла в издательстве «Лениздат».
«Тёплый хлеб» Паустовский написал в 1954 году, и первым изданием, опубликовавшим это произведение, стал популярный детский журнал «Мурзилка». Это история о мальчике по имени Филька, который обидел раненного коня и навлёк своей жестокостью беду на всю деревню. Рассказ очень короткий, но какие переживания и эмоции вызывает он в душе читателя, сколько смыслов в нём раскрываются! Отношение к братьям нашим меньшим — это лишь то, что лежит на поверхности произведения. А в его глубине — любовь к ближнему, сострадание и милосердие, раскаяние и прощение.
Кажется, что сказка «Тёплый хлеб» написана очень просто. А между тем, её вполне можно отнести к такому замысловатому литературному жанру, как магический реализм, в котором обыденное тесно переплетается с волшебным. Действие рассказа происходит во время Великой Отечественной войны. Советские солдаты, проходя через деревню, в которой живёт мальчик Филька, оставили там раненного коня. Животное приютил мельник, но кормить его было нечем, и конь ходил по дворам в поисках пропитания. Жители с радостью делились с ним, и только Филька, когда конь пришёл к нему на запах хлеба с солью, раздражённо его ударил. И в тот же миг на деревню опустился страшный мороз. Реку заковало толстым слоем льда, и мельница остановилась. А без муки людям не из чего было испечь хлеб. Деревне угрожал голод.
Поймёт ли Филька, что виноват в происходящем? Будет ли он исправлять ситуацию? За развитием сюжета следишь напряжённо. И всё же, в конце концов, сказка Константина Паустовского оставляет в сердце радость. И согревает душу так, как может согреть в мороз кусок «Тёплого хлеба».
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема