
В 1905-ом году во время Всероссийской Всеобщей стачки в Керчи перед фабрикой Константина Месаксуди рабочие устроили митинг. Тут же появился городовой. Он попытался арестовать несколько человек. И не миновать им тюрьмы, если бы в дело не вмешался владелец предприятия. Со словами: «Ты куда моих рабочих забираешь?» Месаксуди прогнал полицейского. О своих сотрудниках самый богатый в Керчи предприниматель заботился всегда, даже когда их поведение оставляло желать лучшего.
Греческий переселенец Константин Месаксуди карьеру свою начал с того, что развозил пресную воду по домам керченцев. Но скоро он занялся торговлей. Константин был отцом восьмерых детей. Чтобы вырастить их образованными людьми, работал сутками. В 1867-ом году Месаксуди открыл собственное дело – табачную фабрику, которая стала одним из ведущих предприятий Керчи.
Хозяином Константин Иванович оказался превосходным. На его фабрике и речи не было о жестокой эксплуатации людей. Более того, работники имели бесплатное медицинское обслуживание: Месаксуди организовал на своём предприятии бесплатную амбулаторию с аптекой.
Константин Иванович открыл при фабрике и кассу взаимопомощи. Тогда это считалось редким явлением. Каждый месяц он перечислял своим сотрудникам определённую сумму, из которой по праздникам им начислялись премии. Существовал на предприятии и инвалидный капитал, из него платили пособия тем, кто получил травмы на рабочем месте.
Этим доброе отношение хозяина к подчинённым не ограничивалось. При фабрике имелся магазин, товары в нём были дешевле, чем в городе. Работали детские ясли. Рабочие и служащие получали подарки в дни личных праздников. Константин Иванович был крёстным отцом многих детей своих сотрудников и посажённым отцом на бракосочетаниях рабочих.
Люди уважали Месаксуди. Все знали: единственное, чего он не терпит – это безделье. Праздношатающийся по фабрике человек мог получить от Константина Ивановича серьёзный нагоняй. Но почти сразу старику становилось неловко, и он дарил провинившемуся подарок. Добротой хозяина часто пользовались. Зная, что он всегда выручит, если есть нужда в деньгах, некоторые рабочие приходили к нему с просьбой помочь материально, например, в связи с родами жены. И Месаксуди порой замечал, что у кое-кого из просителей прибавление в семействе случается по несколько раз в год. Но Константин Иванович не сердился, уличив человека в обмане, и в деньгах не отказывал.
Месаксуди всегда помогал грекам, жившим в Керчи. Старался устроить соотечественников на работу, выдавал им денежные пособия. Был попечителем Александровской гимназии и директором попечительского комитета о тюрьмах. В 1883 году прихожане Свято-Предтеченской церкви избрали его старостой храма. А императрица Александра Фёдоровна утвердила Месаксуди в звании Почётного члена Керченского Городового Попечительства детских приютов за регулярные пожертвования сиротам.
В 1908-ом году Константина Ивановича не стало. Но его вдова и дети продолжили семейную благотворительную традицию. Помогали бедным учащимся. Основали приют для детей-сирот имени Константина Месаксуди. Это богоугодное заведение стало одним из лучших в Таврической губернии.
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова
Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни

Фото: Roman Shalkevic / Unsplash
В сказке про колобка говорится: «на масле пряжён». Что означает данное выражение? Современные дети, да и многие взрослые не знают. И это объяснимо, ведь сказка придумана давно, и с тех пор некоторые слова вышли из обихода. Слово «пряжён» образовано от глагола «пряжити», то есть жарить в большом количестве масла. По сути, колобок — это современный круглый пончик.
Зачастую литературные произведения используют описания блюд, но всегда ли нам понятно, о чём идёт речь? Вот, например, Митрофанушка из комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Что комичного в том, что он съел, по его словам, всего: «Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»?
Театральные зрители того времени находили это очень смешным. Давайте разберёмся, почему. Ломтик, ломоть в 18–19-х веках как мера веса составлял примерно 700 грамм. Соответственно, съел Митрофанушка 3 ломтика, то есть 2 килограмма мяса. А потом дополнил трапезу пятью подовыми пирогами с начинкой. Каждый из них весил примерно 400 грамм. Подовыми они назывались потому, что готовились на поду — в той части печи, где температура была особенно высокой.
Также многие слова ушедшего быта связаны с царём чайного стола — самоваром.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился лёгкий пар».
Это отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин». В нём не просто так используется глагол «шипел». Раньше люди по звуку различали, на какой стадии находится процесс закипания воды, и когда нужно заваривать чай, а когда разливать по чашкам. В литературных произведениях русских классиков можно прочитать, что самовар шумел, ворковал, разговаривал, пел, свистел, клокотал, уютно посапывал. Про самовар и загадок было много. Например: «Огонь да вода, посерёдке труба».
Встречается в литературе и такое забытое выражение, как «кислые щи». У Пушкина в «Арапе Петра Великого» читаем: «А кто виноват, — сказал Гаврила Афанасьевич, напеня кружку кислых щей. — Не мы ли сами?»
Кислые щи — это вовсе не суп, а напиток, подобный квасу. И раньше он был вполне популярным, а теперь почти забыт. Однако обогатил наш язык ироничным выражением «профессор кислых щей» — о человеке, имеющем много бесполезных знаний.
Хорошо, что многие слова остаются не только в истории, но и в языке.
Все выпуски программы: Сила слова
- Что такое народная этимология
- Колобок и все-все-все, или Язык русской кухни
- Что означают имена сказочных героев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов