
«Они бесконечно любили друг друга иделали людям много добра», — так вспоминают родственники о Клименте Ворошилове — народном комиссаре, одном из первых маршалов Советского Союза, и его жене Екатерине Давидовне. Вместе супруги прожили без малого 50 лет.
Климент Ефремович был видным советским государственным деятелем. К политической биографии Ворошилова можно относиться по-разному. Но несомненно то, что он был настоящим семьянином, преданным супругом и любящим отцом. Он и его будущая жена познакомились в 1910 году в Ныробе — маленьком посёлке на севере Пермского края, где отбывали ссылку за свои политические взгляды. Клим сразу приметил красивую, статную, черноволосую девушку. Её звали Голда, она была из еврейской семьи. Явную симпатию молодого человека она поначалу восприняла настороженно. Но Клим трогательно ухаживал за красавицей. «Я твёрдо был уверен, что люблю эту женщину и хочу связать с ней мою судьбу», — вспоминал впоследствии Ворошилов. Очень скоро и Голда полюбила Клима. Вот только срок её ссылки заканчивался — влюблённым предстояла скорая разлука. Когда девушка уехала, дни для Клима потянулись однообразно и серо. А спустя месяц в дверь его домика постучали. Ворошилов открыл — на пороге стояла Голда. Она добровольно вернулась в ссылку, чтобы быть рядом со своим избранником. Девушка сняла угол неподалёку от дома Ворошилова. Молодые люди виделись каждый день, гуляли по живописным окрестностям. И вскоре поженились. Венчание состоялось там же, в Ныробе. Незадолго до свадьбы Голда, невзирая на протест родственников, приняла православие — её крестили с именем Екатерина.
Ссылку супруги покинули в 1914 году. А вскоре пришла революция и Гражданская война, в которой Ворошилов принимал активное участие. Екатерина Давидовна всюду сопровождала мужа. В 1919 году Климента Ефремовича назначили командующим войсками в Царицыне — нынешнем Волгограде. Супруга отправилась туда вместе с ним, и пока муж воевал, занималась помощью детям-беспризорникам. В Царицыне Ворошиловы усыновили своего первого приёмного ребёнка — четырёхлетнего Петю. Позже в их семье появятся ещё четверо — оставшиеся без родителей племянники Клима и Екатерины, и осиротевшие дети друга и соратника Ворошилова, Михаила Фрунзе.
В 1937 году, страшном году «сталинского террора», когда не щадили ни простых людей, ни высокопоставленных политиков, среди ночи в квартире Ворошиловых раздался звонок. Климент Ефремович открыл и увидел сотрудников НКВД. Оказалось, что они пришли с ордером на арест Екатерины Давидовны. Ворошилов схватил свою шашку и, замахнувшись, предупредил, что обрушит её на первого, кто посмеет притронуться к его жене. Незваные гости ушли и больше не возвращались.
В 1959 году у Екатерины Давидовны обнаружили рак. Она быстро угасала. Ворошилов не находил себе места от горя. В последний вечер он сидел у кровати жены, держал её за руку и хриплым от слёз голосом пел их любимую песню — романс «Глядя на луч пурпурного заката...» Маршал Ворошилов пережил супругу на 10 лет. Эти годы он провёл на покое, среди родных, друзей и внуков. И, по словам близких, не было ни дня, чтобы Климент Ефремович не вспоминал свою горячо любимую жену.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер