
Фото: CHN _sh wang artist / Unsplash
«Они бесконечно любили друг друга иделали людям много добра», — так вспоминают родственники о Клименте Ворошилове — народном комиссаре, одном из первых маршалов Советского Союза, и его жене Екатерине Давидовне. Вместе супруги прожили без малого 50 лет.
Климент Ефремович был видным советским государственным деятелем. К политической биографии Ворошилова можно относиться по-разному. Но несомненно то, что он был настоящим семьянином, преданным супругом и любящим отцом. Он и его будущая жена познакомились в 1910 году в Ныробе — маленьком посёлке на севере Пермского края, где отбывали ссылку за свои политические взгляды. Клим сразу приметил красивую, статную, черноволосую девушку. Её звали Голда, она была из еврейской семьи. Явную симпатию молодого человека она поначалу восприняла настороженно. Но Клим трогательно ухаживал за красавицей. «Я твёрдо был уверен, что люблю эту женщину и хочу связать с ней мою судьбу», — вспоминал впоследствии Ворошилов. Очень скоро и Голда полюбила Клима. Вот только срок её ссылки заканчивался — влюблённым предстояла скорая разлука. Когда девушка уехала, дни для Клима потянулись однообразно и серо. А спустя месяц в дверь его домика постучали. Ворошилов открыл — на пороге стояла Голда. Она добровольно вернулась в ссылку, чтобы быть рядом со своим избранником. Девушка сняла угол неподалёку от дома Ворошилова. Молодые люди виделись каждый день, гуляли по живописным окрестностям. И вскоре поженились. Венчание состоялось там же, в Ныробе. Незадолго до свадьбы Голда, невзирая на протест родственников, приняла православие — её крестили с именем Екатерина.
Ссылку супруги покинули в 1914 году. А вскоре пришла революция и Гражданская война, в которой Ворошилов принимал активное участие. Екатерина Давидовна всюду сопровождала мужа. В 1919 году Климента Ефремовича назначили командующим войсками в Царицыне — нынешнем Волгограде. Супруга отправилась туда вместе с ним, и пока муж воевал, занималась помощью детям-беспризорникам. В Царицыне Ворошиловы усыновили своего первого приёмного ребёнка — четырёхлетнего Петю. Позже в их семье появятся ещё четверо — оставшиеся без родителей племянники Клима и Екатерины, и осиротевшие дети друга и соратника Ворошилова, Михаила Фрунзе.
В 1937 году, страшном году «сталинского террора», когда не щадили ни простых людей, ни высокопоставленных политиков, среди ночи в квартире Ворошиловых раздался звонок. Климент Ефремович открыл и увидел сотрудников НКВД. Оказалось, что они пришли с ордером на арест Екатерины Давидовны. Ворошилов схватил свою шашку и, замахнувшись, предупредил, что обрушит её на первого, кто посмеет притронуться к его жене. Незваные гости ушли и больше не возвращались.
В 1959 году у Екатерины Давидовны обнаружили рак. Она быстро угасала. Ворошилов не находил себе места от горя. В последний вечер он сидел у кровати жены, держал её за руку и хриплым от слёз голосом пел их любимую песню — романс «Глядя на луч пурпурного заката...» Маршал Ворошилов пережил супругу на 10 лет. Эти годы он провёл на покое, среди родных, друзей и внуков. И, по словам близких, не было ни дня, чтобы Климент Ефремович не вспоминал свою горячо любимую жену.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Зимнее утро»

«Зимнее утро». Россия, режиссёр Николай Лебедев
— В середине 20 века отрезаны от всего света, насильственно отодвигают назад чуть ли не в ледниковый период. И вот вопрос: можно таким образом превратить современных людей в троглодитов? Останемся ли мы людьми во всём? Понимаете — во всём! И ответить на этот вопрос должен каждый.
Глубокий философский монолог звучит зимой 1941-го, под разрывы вражеских снарядов, в бомбоубежище блокадного Ленинграда. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «Зимнее утро». Ленту о том, как жил, стоял и не сдавался осаждённый немцами город, снял в 1967-м году режиссёр Николай Лебедев по мотивам произведения Тамары Цинберг. Повесть эта тоже родилась в ленинградском бомбоубежище — во время артиллерийских обстрелов, чтобы отвлечь маленького сына, писательница рассказывала ему истории, которые придумывала сама. Одну из них Тамара Цинберг впоследствии издала под названием «Седьмая симфония». Она и стала сценарием для фильма «Зимнее утро» — по мнению кинокритиков, одной из лучших картин о ленинградской блокаде.
Признаюсь, был немного удивлён, когда узнал, что на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969-м лента завоевала Золотой приз как лучший детский фильм. Безусловно, смотреть его с детьми можно и даже нужно. И в то же время он затрагивает такие глубокие вопросы человеческого бытия, что, пожалуй, любой взрослый после просмотра крепко призадумается. Впрочем, победила картина «Зимнее утро» в 1969-м году и в другой номинации фестиваля — «Самый добрый фильм». Это была заслуженная награда: лента действительно необыкновенно светлая несмотря на то, что повествует о трагической странице нашей истории.
Однако вернёмся к сюжету. Двенадцатилетняя Катя Никанорова живёт в осаждённом Ленинграде без родителей. Мать умерла от истощения. Отец погиб на фронте. Голод, холод и безысходность настолько измотали девочку, что она даже перестала прятаться от бомбёжек. Когда во время воздушной тревоги все бежали в укрытие, она оставалась в квартире и под грохот орудий читала книгу. Но однажды соседке удалось убедить Катю выйти. Она попросила девочку поскорее отнести в убежище какого-то ребёнка, а сама тем временем побежала обходить оставшиеся квартиры. Чей это малыш, откуда он — рассказать не успела. Через несколько минут немецкий снаряд уничтожил Катин дом и всех, кто там остался. Так в блокадную зиму Катя осталась без крыши над головой и с незнакомым маленьким мальчиком на руках. Девочка называет его Серёжей. Вместе они пытаются выжить в новых обстоятельствах.
Не вдаваясь в детали, чтобы зрители могли увидеть всё сами, хотелось бы сказать о картине, наверное, самое главное. Режиссёр Николай Лебедев снял не просто военную драму. Он рассказал о том, что помогало человеку оставаться человеком в те страшные годы. Не позволяло ему сломаться, давало волю к жизни. Об этом в одном из эпизодов говорит Катя своему знакомому, капитану Алексею Петровичу Воронову.
— Правда-правда, Алексей Петрович. Если бы не он, не Серёжа, меня бы тоже на Пескарёвку свезли. Ничего не стала бы делать для себя. Я тогда очень устала...
Спасая Серёжу, Катя, сама того не сознавая, спасала и саму себя. И не только себя. Фильм «Зимнее утро» раскрывает перед нами чудо любви, которая сильна всё преодолеть. Кстати, Катю потрясающе искренне сыграла Таня Солдатёнкова — непрофессиональная актриса, советская школьница. Многие актёры, занятые в картине, знали не понаслышке, что такое война. Фронтовиком был исполнитель роли капитана Воронова, Николай Тимофеев. Лилии Гуровой, сыгравшей его супругу, довелось побывать в оккупации. А режиссёр фильма Николай Лебедев — кавалер ордена Красной Звезды, он воевал на Ленинградском фронте.
Мне запомнился эпизод, в котором беседуют двое немцев-наводчиков на наблюдательном пункте. Кончается зима, которую, по всем расчётам фашистов, ленинградцы не должны были пережить. Но случилось иначе...
— Почему в предутренние часы встревожили фашистских офицеров всполохи над осаждённым городом? Это пожары, — сказал младший. — Нет, не пожары, — ответил ему старший. — В том-то и дело, что не пожары. Это пошли трамваи. И после такой-то зимы... Непостижимый народ эти русские...
Да, для врага мы были непостижимы. Потому что перед лицом огромной беды стояли не каждый сам за себя, а все вместе — за родную землю. Потому что не выживали, а жили, помогая друг другу. Потому что не было чужих — а были братья и сёстры. Режиссёр-фронтовик Николай Лебедев видел это своими глазами. И показал нам в своей картине «Зимнее утро».
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема