Москва - 100,9 FM

«Киношкола без границ». Светлый вечер с Олегом Любаевым и Софией Шаяхметовой (19.07.2017)

* Поделиться

Любаев - ШаяхметоваУ нас в гостях был директор проекта «Киношкола без границ» Олег Любаев и студентка этой киношколы София Шаяхметова.

Мы говорили об идее создания киношколы для людей с ограниченными возможностями и о том, как творчество помогает им реализоваться.

 

 


А. Пичугин

— В студии светлого радио приветствуем вас мы: Лиза Горская…

Л. Горская

— И Алексей Пичугин.

А. Пичугин

— Сегодня у нас очень интересные гости. Вместе с нами и с вами этот «Светлый вечер» проведут: Олег Любаев — директор проекта «Киношкола без границ». Здравствуйте!

О. Любаев

— Добрый вечер!

А. Пичугин

— София Шаяхметова — студентка «Киношколы без границ». Добрый вечер!

С. Шаяхметова

— Здравствуйте!

А. Пичугин

— «Киношкола без границ» — это учебное заведение для людей с ограниченными возможностями. Там учатся… Сколько у вас человек сейчас?

О. Любаев

— На сегодня у нас открыты 2 отделения: режиссеры кино и телевидения и сценаристы. Сегодня учится около 20 человек.

А. Пичугин

— Сейчас Олег нам подробнее расскажет о том, как появился этот проект, почему вы вдруг решили этим заняться, и насколько у нас в стране всё приспособлено для обучения людей с ограниченными возможностями — для обучения, для жизни. Об этом мы тоже в течение нашей программы поговорим.

О. Любаев

— Представлюсь: нас четверо, мы из кино — мы продюсеры. Мы работали в кино, создавали фильмы — игровые, художественные, документальные, анимационные. В общем, мы профессионалы кино. В прошлом году, в апреле-мае, мы собрались, посидели- поговорили, и поняли, что надо создавать такую киношколу, потому что был такой интерес. Мы общались очень много с людьми с инвалидностью, был огромный интерес к этой киношколе. Даже некое ожидание было — когда кто-то на это решится. Что касается возможностей, то, наверное, в вузах, которые обучают кинематографистов, нет условий, где могли бы люди обучаться. Поэтому мы решили как-то это дело продвигать. Сначала казалось, что это будет достаточно легко. Мне представлялось, что если мы запускаем проект для людей с инвалидностью, то будет какая-то ответная реакция — мы много куда обращались, писали. И я думал, что сейчас начнется — везде нам будут помогать, везде поддерживать, помогать развивать проект. Ну, в общем, мы запустили. Первые шаги наши были — с июля прошлого года мы начали проводить мастер-классы для людей с инвалидностью. Первый мастер-класс был в конце июля, проводил его Владимир Иванович Хотиненко, можно сказать, наш лучший друг — он нас поддерживает, и еще он является художественным руководителем. Мы встретились с ним, он тоже загорелся этой идеей, и мы попробовали провести первый мастер-класс. Успех был огромный, очень много пришло людей. Мы проводили его на открытом воздухе, в парке. Когда мы собрались, пошел сильный дождь, я этот момент запомнил, что когда мы открыли проект, начался дождь. Мы для себя решили, что это хорошая примета, и у нас хорошее будущее. Мы быстро спрятались под крышу, провели этот мастер-класс, был ливень необыкновенный просто! 30-40 человек было на мастер-классе. Был успех, было очень всё здорово, все были очень довольны. И главное, что мы тоже очень обрадовались этому событию. И, в общем, начали дальше двигать ситуацию. Следующий мастер-класс у нас был на ВДНХ — Александра Балуева мы пригласили, известного актера. Этот мастер-класс тоже был для людей с инвалидностью, пришло 80 человек. Дальше мы еще несколько мастер-классов провели, и плавно шли к тому, что надо проводить экзамены и открывать саму киношколу.

А. Пичугин

— Где вы находили студентов, желающих к вам придти? Из каких-то обществ инвалидов, или, может быть, люди к вам сами приходили, или вы рекламу какую-то делали?

О. Любаев

—Мы очень активно давали информацию в сетях — у киношколы есть сайт, наши друзья, партнеры эту информацию у себя тоже размещали. И таким образом о нас узнало очень много людей. Было очень много звонков, писем. И таким образом мы пришли к тому, что в декабре 2016 года мы объявили экзамены. Экзамены очень серьезные. Я хотел бы отметить, что у нас преподаватели из ВГИКа, профессионалы своего дела. Вступительные экзамены состояли из трех туров, и никаких скидок, никаких поблажек не было.

А. Пичугин

— А что надо было сдавать?

О. Любаев

— Первый тур — нам присылали эссе, которые написали абитуриенты: информацию о себе, какие-то работы, которые они писали раньше. На основе этого мы выбирали, кто пойдет дальше на второй тур и третий.

Л. Горская

— София, у вас что в эссе было?

С. Шаяхметова

— Я отправила эссе, называлось «Моя жизнь». Я инвалид 1-й группы, передвигаюсь только на коляске. Мне кажется, во мне очень много мыслей, очень много потенциала. Это всё хочется передать, хочется кричать миру обо всем, о том, что жизнь на этом не закончилась. Наоборот, я считаю, что я сейчас счастливее, чем была на ногах. Многие, наверное, подумают, что это сумасшествие какое-то…

Л. Горская

— Это достаточно парадоксально звучит, но почему сумасшествие?

С. Шаяхметова

— У меня очень активная жизнь. Мой муж тоже на коляске, мы передвигаемся исключительно на колясках. Мы путешествуем по всему миру, то есть не отказываем себе ни в чем. И общаемся с друзьями, и встречаемся, и ездим в театры, в кино. То, что мне сейчас дает киношкола — это как будто бы Бог услышал мои внутренне желания.

Л. Горская

— К этому попозже перейдем. Мы пока говорим только о первом туре. Вы даже еще не поступили еще. (Смеются.)

А. Пичугин

— Начнем с того, как вы вообще узнали о киношколе?

С. Шаяхметова

— Я узнала о «Киношколе без границ» через социального руководителя реабилитационного центра «Преодоление», мы туда часто приезжаем, общаемся. И именно в этот день как раз там находился Любаев Олег Вячеславович и другие люди из киношколы. Мы пообщались, и я узнала, что существует такая киношкола. И что скоро будут набирать студентов по двум направлениям: сценарное мастерство и режиссура. Я, конечно, очень обрадовалась, и стала готовиться к экзаменам.

Л. Горская

— Что это за экзамен? Кстати, сколько людей откликнулось?

О. Любаев

— Порядка сорока работ было на два отделения.

Л. Горская

— По какому принципу вы отбирали людей для допуска? Или вы всех пригласили сдавать вступительные экзамены?

О. Любаев

— Нет, преподаватели посмотрели и отобрали 30 человек, которых мы уже пригласили на второй тур. Второй тур у нас тоже достаточно серьезный был — абитуриенты писали сочинение, было четыре темы. Мы дали 4 или 5 часов на сочинение, и после этого было еще устное собеседование с преподавателем.

Л. Горская

— А сочинение — это как раньше, содержание и грамотность оценивались?

О. Любаев

— Содержание с точки зрения киношного, как бы в сторону кино.

А. Пичугин

— Здесь же уже надо, наверное, обладать какими-то специальными знаниями, чтобы писать в том стиле, который подходит для кинематографа. Или вы на этом этапе отбираете тех людей, которые изначально, подсознательно, врожденно или как-то по-другому, но уже мыслят так, как необходимо для кинематографа?

О. Любаев

— В кино приходят люди, которые, наверное, с детства или с юношества туда мечтают попасть, поэтому они что-то делают до этого — сами учатся, стремятся писать, снимать. Приходили люди, которые умели писать, снимать, говорить. То есть людей, которые вообще ничего не пробовали в кино делать, таких не было.

А. Пичугин

— София, а вы с детства мечтали себя как-то связать с кино?

С. Шаяхметова

— Мне, наверное, очень повезло, потому что я с детства и мечтала, и хотела. Я тогда жила в Ташкенте и поступала в театральный институт. Но получилось так, что за 3 недели до моего поступления закрылись русские группы. И я побежала в другой институт с похожими экзаменами, чтобы не потерять этот год — я окончила Институт культуры. И представляете, какое счастье произошло сейчас — что эта киношкола открылась, и у меня была возможность поступить туда и получить профессию мечты.

Л. Горская

— Второй тур.

О. Любаев

— Второй тур — это сочинение, я уже говорил. А третий тур — собеседование. Я еще хотел отметить, что уровень работ, которые абитуриенты писали на втором туре, достаточно профессиональный. Мы планируем…

Л. Горская

— Сборник издать?

О. Любаев

— Да, издать сборник, я об этом хотел сказать.

А. Пичугин

— Как вы догадались, Елизавета?

Л. Горская

— Почему вы не говорите, что это уникальный проект — ваша школа. Почему не рассказываете?

О. Любаев

— Да, этот проект действительно уникальный. Киношколы для людей с инвалидностью нет нигде в мире. Если бы она где-то была, мы хотели опыт перенять. А оказалось, что таких киношкол нет.

А. Пичугин

— А это сейчас становится довольно популярным направлением. Мы сейчас обсуждаем «Киношколу без границ», а не так давно мы в этой студии обсуждали киношколу для самых маленьких — там дети с 6, 7, 8 лет снимают кино. И тоже их довольно профессионально учат. То есть у нас сейчас очень активно развивается направление кино. Даже интересно, с чем это связано. У нас бум зрительского интереса. С другой стороны, у нас очень много фестивалей проходит. Правда, люди, которые с детьми каждую неделю ходят в кинотеатры в торговых центрах, не бывают на этих фестивалях. Тем не менее рост интереса к кино фантастический за последнее годы. И всем хочется попробовать.

О. Любаев

— Я бы еще хотел отметить, что у нас школа особенная — у нас обучение бесплатное.

А. Пичугин

— Вот это важно. А как, за счет чего? Ведь в современной ситуации все, наоборот, очень любят говорить: «Да, дорого, но кризис же, сами понимаете». А у вас бесплатно. Как вам так удалось?

О. Любаев

— Мы какое-то время существовали за счет собственных средств. В определенный момент они закончились. Но тем не менее мы существуем, мы работаем бесплатно. В декабре нас пригласило агентство Светланы Бондарчук и Евгении Поповой — мы участвовали в аукционе «Action». Мы сняли под руководством Владимира Ивановича Хотиненко короткометражный фильм, и мы его реализовали — его купили на этом аукционе. И мы на эти средства собственно и открыли школу, и какое-то время на это существовали.

А. Пичугин

— Мы напомним, дорогие слушатели, что в гостях у радио «Вера» сегодня: Олег Любаев — директор проекта «Киношкола без границ»; и студентка этой киношколы София Шаяхметова. Говорим о киношколе, о том, что она бесплатная. Это удивительно, что в современном мире бывают проекты, которые, вопреки всему, реализовываются таким образом. 20 человек учатся бесплатно. А сколько по времени сам курс занимает?

О. Любаев

— Эти два курса, которые открыли — сценарист и режиссер — 2 года обучения, каждый предмет по 2 года. Соответственно, когда заканчивается семестр, идут экзамены. У нас сейчас первый семестр заканчивается, и будет очень серьезный экзамен для студентов-режиссеров и сценаристов. Студенты-режиссеры уже снимают короткие метры. Уровень очень высокий, и мы будем эти работы показывать на фестивалях и презентовать. Сценаристы тоже готовятся к экзаменам, в середине июля будет экзамен…

А. Пичугин

— А совместные работы проходят?

О. Любаев

— Да. У нас обучение комплексное идет — то есть помимо специальности, которой их обучают мастера, у нас есть курс истории кино, у нас курс операторского мастерства. После каникул, в сентябре-октябре у нас начнется и актерское мастерство. Сценаристы будут изучать режиссерское мастерство, а режиссеры — сценарное.

Л. Горская

— Как вы вопрос с помещением решили? Наши слушатели не видят, а София на коляске сидит у нас в студии. Москва, я думаю, не единственный российский город, абсолютно не приспособленный для передвижения на колясках — ни для людей, ни для детских колясок. Недавно наша ведущая Тутта Ларсен описывала, как она пыталась с детской коляской попасть на аэроэкспресс — ей 10 человек помогали по дороге, без них бы она не справилась. А когда человек сам передвигается на коляске — вообще сложно представить. Каждый год проводят ребята марафон на колясках, пытаясь обратить внимание городских властей на эту проблему, но пока что мы не продвинулись. Об этом можно бесконечно говорить. Я знаю, что ваше помещение полностью оборудовано для обучения людей с инвалидностью. Как вам удалось эту проблему решить?

О. Любаев

— Сама судьба нас свела с реабилитационным центром для инвалидов «Преодоление». Мы открылись на базе центра «Преодоление». И хочется поблагодарить директора этого центра, ее основателя Любовь Петровну Кезину, ее заместителя Юлию Александровну Иванову и Руслана Саидовича Курбанова. Эти люди поняли нас, поверили в нас, дали нам возможность открыться на базе этого центра. А в этом центре доступная среда — там все условия созданы для людей с инвалидностью. Там всё очень удобно. Там есть кинозал, оборудование, есть всё. Большое им спасибо за это.

Л. Горская

— София, очень хочется вас послушать. Расскажите про вашу учебу. Вы сказали, что когда вы писали эссе, у вас было ощущение, что вам есть много о чем сказать, что донести людям. Удалось вам реализоваться как-то творчески, или вы еще в процессе?

С. Шаяхметова

— Конечно, удалось, удается и будет удаваться, потому что сейчас только начало. Я хочу сказать, что я тоже очень благодарна. Сейчас Олег Вячеславович говорил о доступности передвижения нашего. Я не могу иной раз выйти из своего подъезда, меня на руках спускают, потому что у нас не приспособлен подъезд. Например, если бы я поступала в обычный институт, у меня не было бы элементарно возможности туда ездить, потому что у меня нет возможности туда войти и выйти, там нет туалетов, там много порогов и лестниц. Там не приспособлено ничего для колясок — нет пандусов, нет подъемников и т.д. Но здесь в киношколе — а у нас на сценарном мастерстве очень много людей на колясках — мы можем проехать, для нас там очень комфортные условия: есть и туалеты для нас, и аудитория полностью доступна. И, как говорил Олег Вячеславович, и кинозал есть для нас — мы можем смотреть комфортно фильмы, учиться. Это, конечно, для нас огромный плюс, что помещение полностью оборудовано для инвалидов.

Л. Горская

— Как получилось, что ваша жизнь оказалась связана с коляской?

С. Шаяхметова

— 5 лет назад я мыла окна, встала на подоконник с обратной стороны, в руках у меня была тряпка, руки были мокрые, я соскользнула. Муж (бывший) схватил меня за руки, но не выдержал мой вес, и отпустил меня. Я упала, сломала позвоночник, 9 позвонков. Когда я падала, последняя моя мысль была: «Боже, как я мало прожила, как же я хочу жить!»

Л. Горская

— Какой этаж?

С. Шаяхметова

— Четвертый. Когда я очнулась, врач долго подбирал слова, пытался мне объяснить, что такая тяжелая травма, возможно, и руки не будут работать, и возможно, я инвалид на всю жизнь, и как-то надо будет с этим жить… Я смотрела на него и не понимала, что он говорит: «Я жива! Остальное всё неважно. Какие проблемы? Главное, что я есть — я открыла глаза, моя жизнь продолжается. С остальным со всем справлюсь». Я очнулась счастливым человеком — вот он, мой второй шанс сделать всё так, как я хочу. Я свою жизнь, свой дар от небес буду проживать так, как нужно, как хочется — со счастливыми мыслями. Так оно и есть, каждая моя секунда такая.

Л. Горская

— Вы это имели в виду, когда сказали, что вы на коляске более счастливый человек, чем…

С. Шаяхметова

— Безусловно. Я сейчас отношусь к своей жизни не так, как раньше, а совсем по-другому. Я каждое утро встаю, и у меня всегда есть 15 минут для того, чтобы поблагодарить Бога — за то, что я есть, за это утро, за этот день, за новые возможности, которые у меня будут, за мужа, которого я встретила, за любовь, за работу, за мою прекрасную учебу, за моих прекрасных друзей, с которыми я знакомлюсь. За всё, что у меня есть — спасибо Богу. За то, что я появилась на этой земле и продолжаю существовать.

А. Пичугин

— Мы говорили про то, что в центре, где существует киношкола, всё оборудовано и очень доступно для людей с ограниченными возможностями. Перед программой мы обсуждали вопрос, как это в обычных московских домах устроено, и вы говорили, что, к сожалению, условия очень и очень далеки от совершенства. Когда приезжаешь в какой-нибудь европейский город, то там практически каждый подъезд жилого дома оборудован специальным пандусом. Даже в новых московских домах…

Л. Горская

— Сейчас не очень многие дома строят без пандусов.

А. Пичугин

— Да. Но даже если в каждом вновь построенном доме есть, все равно их меньше, чем уже существующих. Вы нам рассказывали историю о том, как вам удалось добиться того, чтобы электрический пандус в вашем подъезде появился.

С. Шаяхметова

— Я расскажу с самого начала, можно? Буду рассказывать, как есть.

А. Пичугин

— Конечно.

С. Шаяхметова

— Мы живем втроем: я, инвалид на коляске, мой муж, тоже инвалид на коляске, и свекровь. Свекрови под 70 лет, она нас спускает. У нас есть пандус, он не электрический, он обычный, но он под таким углом, что ни спуститься, ни подняться нельзя, если только рядом не будет двух мужчин, которые поднимут и спустят. Но, к сожалению, у нас только одна мама. И часто бывало, что сидишь возле подъезда зимой — холодно, сидишь час, ждешь, пока добрый человек не подойдет и не поможет. Сложно, конечно. И мы просили помощи у наших властей, мы туда писали. И звонят из соцзащиты и говорят: «Ребята, радуйтесь — мы вам будем ставить электрический подъемник. Скоро всё будет». Это было прошлым летом. Мы ликовали. Как раз в это время мы поехали с мужем на реабилитацию, месяц нас не было. Но была такая оговорка, что нашей маме нужно обойти весь дом и собрать подписи всех жильцов, что они не против.

А. Пичугин

— Давайте через минуту буквально расскажете. У нас маленький перерыв, мы продолжим. Напомним, что в гостях у радио «Вера» сегодня: София Шаяхметова — студентка «Киношколы без границ»; и руководитель этого проекта, директор «Киношколы без границ» Олег Любаев. Лиза Горская, я, Алексей Пичугин. Через минуту снова в этой студии.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Сегодня здесь директор «Киношколы без границ» Олег Любаев и София Шаяхметова — студентка этой киношколы. У нас сейчас немного отвлеченный разговор — не о киношколе, а о том, как у нас в Москве обстоит дело с доступной средой. Выясняется, что совсем не очень.

Л. Горская

— Совсем никак.

А. Пичугин

— София рассказывает о том, как у нее в подъезде ставили электрический пандус. На самом интересном мы остановились — ваша свекровь должна была обойти всех жильцов подъезда.

Л. Горская

— Понятно, что никаких манипуляций с общедомовым имуществом нельзя совершать без согласия большинства жильцов. Но почему это распространяется на пандус?

А. Пичугин

— У меня вопрос другой — неужели кто-то против?

Л. Горская

— Нет, про закон речь. Почему он на пандус распространяется?

А. Пичугин

— Давайте Софию послушаем.

С. Шаяхметова

— Продолжу. Нашей свекрови надо было обойти не только наш подъезд, а весь дом! Это 9 подъездов и 17 этажей.

Л. Горская

— Это закон такой?

С. Шаяхметова

— Да, этой такой закон. К сожалению, мы не могли помочь маме, я уже сказала, что мы в это время были в реабилитационном центре. Наша свекровь обходила все подъезды и все квартиры. У нее в это время были проблемы с ногой, у нее больной сустав, и она не смогла собрать подписи со всех жильцов. Соли добавила одна женщина, которая живет не в нашем подъезде, а совсем в другом. Она ходила в соцзащиту, писала встречные заявления о том, чтобы нам электрический подъемник в нашем подъезде не ставили. На это были две причины. Я говорю без сарказма, первая причина была такая: в подъезде будет прохладно. Вторая причина: наркоманы будут пандус ломать. Из-за того, что этот жилец был против и писал встречные заявления, и мама собрала 80% подписей, нам позвонили и сказали: «Увы, к сожалению, вы не справились с этой задачей. Мы не будем…»

Л. Горская

— А у вас есть старший по дому? Почему он не мог помочь вам в этом вопросе? Зачем пожилому человеку пороги обивать?

А. Пичугин

— У старшего по дому никаких полномочий нет.

Л. Горская

— Он может организовать сбор подписей запросто совершенно.

А. Пичугин

— Если захочет.

С. Шаяхметова

— Возможно, есть старший по дому. Но всё легло на нашу свекровь. Она просила соседей тоже помочь, и они, сколько могли сделать за неделю, которая была отпущена, они сделали. И не получилось собрать энное количество подписей, и электрический подъемник нам не поставили. Удивляло другое — в нашем подъезде все соседи были согласны, были готовы жить в прохладном подъезде и с наркоманами, который будут наш пандус мучить (смеется). Но…

А. Пичугин

— Я правильно понимаю, что речь идет о нескольких ступенях до лифта?

С. Шаяхметова

— Да, это несколько ступеней до лифта, один небольшой пролет. Дело в том, что мы с мужем ведем активный образ жизни и часто выезжаем. Я еще на учебу езжу, иногда на работу в офис, у меня много выездов. Я понимаю, что сейчас «доступная среда» — это такая популярная тема в Москве, и в России. Но зачем мне эта доступная среда, если я элементарно не могу выйти из своего дома? Чем это закончилось? Закончилось тем, что мы не стали расстраиваться с мужем — сидеть и плакать по поводу того, что нам не поставят электрический подъемник. Опять повторю, что пандус и электрический подъемник — это разные вещи. Пандус — это две рейки, по которым тебя спускают. Я говорю, что меня буквально на руках поднимают и спускают. А электрический подъемник — когда ты чувствуешь себя не инвалидом, а нормальным человеком: ты спустился по лифту, нажал кнопку, он приехал, спустил тебя, ты выехал из подъезда. Ты самостоятельный человек — ты можешь в магазин сходить, в аптеку, куда угодно. Мы не стали переживать, мы стали писать письма — мы написали президенту, писали письма всем депутатам, помощникам депутатов, писали в Департамент строительства… Куда мы только не писали, я даже всего упомнить не могу. Но это дало свои плоды — нам пришло письмо из соцзащиты о том, что электрический подъемник нам будет установлен в 2017-2018-м году. Но, скорее всего, это будет осенью 2017-го года. Мы ликовали, что мы добились того, чтобы могли бы спокойно самостоятельно спускаться и подниматься.

А. Пичугин

— Так вам только должны его установить?

С. Шаяхметова

— Нам только должны его установить.

А. Пичугин

— Дай Бог, чтобы установили.

С. Шаяхметова

— Да, спасибо. Мы на это очень рассчитываем и надеемся.

А. Пичугин

— А вы уже знаете, о чем вы будете делать в киношколе дипломный проект? Олег, в киношколе же есть дипломные проекты?

О. Любаев

— Да, в конце обучения будут дипломные работы.

А. Пичугин

— А вы уже знаете, о чем будет ваш дипломный проект, София?

С. Шаяхметова

— Пока нет.

А. Пичугин

— Мы не закончили эту тему, я хочу к ней вернуться. Я когда спрашивал про взаимодействие сценаристов и режиссеров, я имел в виду какие-то совместные проекты — вот есть сценарист со сценарием и есть режиссер с идеей съемки. Я всё упрощаю…

Л. Горская

— А по-моему, ты всё усложняешь.

А. Пичугин

— Я о взаимодействии в этом смысле.

О. Любаев

— Мы при школе делаем студию, где наши студенты будут работать — писать сценарии, снимать. И уже на этом этапе у нас есть друзья и партнеры, которые нас просят сделать какие-то маленькие фильмы, ролики. И мы нашим студентам — и сценаристам и режиссерам — даем задание написать какой-то сценарий, какое-то видение проекта, чтобы мы могли в дальнейшем по этой работе снять какой-то фильм или ролик. Мы также вывозим наших студентов на практику — то есть на съемочные площадки, мы сотрудничаем со многими кинокомпаниями. И студенты уже присутствуют непосредственно на съемочной площадке — они видят, как создаются фильмы, общаются с режиссерами, общаются с актерами, с операторами. Одна из основ нашего обучения — это практика, то есть они непосредственно окунаются в этот процесс.

А. Пичугин

— Я понимаю, что еще не было выпусков. Но когда будет первый выпуск, наверное, дальше встанет вопрос у ваших бывших студентов, как пойти в мир большого кино, как туда попасть. Это закрытый мир, или при желании там можно как-то оказаться — со сценариями, со своими режиссерскими работами, пробовать себя? Может быть, пока не главным режиссером. Это же совершенно не зависит от состояния здоровья человека. А это зависит от того, насколько этот мир большого кино может и готов принимать новичков.

О. Любаев

— Я уже сказал, что у нас уже работает студия при школе, где ребята могут работать — снимать, писать. Мы помогаем уже на этом этапе студентам реализовывать свои сценарии. Есть агентство, которое готово принимать работы. И в случае, если этот сценарий подходит, это агентство готово заключить контракт и заказывать сценарий для темы, которую они приняли. То же самое с режиссерами. Естественно, мы будем помогать в дальнейшем, и помогаем. Я надеюсь, что они сами, конечно, не будут сидеть и ждать — они сами тоже должны принимать активное участие в своей судьбе. Но мы будем помогать и помогаем в трудоустройстве в кинематографе.

А. Пичугин

— София, до того, как вы поступили, у вас же были мечты относительно своего сценарного будущего? То, как вы это себе представляли до киношколы и то, с чем вы там столкнулись — это два разных мира? Или всё примерно так, как вы видели?

С. Шаяхметова

— Человек, у которого нет фантазии, туда не пойдет. Конечно, когда у тебя есть бурная фантазия, у тебя есть, из чего черпать, когда тебе есть что сказать, когда ты умеешь это делать — у тебя получится.

А. Пичугин

— Есть же определенные каноны, жанры, рамки, за которые сценаристу не выйти.

С. Шаяхметова

— Безусловно, поэтому мы и учимся. Как сказал один наш студент: «Нас ломают, чтобы из нас получился настоящий сценарист». Как мы сказали недавно нашему преподавателю: «Если бы не вы, мы бы думали и продолжали думать, что мы пишем хорошо (смеется). Но тут появились вы и всё испортили». (Смеется.) Конечно, это абсолютно разные вещи — сценарий к кинофильму или когда ты просто пишешь, например. Мне кажется, что кинематограф — это такое наивысшее искусство, потому что твой зритель впитывает, как губка, он смотрит. Это и визуализация, и что-то на уровне души он воспринимает, что человек хочет передать. Это даже намного больше, чем книга.

А. Пичугин

— Олег, а есть какой-то шанс, что мы, не профессионалы, а мы, простые люди, увидим работы ваших студентов?

О. Любаев

— Собственно, мы этому их и учим…

А. Пичугин

— Я понимаю. А те фильмы, те проекты, которые они делают сейчас во время обучения? Может быть, дипломные проекты.

О. Любаев

— Я уже говорил, что сейчас заканчивается первый семестр и у режиссеров очень серьезные экзамены. Они снимают кино, маленькие фильмы по определенным темам, которые дал преподаватель. И я уверен, и я собираюсь это сделать осенью — мы эти работы будем показывать на фестивалях, и может быть, сделаем какую-то мини-презентацию этих работ. Я вижу, что работы очень серьезные получаются. И я с удовольствием их покажу.

Л. Горская

— А правда, что мир кино во многом интернациональный — что все режиссеры более-менее друг друга знают? Сценаристы тоже. Я собираюсь спросить, собираетесь ли вы опыт этой школы как-то транслировать куда-то дальше Москвы?

О. Любаев

— У нас на сегодня две специальности. А вообще у нас планируется девять специальностей. Осенью мы на базе РГСУ открываем специальность «режиссер монтажа» — уже сейчас идет набор абитуриентов на экзамены. Этот набор будет всё лето, до 31 августа, в сентябре будут экзамены.

Л. Горская

— Где можно информацию об этом посмотреть? Может быть, сейчас нас кто-то слышит, кому было бы интересно.

О. Любаев

— Во-первых, у нас есть сайт.

Л. Горская

— http://www.ksbg.ru.

О. Любаев

— Да.

Л. Горская

— А как этот сайт найти? Просто вбить в поисковике «киношкола без границ»?

О. Любаев

— Да, «киношкола без границ», и сайт откроется. Мы очень хорошо представлены в «Инстаграмме», на «Фейсбуке», в «ВКонтакте». Везде где только возможно, мы есть. Там информация о нашей работе, фотографии, то, что мы делаем, наша деятельность — всё очень широко представлено всё.

Л. Горская

— Можно это найти и, например, попробовать поступить на курсы режиссера монтажа.

О. Любаев

— Да-да, идет уже первый тур.

Л. Горская

— А это где территориально?

О. Любаев

— Курс режиссера монтажа у нас будет открыт на базе РГСУ — Российского государственного социального университета. Это улица Вильгельма Пика, прямо напротив ВГИКа.

Л. Горская

— И недалеко от киностудии имени Горького.

О. Любаев

— Да. Там тоже есть доступная среда, там все условия есть для людей с инвалидностью. Этот курс мы открываем в сентябре. В дальнейшем мы хотим еще открыть специальности аниматора, художника компьютерной графики, актерского мастерства. То есть у нас очень большие планы.

А. Пичугин

— И часть из этого на будущий год уже должна заработать.

О. Любаев

— Да, несколько специальностей уже в этом году работают. И в дальнейшем, если получится, то мы еще в этом году что-то откроем. Режиссера монтажа мы уже фактически открыли, дальше у нас анимация, художник компьютерной графики — в этом году или в следующем году.

Л. Горская

— Востребованные современные специальности.

О. Любаев

— Да, это очень востребовано. Идут звонки, письма, люди спрашивают: когда, давайте побыстрей открывайте эти специальности.

А. Пичугин

— Олег Любаев — директор проекта «Киношкола без границ»; и София Шаяхметова — студентка «Киношколы без границ» сегодня здесь на светлом радио. Как вы думаете, такие проекты могут появиться где-то еще, кроме России? Может быть, к вам уже кто-то обращался из-за рубежа?

О. Любаев

— Нет, из-за рубежа никто не обращался.

А. Пичугин

— Вас уже знают в профессиональном мировом сообществе?

О. Любаев

— Насчет мирового сообщества не знаю, но в российском сообществе, думаю, многие знают. Я уже говорил, что мы общаемся с нашими компаниями, мы вывозим наших студентов на съемочные площадки, поэтому российское кино о нас узнало. А что касается мира, не знаю… Я бы хотел сказать, что мы планируем в дальнейшем открыть филиалы по всей России, но это всё в будущем, конечно — может быть, в течение года-двух. Самое главное — запустить все специальности здесь в Москве. И потом на основе этого опыта мы будем открывать в других городах России тоже.

А. Пичугин

— Насколько много специалистов в других городах, которые могут на высоком профессиональном уровне преподавать?

О. Любаев

— Сейчас кинематограф по России очень серьезно развивается. Каких-то преподавателей будем отсюда привозить, каких-то брать на местах.

Л. Горская

— А дистанционное обучение не планируется?

О. Любаев

— Мы планируем. У нас даже на сегодня некоторые студенты, которые уезжают на реабилитацию, или кто-то болен — мы по скайпу занимаемся, и очень успешно. И в дальнейшем мы будем отдельные курсы такие вводить.

Л. Горская

— София, расскажите, а что поменялось в вашей жизни после поступления в школу?

С. Шаяхметова

— Вы задали самый настоящий вопрос, я бы сказала. Как-то раз у меня спросили: «А ты представляешь свою жизнь теперь без киношколы?» Я абсолютно искренне сказала: «Нет, я не представляю теперь свою жизнь без киношколы». Потому что чувствовать себя нужной, востребованной, гордиться даже собой… Нас много, не только людей на колясках, много людей с инвалидностью, мы все учимся здесь — мы не заперты в четырех стенах, мы можем приехать, мы можем пообщаться, мы можем поговорить. И вообще я считаю, что киношкола нам дает даже больше, чем любой институт, потому что мы встречаемся с известными режиссерами, мы встречаемся с продюсерами, с актерами — то есть организаторы киношколы предоставляют нам такие возможности колоссальные. Мы находимся на живых съемках, мы видим, как создаются сериалы, как всё проходит. Наша студента, Наталья Мазунина, недавно написала сценарий, по которому уже сняли социальный ролик «Оживи мечту». Мы все присутствовали там, смотрели, как происходит процесс изнутри. Это настолько для нас волшебно, лучше не придумаешь. Меняется ли жизнь? Безусловно, меняется. Меняется мировоззрение, меняется то, что мы видим будущее — мы знаем, что… Вы знаете, что пенсии у нас не такие шикарные, чтобы хорошо жить. И получая профессию, мы становимся полезными для себя в первую очередь, и для общества. Мы сможем зарабатывать, получать зарплату. Уже сейчас, когда я выставляю свои работы в интернете, уже сейчас мне люди предлагают работу. Недавно мне написал один мужчина и предложил написать сценарий к документальному фильму о своей компании. (Смеется.) Я сказала: «Стоп, стоп, подождите! Я не звезда, звездой буду через два года. Пока боюсь». (Смеется.) Но в голове что-то изменилось. Я подумала, что раз такое происходит сейчас, то что будет потом?! Меняется очень многое — уже планы на будущее. И вот это ощущение — ощущение нужности, востребованности, ощущение того, что ты получаешь дополнительные знания — бесценно. Получаешь дорогу в будущее, получаешь профессию — ты можешь реализовать себя через кинематограф. И потом, никто не снимет так фильм о нас, людях с инвалидностью, как это сделаем мы сами. Вот кто может прочувствовать нашу жизнь, скажите? Разве обычный человек сможет всё это описать? Нет. И потом, хочется это преподнести с позитивной стороны. Потому что многие думают так — если ты на коляске, что-то с тобой произошло… Даже я как себе это представляла, когда ходила — вот он, человек на коляске, как проходит его жизнь? Обязательно это какой-то пожилой дедушка, он сидит, смотрит в окно, в окне дождик, на подоконнике геранька, рядом с ним жена, у нее впалые заплаканные глаза, на его коленках плед. И через какое-то время жена остается с геранькой, мужчина с пледом куда-то исчезает. Всё! Но ведь я действительно так думала. А на самом деле, сколько молодых людей — интересных, красивых, ярких, творческих — на колясках. Сколько людей с инвалидностью слабослышащих и т.д., которые пишут такие потрясающие сценарии уже сейчас. Вот я слушаю их, и мне хочется ликовать, аплодировать стоя, подняться с коляски. Это такая огромнейшая возможность открыть себя, рассказать миру о себе. И рассказать с позитивной точки зрения — дать то хорошее, что в тебе есть, может быть, больше надежды, больше веры, больше фантазии, больше радости, больше любви. Потому что сейчас мы испытываем только самые положительные эмоции, получая знания, общаясь с миром кинематографа, что я думаю, в будущем будет больше и больше, лучше и лучше. Я очень благодарна организаторам киношколы за то, что они планируют расширяться. У меня тоже часто спрашивают девочки и мальчики, и пишут мне в сети: «София, мы увидели твои фотографии, что ты поступила в киношколу. Скажи, будет ли возможность нам поступить? Как хочется учиться». Я не представляю будущее без этой киношколы. Это действительно единственный в мире проект, он уникальный. И сколько людей могут обучаться, получать профессию, и сколько счастья это принесет, и сколько миру мы можем дать.

А. Пичугин

— У нас время потихоньку подходит к концу. Мы должны еще обязательно поговорить о том, как можно помочь киношколе. Только еще один вопрос: правда ли, что у вас самому молодому студенту 22, а самому возрастному 89?

О. Любаев

— Да-да, это правда. У нас возрастное ограничение только 18+, а верхний возраст — мы берем всех.

А. Пичугин

— Человек почти в 90 лет тоже решил, что ему интересно заниматься кино.

О. Любаев

— Он интересный человек, он в свое время закончил ВГИК, операторский факультет, но это было очень давно. Он какое-то время поработал оператором, ушел на пенсию и стал писать. Много писал, пытался свои сценарии даже куда-то пристроить, продать, но в силу того, что у него профессионализма не было, эти работы не принимались. Он увидел информацию про нас, поступил, успешно прошел экзамены и теперь обучается.

А. Пичугин

— Замечательно, прекрасная история. И напоследок давайте назовем контакты киношколы и как можно помочь — если нас слушают люди, которые хотят сделать жизнь «Киношколы без границ» интересней…

Л. Горская

— Где вы вообще берете деньги? С учетом того, что обучение бесплатное. У вас был какой-то ресурс, который истощается.

О. Любаев

— Да. Я уже говорил, как мы участвовали в аукционе, мы вкладывали свои средства. И сейчас у нас финансовые проблемы — мы ищем финансового партнера на долгосрочной основе, того, кто бы мог нам помочь. У нас есть счет, у нас некоммерческое партнерство. Все наши контакты в сетях, на сайте.

Л. Горская

— Киношкола для инвалидов без границ, обучение в которой бесплатно.

А. Пичугин

— Но для того, чтобы оно было бесплатным и в дальнейшем, хочется надеяться, что, наверное, среди наших слушателей есть люди, которые могут что-то сделать. Ваш сайт http://www.ksbg.ru, здесь есть раздел «Как помочь».

С. Шаяхметова

— Я бы хотела поблагодарить людей, которые нас слушают, и очень надеюсь на то, что нас услышат. Сейчас киношкола действительно держится на энтузиазме наших организаторов. Очень хочется, чтобы наша учеба продолжалась. И если есть возможность помочь, конечно, мы очень просим вас помочь нам. Нас найти очень легко, мы есть во всех соцсетях: в «Фейсбуке», в «ВКонтакте», мы есть на платформе «Планета.ру».

А. Пичугин

— Краудфандинговый проект, где собираются деньги на разные хорошие проекты.

С. Шаяхметова

— Найти нас легко, набрав в интернете «Киношкола без границ». И любой вклад — это огромный вклад в нас, в наше будущее.

О. Любаев

— Я бы хотел добавить к сказанному — мы еще также ищем техническое партнерство, потому что нам надо наши мастерские, наши классы дооборудовать компьютерами, камерой, нужно осветительное оборудование. Помимо этого, я бы еще хотел сказать, что наши студенты уже на этом этапе могут писать сценарии и снимать. То есть мы принимаем заказы — заказы на ролики, на презентационные фильмы, на документальное кино. То есть мы профессионалы кино, и под нашим руководством, под руководством профессионалов ребята могут создавать высокопрофессиональные работы.

А. Пичугин

— Спасибо большое! Участники и организаторы удивительного проекта «Киношкола без границ» сегодня были в гостях у светлого радио: директор Олег Любаев и студентка киношколы София Шаяхметова. В «Киношколе без границ» учатся люди с ограниченными возможностями. Я очень хочу надеяться, что этот проект будет развиваться, и мы с вами в этой студии встретимся, и вы расскажете про первый выпуск. И мы обсудим замечательные работы ваших студентов. Лиза Горская…

Л. Горская

— Алексей Пичугин.

А. Пичугин

— Будьте здоровы! Всего хорошего!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Домашний кинотеатр
Домашний кинотеатр
Программа рассказывает об интересном, светлом, качественном кино, способном утолить духовный голод и вдохновить на размышления о жизни.
Истории старого звонаря
Истории старого звонаря
На территории Андреевского монастыря в Москве, где находится Радио «Вера», можно встретить скромного, почти неприметного человека, спешащего подняться на колокольню. Но стоит ему забраться туда, как окрестности оглашаются неземным звоном. В этот момент вы с замиранием сердца останавливаетесь и думаете: «Надо же, какой талант! Талант от Бога!» И вы абсолютно правы: Петр Алексеевич Колосов — один из лучших звонарей столицы, а, может быть, и России. Но искусство звонаря — это лишь одно из многочисленных его дарований. Ведь Петр Алексеевич ещё и изумительный рассказчик! И в этом вы легко убедитесь, слушая программу «Истории старого звонаря»
Сказания о Русской земле
Сказания о Русской земле
Александр Дмитриевич Нечволодов - русский генерал, историк и писатель, из под пера которого вышел фундаментальный труд по истории России «Сказания о Русской земле». Эта книга стала настольной в семье последнего российского императора Николая Второго. В данной программе звучат избранные главы книги Александра Дмитриевича.
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.

Также рекомендуем