
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Казанская икона Божией Матери, чудесным образом обретённая в шестнадцатом веке в Казани, относится к древнему иконографическому типу «Одигитрия». В переводе с греческого это слово означает «Указующая путь, Путеводительница». По Преданию, первая Одигитрия была написана ещё евангелистом Лукой. В середине пятого века святыню привезла из Иерусалима в Константинополь византийская царица Евдокия, жена императора Феодосия. Икона хранилась во Влахернском храме и считалась хранительницей столицы Византии. Её не раз выносили на городские стены во время нападения врагов.
Константинопольская Одигитрия погибла в 1453 году во время штурма города турками. Османские солдаты разрубили её на части, чтобы завладеть золотым окладом с драгоценными камнями. Но образ, созданный евангелистом Лукой, нашел своё продолжение в иконах, распространившихся по всему миру, в том числе и в России.
На образах, написанных по типу Одигитрии, Отрок Христос сидит на руках Богородицы строго анфас. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток или книгу. На Казанской иконе, как и на любой Одигитрии, Иисус, обращённый к молящимся, является центром композиции. Основной смысл этого образа — явление в мир Спасителя и поклонение Ему.
В изображении Богородицы Казанский образ Божией Матери несколько отличается от Влахернского первоисточника. На иконе, обретённой в Казани, Пречистая Дева также представлена фронтально, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу, но не пояс, а по плечи. Такой иконографический тип принято относить к сокращённому варианту Одигитрии.
В Россию подобную оплечную Одигитрию впервые привёз посол Василий Коробов для великого князя Василия Третьего ещё в 1516 году, то есть до явления чудотворного образа в Казани. Можно предположить, что и Казанская икона попала на русскую землю в начале или середине шестнадцатого века. Пройдя через огонь Казанского пожара, и выйдя из него невредимой, она прославилась чудесами и дала начало мощной иконографической традиции на Руси.
Все выпуски программы Небесная Заступница
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.