
Анастасия Коваленкова
Фото из личного профиля на Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)
Когда я только начала приходить к вере, очень многое казалось мне непонятным. И трудно было, словно в большую гору иду.
Вот, посудите сами: в храме службу слушаю, а половину не понимаю. Правил многих — не понимаю, зачем так? Вечерние молитвы берусь читать — а трудно мне: не ясно, для чего столько текстов сложных? И не справилась бы я с таким путём. Если бы не вспомнилась мне одна история с моим маленьким сыном, с Сашкой.
Шли мы однажды вдвоём, зимой, от станции к деревне, сквозь мороз и снег, в большущую долгую гору. И он устал. И отстал. И слетел с его ноги сапог. Сапог надели, посидели-отдохнули.
— Не могу я больше, — заскулил четырёхлетний сын.
— Но надо.
— Ну как это — «надо», если я — не могу?! И зачем надо?
Не стала я ему объяснять, что тут замёрзнем, что сил у него хватит, и, главное — что нужно ему научиться быть стойким. Времени на то не было, и не понял бы. Сказала:
— Поверь, надо идти.
— Но я же, мама, смотрю вперёд, на эту гору, и понимаю — слишком будет трудно, не дойду.
И тут, всем сердцем его жалея, нашла я нужные слова:
— А ты сынок, не смотри в гору. Смотри на веточку еловую на дороге, на куст калины красной любуйся. А главное, просто поверь — дойдем мы. Просто поверь.
Осилили мы ту гору, дошли до деревни. Под конец пути весёлые песни хором пели:
«Тем кто дружен, не страшны тревоги, нам любые дороги дороогии...!»
Чудесное вышло путешествие.
Вот то самое воспоминанине о трудном пути маленького сына и помогло мне осилить мой собственный путь к Храму.
Я себе то же самое сказала: «Не смотри в гору. Поверь, что дойдёшь. Поверь, что непонятное откроется. И вглядывайся, любуйся красотой молитвы, которую говоришь».
И вот что чудно и чудно: когда я стала вслушиваться в слова вечернего правила, оказалось, что каждое слово молитвы так звучит, будто моя душа его и произносит, сама. Вот как точно слова те высказывать меня начали...
А ведь я просто читала и читала. Только вслушивалась, жила с голосом тех молитв. Не в гору глядела, а тут, рядом всматривалась.
Многое изменилось с тех пор. За годы моего пути стала понятна и близка мне церковная служба, легли на сердце многие чудные молитвы. Научилась я понимать и ценить правила жизни Храма.
И, оглядываясь теперь назад, на свой путь, думаю: надо же, одолела...
И снова вспоминаю я маленького Сашку.
Когда пришли мы уже в деревню, весёлые, с песней, обернулся он, глянул с той горы, в которую только что взошёл, и засмеялся:
— Мамочка, дорогая! Хорошо, что я в гору не глядел, а всё на веточки под ногами. Даже теперь не верю, что на такую кручу залез!
Эх, не знаем мы своих сил. А сил у человека много. И подарков — не счесть, сколько уготовано на пути...
Только одно — не стоит бояться. Стоит просто идти и верить. И — доброго пути всем нам!
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер