
Как в церкви все мудро и логично! С тех пор как я стала петь в церковном хоре, начала интересоваться церковным уставом. Меня очень занимал вопрос устройства богослужений: почему сегодня это песнопение, а не другое, почему тропари поются на разные гласы, и еще много других вопросов постоянно крутились в моей голове.
Однажды, когда я пела кондак преображения Господня, в котором четко говорится о связи преображения с последующими крестными страданиями Христа, я задумалась: а почему мы празднуем Преображение Господне летом?
Мы все знаем, что Господь поднялся на гору с учениками, преобразился. И было это за 40 дней до крестных страданий Христа. Логично, что по хронологии это событие должно было бы выпадать на Великий пост. Но точно не на август.
С этим вопросом я обратилась к другу, аспиранту Сретенской Духовной академии, и он объяснил потрясающе простую вещь: мы празднуем преображение в августе, чтоб не забывать о страданиях Христа. Действительно, Пасха была уже давно, не так свежа в памяти. Плюс активное, лето способствует тому, чтоб все тяжелые мысли уходили из головы. И вот в августе события Преображения возвращают наши мысли в верное русло. Помогают в легкости и веселии не забывать о Боге, не забывать о жертве Христа, о том, какой ценой было получено наше спасение.
Кроме того, Преображение мы празднуем за 40 дней до Воздвижения креста Господня. Вот тебе и связь с событиями страстной седмицы
Знаете, я давно пою на клиросе, стараюсь изучать церковный устав, не устаю удивляться тому, как в церкви всё мудро и логично устроено, всему есть очень понятное объяснение. И как здорово, что сколько в церкви ни пой, сколько ни изучай богослужение, а каждый раз откроешь для себя что-то новое!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема