Как в церкви все мудро и логично! С тех пор как я стала петь в церковном хоре, начала интересоваться церковным уставом. Меня очень занимал вопрос устройства богослужений: почему сегодня это песнопение, а не другое, почему тропари поются на разные гласы, и еще много других вопросов постоянно крутились в моей голове.
Однажды, когда я пела кондак преображения Господня, в котором четко говорится о связи преображения с последующими крестными страданиями Христа, я задумалась: а почему мы празднуем Преображение Господне летом?
Мы все знаем, что Господь поднялся на гору с учениками, преобразился. И было это за 40 дней до крестных страданий Христа. Логично, что по хронологии это событие должно было бы выпадать на Великий пост. Но точно не на август.
С этим вопросом я обратилась к другу, аспиранту Сретенской Духовной академии, и он объяснил потрясающе простую вещь: мы празднуем преображение в августе, чтоб не забывать о страданиях Христа. Действительно, Пасха была уже давно, не так свежа в памяти. Плюс активное, лето способствует тому, чтоб все тяжелые мысли уходили из головы. И вот в августе события Преображения возвращают наши мысли в верное русло. Помогают в легкости и веселии не забывать о Боге, не забывать о жертве Христа, о том, какой ценой было получено наше спасение.
Кроме того, Преображение мы празднуем за 40 дней до Воздвижения креста Господня. Вот тебе и связь с событиями страстной седмицы
Знаете, я давно пою на клиросе, стараюсь изучать церковный устав, не устаю удивляться тому, как в церкви всё мудро и логично устроено, всему есть очень понятное объяснение. И как здорово, что сколько в церкви ни пой, сколько ни изучай богослужение, а каждый раз откроешь для себя что-то новое!
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 12. Богослужебные чтения
Уныние и тоска — душевные недуги, которые нередко посещают каждого из нас. Как с ними бороться и в чём их причина? Ответ на этот вопрос находим в псалме 12-м, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Кем бы ни был человек, который написал этот псалом, он находился в очень тяжёлом душевном расположении. Его душа в смятении. На сердце у него скорбь. Она точит его день и ночь. Прямо на это указывают не только слова «скорбь в се́рдце моём», но также выражение «доко́ле мне слага́ть сове́ты в душе́ мое́й». Это означает, что в уме у него непрестанно возникают страшные картинки. Они наполняют его тяжёлыми переживаниями по поводу прошлого и тревогой, и беспокойством о будущем. Эти образы очень назойливы, и он никак не может от них избавиться.
А потому он плачется к Богу. Он сетует, что Господь скрыл от него Своё лицо. Ситуация усугубляется тем, что над псалмопевцем превозносится какой-то враг. Враг злорадствует по поводу его жалкого состояния. Некоторые толкователи предполагают, что под «врагом» не обязательно понимать человека. Это может быть какое-то серьёзное, может быть даже смертельное, заболевание, на что намекает выражение «сон смертный».
Но не это важно. Примечательно то, о чём в этой ситуации просит псалмопевец. Он молит не о здоровье и не об избавлении от врагов. Хотя, казалось бы, в первую очередь должен просить именно об этом. Он просит Бога: «Просвети́ о́чи мои́». Говоря иначе, «дай мне внутренний свет», «просвети мой ум», «дай сердцу благодать». Чтобы рассеялся тот мрак, который помрачает помыслы. И тогда ни враги, ни болезнь не будут выглядеть такими страшными и грозными.
Так псалмопевец указывает на важную духовную закономерность. Если мой ум помрачён, если моё сердце в темноте, то нет мне никакой пользы в том, что я телесно здоров и окружающие не строят мне козни. Я всегда найду повод, чтобы мне было плохо. Этим поводом может стать что угодно. Как говорится, «у кого-то щи жидкие, а у кого-то бриллианты мелкие». Именно в сумерках души наш ум виртуозно превращает самую маленькую муху в самого большого слона.
И напротив, когда сердце наполнено благодатью, в её свете не так страшны болезни и недоброжелатели. А зачастую они кажутся мелкими и незначительными. В таком состоянии, как говорит сегодня псалмопевец, сердце радуется о Боге и о Его спасении. И ему хочется петь благодарности Творцу.
А потому не будем искать причины своих проблем во внешних обстоятельствах. Их корень всегда — унылое и тоскливое сердце, которое погрязло в житейской суете и разучилось думать о Боге. И порой всё, что от нас требуется, чтобы кардинально изменить тяжёлую ситуацию, — просто поменять в своей жизни приоритеты. Поставить во главу угла Бога и Его заповеди. Тогда постепенно мрак уйдёт. И в жизнь вернётся радость.











