Свеча — один из самых привычных атрибутов православного богослужения. Перефразируя известное высказывание Станиславского, можно сказать, что со свечной лавки начинается православный храм. В том смысле, что абсолютное большинство прихожан, придя на богослужение, в первую очередь стремятся поставить зажженную свечу на подсвечник перед иконой. Зажженная свеча считается в Православной Церкви символом молитвы. Молитва должна быть обращена к Богу так же, как постоянно устремленный ввысь огонек горящего фитиля. Традиция зажигать свечи в храме пришла к нам из Византии еще во времена святого князя Владимира. Русская Церковь охотно переняла данный обычай у греков в связи с чем, сначала восковые свечи стали в больших количествах поставляться из Византийской империи, а немного позже начали изготавливаться уже на Руси.
С течением веков в Греческой Церкви появилось несколько особенностей, связанных с церковными свечами, которые иногда приводят русских паломников в недоумение. Первая такая особенность связана с технологическим процессом и состоит в том, что в греческих храмах можно увидеть всего ОДИН подсвечник. Причем совершенно не важно, какого размера храм. Бывает, что даже в соборе вы увидите большой, но, опять же, одинокий подсвечник. Стоит он прямо посередине храма и обычно рядом нет никакой иконы.
Причина этого проста. Греки опасаются, что свечной дым может повредить храмовые росписи. А потому — минимизируют количество подсвечников до одного и ставят его прямо под вытяжкой, через которую дым выводится на улицу. Вместе с дымом, к сожалению, удаляются и приятные ароматы воска и ладана. Поэтому, если вы окажетесь в греческом православном храме, не смущайтесь и ставьте свою свечу на этот единственный подсвечник.
Еще одной особенностью греческих подсвечников является то, что они двухуровневые. Верхний уровень подсвечника предназначен для обычных свечей малого размера и засыпан песком. Зажженные свечи втыкаются прямо в песок, что очень удобно. Второй нижний уровень подсвечника представляет собой пластину с круглыми отверстиями разного диаметра и предназначен для больших свечей, вернее для очень больших. Нигде кроме как в Греции я такого не видел. В случае долгожданной беременности, рождения ребенка или исцеления кого-либо от тяжелой болезни у греков принято ставить на нижний уровень подсвечника свечу метровой или более длины в знак благодарности Богу. Русский паломник может, конечно, приобрести такую свечу в церковной лавке, но в этом случае он должен быть готов, что греки-прихожане могут начать поздравлять его с радостным событием и спрашивать — что же такого важного у него произошло?
Еще одна греческая особенность, связанная со свечами, состоит в том, что у греков по-прежнему жив обычай жертвовать в храм не только деньги, но и изготовленные самостоятельно необходимые для богослужения предметы. В греческом храме обычно имеется корзина, куда прихожане могут положить испеченные ими просфоры, бутылку домашнего вина или изготовленные дома свечи. В этом случае свечи относятся в алтарь и используются священником во время самых важных моментов богослужения.
«Светлая музыка». Яна Иванилова
У нас в гостях была оперная певица, заслуженная артистка России Яна Иванилова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыке, вере, новогодних и рождественских традициях, а также о том, как хорошая музыка может поддерживать людей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Новогодний выпуск»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова, а также наш гость — клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас — поделились светлыми новогодними историями.
Ведущие: Константин Мацан, Анна Леонтьева, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлые истории
Иван Шишкин. «Часовня в лесу»
— Какая богатая коллекция живописи в Псковском музее-заповеднике! Столько известных художников здесь представлено! Вот, например, Андрей, взгляни, картина Ивана Шишкина «Часовня в лесу». Тебе нравится?
— Да, Алла, произведение очень выразительное! Обрывистый песчаный берег реки. Вековые деревья мощными корнями держатся за осыпающуюся почву. Их кроны почти полностью заслонили небо. У самой кромки воды – бревенчатая часовенка с шатровым куполом. Студёная влага струится по камням… Картина дышит покоем!
— Я раньше никогда её не видела!
— Эта работа Шишкина малоизвестна. Хотя имеет интересную историю!
— Ой, а расскажи, пожалуйста!
— С удовольствием! Художник написал «Часовню в лесу» в 1893 году, после путешествия к истокам Волги.
— К истокам Волги – это на нашу с тобой родину, в Тверскую область?
— Именно так, сестрёнка. Иван Иванович отправился на пленер со своим другом, фотографом Евгением Вишняковым. Они доехали из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк на поезде, затем в карете до Осташкова. Там наняли лодку, добрались до Ниловой Пустыни на озере Селигер. А после отправились на телегах в село Волговерховье, где берёт начало великая река.
— Насыщенный маршрут – и по земле, и по воде!
— И преодолеть его оказалось непросто! Друзей преследовал дождь, дороги размыло, на Селигере бушевал шторм. Шишкин был недоволен тем, что мало удавалось работать. По итогам путешествия он написал несколько пейзажей, в том числе и тот, что висит перед нами – «Часовня в лесу».
— А что за место изображено на картине, неизвестно?
— Это село Волговерховье. Часовню там, над истоком Волги, поставили ещё в середине семнадцатого века насельники Волго-Верховского Спасо-Преображенского монастыря. Спустя сто лет эта обитель сгорела и больше не восстанавливалась. Однако, освящённый сруб над истоком реки уцелел, к нему продолжали тянуться паломники.
— Интересно, а сейчас часовня стоит над родником, который питает Волгу?
— Стоит! Конечно, это уже не то здание, что некогда сложили монахи. На протяжении веков сруб не раз разрушался, его отстраивали заново. Так, избушка с шатровой крышей, запечатлённая Шишкиным, сгорела во время Великой Отечественной войны в 1942 году. Но бойцы, прокладывавшие в тех местах узкоколейку, тут же восстановили здание.
— Казалось бы, до того ли им было – в 1942-ом под Тверью шли ожесточённые бои…
— Видимо, в сердцах воинов жила вера в Бога. Здание, построенное солдатами, простояло пятнадцать лет. В 1957 году над истоком реки поставили новый сруб. А в 1995-ом патриарх Алексий Второй освятил его. Там можно помолиться, набрать воды из родника.
— Давай побываем в Волговерховье, Андрюша?
— Мне и самому пришла в голову эта мысль, сестрёнка! Иван Шишкин с такой любовью изобразил на картине «Часовня в лесу» заповедный уголок у истока Волги, что непременно хочется туда отправиться!
Картину Ивана Шишкина «Часовня в лесу», можно увидеть в Псковском государственном объединённом историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Все выпуски программы: Краски России