Свеча — один из самых привычных атрибутов православного богослужения. Перефразируя известное высказывание Станиславского, можно сказать, что со свечной лавки начинается православный храм. В том смысле, что абсолютное большинство прихожан, придя на богослужение, в первую очередь стремятся поставить зажженную свечу на подсвечник перед иконой. Зажженная свеча считается в Православной Церкви символом молитвы. Молитва должна быть обращена к Богу так же, как постоянно устремленный ввысь огонек горящего фитиля. Традиция зажигать свечи в храме пришла к нам из Византии еще во времена святого князя Владимира. Русская Церковь охотно переняла данный обычай у греков в связи с чем, сначала восковые свечи стали в больших количествах поставляться из Византийской империи, а немного позже начали изготавливаться уже на Руси.
С течением веков в Греческой Церкви появилось несколько особенностей, связанных с церковными свечами, которые иногда приводят русских паломников в недоумение. Первая такая особенность связана с технологическим процессом и состоит в том, что в греческих храмах можно увидеть всего ОДИН подсвечник. Причем совершенно не важно, какого размера храм. Бывает, что даже в соборе вы увидите большой, но, опять же, одинокий подсвечник. Стоит он прямо посередине храма и обычно рядом нет никакой иконы.
Причина этого проста. Греки опасаются, что свечной дым может повредить храмовые росписи. А потому — минимизируют количество подсвечников до одного и ставят его прямо под вытяжкой, через которую дым выводится на улицу. Вместе с дымом, к сожалению, удаляются и приятные ароматы воска и ладана. Поэтому, если вы окажетесь в греческом православном храме, не смущайтесь и ставьте свою свечу на этот единственный подсвечник.
Еще одной особенностью греческих подсвечников является то, что они двухуровневые. Верхний уровень подсвечника предназначен для обычных свечей малого размера и засыпан песком. Зажженные свечи втыкаются прямо в песок, что очень удобно. Второй нижний уровень подсвечника представляет собой пластину с круглыми отверстиями разного диаметра и предназначен для больших свечей, вернее для очень больших. Нигде кроме как в Греции я такого не видел. В случае долгожданной беременности, рождения ребенка или исцеления кого-либо от тяжелой болезни у греков принято ставить на нижний уровень подсвечника свечу метровой или более длины в знак благодарности Богу. Русский паломник может, конечно, приобрести такую свечу в церковной лавке, но в этом случае он должен быть готов, что греки-прихожане могут начать поздравлять его с радостным событием и спрашивать — что же такого важного у него произошло?
Еще одна греческая особенность, связанная со свечами, состоит в том, что у греков по-прежнему жив обычай жертвовать в храм не только деньги, но и изготовленные самостоятельно необходимые для богослужения предметы. В греческом храме обычно имеется корзина, куда прихожане могут положить испеченные ими просфоры, бутылку домашнего вина или изготовленные дома свечи. В этом случае свечи относятся в алтарь и используются священником во время самых важных моментов богослужения.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых