Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«Как сохранить теплые отношения в семье в период карантина». Священник Владислав Береговой

«Как сохранить теплые отношения в семье в период карантина». Священник Владислав Береговой



Александр Ананьев и Алла Митрофанова

У нас в гостях был настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальске Калужской области священник Владислав Береговой.

Мы говорили о том, как время вынужденного карантина в окружении семьи провести с пользой, в том числе духовной, и как сохранить теплые взаимоотношения с родственниками, когда совместного времяпрепровождения становится непривычно больше. Отец Владислав поделился, что желательно, чтобы такие дни стали временем знакомства с семьей, а также временем молитвы и изучения Священного Писания. Наш гость ответил на вопросы: почему нас так пугает тишина, и почему мы боимся заглянуть внутрь самих себя? Отец Владислав рассказал о своем популярном в сети аккаунте «Скорая духовная помощь»: почему он решил помогать людям в режиме «онлайн», и с чего все началось. Также наш гость объяснил свое утверждение, что чем больше времени человек уделяет молитве, тем больше времени у него остается на все остальное.

Ведущие: Александр Ананьев, Алла Митрофанова


А. Ананьев

– Суббота, семь часов вечера – это время, когда в светлой студии радио «Вера» за семейным столом встречаются ведущая Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

– Александр Ананьев.

А. Ананьев

– И мы говорим о насущном, о семейном, о важном, о смыслах и о том, как к ним идти рука об руку, в рамках счастливой семейной жизни. И обычно мы приглашаем сюда особенных гостей. Вот сегодня гость действительно особенный и очень для нас дорогой. Не так давно мы с Аллой Митрофановой, снимая программу «И будут двое», оказались, наверное, в одном из самых уютных городков России (может быть, это субъективное восприятие, которое мы получили благодаря нашему гостю) – в городе Мосальск Калужской области, где мы снимали программу об удивительной семье молодого священника. Он является настоятелем храма Бориса и Глеба, храма, который еще четыре года назад вызывал совершенно удручающее...

А. Митрофанова

– Впечатление.

А. Ананьев

– Впечатление, да, он был разрушен, о нем мы тоже поговорим. Но вот сегодня мы пригласили этого молодого священника к нам сюда в гости, потому что нам очень захотелось продолжить наш разговор.

А. Митрофанова

– Священник Владислав Береговой в нашей студии. Отец Владислав, добрый вечер.

Иерей Владислав

– Здравствуйте.

А. Ананьев

– Здравствуйте, отец Владислав.

А. Митрофанова

–Отец Владислав – звезда Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).

Иерей Владислав

– Звездочка.

А. Митрофанова

– Человек, аккаунт которого называется «Скорая духовная помощь».

А. Ананьев

– Нет, звезда Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) – это Бузова. А отец Владислав... Мне не нравится вот это определение: звезда Инстаграма (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).

Иерей Владислав

– «Поп-стар».

А. Ананьев

– Да. Но чтобы вы понимали, о чем идет речь, друзья, мы на этом хотим сделать особенный акцент: население города Мосальск Калужской области, где служит отец Владислав – это чуть больше четырех тысяч человек. А люди, которые обращаются регулярно за скорой духовной помощью к отцу Владиславу в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) – их более 50 тысяч. То есть больше, наверное, в двенадцать раз, чем население Мосальска.

Иерей Владислав

– Да.

А. Митрофанова

– Так и есть. И мы, наверное, отчасти и об этом тоже поговорим. Но самая главная тема, которую нам хотелось бы сегодня обсудить, как можно наши карьерные дела и нашу семейную жизнь укладывать в 24 часа в сутках, так чтобы это было органично, хватало внимания нашим близким, и при этом чтобы как-то двигалась и наша внешняя жизнь тоже. Сейчас, когда мы проходим вот этот период сниженной социальной активности или отсутствия социальной активности, даже в разных городах это по-разному выражается, но вот в Москве так, в общем-то, и полное отсутствие социальной активности: люди ездят по маршруту: дом – работа, потом магазин – все. Если им нужно ездить на работу. Кому не нужно ездить на работу, те с удовольствием пользуются этой возможностью, работают дистанционно. И сталкиваются с неожиданной такой историей, когда непросто бывает друг с другом в четырех стенах проводить вот эти самые 24 часа. То есть если раньше мы кусали себе локти, как нам быть, мы разрываемся между работой и домом, теперь новый вызов. Мы о нем уже начали говорить в рамках нашего «Семейного часа» неделю назад, но вот сегодня, наверное, отчасти тоже этот разговор продолжим.

Иерей Владислав

– Сегодня все поймут всю неотвратимость фразу: любимая, да ты еще и собеседник?

А. Ананьев

– Я вот сейчас наблюдаю за отцом Владиславом – он смотрит на нас с доброй улыбкой и непониманием. Почему непониманием, потому что, как мне кажется, если ты живешь в маленьком городке Мосальск Калужской области, вот все те проблемы, о которых мы говорим – вот эта круговерть, вот эта вот загнанность, вот эта вот смена парадигмы и смена системы координат, она совершенно несвойственна жителям маленького города.

Иерей Владислав

– Да, вы абсолютно правы. Но надо сказать, архиерей мне создал все условия для того, чтобы я себя чувствовал, как в большом городе. Потому что я возглавляю три епархиальных отдела, несколько комиссий епархиальных и вхожу в состав еще одной комиссии по социальной работе самой митрополии. То есть мне уже с утра необходимо иметь список дел, которые я должен осуществить, в том числе как глава всех этих отделов, не только в границах Мосальска, но и всей епархии. И еще подумать о том, где собрать средства на восстановление храма, на тот же самый социальный отдел, через меня проходят достаточно весомые суммы для того, чтобы помочь там погорельцам, собрать вещи. Я сейчас вот приехал в один из храмов города Москвы, и полностью весь автомобиль сейчас завален гуманитаркой – детской одеждой, взрослой, ходунками – чего там только нет. Сейчас приеду – буду раздавать, заниматься всем этим. Ведь есть очень простое средство от уныния: чем тебе себя жальче, чем тебе грустнее, тем больше надо возложить на тебя обязанностей. Поэтому, с одной стороны, я все время с семьей, потому что многие вопросы можно решать благодаря подписчикам, благодаря соцсетям, дистанционно. Тем более что все постоянные отчеты – мало ты, допустим, 45 минут проводишь какую-то встречу с детьми, а потом тебе необходимо еще полтора часа писать отчет об этом – фотографии, там кто с кем, какие впечатления. Потом на один сайт, потом в соцсети разложить тех же самых отделов – довольно такая хлопотная работа. И, в общем-то, я понимаю, как живут горожане. И я рад, что наконец-то наши папы увидят, что мамы не просто дома сидят – они и горничные, они и медицинский работник, они и экономисты, они и клининговая компания там в лице одного человека – это невероятные труженицы. Я думаю, что это будет повод зауважать своих жен. А женам надо поменьше молчать, чтобы потихонечку, потихонечку приводить мужа к привыканию к себе.

А. Митрофанова

– Поменьше молчать? Я правильно вас услышала, отец Владислав?

Иерей Владислав

– О, простите оговорился, да. Побольше молчать.

А. Митрофанова

– Не прокатило.

А. Ананьев

– Правильно ли я вас услышал? В Мосальске семейный уклад, ну как в любом другом маленьком, закрытом таком, ну в хорошем смысле закрытом, камерном российском городе несколько иной.

Иерей Владислав

– Ну он вообще он действительно закрыт, потому что до ближайшего города 100 километров, там Киров.

А. Ананьев

– Если повезет с дорогой.

Иерей Владислав

– Ну дороги Калужской области в принципе неплохие, кроме одной вот, которой вы ехали к мне.

А. Митрофанова

– Не надо рассказывать. Мы налюбовались на эти красоты – лунный пейзаж, очищенный просто от цивилизации. Дорога, которая соединяет, казалось бы, два таких значимых города – Мещовск и Мосальск, и оба памятники исторические, города с колоссальным просто, невероятным богатым и очень значимым прошлым...

А. Ананьев

– И это дорога к Оптиной пустыни.

А. Митрофанова

– И это дорога к Оптиной пустыни из Мосальска. И это дорога, которая, мне кажется, я даже в зоне вечной мерзлоты таких дорог не видела – то есть там просто нет асфальта вообще.

Иерей Владислав

– Писали письма – оказывается, что она просто еще не достроена, то есть она находится в процессе.

А. Митрофанова

– И сколько, простите, она находится в этом процессе?

Иерей Владислав

– Ну пару лет на самом деле. Потому что предыдущие десятилетия там было еще хуже.

А. Митрофанова

– Ну это вот просто к слову о реалиях, в которых живет отец Владислав.

Иерей Владислав

– Ну едешь сорок километров и слушаешь радио «Вера», и хорошо тебе.

А. Митрофанова

– Отлично. Особенно приятно то, что оно там ловится.

Иерей Владислав

– Только по интернету. Если заранее закачал, да.

А. Ананьев

– Ну я понимаю, что большинство жен, большинство женщин активного вот этого возраста, они, конечно, утром не втыкают себе наушники, не спускаются в метро и не летят на работу. Но они тем не менее работают или они ведут в рамках семьи вот этот более патриархальный образ жизни, когда папа там зарабатывает, папа добывает, а супруга остается дома и занимается детьми, водит их в школу в эти кружки, убирается, пропалывает – наверное, ведь есть и хозяйство домашнее?

Иерей Владислав

– Да, у всех.

А. Ананьев

– У всех тем более.

Иерей Владислав

– По сути это такая большая организованная деревня с огромными историческими корнями. Да, мы ближе ко второму варианту. Большинство, как понимаю, мужчин трудоспособного возраста нашего городка или в Калуге, или в Москве работают. Ну или находят себе возможность как-то себя реализовать непосредственно в Мосальске. И в Мосальске все самое лучшее, что было в Советском Союзе, есть там, по сей день сохранилось это – уважение, взаимопомощь какая-то и солидарность в конце концов. Равенство, братство – не знаю, как насчет этого, я тут не пытаюсь пропагандировать какое-то...

А. Ананьев

– Вы сейчас про какое-то социальное расслоение, социальное неравенство?

А. Митрофанова

– Психологическое. Притом не расслоение, а как раз единство. Когда ты интересен всякому и каждому. Когда ты в городе неинтересен никому, каждый в своей клеточке находится, думает только о себе. Здесь невозможно укрыться ни от кого. И в этом плане, это хорошо. Потому что это мир не равнодушных людей, которым интересны другие просто как новости в соцсети почитать. А с той целью, чтобы и помочь в случае необходимости.

А. Ананьев

– Вот, любезная моя Алла Сергеевна...

А. Митрофанова

– Да-да.

А. Ананьев

– Обрати, пожалуйста, внимание на вот эти слова отца Владислава. Это та самая причина, по которой я мечтаю однажды поселиться в маленьком городе. Я чувствую вот это, мне трудно это понять, поскольку я никогда не жил, но я понимаю, что это то, чего мне здесь, в большом городе, очень не хватает.

Иерей Владислав

– Я бы немножко хотел разрушить некоторые представления об идеальной жизни в городе. Потому что надо иметь достаточно много специализаций. Надо быть и сантехником, и электриком, и плотником, и столяром, и уметь там и листву пособирать, и снег убрать и пользоваться там культиватором, знать, когда вызвать ассенизатора и так далее.

А. Ананьев

– Безусловно, наверное, простите, я вас перебиваю все, но для меня это просто горячая тема. Как один мой хороший приятель сформулировал: счастье – говорит он, – это просто: это выйти утром зимним из дома, взять лопату и убирать снег вокруг своего дома на своей подъездной дорожке.

Иерей Владислав

– В первый раз – да, мне тоже это понравилось. В сорок седьмой – уже как бы не тот коленкор. Уже подумаешь: а не купить ли на свой культиватор насадку для уборки снега? Но в этом году как-то обошлось, а в следующем посмотрим. В целом это бесплатный фитнес, если хотите, только спина болит.

А. Митрофанова

– Отец Владислав, кстати, да, это в первое время она болит. Потом, наверное...

А. Ананьев

– К сорок седьмому разу.

Иерей Владислав

– Проходит.

А. Митрофанова

– Как раз успокаивается. Ваша семья, поскольку мы познакомились немного с вашей супругой прекрасной – гостеприимнейший дом, очень красивый, и с такой любовью все устроено внутри, и прекрасные ваши дети. Особенно, по-моему, вся наша съемочная группа, она была под огромным впечатлением от импровизированного бассейна с тюленями, которые...

Иерей Владислав

– Вы расскажите, что в нем воды не было и тюлени не живые.

А. Митрофанова

– Да, импровизированные, один из тюленей даже книжку читал. Это обустроила ваша прекрасная младшая дочь, семилетняя Феврония, и она автор концепции этой инсталляции. Мы, конечно, были удивлены, поражены, обрадованы и таким теплым приемом, и красотой вашего дома. Для вашей супруги, если я правильно понимаю, довольно органичен такой уклад, когда во внешней жизни вы выступаете таким, ну движущей силой и мотором, а она занимается вот этим внутренним миром. То есть скорее, наверное, можно назвать вашу семью как раз примером, ну в хорошем смысле слова, патриархального уклада.

Иерей Владислав

– На самом деле – да. Без каких-то загибов домостроя и без каких-то современных там, не знаю, либеральных ценностей. У нас, в принципе, я такую матушку и искал себе. То есть когда я себе придумывал там в юности, какой хочу видеть свою жену, ну понятно, что типа тургеневской девушки, которую сейчас попробуй найди там, днем с огнем. Если ты пытаешься выглядеть, как тургеневская девушка, то эта искусственность тебя будет отталкивать, к чему она, да. А найти таких настоящих очень сложно. Я когда нашел, очень долго не раздумывал. Я как раз там, может быть, слишком много акцентов сделал на том, что вот теща замечательная, по ней и обдумывал, на ком жениться, да, какова будет ее дочка. Но все равно же теща тещей, но вот я живой человек, и в принципе ясно было, я уже через три месяца сделал предложение. Было совершенно ясно, что человек, на которого можно положиться – хочу, чтобы она была матерью моих детей, она будет тем тылом, который будет закрывать от меня, допустим, бытовую сторону жизни, и что позволит мне развиваться дальше в своих профессиональных качествах. Ну когда-то был инженером-сметчиком, да, теперь священник. Наличие тыла позволяет работать дальше вовне, с людьми. То есть если бы у меня дома было огромное количество проблем, которые я должен был решать вместо матери – болезни детей, там их образование, вопросы ну бытового характера, которые она сама не смогла бы покрыть, – мне пришлось бы уйти со всей внешней деятельности и заниматься домом. Потому что да, с одной стороны, я давал клятву о том, что всю свою там жизнь я посвящаю Церкви, с другой стороны, когда-то я давал клятву Церкви, что всю свою жизнь будут посвящать семье – жене, супруге, да, перед алтарем, в таинстве венчания. И очень здорово, что она действительно выполняет то, что должна на самом деле выполнять любая женщина, при этом не тяготясь этим. И я, насколько могу, помогаю.

А. Ананьев

– У нас в гостях настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области, молодой священник Владислав Береговой. В студии Алла Митрофанова и Александр Ананьев. И прежде, чем я задам следующий вопрос, хочу спросить вас вот о чем, отец Владислав: как бы вы определили для себя и для своей семьи, что такое успех?

Иерей Владислав

– Ну по собственному опыту – может быть, у классиков в мировой литературе есть какие-то свои определения, но для меня это возможность реализовать все то, к чему ты стремишься. В полноте. Вот все твои мечты, все твои стремления, самое главное самого себя. Вот у меня есть статус священника, да, – это не просто какая-то работа, я к этому шел, я видел в этом свое призвание. И в моменты сомнения я понимал, что не могли сложиться обстоятельства так, если бы не было призвания действительно Господа ко мне. Я же вас избрал, говорит Спаситель ученикам Своим. Я вот очень хотел нащупать, с одной стороны, свое личное желание, да, и голос Бога ко мне через обстоятельства какие-то, ко мне гласящие. И... о чем мы?

А. Ананьев

– Об успехе. Мне очень важно, чтобы вы дали вот это вот определение самому слову, поскольку я чувствую, что в XXI веке мы, не мы вернее, а вот понятие успеха, оно трансформировалось во что-то, что выражается там трехзначными суммами, брендами, логотипами, но никак не смыслами.

Иерей Владислав

– Когда ты насладишься всеми брендами, логотипами и каким-то там нулями, все равно ты окажешься наедине с самим собой и ты увидишь, что дом твой пуст и построен на песке. И можно быть богатым человеком, состоятельным, и при этом совершенно унылым, грустным и несчастным. И ты просто пытаешься еще больше найти развлечений и удовольствий, чтобы закрыть вот эту пустоту, вот это уныние. Тебе не к чему больше стремиться. Ты хотел шесть нулей – ты получил шесть нулей или девять, сколько-нибудь, и понял, что это хорошо, ну очень здорово, когда есть средства. Плохо, когда ты ими не делишься, плохо, когда ты не нашел других смыслов, когда ты думал только о внешнем, при этом не заботясь о своей душе. Бог что, запрещает богатство? Нет. Он говорит только: течет богатство – не прилепляй сердце. Вот что не надейся там на князи, на сыны человеческие, да. Не заботься, не терзайся душой – в этом контексте, да, о том, что ты там что-то потерял или не приобрел. Поэтому есть средства – ну слава Богу. Но при этом ты еще должен думать о душе, должен думать о том, что ты есть, кто ты есть – действительно о смысле. А то получается классический образ: человек копает, и ты подходишь, делает какое-то большое дело, пот с лица смахивает. Что делаешь? – Копаю. – А зачем? – Не знаю. Да, вот так получается, мы все время что-то копаем, что-то делаем. А зачем, в конечном итоге, что дальше? Не знаю, там посмотрим. Это очень грустная история. Поэтому повторюсь: вот успех – это сама этимология этого слова говорит, что ты куда-то идешь и тебе кто-то помогает, поспешествует, у тебя рядом кто-то есть. Если рядом с тобой Бога нет, то идти некуда, то ты в темноте идешь, слепой ведет слепого. И когда есть рядом супруга и дети, и поддерживающие тебя родные, то есть в этом на самом деле обретается счастье. Семья – Бог – ты. Все, иди к успеху. Самый главный успех для христианина все-таки попасть в Царство Божие, если уж на то пошло.

А. Митрофанова

– Успех от слова и «успеть» тоже, да, успеть реализовать свои таланты, о которых вы сказали, по-моему, очень точно вы все перечислили. Но вы же, наверное, отец Владислав, будучи счастливым таким человеком, с тем раскладом семьи, который и вам органичен, и вашей супруге тоже, и слава Богу, что это так. Наверное, сталкиваетесь и с другими семьями тоже. Для вашей жены, Екатерины, она сама нам признавалась, потом, когда программа выйдет в эфир, я думаю, зрители, может быть, это увидят, что она это человек, который себя называет интровертом. Ей как раз комфортно, когда вы в большом мире прокладываете дорогу, а она занимается детьми, домом и она счастлива. Есть женщины, для которых ну вот точно так же, как и для мужчин, реализация во внешнем мире очень важна. И для них счастье – вот успеть и там тоже реализоваться... Не надо так на меня показывать.

А. Ананьев

– Я не вижу в этом ничего дурного.

Иерей Владислав

– Я вспоминаю свою куму – она поэт, знаток немецкого языка, преподаватель. Первый ребенок, второй ребенок, третий ребенок – в общем, когда уже муж понял, что пора вызывать уже не психолога, а психиатра (надеюсь, она меня не слушает), он сделал все возможное, чтобы она пошла на работу. То есть няньки, репетиторы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, репетиторство и так далее – все, человек успокоился, семья вошла в свой нормальный режим. Поэтому в тех семьях, где жена хочет себя реализовать – что она, зря получала пять высших образований и учила семьдесят четыре языка? Нет, конечно. Если она вот вся вовне, если она понимает, что дома она поможет там двоим-троим, а если выйдет в мир, она поможет там трестам тысячам – ее это гложет, конечно же, да. Поэтому мужчина в данном случае обязан дать возможность реализовать все ее таланты. Да, это будет накладно. Пусть ее вся зарплата и твоя зарплата будет уходить там на нянек, репетиторов или еще на что-нибудь. Но во всяком случае ты не сломаешь психику человека.

А. Митрофанова

– Ах, и опять же...

Иерей Владислав

– Не плакать, да?

А. Митрофанова

– Нет, все в порядке. У нас -то как раз в это смысле все тоже очень гармонично по-своему. Не так как у вас, да, но слава Богу.

Иерей Владислав

– А все же семьи разные. Нет общих рецептов.

А. Митрофанова

– Да, и счастливы тоже по-разному. Я вот как-то, не знаю, простите меня, Лев Николаевич Толстой, но где вы, где я, понятно, мы несопоставимые по масштабу фигуры...

Иерей Владислав

– Напрасно. Вы на православном радио, у него даже креста на могилке нету. Так что даже еще непонятно, кто в лучшем состоянии.

А. Митрофанова

– Оставим, да, это в стороне, пусть у него все будет хорошо. Просто, понимаете как, вот сейчас опять же, если представить себе ситуацию ограниченности наших передвижений и снижения социальной активности, мне кажется, такие семьи как ваша, подготовлены к таким ситуациям гораздо лучше, чем...

Иерей Владислав

– Ой-ой, как просто. Мы в бронепоезде.

А. Митрофанова

– Да.

А. Ананьев

– А мы все, вот жители большого города...

А. Митрофанова

– На горящем острове.

А. Ананьев

– Обители этих Пресни, прочих Мневников, мы ощущаем себя, что мы будто бы оказались в маленьком Мосальске.

Иерей Владислав

– Очень маленьком.    

А. Ананьев

– Где в кино не пойдешь, в театр не пойдешь, на выставку не пойдешь. В метро лишний раз не прокатишься, в супермаркет не поедешь.

Иерей Владислав

– Страшно.

А. Ананьев

– При         этом у тебя нет огорода даже, где время провести. Есть герань на подоконнике, которую ты можешь возделывать какое-то время, но тоже без особых...

Иерей Владислав

– Если она не засохла за зиму.

А. Митрофанова

– Нет, кстати говоря, у Александр Владимирович, если кто не в курсе, ботанический сад на подоконниках. Имеется два подоконника, и вот оба подоконника, которые в наличие, они заняты растениями. Апельсиновые деревья, которые там скоро, по-моему, уже потолок пробьют...

Иерей Владислав

– Здорово.

А. Митрофанова

– Выращенные вот этими руками из апельсиновых косточек. Фантастические гибискусы, цветущие красными и чайными розами, и радующие нас неимоверно, пальма огромного размера ну и так далее. Это вот по мелочи там еще много всего, и все эти растения совершенно удивительны. И тем не менее все равно, время от времени, да...

Иерей Владислав

– Ну человек, вышедший из рая, он везде хочет видеть рай. Он насаживает рай или у себя в коммуналке, или в однокомнатной квартире, или уже на огороде. В конце концов на подоконнике. Мы стремимся к этой зелени, к этой природе. Хочу все-таки еще напомнить, что рай и Царство Божие немножко разные понятия. А то мы часто их путаем.

А. Митрофанова

– Да, кстати говоря. Можно об этом отдельно поговорить как-нибудь. А вот понимаете, даже такие отдушины как, не знаю там, домашние цветы или какие-то хобби, и прочее, зачастую не спасают людей, не привыкших так много времени проводить в четырех стенах друг с другом, от острых переживаний по поводу замкнутости пространства, нехватки места для себя, нехватки покоя, что тебя все время кто-то дергает и так далее.

Иерей Владислав

– Ну это же так хорошо. Человек же бежит от себя постоянно. Все эти театры, кинотеатры, к людям, в общение за бутылкой пива или еще за чего-нибудь мы бежим в первую очередь от себя, чтобы не оказаться в тишине наедине с собой, чтобы не пришли какие-нибудь мысли на тему: слушайте, а в этой ситуации был неправ. А в чем смысл вообще всех моих поступков? А почему я здесь работаю, в конце концов? А вот тут что ли вот год назад как-то с женой нехорошо себя повел... Знаете, в тишине совесть пробуждается, в тишине молиться хочется. Или что-то вот чего-то хочется, но не понимаешь чего. То есть душа наконец-то видит, что есть возможность через совесть пробиться к тебе, к твоему сознанию, начинает тебя дергать. И тебе нехорошо, тогда ты пытаешься чем-нибудь заглушить этот шум совести – телевизором, наушниками, чем-нибудь еще. Поэтому сейчас время молитвы, время чтения Писания. Время знакомства с семьей в конце концов – поиграть с детьми в шахматы, в нарды, в какие-нибудь настольные игры.

А. Ананьев

– Нет-нет, я слушаю вас. Я просто понимаю, что вы сейчас говорите какие-то очень важные вещи. Почему нас пугает тишина? Ведь только в тишине, не во внешней даже, не столько во внешней, сколько во внутренней мы можем услышать голос Бога. Но при этом тишина нас почему-то пугает. Я очень хорошо помню ощущение с детства. Был дома один телевизор, когда я был совсем маленький, это были 80-е, и он еще издавал такой высокочастотный писк, когда работал, его было слышно через все стены. И для меня было почему-то успокоительно, когда этот писк был, и я так за стенкой лежал и слышал: ага, хорошо, родители смотрят телевизор, все хорошо.

Иерей Владислав

– Зайдите в комнату к пенсионерам – у них же телевизор не выключается.

А. Ананьев

– Да, когда этот писк выключался – ну это было чем-то, знаете, похоже на какую-то маленькую смерть, что – раз, а тебе же страшно, ты остаешься один, без этого шума.

Иерей Владислав

– Но детский страх немножко другой, да, он действительно инфернальный немножечко. Дети много всего надумывают, и у них куча монстров в шкафу и под кроватью.

А. Ананьев

– Думаете, взрослые какие-то иначе воспринимают тишину?

Иерей Владислав

– Вот самый главный монстр – это ты сам. И ты не хочешь, чтобы тебе кто-нибудь это напоминал, а уж тем более ты сам. А совесть напоминает. Она в тишине проявляется.

А. Митрофанова

– Поэтому так трудно бывает нам друг с другом, когда мы оказывается долгое время еще и вместе с детьми в замкнутом пространстве.

Иерей Владислав

– Да, поэтому мужчины уходят в работу с головой. То есть они вообще готовы были бы домой и не приходить на самом деле, ночевать на тех работах. Потому что тебе проще заниматься любимым делом, чем сейчас там помочь подгузники поменять, или посидеть с ребенком, или просто послушать, как жена там переживает по поводу каких-нибудь современных вызовов общества.

А. Митрофанова

– Как написал в своем замечательном романе «Чума» Альбер Камю, дословно не процитирую, но мысль именно такая, она принадлежит человеку, персонажу, который во время эпидемии чумы включился в активную социальную деятельность и наконец-то почувствовал себя нужным, полезным, перестал выносить себе ложкой мозг: а что я делаю в этой жизни? И он сказал: если бы в жизни все было так просто, как борьба с чумой. В данном случае атом был использован в мирных целях – он действительно многим людям успел помочь. Но иногда за этим многоделанием скрывается вот то самое бегство от себя, о котором вы говорите.

Иерей Владислав

– От семьи.

А. Митрофанова

– И да, если бы в жизни все было так просто, как борьба с чумой. Вот, пожалуй, что и в этом ракурсе тоже можно посмотреть на нынешнюю ситуацию, когда каждый из нас предоставлен, ну у каждого из нас есть возможность заглянуть в себя. И мы там встречаемся с такими существами, монстрами, которых не хотелось бы, наверное, видеть.

Иерей Владислав

– Надо с Богом там встретиться. Откройте Псалтирь хоть в конце концов там, утренние и вечерние молитвочки, Часослов, Евангелие, толкование на что-нибудь. В конце концов радио «Вера» послушать.

А. Ананьев

– Как я рад, что вы это сказали, отец Владислав. Потому что во второй половине программы я хочу поговорить именно об этом. А именно об одной из ваших публикаций из аккаунта «Скорая духовная помощь» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), который вы так успешно ведете. Мы вернемся сюда ровно через минуту, не отходите далеко.

А. Ананьев

– И вновь в студию радио «Вера» возвращаются ведущие. Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

– Александр Ананьев.

А. Ананьев

– И наш замечательный собеседник, настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области, молодой священник Владислав Береговой, который сегодня вот в Москве, несмотря на все те препоны и ограничения... Нет никаких ограничений пока на перемещения между городами и областями?

Иерей Владислав

– Я слышал, что с какого-то небольшого города нескольких бабушек не впустили на автобусе в Москву, ввиду их преклонного возраста – как бы чего не случилось.

А. Митрофанова

– Ну это резонно.

А. Ананьев

– Будем надеяться, что это исключительно люди руководствовались заботой об этих пожилых прекрасных женщинах. 50 тысяч, даже свыше 50 тысяч человек подписаны на аккаунт отца Владислава в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Аккаунт называется «Скорая духовная помощь», вы его ведете чуть больше двух лет. А как это начиналось и почему вы этим занялись?

Иерей Владислав

– Уже неоднократно об этом говорил, мне всегда приятно о себе поговорить, повторю еще раз. Через несколько лет жизни вот в небольшом городке мне крайне сложно стало осуществлять свою миссионерскую деятельность, ввиду того что кого можно было охватить, я уже охватил.

А. Ананьев

– Все сорок человек.

Иерей Владислав

– Да. В воскресную школу вот ходило у меня в то время для взрослых 5–10 человек, и одни и те же, как правило. В принципе за год я их обучил уже всему, чему можно было, и понял, что у меня острая нехватка новых людей. Потому что опыт-то есть миссионерской проповеди.

А. Ананьев

– Вот я хочу на этом, кстати, сделать небольшой акцент, отец Владислав. В этом смысле, и я это подчеркивал, вот когда мы встречались в Мосальске, этот городок является Россией в миниатюре. Хотите получить хотя бы ну более или менее точное представление, какой процент населения России ходит в церковь там, ходит в воскресную школу, имеет духовника, регулярно причащается – зайдите в Мосальск в воскресенье в храм. Четыре тысячи человек, четыре храма, по-моему, там у вас...

Иерей Владислав

– Ну по факту да, но в воскресный день служат в трех. У нас еще в шести километрах есть монастырек.

А. Ананьев

– И в каждом ну порядка 30–40 человек.

Иерей Владислав

– Да, не больше.

А. Ананьев

– Не больше.

А. Митрофанова

– И по одному батюшке на каждый храм.

Иерей Владислав

– Ну в нашем храме служат трое. Во втором храме нашего города служит один и еще один служит вот в монастыречке рядышком.

А. Ананьев

– Ну делайте, дорогие слушатели, сами выводы из этой статистики. Я свои выводы делаю, и я вижу свои задачи в этой связи. А вот теперь возвращаемся к вам, отец Владислав. Итак, сорок человек перед вами в храме...

Иерей Владислав

– Я ищу выходы, где говорить. Потому что я уже заикаться начал, я уже ввиду молчания постоянного начинаю забывать слова, уже не говоря о каких-то догматических положениях. Начал к детям ходить, там преподавать. Но хотелось все-таки со взрослыми большего общения. Есть у нас в интернете один такой интересный проект – это «Батюшка-онлайн». И я начал стучаться туда: там, люди добрые, не надо ли вам поотвечать на ваши вопросы в комментариях – там раз попытался, два попытался. С какой-то попытки меня увидели и услышали, но только тогда, когда у меня появился уже свой аккаунт в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). И в других соцсетях, но это основная. Я плохой писатель, то есть я больше как бы говорить люблю. И помню первый эфир, когда уже появилось 500 человек подписчиков худо-бедно, там целый месяц по семь часов в интернете сидел, пытался понять, как это работает. Включил на одном из занятий нашей воскресной школы: три человека сидит, и смотрю – в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) там еще человек шесть смотрит. Думаю: ух ты, здорово! Я был счастлив, да, то есть получается, в два раза больше людей, чем у меня сейчас конкретно сидит. И живым рассказал, и виртуальным рассказал, ну было здорово. И потихонечку ежедневными эфирами я понял, что существует колоссальная потребность у православного населения, которое в храм ходит или не ходит, ну особенно у тех, которые ходят, но поговорить со священником не могут, потому что боятся или те убегают от них на требы или на какие-то другие послушания. Существует невероятная ответственность, то есть можно там пять часов проводить эфир, и все равно все эти пять часов вот на сегодняшний день будут тебя в течение часа одновременно смотреть там 500–600 человек.

А. Ананьев

– И вот в одной из публикаций в этом Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации), который называется «Скорая духовная помощь» – кстати, авторское название ваше.

Иерей Владислав

– Да. я сам придумал, но мне кажется, где-то оно еще могло фигурировать. Но однозначно на тот момент не было.

А. Ананьев

– Да, мы обнаружили с Аллой Сергеевной публикацию, которая собственно и натолкнула нас на идею поговорить о семейной жизни в условиях вот этого вот замкнутого образа жизни, в условиях ограниченного социального общения, когда много что надо успеть, но не на все хватает времени, и самое главное, сил и нервов. Откуда что брать? «В Священном Писании, – пишете вы, – сказано: во всем, что он ни делает, успеет. Чем больше времени будете вы уделять молитве, – делаете вы довольно неожиданный, на мой взгляд, вывод, – тем больше времени будет оставаться на все остальное. Занятость, а вернее загнанность современного человека происходит во многом от того, что он мало молится». И вот мы сейчас рисуем себе вот такую картину, которая знакома практически каждому: молодая женщина, трое детей. Она в момент так называемый, когда включили этот момент удаленки, понимает, что все трое учатся в разных классах – один во втором, другой в третьем, третий в девятом, у всех...

Иерей Владислав

– Родительские собрания, родительские чатики.

А. Ананьев

– Так нет, детей тоже на удаленку отправили. У всех троих разное домашнее задание, и она понимает, что она даже не представляла себе степень неуспеваемости своих детей. При этом у каждого из детей свои смартфоны, и на каждом смартфоне свои компьютерные игры. При этом выясняется, что в гардеробной давно никто ничего не разбирал, плита грязная, духовка грязная, а надо где-то купить гречи и туалетной бумаги, а непонятно, где ее покупать. И в итоге ничего не успеваешь. И вы...

Иерей Владислав

– Ну у вас это какой-то самый безнадежный вариант. У нас же тоже трое детей и та же самая ситуация. У нас старший по гардеробу, допустим, старший сын – ему 13 лет, гардероб за ним. Это его зона ответственности. И если грязно там, то...

А. Митрофанова

– То?

Иерей Владислав

– Петя, was ist das? – У меня уроки. Теперь уроков нету, да, теперь сидит и разбирает одежечку.

А. Митрофанова

– А вы отцовским авторитетом сподвигаете его?

Иерей Владислав

– Тут материнского хватает. У нас как: у нас сначала мама, потом, если маму не слушают, у нас там бабушка включается. Но если уже бабушку не слушают, то послушай Церкви, скажи Церкви, и будет как язычник и мытарь. Ну тогда уже я там присоединяюсь: что случилось, да? Ну что такое? Давай помогу. Тут сразу (не знаю, почему так девушки не могут – ну ввиду того, что времени не хватает, и вообще как бы не бабушкино это и не мамино занятие лаги разбирать) ну когда папа начинает помогать – о, все, папа на десять процентов помог, а на ребенок на девяносто уже сам включается. То есть важно любое занятие превратить в игру. Вот это принципиальная такая ситуация.

А. Митрофанова

– А как вы это делаете? Можно на конкретном примере? Вот с разборкой шкафа, например. Ситуация, когда мама сказала, ребенок услышал и пошел делать – и это ситуация такая, с каким-то очень хорошим, оптимистичным и очень правильным раскладом. Я понимаю, вы говорите с позиции вашего опыта. Но у вас и семья прекрасная, такая исключительная.

Иерей Владислав

– У нас через раз так бывает.

А. Митрофанова

– А, все-таки через раз.

Иерей Владислав

– Ну конечно.

А. Митрофанова

– Ну то есть бывает там: что не буду, достали...

Иерей Владислав

– Ну это как уроки – просто не хочется.

А. Митрофанова

– Вот это вот все бывает?

Иерей Владислав

– Ну нет, вот в такой форме нет. Там «достали, оставьте меня в покое» – ну, наверное, нет. А попытка красиво уйти от занятий – там у меня голова болит, или у меня уроки, или у меня там с музыкой надо заняться – то есть сразу вдруг вспоминается много недоделанных дел. А пошли, в шахматы поиграем – о, хорошо, бегу. – После уборки гардероба, раз у тебя время есть.

А. Митрофанова

– А вот как. Как вариант.

Иерей Владислав

– Нет, на самом деле просто подключаешься, начинаешь вместе, все. Потом на какой-то момент тихонечко сливаешься, а ребенок уже заканчивает сам. То же самое с уборкой игрушек. То есть превращаем это: то есть, допустим, все это злые, плохие, да, давайте, вот территорию надо расчистить там от какого-то ужасного вируса, иначе все игрушки погибнут. Все, начинаем, работаем, боремся. Все собираем, собираем – ура, мы победили! Тут любое самое нудное занятие нужно превращать в какую-то игру.

А. Ананьев

– Прекрасный совет. Алла Сергеевна, я знаю теперь, как нам разобрать стеллаж.

А. Митрофанова

– Во что поиграем.

Иерей Владислав

– В коронавирус, да.

А. Митрофанова

– Отец Владислав, я так понимаю, что Екатерина, ваша супруга, она все-таки чаще этими вопросами занимается, чем вы.

Иерей Владислав

– Да, поэтому мне намного проще сохранять хладнокровие, и спокойствие, и любовь ко всем, чем, конечно, ей. Потому что меня слушаются с первого раза, но после того, как ее не послушались с седьмого.

А. Митрофанова

– Но тем не менее у вас, и опять же подчеркиваю, семья готова была бы, если бы у вас, к примеру, в Мосальске ввели бы такой же ну режим...

Иерей Владислав

– Ввели, ввели, нам запрещено из дому даже выходить. Если увидят где-нибудь ребенка с родителями или без на улице, то я уж не знаю, чем они там пригрозили, но детей на улице уже нет.

А. Митрофанова

– А, уже детей нет.

Иерей Владислав

– Да, запрещено, нигде. Поэтому ну что, вот наконец-то за пять лет наш участок пригодился, на мой взгляд. Я бы, конечно, там бетоном бы все закатал с первого дня, потому что косить траву каждую неделю там по четыре часа или больше, это сложно. Но теперь наконец-то участок пригодился, они могут там погулять. Сегодня, говорят, какое-то чучело поставили, Петька там из лука стреляет в него, а Феврония снимает это все на телефон.

А. Митрофанова

– И выкладывает в Инстаграм (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).

Иерей Владислав

– Нет-нет, мы как раз это, тут у нас сапожник без сапог. Я понимаю, насколько деструктивная штука все эти соцсети. Мы прививаем недоверие у детей к этим соцсетям. Не запрещаем, но прививаем.

А. Митрофанова

– А как вы это делаете?

Иерей Владислав

– Ну говорим о тех проблемах...

А. Ананьев

– Опасностях.

Иерей Владислав

– Да, и опасностях, которые ждут ребенка на этом поприще. А главное, говорим о бесполезности. То есть я, как вы знаете, практик. Собственно, для меня главный аргумент: слушай, вот то время, которое ты потратишь, уйдет ни на что, а за это время лучше с тобой в шахматы поиграем в конце концов.

А. Ананьев

– Как же так вышло, что ребята занимаются чучелом, хотя сейчас самая посевная? Вот сейчас можно замачивать семена на огурцы, на помидоры, можно укроп уже понемножку сажать.

Иерей Владислав

– Мы все-таки киевляне, нам тяжело перестроиться на посевную работу. Благо, теща у нас уже пришла в тот возраст, когда одно из... как, уже не помню, Диккенс или кто говорил, что одна из самых высоких женских радостей, когда ты там убиваешь чужую курицу у себя на огороде. Сначала, первое – это влюбленность, второе там – это дети, а третье – это увидеть, что чужая курица на огороде. Она же клубнику вытаптывает. Так что у нас главный огородник это, слава Богу, теща. И многая ей и благая лета, что тут сказать. Она все на себя это берет.

А. Митрофанова

– Отец Владислав, а как бы вы все-таки посоветовали посмотреть на ситуацию тем семьям, которые не так как вы готовы к самоизолированности?

Иерей Владислав

– К апокалипсису.

А. Митрофанова

– Не будем нагнетать обстановку, за нас это делают соцсети. Ну вот прямо действительно сложная ситуация. Я помню, открыла в какой-то момент, в начале еще всей этой истории, чат, где переписываются мои одногруппники, однокурсники по институту. Понимаете, мы довольно давно все институт закончили, у всех уже свои семьи, дети и так далее. И люди делятся друг с другом ужасом...

Иерей Владислав

– «А я женат, оказывается, у меня есть дети».

А. Митрофанова

– Дней, пережитых в замкнутом пространстве вместо друг с другом. И всем все хором сочувствуют однокурснице, которая живет сейчас в Италии, которая в Ломбардии конкретно, которая уже три недели к тому моменту жила с тремя детьми.

Иерей Владислав

– Я думаю: зачем ты женился, если тебе неуютно в одном помещении с супругой? Вот я в ее присутствии эфиры веду и на вопросы отвечаю, и с документами работаю, и с людьми общаюсь. И мы с ней одно целое. Вот в онтологическом плане, в духовном. Почему мне с ней не должно быть уютно, когда это моя вторая воловина? Вот это я, это я только вот в другой ипостаси. Как есть такой термин: ипостасирование там друг друга в супружестве.

А. Митрофанова

– А в какой момент тогда что-то могло пойти не так? Вот я пытаюсь понять.

Иерей Владислав

– Вот мне тоже интересно. А что не так? Что не так – вот быть рядом с любимым человеком?

А. Ананьев

– Я рад, что вы спросили.

Иерей Владислав

– И знаете, меня еще тоже удивляет. Тебя на удаленку отправили. А ты не хочешь работать вот с восьми до восьми? Тебя, студент, отправили учиться. А ты не хочешь вот сейчас не друг на друга там смотреть, а заниматься тем, чем ты занимался сейчас на работе, на учебе, только дома.

А. Митрофанова

– Так невозможно, все время кто-то отвлекает у тебя на макушке.

А. Ананьев

– Нет, нет. Отец Владислав прав в том смысле, что вот в такие моменты мы начинаем видеть то, как оно есть на самом деле. Если мы едем с утра на работу, на работе с кем-нибудь поболтаем, попьем кофе, немножко поработаем, потом обедать, потом сделаем вид, что...

А. Митрофанова

– Это где ты видел такую работу? Интересно.

А. Ананьев

– О, слушай...

А. Митрофанова

– Можно мне туда? Я тоже так хочу.

А. Ананьев

– КПД 10% – это еще при наилучшем раскладе. А если выбросить всю эту социальную и околосоциальную суету и безделье, которые тебе якобы ты тут вынужден сидеть в метро, ничего не делать, но на самом деле ты просто получаешь удовольствие от того, что ты ничего не делаешь. Дома ты отчетливо понимаешь, что твой КПД 10%, и даже 15% – тебе становится жутко мучительно. А вот по поводу того, откуда берется это ощущение, отец Владислав, у меня есть ответ, и я его сейчас дам.

А. Ананьев

– Вы слушаете «Семейный час» на радио «Вера». У нас в гостях настоятель храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области, руководитель молодежного отдела Песоченской епархии, молодой священник Владислав Береговой. Откуда может взяться вот это вот негативное ощущение? Очень просто. Каждый психолог вам скажет: у человека должно быть личное пространство.

Иерей Владислав

– Да.

А. Ананьев

– Это очень важно. Когда мы оказываемся в замкнутом пространстве, мы лишаемся вот этой вот прайм-зон, мы же не можем на кухне поставить пограничников...

Иерей Владислав

– А еще знаете, в чем проблема. Мы же вот это прайм-зон наполняем ерундой.

А. Ананьев

– Неважно, неважно. Это наше личное дело.

Иерей Владислав

– В том-то и дело. Ты же говоришь: я на работе работаю, а ты котики лайкаешь. А так получается, ты теперь на виду, и ты не можешь бездельничать. А ты хочешь бездельничать. Тебя раздражает жена, которая смотрит на то, что ты бездельничаешь, а не работаешь. Потому что она удивляется: боже мой, а чем это ты занимаешься?

А. Ананьев

– Я могу сидеть, держать в руках свои носки и смотреть в одну точку – это мое дело.

Иерей Владислав

– Да, поэтому у нас с супругой любимое время, это когда уже все дети улеглись спать. Ну, что ни говори, то есть это наше личное время, наше личное пространство.

А. Митрофанова

– Опять вы говорите не ваше, а «наше».

Иерей Владислав

– Да, я не понимаю, как можно...

А. Митрофанова

– То есть вы вместе с Екатериной в эти моменты. Ну вот вы не понимаете, как может быть...

Иерей Владислав

– Ну я представляю, да, что это, в общем-то, типичная ситуация. Но нам действительно хорошо там даже просто сидеть в телефонах друг рядом с другом. А если еще фильм какой-то совместно посмотреть – ну это уже вообще замечательно. Но это редкость на самом деле. Знаете, я еще хотел бы вернуться к тому, с чего мы начали, к молитве. А то мы как-то ушли с этого момента.

А. Ананьев

– Вот да, это очень важно. Потому что ваше утверждение, оно показалось мне парадоксальным. У вас нет времени, у вас вечное ощущение, что вы ничего не успеваете? Оставьте все дела, говорит отец Владислав, возьмите молитвослов и молитесь.

Иерей Владислав

– А тем, кто говорят «нет времени», я говорю: надеваем наушнички и слушаем. То же самое утреннее и вечернее правило, то же самое Евангелие, тех же там отцов, то же радио «Вера» или другие православные телеканалы. Есть же у нас огромное количество свободного времени, которое мы не используем. Сейчас, слава Богу, техника, аппаратура позволяет нам и что-то делать монотонное по дому и духовно совершенствоваться. Да, то есть это будет хуже там, чем когда ты сам молишься. Но все равно лучше послушать какой-нибудь канон Иисусу Сладчайшему, чем современного какого-то исполнителя.

А. Ананьев

– Вот я сейчас, признаться, удивлен, отец Владислав. Потому что все-таки я как неофит, человек, крестившийся буквально пару лет назад, отдаю себе отчет в двух вещах. Во-первых, я непростительно мало времени уделяю молитве, а во-вторых, молитва – это труд. И в общем-то, то что я мало времени уделяю молитвен – это не недостаток времени, отнюдь. Это моя лень. Мне трудно заставить себя.

Иерей Владислав

– Да хотя бы помнить о Боге. Уже этого будет достаточно. Помнить о Его присутствии с тобой.

А. Ананьев

– Нет, вот именно молитва. Мне очень важно, чтобы мы проговорили этот момент. Откуда, вот как это молитва так на нас действует, что у нас появляется больше времени?

А. Митрофанова

– И что мы начинаем под другим углом смотреть друг на друга.

Иерей Владислав

– Вот прямо с языка сняли.

А. Ананьев

– Или, может быть, у нас другое восприятие появляется? Или, может быть, реально это что-то из разряда чудесного, когда вот ты, отдав время на молитву, получаешь сторицей это время обратно?

Иерей Владислав

– Да, мы же постоянно у Бога просим помощи в чем-нибудь, но не даем возможность Ему действовать в нашей жизни. Мы свободные люди. Свободных людей, созданных по образу Божиему, невозможно принудить к добродетели, невозможно принудить к принятию благих даров от Бога. То есть необходимо, чтобы ты дал возможность Богу действовать в твоей жизни. Как эта возможность открывается, какими дверями? Молитвой. «Без Мене не можете творити ничесоже», – говорит Господь. Ни памперсы поменять, ни мужу улыбнуться перед тем, как он на работу уйдет. Ничего. Соответственно, когда ты начинаешь хоть как-нибудь молиться – не обязательно огромное правило прочитать там от корки до корки, просто вот от сердца скажи там несколько слов – там «Отче наш», «Царю Небесный», там какие-нибудь молитвы Ангелу Хранителю, славословие какое-то, обращение к Богу, там Амвросия Медиоланского, допустим, или молитву Оптинских старцев. Великолепная молитва святителя Филарета Дроздова. Хотя бы вот эти молитвы знать, читать, с душой произносить, пронося их через сердце и ум. То есть это будет настоящая молитва, и ты открываешь Богу возможность помогать тебе в твоей земной жизни. И ты, глядишь, может, реже в аптеку зайдешь. То есть какие-то моменты просто в твоей жизни уйдут, которые тебе казались очень важными, необходимыми, а сейчас просто оказывается, что и не надо на них время тратить, ввиду отсутствия земных проблем в этом контексте.

А. Митрофанова

– А в семейных отношениях как это работает?

Иерей Владислав

– Даже не знаю, что сказать.

А. Ананьев

– А как у вас дома происходит это?

Иерей Владислав

– Понимаете, у нас как-то само собой. Как можно не любить там, не знаю, свою руку там, ногу или голову, да?

А. Митрофанова

– Ну сейчас, может быть, не о вашем личном опыте говорить...

Иерей Владислав

– То есть мне не надо молиться о том, что, Господи, помоги мне любить мою супругу, уж очень тяжко. Как бы такого вопроса не стоит. Хотя у многих моих подписчиц стоит, то есть: батюшка, как с мужем себя вести?

А. Митрофанова

– И как, и что, какие советы вы даете? Потому что понятно, в вашей личной жизни, слава Богу, все хорошо.

Иерей Владислав

– Я, как сейчас, впадаю в замешательство.

А. Ананьев

– Наш с Алечкой духовник, чудесный протоирей Игорь Фомин, сказал мне однажды вещь, которую я каждый раз вспоминаю и вспоминаю с благодарностью, хотя она довольно тревожная. Он говорит: не переживай по поводу времени – Господь даст тебе время. По поводу сил не переживай – Господь, если надо будет, даст тебе столько сил, сколько надо. То же самое касается денег, здоровья и всего-всего. А вот по поводу любви, говорит он, переживай. Потому что это уже зависит от тебя и твоей внутренней работы.

А. Ананьев

– То есть как можно любить или не любить свою руку – я не знаю. Не могу сказать, что я ее люблю, бывают руки получше, поверьте, чем моя.

Иерей Владислав

– Ну ты в любом случае ее за ненадобностью не отрезаешь.

А. Ананьев

– Да, мне трудно представить себе свою жизнь без нее.

Иерей Владислав

– Ты не можешь одну руку, да, как бы, а второй пренебрегаешь. Это часть тебя.

А. Ананьев

– Но я при этом точно знаю, что любовь к жене – это не то что ты как бы, я даже не знаю, это такой очень-очень нежный цветок, который польешь чуть больше – начнет подгнивать, польешь чуть меньше – начнет подсыхать.

А. Митрофанова

– Нет-нет, больше – он не будет подгнивать, он будет себя отлично чувствовать.

А. Ананьев

– Ой, поверь мне, с цветами, там все непросто.

Иерей Владислав

– Ну я к профессиональному ботанику.

А. Ананьев

– Надо очень осторожно. Обязательно надо прищипывать, обязательно надо правильное место, чтобы было много солнца.

Иерей Владислав

– Навоза должно быть тоже некоторое количество. Птичьего помета.

А. Ананьев

– Навоз – это вообще первое дело. Без навоза семейная жизни не в радость.

А. Митрофанова

– Без прищипывания, очевидно, мы тоже не обойдемся в какой-то момент.

А. Ананьев

– Так что здесь нужна работа. Вопрос в том, как молитва помогает эту работу проделать и помогает ли, вот в этом смысле.

Иерей Владислав

– Вообще главная задача супругов, думаю, что общее спасение. Мы идем к Богу. Если ты не идешь вместе со своей супругой к Богу, то тогда вообще непонятно, зачем брак. Собственно, многие современные люди приходят к этому выводу и никаких семейных отношений вообще не организовывают.

А. Митрофанова

– А что значит: идут к Богу?

Иерей Владислав

– Это спасаются во Христе совместно. Если ты не соблюдаешь заповеди Божии, то тебе действительно брак совсем не нужен, тебе хорошо в твоем эгоизме, эгоцентризме, в твоей «замечательной», в кавычках, одинокой жизни – не надо нести никакой ответственности и не надо задумываться о том, что делать, когда другому больно, когда другому необходима твоя помощь. Можно просто сказать: ну не сложились у нас отношения, и разбежаться. Найти себе там помоложе, поздоровее или там поинтересней. Брак христиан вот в момент какого-то кризиса – через молитву обоих супругов, особенно того, кто сейчас этот кризис там претерпевает, – оправдывается тем, что человек думает: вот какая главная моя задача? Нести любовь, счастье, заботу окружающим людям. То есть я спасаюсь через ближнего. То есть в этом человеке, которого мне сейчас дал Бог – со всеми его недостатками, со всеми его прибамбасами, вот заморочками – употребим такие слова, – он средство моего спасения. То есть я должен донести этот крест до конца. Я должен сейчас уступить, я должен сейчас свою гордыньку или свои там даже мечты какие-нибудь и представления о том, как должно было быть, вот положить на этот алтарь любви. То есть ради спокойствия, ради другого человека, там мужа или жены. То есть если Бога нет, то с какой стати я должен вот себя самого приносить в жертву? Ради каких таких ценностей? Ради любви какой-нибудь, воспетой нашими певцами, композиторами и поэтами? Да это все уже давно прошло. Ради чего? Не буду. Потому вот масса неразрешимых конфликтов, которые приводят к разводам. Мы знаем, что у нас больше шестидесяти процентов, даже венчанных, разводов по стране, а я уже молчу про невенчанную статистику. Поэтому, когда ты во Христе, когда ты молишься, когда Бог тебе помогает вот преодолеть самого себя, то есть ты в этом обретаешь и спасение, и оздоравливаешь свою собственную семью.

А. Митрофанова

– Казалось бы, все так логично. Почему же тогда так непросто бывает и в семьях у христиан преодолеть те, не знаю, непонимания, которые возникают между людьми или, знаете как, научиться разговаривать друг с другом – тоже не сразу.

Иерей Владислав

– Уметь прощения попросить и его принять – это тоже очень важно. То есть ты видишь, что поступил некрасиво, да, грубо, жестко, неправильно – ну скажи об этом: ну виноват, прости. Это очень важно. Благодарить и прощать – вот это основа основ. Благодарность и прощение, прощение и благодарность. Иначе...

А. Ананьев

– И жертвенность.

Иерей Владислав

– Ну это да, это основа.

А. Ананьев

– Это основа.

А. Митрофанова

– И радость, наверное, тоже в этой формуле любви.

Иерей Владислав

– А результатом вот жертвенности, самоотдачи будет действительно настоящая радость.

А. Ананьев

– По поводу твоего вопроса, Алла Сергеевна. Вот отец Владислав в этой своей публикации он дал, по сути, ответ: то, что мы видим и ощущаем – не исключено, что это наше субъективное, зашоренное, искаженное восприятие действительности, которая на самом деле другая. Занятость, – пишет отец Владислав (уж простите, что мы о вас так в третьем лице, но мне просто нравится, как это написано, я хочу это прямо себе на табличку выписать и дома повесить), занятость, а вернее загнанность современного человека – обращаю ваше внимание, – происходит во многом от того, что он мало молится. Загнанность – это вот та усталость, которая в тебе есть, которую ты сам воспринимаешь как какую-то занятость, какой-то график, какие-то сложные дела. На самом деле все просто: успокойся, послушай себя, обними того, кого ты любишь, попроси у него прощения. И ты поймешь, что ты просто загнан, тебе нужно просто немножко отдохнуть, и у тебя будет время на все – и на уроки с младшими, и на разбор гардероба со старшими, и на прополку укропа с тещей, и на все.

Иерей Владислав

– Вот очень важно, когда ты видишь вторую половинку уже в таком раздраженном состоянии (на тебя, в частности), действительно, если есть возможность – обнять. Нет возможности – просто сказать: ты устал сегодня сильно, что случилось? Или ты устала. Обнять, поцеловать. То есть, значит, понимает, что тебе, наверное, очень плохо, раз ты вот так себя ведешь. Это обезоружит сразу.

А. Ананьев

– Да, ну учитывайте, что в условиях вот этой вот инфекции обниматься нужно на расстоянии не менее семи метров. На этом мы заканчиваем наш «Семейный час», к огромному сожалению.

А. Митрофанова

– Это была ирония.

А. Ананьев

– Да, как всегда, отец Владислав разговор с вами доставил огромное удовольствие.

Иерей Владислав

– Спасибо. А мне – с вами.

А. Ананьев

– Да. Сегодня мы беседовали с настоятелем храма Бориса и Глеба в городе Мосальск Калужской области, молодым священником Владиславом Береговым. В студии была Алла Митрофанова...

А. Митрофанова

– Александр Ананьев.

А. Ананьев

– До следующий субботы, друзья. В семь часов вечера встретимся здесь же вновь.

А. Митрофанова

– До свидания.

Иерей Владислав

– Всех благ.

Радио ВЕРА

Последние записи

Неожиданный опыт. Наталья Сазонова

В храм я стала ходить уже подростком. И своего опыта детской веры я не получила.…

30.04.2024

Сербский выбор. Илья Муромский

Глядя на старших ребят в школе, я думал, что всё, чем они занимаются — это…

30.04.2024

Начальник тишины. Илья Муромский

Наша семья любит посещать святую обитель недалеко от Калуги. Она называется Тихонова Пустынь. Туда мы…

30.04.2024

Крестная. Екатерина Каштанова

«Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»,…

30.04.2024

Татьянин день. Татьяна Любомирская

Меня зовут Таня. У меня есть старшая сестра Катя. А еще мы обе родились в маленьком провинциальном городке на Урале. Он был основан…

30.04.2024

Баллада о голубе. Татьяна Любомирская

Однажды я случайно услышала, как моя мама разговаривает с подругой. Подруга чуть ли ни со…

30.04.2024

This website uses cookies.