
Как лентяй в столб превратился
В давние времена в одном киргизском селе был у родителей единственный сын по имени Сокбай. Ничего не умел и не хотел он делать, ничто его не интересовало.
Другие мальчики помогали родителям в хозяйстве — обхаживали коней, пасли овец, собирали хворост для очага. Лишь один Сокбай целыми днями лежал в юрте на одеялах или где-нибудь на мягкой траве. Только когда мать звала летняя к обеду, он сразу же откликался. Поест — и снова где-нибудь на бок уляжется.
Отец Сокбая, опытный табунщик, решил приучать сына к своему делу.
С трудом взобрался Сокбай на коня. Пока ехали шагом, он ещё кое как держался в седле. Но когда лошадь пошла быстрее, припал к её шее, затрясся от страха, а потом спрыгнул на землю и за ней пошёл.
Стали они на пастбище вместе коней пасти. Понадобилось отцу съездить к соседу-чабану, а Сокбаю он поручил табун стеречь. Но как только отец уехал, лентяй завернулся в отцовскую шубу и улёгся там, где стоял.
Вернулся отец, и не досчитался в многих лошадей. То ли сами сбежали, то ли украл кто-то. Стал табунщик ругать сына:
— Ничего ты не умеешь, не видишь, не слышишь — как столб каменный! Может, и лучше было бы, если бы ты вовсе окаменел!
И что же? Как только произнёс он эти слова, как не стало рядом с ним сына, а на том самом месте появился каменный столб.
— Ой-ой, неужто ты и впрямь в столб превратился? — испугался отец. — Ой, горе нам! Со-окба-ай!.. Сыночек... что же я твоей матери скажу?
Но сколько он ни звал, каменный столб не отзывался. Что же делать? Вспомнил тогда отец, что неподалеку от пастбища в горах живёт знаменитый старец-отшельник, и отправился к мудрецу за советом.
— Вот что значит неосторожное слово, — сказал старец, выслушав рассказ отца. — Теперь тебе ничего не поможет, кроме молитвы за сына. День и ночь молись, не сходя с места, чтобы его вернуть.
Вернулся табунщик к каменному столбу и стал молиться, чтобы к нему Сокбай вернулся. Не помнит он, сколько дней и ночей просил об этом Бога, но однажды утром глаза открыл — сидит рядом с ним Сокбай — живой и невредимый.
— Спасибо тебе, отец, что освободил меня, — сказал он. — Многое пришлось мне вытерпеть, когда я ни рукой, ни ногой пошевелить не мог...
С той поры перестал Сокбай лениться, самым быстрым и ловким в ауле стал. Научился он быстрее других коня запрягать, и ездить на нём как настоящий джигит, и большие табуны пасти.
Но история эта не только о лени, а ещё о силе родительского слова — и проклятия, и благословения. И о том, что молитва родителей за детей от любой беды может спасти.
(по мотивам киргизской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 229 зач., V, 8-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Когда христианские подвижники говорят о духовной жизни, нередко они используют такие выражения, как «внимай себе», «познай себя», «будь трезвенным», «бодрствуй» и другие подобные выражения. Их общий смысл заключается в том, чтобы человек постоянно совершал какой-то анализ своего внутреннего мира. Но что именно является содержанием этого анализа? Свой ответ на этот вопрос предлагает тот отрывок из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
В только что прозвучавшем отрывке апостол даёт замечательные практические рекомендации, которые каждый из нас может смело применять к своей духовной жизни. «Испытывайте, что́ благоугодно Богу, — пишет он, — и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить». Апостол Павел даёт здесь практическое определение того, что такое грех. С одной стороны, грех — это то, что делают втайне и то, о чём стыдно говорить. С другой стороны, это поступок, который не приносит плода. Для нас это может стать прекрасным критерием в оценке своего поведения.
Если у нас вдруг появляются сомнения в том, что мы сделали, необходимо спросить себя: а совершил бы я это же самое действие перед лицом своих ближних. В присутствии родных, друзей, тех, кого я уважаю и отношением с кем я дорожу. Осталась бы моя совесть спокойна? Не захотелось бы мне тотчас провалиться под землю, спрятаться, оправдаться, объясниться или, наоборот, напасть на окружающих с обвинениями?
И второй прекрасный признак того, что какие-то действия разрушают духовно — это реакция моей души и тела. Поступок греховный вытягивает из меня жизненную энергию. В момент, когда я его совершаю, я могу быть в приподнятом настроении. Я могу быть очень воодушевлён. Однако спустя некоторое время приходит откат. Я словно проваливаюсь в эмоциональную яму. Порой на меня наваливается физическая усталость. На сердце поселяется уныние, тоска и чувство изолированности от окружающих. Ничто не радует. Я становлюсь бессильным и бесплодным.
Эти состояния необходимо тщательно отслеживать. Поэтому и говорит апостол: «Испытывайте, что́ благоугодно Богу». То есть внимательно следите за собой. За тем, что происходит у вас в душе, а также за своим физическим состоянием. Бог не случайно дал нам разнообразные чувства и эмоции. Это сигналы, которые нередко предупреждают об опасности. «Что-то с тобой не так — говорят они мне. — Вот здесь ты замёрз, одень куртку и шапку. Вот здесь ты перетрудился, отдохни. Вот здесь ты соврал. А здесь ты сделал подлость. Принеси извинения, иначе будет худо».
Наша проблема в том, что часто чувства говорят нам одно, а голова совсем другое. Наше мышление искажённое. И нередко мы обманываем сами себя. А потому чтобы духовная жизнь не превратилась в самолечение, которое неизбежно приведёт в тупик, апостол даёт ещё одну принципиально важную рекомендацию: всё должно проходить проверку светом. А это означает, что для меня мало самому увидеть свой грех. Мне обязательно нужно вынести его на свет в присутствии другого человека. Обсудить с ним свой поступок. Конечно, речь идёт не о всяком встречном. Речь идёт о духовном наставнике или о простом священнике, который готов выслушать меня. Или, если нет ни того, ни другого, о товарище, который так же, как и я, старается жить духовной жизнью. Который сможет меня выслушать без осуждения и поделиться своим опытом. Как говорит об этом в своём послании апостол Иаков, «Исповедайте грехи ваши друг перед другом и молитесь друг о друге, чтобы исцелиться».
Лишь двигаясь подобным путём, вместе, а не по одиночке, мы сможем духовно расти. И за подобную искренность, честность и готовность работать над собой, Господь будет подавать нам Свою благодать. Ведь как Сам Он сказал в Евангелии, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











