Сейчас всё бегом делается: и на работу бегом, и за автобусом бегом, и на концерт бегом… А вот в храм не стоит бежать.
В храм надо идти не спеша, так чтобы ноги чувствовали знакомую дорогу по родной земле, а вихрь мыслей постепенно утихал и обращался в спокойную реку, текущую в океан, то есть к Богу.
Выйдешь на гору, и вот уже колокольня розовеет, и кресты храмов золотятся восходящим солнцем. Хорошо немного постоять, оглядеться и услышать первый удар колокола. Звук медленно тает… Чайки летят над колокольней. Вот второй удар. Потом третий. Эти начальные медленные удары будто говорят: отложите, отбросьте в сторону все суетные мысли и слушайте призыв Бога!
Теперь благовест. Можно спускаться с горы к Святым вратам монастыря. Уже не видишь ни чаек, ни облаков, ни деревьев, а ноги сами ускоряют шаг под мерные удары благовестника.
В Святых вратах застает трезвон. О! как громко и радостно! Можно помахать рукой знакомому звонарю, и он кивнет в ответ: ему же сверху видно всё!
В храме тишина. Трезвон слышен приглушенно, и не нарушает торжественной собранности перед началом Литургии…
Нет, не бегите в храм, и уж, конечно, не опаздывайте. Идите не спеша, личным Крестным ходом . только тогда душа успеет приготовиться к встрече со Христом.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Подкаст «Собрались с мыслями» об Иммануиле Канте;
— Этапы мировой философской мысли;
— Как относиться к философии Канта?
— Богословие и философия — как сочетаются?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 401
— Состояние богооставленности: зачем оно, как его пережить, и что об этом говорят святые отцы сирийской традиции?
— Потратить деньги на жертву Богу или раздать их нищим? — что об этом выборе сказано в Евангелии?
— Праздник для детей в онкоцентре Блохина: что можно сделать, чтобы порадовать их на Пасху?
— Символика традиционных пасхальных блюд: что важно знать, когда мы их готовим?
— Новый выпуск подкаста «Тет-а-тет» от журнала «Фома»: существуют ли добро и зло?
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница