«...После завтрака дошкольник Серпокрылов имел обыкновение прогуливаться по деревне. Проводив на работу своего папашу, уважаемого слесаря Серпокрылова, дошкольник надевал офицерскую фуражку, закидывал на плечо винтовку, сделанную из водопроводного железа, и выходил в дозор».
Это был голос прозаика, поэта, живописца и скульптора — Юрия Коваля. Он читал отрывок из своей знаменитой повести 1975-го года «Недопёсок» — о приключениях детёныша-песца по кличке Наполеон III, сбежавшего со зверофермы. Упомянутый дошкольник Серпокрылов — это Лёшка, спасатель и покровитель Наполеона.
Юрия Иосифовича Коваля нет на свете уже более четверти века, а количество людей, влюблённых в эту книгу — растёт. Знаю не понаслышке.
...В весенние дни 2020-го, в самом начале пандемии коронавируса, когда сердце сдавливала тревога за многое и многих, я позвонил одному своему другу-писателю с вопросом: что бы мне такого перечитать утешительного — из художественной словесности. Может, детского? «...Перечитай всехнего, — ответил совсем по-детски мой товарищ, — возьми Коваля, „Недопёска“. Хорошо, что в этой повести совсем нет взрослых».
«Но их же там полным-полно, — возразил я. — Директора школы и фермы, родители школьников, сельчане». «Ну, какие же это взрослые», — ответствовал мой друг. И смущённо напомнил слова Спасителя: «будьте как дети»... «
А я вспомнил, перечитав повесть, что поэт Арсений Тарковский называл ковалиную книгу о песце «с платиновым мехом» — «одной из лучших книг на земле». Вспомнил слова самого Коваля, что он пишет свои книги так, будто пишет их для маленького Пушкина...
Но к читателю своему Юрий Коваль в советские годы шёл трудно: после того как журнал «Новый мир» не принял его рассказы, отрекомендованные выдающимся прозаиком Юрием Домбровским, он, попросту говоря, «завязал» с литературой «взрослых»: там было тесно и душно.
А повесть о недопёске — это сказание о том, как душа тянется к свободе. Повесть о любви. О подвиге. О возрастании души. И нигде — напрямую. Только — через образ и мягкий юмор. Как и положено в настоящей детской, то есть «всехней» литературе.
«Гордый, независимый стоял Наполеон у входа в конуру. Как мантия, стелился по земле его императорский хвост, и, как символ власти, держал он в зубах мотоциклетную перчатку...
Наверное, страсть к приключениям заложена была в перчатке с детства, и хоть потрепали ее, покусали — она прожила яркую жизнь и, если б пришлось начать сначала, снова пошла бы тем же путём».
Давайте завершим нашу программу опять же — самим Юрием Ковалём. Но уже не авторским его чтением, а — тихим кухонным монологом на видеокамеру друга.
У себя в мастерской, среди полотен, скульптур и гитар, — зимою 1991-го года...
«...Я прожил, конечно, разные времена, и всегда старался оставаться художником. Но человеку важно оставаться самим собой, и в какой-то мере беречь себя... Невозможно понравиться всем, но художник должен знать про себя — одну фразу из Евангелия. Я выписал её специально, чтобы сейчас её сказать: „Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и [обратившись] не растерзали вас“.
...Как-то я вот помню это».
Это был голос чистейшего и честнейшего русского писателя — Юрия Коваля. Мы вспоминали его повесть 1975-го года — «Недопёсок».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»