
Фото: Pxhere
На перроне железнодорожной станции города Гжатска Смоленской области стояла пожилая женщина. Прохожие оглядывали её с удивлением: старая телогрейка, наброшенная поверх лёгкого цветастого халата, на ногах — домашние тапочки. Загудела электричка на Москву. Женщина не по возрасту бойко, как будто спеша, запрыгнула на подножку и исчезла в дверях поезда. Звали эту женщину Анна Тимофеевна Гагарина. И она действительно очень спешила. По радио передали, что её сын, Юрий Гагарин, полетел в космос! Бросив домашние дела, как была — в халате и тапках, Анна Тимофеевна помчалась на вокзал — в Москву, где жил Юра. Отец Юрия, Алексей Иванович, в тот день с раннего утра плотничал в колхозе. Когда кто-то из знакомых спросил, не его ли сын полетел сегодня в космос, он ответил: «Мало ли на свете Юрок Гагариных?» А когда узнал, что это действительно «его» Юрка — то пешком, не дожидаясь попутной машины, по грязи прошёл 12 километров до города. Такую реакцию родителей нетрудно понять: вот так неожиданно узнать, что сын отправился в неизведанное космическое пространство, где прежде ещё никогда не бывал человек!
Родители любили Юрия горячей, трепетной любовью. И сын отвечал им тем же. Именно из-за любви к отцу и матери Гагарин решил не сообщать им о том, что 12 апреля 1961 года он станет первым в истории человечества космонавтом. Юрию Алексеевичу не хотелось их заранее волновать. Через несколько лет, в своих воспоминаниях Гагарин напишет, что всем, чего достиг в жизни, обязан матери. А отца назовёт своим непререкаемым авторитетом, мудрым человеком, научившим его жить честно и помогать другим, как бы тяжело ни было тебе самому.
Анна Тимофеевна тоже оставила воспоминания о сыне. В её мемуарах много трогательных, очень личных моментов. Например, она пишет о том, как любила целовать маленькие пальцы на ножках новорождённого сына. Или о том, как по вечерам отец рассказывал Юре сказки. Особенно нравилась мальчику история про чудесный корабль, который мог подниматься в небо.
Любовь к сыну у Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича проявлялась по-разному. Мать была ласковой, мягкой, а отец — строгим и требовательным. Но никогда не ругался, и даже в строгости его всегда сквозила доброта. Например, когда Юра прислал родителям свою первую зарплату, Алексей Иванович ворчал: «Ишь, чего выдумал! Лучше бы себе, что необходимо, купил!» Но поступком сына остался доволен. А однажды Юрий приехал в отпуск из лётного училища в небрежно расстёгнутой гимнастёрке. Отец молча взглянул на него, и сын всё понял без слов — мгновенно застегнул пуговицы, как полагается военному.
Для миллионов людей во всём мире Юрий Гагарин был недосягаемой легендой. А для Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича он всегда оставался сыном, который нуждался в их заботе, любви, наставлениях. Когда Юрий решил вступить в брак, они дали ему мудрое родительское напутствие: женись крепко, на всю жизнь, как мы.
Родители Юрия Гагарина прожили вместе 50 лет. Они научили сына упорно трудиться, но не кичиться достижениями, быть скромным, честным и отзывчивым. Именно таким первого космонавта Земли навсегда запомнили миллионы людей.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер