
Жил-был когда-то царь, и долго не было у него детей. Но вот родила царица долгожданного сына, да такого красивого, что любо-дорого поглядеть.
Устроил царь пир на весь мир — с богато уставленными столами и музыкой, и, согласно обычаю, в честь сына, посадил в саду дерево.
Мальчик рос — и дерево росло. Вырос сынок царя в удалого доброго молодца. А дерево так вообще поднялось от земли до самого неба, так что и верхушки не видать.
Смотрел царь на это дерево и недоумевал:
— Что же это за дерево такое, не похожее на другие? Интересно бы узнать, какие у него бывают плоды?
Но никто из советников и учёных не мог ответить царю на этот вопрос. Тогда царь бросил клич по всей земле, что если кто-то сумеет взобраться на вершину того дерева и принесёт оттуда плоды, то получит хорошую награду.
Много нашлось охотников испытать свою удаль, но стоило им взобраться на дерево повыше, как у них начинала кружиться голова и они спускались вниз.
— Позволь, отец, я полезу! — стал упрашивать отца царевич. — Ты в честь меня посадил это дерево, значит, мне и разгадать его тайну.
— Даже думать не смей! — отвечал царь. — Ты мой единственный наследник, отрада и опора в старости, и мы не переживём, если с тобой что-нибудь случится.
Но юноша так настойчиво умолял отца, что тот, наконец, согласился.
Царевич велел принести ему клубок из нитей размером с мельничное колесо, и стал подниматься на дерево. Один конец нити был у него в руках, а другой он привязал к дверной ручке родительской спальни.
Всё выше и выше поднимался царевич по дереву и, наконец, поднялся на самую вершину. На верхней ветке юноша увидел золотое яблоко, его охраняла большая птица с золотым хвостом.
— Что за дивный плод? — удивился вслух царевич.
— Это яблоко бессмертия, —сказала птица человеческим голосом. — Тот, кто съест такой плод, будет жить вечно, но уже никогда не сможет ступить на землю. Выбирай!
Призадумался царевич: конечно, хорошо бы жить вечно. Но в этот момент он почувствовал, что нитка, которую он держал в руке, несколько раз дёрнулась. И юноша вспомнил слова отца, что родители не переживут, если он не вернётся и умрут от горя.
Взглянул царевич в последний раз на золотое яблоко, и начал, держась за нитку, спускаться вниз.
По крайней мере, он узнал всё, что хотел. Бессмертие можно обрести, если всё время стремиться вверх. Но при этом нужно забыть про всё земное, а на такое готов не каждый.
(по мотивам молдавской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема