Лето в Самаре неумолимо подходило к концу. И хотя до официального наступления осени оставалось ещё больше двух недель, её близость уже отчётливо ощущалась: подёрнулись лёгкой позолотой клёны, и по утрам в лужах, оставшихся после ночного дождя, плавали большие пятиконечные листья.
Самарская купчиха Мария Кондратьевна Санина зашла в дом с глубокой глиняной миской в руках. Миска была полна маленьких, со сливу, круглых яблочек. Розовобокие, они источали такой тонкий и сладкий аромат, что Марии Кондратьевне даже не пришлось звать супруга — он сам вышел, привлечённый вкусным запахом.
— Гляди, Иван Львович, поспели! — радостно улыбнулась Мария Кондратьевна. — А сладкие, как мёд!
Это был сорт, который супруги Санины сами вывели этой весной, привив мелкую, терпкую китайку к крупноплодному дереву. В результате получились фрукты, которые сегодня известны, наверное, каждому под обиходным названием «райские яблочки». Но есть у этого сорта и официальное именование — «китайка санинская» — в честь создавших его известных самарских купцов, садоводов-энтузиастов, благотворителей, народных просветителей и храмостроителей Саниных.
Иван Львович Санин вёл в Самаре бакалейную торговлю. Его просторный, светлый магазин на Вознесенской улице пользовался у горожан большой популярностью. Ещё бы: залы просторные, кругом чистота, приказчики приветливые, товар свежий, цены тут же на красивых бумажках обозначены. А главное, ни разу не было такого, чтобы в санинском магазине кого-нибудь обсчитали или обвесили!
Действительно, на этот счёт у Ивана Львовича было строго. Человек верующий, он не только не стремился обмануть с целью наживы, но готов был отдать последнее ближнему, нуждающемся в помощи. Рядом со своим магазином, на той же Вознесенской улице, Иван Львович вместе с супругой Марией Кондратьевной открыл бесплатную столовую для бедных. Санин следил, чтобы для приготовления обедов в ней использовались только свежие продукты — никаких «гнилых щей» и мёрзлой картошки. Иван Львович нередко сам наведывался туда в перерыв, и обедал из общего котла.
Каждый месяц супруги Санины рассылали деньги по сиротским приютам Самары. На этом их помощь детским благотворительным учреждениям не заканчивалась. Иван Львович был почётным членом Губернского попечительства детских приютов, поэтому всегда знал, какой из них и в чём имеет особую нужду, и обязательно помогал. Мария Кондратьевна попечительствовала Мариинскому приюту для детей павших воинов и с материнской заботой помогала всем, чем только могла.
Увлечённые селекционированием, супруги организовали в Самаре Общество садоводов, огородников и пчеловодов, а кроме того, приняли активное участие в благоустройстве общественного СтрУковского сада — одного из самых любимых мест отдыха горожан.
Тратя много денег на благотворительность, сами Санины жили крайне скромно. Небольшой дом и сад — вот и всё, что было нужно бездетным супругам. И ещё, конечно, храм — горячо верующие Санины много жертвовали на Церковь, а Иван Львович мечтал построить в Самаре собор. Он даже приступил к поискам инженера и архитектора, но исполнить задуманное ему, увы, было не суждено. В тысяча девятьсот десятом году Санин скоропостижно скончался.
Его мечту воплотила в жизнь Мария Кондратьевна. Принимая соболезнования, она заявила, что ни одной крохи из завещанного ей мужем богатства не выронит за пределы благотворительности. И слово своё сдержала.
Через два года в Самаре на деньги Марии Кондратьевны Саниной был возведён храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Кроме того, вдова купца открыла в городе ещё две бесплатные столовые для бедных и учредила сиротский приют имени Ивана Львовича Санина с пожизненным капиталом.
«Всякое древо познаётся по плоду своему», — сказал Христос в Евангелии. Яблоки у Саниных получились замечательные — их знают и любят. Но ещё более прекрасными оказались плоды их милосердия — о них до сих пор с благодарностью помнят люди.
Белые платочки. Анна Леонтьева
Рассказывали друг другу о «белых платочках» — женщинах, которые через годы безбожия пронесли христианскую веру. О том, как это было нелегко и порою опасно. Моя подруга, теперь матушка, то есть жена священника, рассказала удивительную историю о своей сестре, Галине.
Матушка с сестрой родились в семье неверующей, с суровым отцом — офицером военно-морского флота. Галина, старшая сестра, восприняла веру от своей прабабушки и бабушки. Прабабушка была раскулаченная, обедневшая дворянка, и вера ее была — как выразилась очень точно матушка — обоснованной. То есть, подкрепленной знанием Священного Писания и истории.
Мне понравилось это слово! Галина тоже обрела именно такую, «обоснованную», веру, глубоко изучала историю, богословие. Поэтому могла говорить с людьми неверующими убедительно, многих обращала, иных вытаскивала из сект. Когда домой к ней приходили комсомольцы из института — с заданием вернуть девушку на путь истинный — то, посидев и поговорив с ней в коридоре, уходили обескураженные. Не находили аргументов.
Однажды Галя пошла выручать подругу из секты кришнаитов, и главный кришнаит долго разговаривал с ней, а после сказал так: «К нам в гости пришло православие!». Большое уважение чувствуется в этой фразе. Жертву секты отпустили.
А вот отец не принимал ничего православного, наказывал Галю за походы в церковь, поэтому будущая матушка и ее старшая сестра ходили в церковь тайно. После каждого причастия сестра старалась устроить младшей маленький праздник: погулять по парку в Москве, купить мороженое или воздушный шарик. Все это очень запомнилось будущей матушке, навсегда легло в душу, проросло живой горячей верой.
Отец говорил старшей дочери: «Покажи мне своего Бога — тогда и поверю!». Галя взяла очень мудрую тактику: рассказывала семье об истории монастырей, об их святых. Рассказы были такими захватывающими, что отец начал иногда ездить в монастыри, проверять информацию. Однажды он отправился — на экскурсию разумеется — в Киево-Печерскую Лавру. И впоследствии рассказывал вот что.
Шел он в темноте по пещерам Лавры, под темными сводами, а впереди него шла верующая женщина со свечой и прикладывалась к святыням. Отца же очень заинтересовали мощи одного святого монаха, которому было уже триста лет. Руки монаха были открыты, и видно было, что они нетленны. Отец именно этими руками заинтересовался, внимательно начал их рассматривать. И тут — по его словам — ему вдруг пришла яркая, ослепляющая мысль: «А может Бог и правда есть?». И следом за ней — другая: «Да просто наверное тут особый климат в этих пещерах, вот и сохраняется все!». С этими мыслями он догнал идущую впереди верующую женщину и начал ее расспрашивать. Много проговорили они о чудесах и подвигах подвизавшихся тут монахов, и уехал в Москву отец-офицер очень крепко задумавшись. И чудо постепенно подействовало: отец осознанно принял православие, и ушел из жизни уже твердо верующим человеком.
Еще очень запомнился рассказ матушки о том, как совсем маленькой ей и ее сестре разрешили ночевать в Троице Сергиевой Лавре, прямо на ковре, недалеко от раки с мощами преподобного Сергия Радонежского. Галина накрыла ее большим цветастым платком, и девочка заснула, а проснулась очень рано: монах тянулся над ней к лампаде, чтобы ее зажечь. «Этот монах в свете свечей показался мне огромным, под самый купол храма!» — улыбается матушка.
Сколько мужества, мудрости, терпения и любви в этих непридуманных, тонких рассказах! Обоснованная вера — спасибо за прекрасное слово, матушка! Нам всем есть к чему стремиться, ведь эти наши «белые платочки» донесли и передали свою веру нам. Живую, живую веру!
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
12 октября. О служении ближнему
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
О служении ближнему, — протоиерей Андрей Ефанов.
12 октября. О свободе во Христе
В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
О свободе во Христе, — священник Павел Гумеров.