
С утра в доме небогатого феодосийского купца-армянина Константина Айвазовского поднялся переполох. Кто-то разрисовал углём все деловые бумаги главы семейства. Искали виновника недолго. Руки младшего сына Айвазовского были перепачканы угольной крошкой. Возмущённый отец наказал малыша, не подозревая о том, что в то утро его наследник сделал свои первые шаги в искусстве.
О маленьком художнике скоро узнала вся Феодосия. Не рискуя больше рисовать дома, он расписывал заборы соседей. Горожане смывали картины, а на следующий день они появлялись снова. В конце концов на симпатичные рисунки обратил внимание градоначальник. Разглядев в мальчике талант, он отправил Ивана учиться. Сначала в гимназию, потом в петербургскую Академию художеств. Её Иван закончил с золотой медалью. А уже через пять лет двадцатисемилетний Айвазовский стал академиком.
Слава, богатство, власть совершенно не прельщали молодого живописца. И оставив Петербург, Иван уехал на родину, к Чёрному морю, без которого не мог жить. В Феодосии, прямо на берегу Айвазовский выстроил себе дом и создал в нём около шести тысяч картин. Позже критики назвали их «морской энциклопедией», а самого художника «чародеем моря».
«Чародей» жил очень скромно. Между тем ему были нужны деньги. И он – первым в России – стал устраивать персональные выставки своих работ в крупнейших городах мира. Богатым посетителям этих показов Айвазовский дарил небольшие пейзажики, которые рисовал за час-другой. Потрясённые широким жестом художника, богачи считали своим долгом купить у него дорогую картину. А деньги от этих продаж Иван Константинович - глубоко религиозный человек, жертвовал на благотворительные нужды.
Феодосии Айвазовский отдал огромную часть своего состояния. Недаром живописца называли её добрым гением и выбрали первым почётным гражданином города. В 1865 году Айвазовский открыл художественную школу и картинную галерею, которую подарил Феодосии. Иван Константинович стал попечителем двух гимназий, основателем армянской школы, публичной библиотеки и типографии. Он отреставрировал старый и построил новый армянские храмы, возвёл часовню в честь героя Кавказа генерала Котляревского. Увлёкшись раскопками и поиском предметов старины, художник выстроил Археологический музей.
Жители Феодосии постоянно испытывали нехватку питьевой воды. Айвазовский проложил в город водопровод и был счастлив, что дарит людям пятьдесят тысяч вёдер чистой воды в сутки и тем самым помогает победить инфекционные болезни. По проекту Айвазовского в городе благоустроили порт, расширили его деятельность и многие феодосийцы получили работу.
«Иметь, чтобы помогать» - говорил художник и делал, что мог для нуждающихся армян по всему миру, для жителей Одессы, Минска, Венеции, Штутгарта, для семей воинов, вдов художников, студентов, инвалидов.
Слава об Айвазовском гремела по всему миру, а он не обращал на неё никакого внимания. В его доме одинаково тепло принимали и знаменитостей и простых рыбаков. Феодосийцы хорошо помнили праздники и бесплатные обеды, которые устраивал художник. Половина городских ребятишек гордилась тем, что их крёстным отцом был автор «Девятого вала». Бедные люди часто просили Айвазовского написать прошение или жалобу. И даже самые равнодушные чиновники не оставляли без внимания эти ходатайства.
В день, когда 83-летний художник скончался, Феодосия осиротела и погрузилась в траур. Владельцы магазинов закрыли торговлю, в школах отменили занятия. Ивана Айвазовского похоронили с воинскими почестями возле церкви, где его когда-то крестили, где он венчался. А на надгробном памятнике высекли надпись, отражающую всю жизнь великого живописца и гражданина: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
6 мая. О важности воспитания молодёжи в православной вере

4 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборе во имя святых Жён-мироносиц в городе Баку.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности воспитания молодёжи в православной вере.
Церковь — это не прибежище неудачников, это не прибежище никчемных людей. Это прибежище тех людей, которые в своей жизни вдохновляются и управляются самым главным — верой в Господа и Спасителя, того, кто является действительно господином истории, в руках которого жизнь каждого человека, и человеческих обществ, и человеческих государств. Вот почему всегда с радостью совершаю воскресное богослужение. И посещая храмы, вижу, как все с каждым годом больше и больше людей приходит, причем людей разного возраста, разного положения. Другими словами, мы с вами сейчас живем в условиях наиболее благоприятных, по крайней мере, вот на моей памяти, самых благоприятных времен для того, чтобы жить по-христиански, посещать храм Божий, молиться, воспитывать своих детей и внуков. Но кому больше дано, с того больше и спросится. С моих ровесников, я думаю, мало что спросится, потому что жили в условиях тотального атеизма, государственного атеизма. А вот с нынешнего поколения родителей, дедушек и бабушек очень даже спросятся, если дети в храм не ходят, если по каким-то причинам кто-то не крестил ребенка. И ответственность родителей, дедушек, бабушек, в первую очередь должна в отношении детей касаться необходимости их воспитания в вере. Вот, пожалуйста, воспримите эти слова Патриарха не как свидетельство о каком-то там 10 или 20 деле вашей жизни, а как о самом важном деле — воспитании детей и внуков в вере православной.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О пище небесной

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную».
О пище небесной — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Люди, которые последовали за Христом, как замечает сам Спаситель, искали Его не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Господь переносит взор уверовавших в Него с земных понятий на понятия духовные. Действительно, истина проста. Земной хлеб, земная пища не могут дать человеку бессмертие. Мы все равно телом умрем. Поэтому Христос говорит, чтобы мы не заботились излишне о земном пребывании, а помнили о вечной жизни. Можно представить, что мы находимся в аэропорту и ждем свой рейс. Много ли нам нужно взять с собой в самолет? И нужно ли обустраивать место в зале ожидания, если через некоторое время покинем аэропорт? Важно думать о том, что нам пригодится в недалеком будущем. Поэтому Господь и напоминает о небесном Отечестве, о пище небесной. Он сказал: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Будем же заботиться о духовной пище, о бессмертной душе. А Христос да сохранит нас в истине и воскресит в последний день.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 мая. О распространении христианства в Грузии

Сегодня 6 мая. В этот день в 319 году Святая Равноапостольная Нина крестила царя Грузии Мириана и его сановников.
О распространении христианства в Грузии — священник Стахий Колотвин.
Западная и Восточная Грузия на протяжении многих тысячелетий развивались по-своему. Была своя различная государственность, различные племена, и в том числе различная история принятия христианства, потому что Западная Грузия была в составе Римской, позже Византийской империи, и христианство там распространялось так же, как и в других пределах Византии. Поэтому, когда равноапостольная Нина пришла в Восточную Грузию, в Иверию, то это была языческая страна под мощным культурным давлением религии зороастризма, потому что была под влиянием не Рима, а другого гегемона древнего мира, Персии. Поэтому равноапостольная Нина, когда принесла христианство Грузии, то она возвела Грузию на единый уровень с Римом и вывела ее из-под этого рабского влияния персидского. Да, на протяжении многих столетий были персидские нашествия. Да, грузинский царь держал меч на коронации персидского шахеншаха. Но, тем не менее, даже в те времена, когда политической самостоятельности у Грузии не было, сохраниться грузинам как отдельному независимому православному народу помогла именно христианская вера. И то, что царь Мириан сделал судьбоносный выбор, сохраняет Грузию и ее культуру в наши дни.
Все выпуски программы Актуальная тема