
С утра в доме небогатого феодосийского купца-армянина Константина Айвазовского поднялся переполох. Кто-то разрисовал углём все деловые бумаги главы семейства. Искали виновника недолго. Руки младшего сына Айвазовского были перепачканы угольной крошкой. Возмущённый отец наказал малыша, не подозревая о том, что в то утро его наследник сделал свои первые шаги в искусстве.
О маленьком художнике скоро узнала вся Феодосия. Не рискуя больше рисовать дома, он расписывал заборы соседей. Горожане смывали картины, а на следующий день они появлялись снова. В конце концов на симпатичные рисунки обратил внимание градоначальник. Разглядев в мальчике талант, он отправил Ивана учиться. Сначала в гимназию, потом в петербургскую Академию художеств. Её Иван закончил с золотой медалью. А уже через пять лет двадцатисемилетний Айвазовский стал академиком.
Слава, богатство, власть совершенно не прельщали молодого живописца. И оставив Петербург, Иван уехал на родину, к Чёрному морю, без которого не мог жить. В Феодосии, прямо на берегу Айвазовский выстроил себе дом и создал в нём около шести тысяч картин. Позже критики назвали их «морской энциклопедией», а самого художника «чародеем моря».
«Чародей» жил очень скромно. Между тем ему были нужны деньги. И он – первым в России – стал устраивать персональные выставки своих работ в крупнейших городах мира. Богатым посетителям этих показов Айвазовский дарил небольшие пейзажики, которые рисовал за час-другой. Потрясённые широким жестом художника, богачи считали своим долгом купить у него дорогую картину. А деньги от этих продаж Иван Константинович - глубоко религиозный человек, жертвовал на благотворительные нужды.
Феодосии Айвазовский отдал огромную часть своего состояния. Недаром живописца называли её добрым гением и выбрали первым почётным гражданином города. В 1865 году Айвазовский открыл художественную школу и картинную галерею, которую подарил Феодосии. Иван Константинович стал попечителем двух гимназий, основателем армянской школы, публичной библиотеки и типографии. Он отреставрировал старый и построил новый армянские храмы, возвёл часовню в честь героя Кавказа генерала Котляревского. Увлёкшись раскопками и поиском предметов старины, художник выстроил Археологический музей.
Жители Феодосии постоянно испытывали нехватку питьевой воды. Айвазовский проложил в город водопровод и был счастлив, что дарит людям пятьдесят тысяч вёдер чистой воды в сутки и тем самым помогает победить инфекционные болезни. По проекту Айвазовского в городе благоустроили порт, расширили его деятельность и многие феодосийцы получили работу.
«Иметь, чтобы помогать» - говорил художник и делал, что мог для нуждающихся армян по всему миру, для жителей Одессы, Минска, Венеции, Штутгарта, для семей воинов, вдов художников, студентов, инвалидов.
Слава об Айвазовском гремела по всему миру, а он не обращал на неё никакого внимания. В его доме одинаково тепло принимали и знаменитостей и простых рыбаков. Феодосийцы хорошо помнили праздники и бесплатные обеды, которые устраивал художник. Половина городских ребятишек гордилась тем, что их крёстным отцом был автор «Девятого вала». Бедные люди часто просили Айвазовского написать прошение или жалобу. И даже самые равнодушные чиновники не оставляли без внимания эти ходатайства.
В день, когда 83-летний художник скончался, Феодосия осиротела и погрузилась в траур. Владельцы магазинов закрыли торговлю, в школах отменили занятия. Ивана Айвазовского похоронили с воинскими почестями возле церкви, где его когда-то крестили, где он венчался. А на надгробном памятнике высекли надпись, отражающую всю жизнь великого живописца и гражданина: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема