С утра в доме небогатого феодосийского купца-армянина Константина Айвазовского поднялся переполох. Кто-то разрисовал углём все деловые бумаги главы семейства. Искали виновника недолго. Руки младшего сына Айвазовского были перепачканы угольной крошкой. Возмущённый отец наказал малыша, не подозревая о том, что в то утро его наследник сделал свои первые шаги в искусстве.
О маленьком художнике скоро узнала вся Феодосия. Не рискуя больше рисовать дома, он расписывал заборы соседей. Горожане смывали картины, а на следующий день они появлялись снова. В конце концов на симпатичные рисунки обратил внимание градоначальник. Разглядев в мальчике талант, он отправил Ивана учиться. Сначала в гимназию, потом в петербургскую Академию художеств. Её Иван закончил с золотой медалью. А уже через пять лет двадцатисемилетний Айвазовский стал академиком.
Слава, богатство, власть совершенно не прельщали молодого живописца. И оставив Петербург, Иван уехал на родину, к Чёрному морю, без которого не мог жить. В Феодосии, прямо на берегу Айвазовский выстроил себе дом и создал в нём около шести тысяч картин. Позже критики назвали их «морской энциклопедией», а самого художника «чародеем моря».
«Чародей» жил очень скромно. Между тем ему были нужны деньги. И он – первым в России – стал устраивать персональные выставки своих работ в крупнейших городах мира. Богатым посетителям этих показов Айвазовский дарил небольшие пейзажики, которые рисовал за час-другой. Потрясённые широким жестом художника, богачи считали своим долгом купить у него дорогую картину. А деньги от этих продаж Иван Константинович - глубоко религиозный человек, жертвовал на благотворительные нужды.
Феодосии Айвазовский отдал огромную часть своего состояния. Недаром живописца называли её добрым гением и выбрали первым почётным гражданином города. В 1865 году Айвазовский открыл художественную школу и картинную галерею, которую подарил Феодосии. Иван Константинович стал попечителем двух гимназий, основателем армянской школы, публичной библиотеки и типографии. Он отреставрировал старый и построил новый армянские храмы, возвёл часовню в честь героя Кавказа генерала Котляревского. Увлёкшись раскопками и поиском предметов старины, художник выстроил Археологический музей.
Жители Феодосии постоянно испытывали нехватку питьевой воды. Айвазовский проложил в город водопровод и был счастлив, что дарит людям пятьдесят тысяч вёдер чистой воды в сутки и тем самым помогает победить инфекционные болезни. По проекту Айвазовского в городе благоустроили порт, расширили его деятельность и многие феодосийцы получили работу.
«Иметь, чтобы помогать» - говорил художник и делал, что мог для нуждающихся армян по всему миру, для жителей Одессы, Минска, Венеции, Штутгарта, для семей воинов, вдов художников, студентов, инвалидов.
Слава об Айвазовском гремела по всему миру, а он не обращал на неё никакого внимания. В его доме одинаково тепло принимали и знаменитостей и простых рыбаков. Феодосийцы хорошо помнили праздники и бесплатные обеды, которые устраивал художник. Половина городских ребятишек гордилась тем, что их крёстным отцом был автор «Девятого вала». Бедные люди часто просили Айвазовского написать прошение или жалобу. И даже самые равнодушные чиновники не оставляли без внимания эти ходатайства.
В день, когда 83-летний художник скончался, Феодосия осиротела и погрузилась в траур. Владельцы магазинов закрыли торговлю, в школах отменили занятия. Ивана Айвазовского похоронили с воинскими почестями возле церкви, где его когда-то крестили, где он венчался. А на надгробном памятнике высекли надпись, отражающую всю жизнь великого живописца и гражданина: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







