Наш собеседник — Народный артист России, основатель и художественный руководитель Театра кошек Юрий Куклачев.
Мы говорили о том, каким был 2020 год для Театра кошек, о том, как внутренняя радость и молитва помогли нашему собеседнику побороть короновирусную инфекцию, а также о том, какие спектакли и сюрпризы приготовил Театр для своих зрителей.
Ведущий: Алексей Пичугин
А.Пичугин:
— Дорогие слушатели, здравствуйте!
Это «Светлый вечер» на светлом радио.
Меня зовут Алексей Пичугин.
Я, с удовольствием, представляю человека, который вместе с нами и с вами проведёт этот час, эту ближайшую часть «Светлого вечера».
Все — я думаю, нет ни одного человека, который бы не знал нашего сегодняшнего собеседника — это Юрий Куклачёв! Народный артист России, создатель и руководитель единственного в мире театра кошек.
Юрий Дмитриевич, здравствуйте!
Ю.Куклачёв:
— Здравствуйте!
А.Пичугин:
— Рады, что Вы с нами сегодня, в эти предновогодние дни. Мы ещё раз, с удовольствием, поздравляем и Вас, и наших слушателей с наступающим 2121 годом! Надеемся, что год этот будет хорошим — ну, по крайней мере, лучше и проще, чем уходящий 2020-й.
Ю.Куклачёв:
— Хорошо, я Ваши поздравления передам своим кошечкам — они очень обрадуются!
А.Пичугин:
— Спасибо, спасибо большое! Ну... и об этом, и о кошках мы сегодня поговорим, о спектаклях новогодних, рождественских, которые в театре Юрия Куклачёва будут проходить.
Ну, и, конечно, первый вопрос, наверное, закономерный: как Ваш театр и Вы провели этот год, такой непростой для нас для всех?
Ю.Куклачёв:
— Да, этот год — особенный. Мне уже восьмой десяток пошёл, и я скажу, что за всё время таких событий не было в жизни, я не видел ещё, чтобы и страна, и весь мир даже сотрясался... и, в общем-то, очень непонятное и очень трудное смутное время. И я пришёл только к одному, что в это трудное время главное — не растеряться. Надо ещё больше собраться, ещё больше сконцентрироваться — потому, что кто-то пытается, чтобы нас захватил страх, чтобы началась паника внутри. А это значит уже — ты теряешь самого себя, теряешь человеческое лицо.
И в любой ситуации, конечно... вот, я уже для себя нашёл, определился... потому, что этот год оказался для меня, действительно, серьёзным. Где-то летом... я же иду по улице, и все: «Здравствуйте! Здравствуйте!», и всем: «Здравствуйте!» — а дети подбегают, здороваются, сфотографируются... ну, пусть у человека на память... раз у него такой праздник — он встретился с Куклачёвым. И вот как-то дети — я уже в маске ходил, нужно было, я соблюдаю... человек я очень аккуратный... соблюдал дистанцию, и в маске ходил — «Ой, дядя Юра, мы хотим сфотографироваться!» Ну, ребёнок как хочет... я снял маску, и мы сфотографировались. Он чихнул. «Ой, — думаю, — ладно... ребёнок... что-то в нос попало...» На следующий день у меня — 38.5. Значит, дети, оказывается, этот ковид переносят, как насморк. А мы, взрослые, болеем очень тяжело.
Я думал сначала, что это... ну... может быть, простуда, грипп — начал своими методами работать. Подключил ещё сильней молитву, у меня — травы. Есть знакомый травник, который помогает, и я скажу, что это, действительно, спасение. Потому, что травы... при помощи трав... у меня был сахар 30, и я сумел травами, в течение месяца восстановить. И, вот, уже где-то лет 13 у меня не поднимается сахар. Затем у меня было... где-то... воспаление лёгких — лет 10 назад, двухстороннее. И — в чём сложность? — я к врачам не обращался. Я работал только дыханием. Но: организм, всё-таки, чуть что — просто сквознячок или как-то — сразу температурка 37.1 — сразу... и вот это — в течение 2-х лет.
А.Пичугин:
— Не много, но неприятно...
Ю.Куклачёв:
— Да... понимаете... я боялся и холодную воду выпить, и что-то... и очень следил внимательно, но, всё равно, где-то проскакивало — и сразу поднималась температура.
И я опять к нему обратился, к травнику. Он говорит: «Юра, вот тебе травы особенные — с Афона у меня есть травы даже», — перемешал, и я сделал ингаляцию — три ингаляции, три. Это — горячие ингаляции, особая система ингаляций, это очень... не просто так. Не просто: подышал — и всё. Это — целая система. И, Вы знаете... и уже, вот... до последнего часа я вообще забыл, что такое лёгкие. Вот.
Ну, и, конечно, когда ковид меня... так сказать, я получил ковид, первое, на что я обратил внимание... Я слежу за собой — я всегда проверяю пульс, я уже привык так — как пульс работает. Потому, что я научился дыханием ставить аритмию на место, восстанавливать. А она, так, иногда... то ли ты заволновался, то ли вспышка на Солнце... я не знаю, что происходит... какое-то вот... особенно сейчас вот такая погода — давит, и немножко пульс сбивался. И я научился восстанавливать — только дыханием. У меня — специальные упражнения, потому, что я 30 лет дружил с Бутейко, который открыл систему дыхания, и я, благодаря ей, сумел держать себя в форме, я сумел снимать усталость, научился восстанавливать аритмию. И, самое интересное, когда я проверял как-то сосуды — сосуда оказались, как у 35-летнего. Они даже удивились: «Слушайте, Вам 60 лет, а сосуды — как у молодого!» Я говорю: «Это всё — дыхание».
Ну, и, короче говоря, вот в эту ночь, я взял, померил аритмию — такого ещё никогда не было в моей жизни. Сбой сердца... я понял, почему сердечники не выдерживают и уходят из жизни, потому, что сбой был просто чудовищный! Ну, вот так: тык... тык-тык-тык-тык... тук-тук... тык... бывает, пауза 2-3 секунды, а там: тык-тык-тык-тык! Представляете, как сердце работало? Что? Значит, вирус поражает сердце. Он ещё не поразил, но...
И я тогда сел, и начал заниматься. Если раньше у меня уходило на восстановление где-то 15 минут, здесь проходит полчаса — чуть-чуть немножко сдвинулось. Я тогда ещё усилил... час! Где-то через 45 минут я почувствовал, что вот этот сильнейший сбой... меня обрадовало, что, всё-таки, я поборол. И восстановилось... а через час уже полностью точно уже: тук, тук, тук... ровные движения пульса. Я успокоился, но каждый день — ночью — аритмия опять начиналась, приходила, и я постоянно работал. Но уже меньше, конечно. Не час, а, где-то, минут по 30-40, но восстанавливал её. Вот. И, где-то, 5 дней я держался. Да! Тут же, с первого дня, я начал делать ингаляцию.
А.Пичугин:
— Ну, говорят... я слышал... простите... что Вы достаточно тяжело болели.
Ю.Куклачёв:
— Да, вот... там произошло следующее. У меня горло болело, и я тогда ингаляцию — сразу, тут же, с утра. Ингаляцию травами, которые, вот, у меня — делал утром и вечером, утром и вечером — пять дней подряд. И, благодаря этому, я понял — я не заразил супругу. Мы с ней ели... я думал, что у меня просто грипп... ездили... я соблюдал, как бы: «Лен, аккуратнее, чтобы... грипп ещё схватишь...» А, на самом деле, это был не грипп. И уже на пятый день, когда я всю ночь не спал, и думаю: всё, у меня уже сил нет бороться, потому, что — сидишь и работаешь дыханием, и уже это не помогает, что-то давит. Я понял... я поехал в больницу — в платную — и тут же... там такая больница очень сильная... сразу, через час уже сказали: «У Вас плюс — положительно...»
Тут же вызвали «Скорую»... говорят — всё, никуда ходить не надо... «Скорую» тут же — и увезли меня в 52 больницу. И я там попросил... единственное, что... там очень... оказывается, это очень хорошая больница, и они лечат методом Чучалина — такой академик есть. Но для этого нужно... вирус попадает именно... чем сильнее иммунитет, тем он... как бы... белок — тот, который... уже после 60-ти лет, начинает выделяться особый белок — у детей такого нет. Вот, именно в этот белок — потому, что сила воли в этом, всё — и, вот, он туда залезает, и начинает поражать.
Вы знаете, они проверили лёгкие. Лёгкие — прекрасные! Они говорят, что это первый раз, чтобы пять дней прошло, и лёгкие — великолепны. Сердце — всё великолепно! Как же так? Никаких признаков! Но я говорю: температура, и таблетки я начал принимать от температуры. У меня сразу... кишечник не стал принимать — у меня даже кровью всё пошло, отторжение этих таблеток. Я понял, что — не годится, и меня супруга спасала уксусом. Она разбавляла уксус 9%-ный пополам, и — примочку на голову, протирала подмышки, всё это... знаете... ну, как детей — у кого дети, хорошо помнят, как ребёнка спасать уксусом от температуры. И это мне, как-то, на 1.5-2 градуса... мне как-то помогало.
И, вот, в больнице они говорят: «Вы знаете... сейчас мы Вам сделаем вливание, но нужно... подпишите, что Вы согласны, что мы Ваш иммунитет...» — весь ужас в том, что они говорят: «Мы Ваш иммунитет должны убить! Потому, что вирус сидит в иммунитете Вашем!» Ну, я... что делать... посоветовался, а говорят: «Юра, а другого пути нет... другого лечения нет». Я подписал бумажку, и они делают вливание.
Ночью я тут же уснул. Встаю утром — температуры нет. Прекрасно себя чувствую. Но: когда я встал, такое впечатление, как будто я из ванной вышел. Я был весь мокрый — начиная от пяток... весь... как будто, вот... всё — голова, волосы... всё!
Я говорю: «Доктор, что со мной?», а он говорит: «Это очень хорошо. Это у Вас — всё вышло». Представляете?
Короче говоря, весь мокрый встал, и вдруг врач говорит, что они совершили одну ошибку... ой, теперь давайте проверим Ваши... эти самые...
А.Пичугин:
— Лёгкие.
Ю.Куклачёв:
— Нет. Лёгкие уже проверили — у меня не поражены, вообще чистые лёгкие. «Проверим сосуды. Потому, что — тромб! Вот, мы всё проверили. Сердце — нормальное, всё нормально... а вот тромб — мы не проверили», — надо пойти, взять... ну, такая... ну, короче, сосуды надо проверить на тромб. «Идите — туда».
Я вышел, а там — сквозняки, окна открыты, я весь мокрый... зашёл и говорю: «Доктор, Вы знаете... как бы мне не простудиться! Я весь мокрый...» «Ну, переоденьте рубашку!» Переодел я рубашку, майку, там... всё. Пошёл туда.
Прихожу туда — а там окна открыты вовсю. Это лето было, но в этот день — прохладно было. Бывает — лето прохладное. День был прохладный.
Она говорит: «Раздевайтесь!» Я говорю: «Знаете, я вспотевший весь...» «Да, ладно! Пять минут — чего там...» — и вот, они меня раздевают, проверяют. «О, тромба нет, прекрасные у Вас сосуды, всё...» — и я прихожу, и уже чувствую, что меня начинает ломать. Короче, к вечеру — у меня 39.
Они все — переполох у них: «Что такое?» Везут меня на следующий день лёгкие проверять — 80% поражения лёгких!
А.Пичугин:
— Неужели, это за один день так?
Ю.Куклачёв:
— Да. Вот, так резко прям, представляете? Резко! Вчера было... у меня даже... у меня диск — я взял: «Дайте мне диск, иначе никто верить не будет!»
А.Пичугин:
— А как Вы себя чувствовали-то при этом?
Ю.Куклачёв:
— Плохо. Вот, я уже почувствовал себя плохо. Потому, что температура 39. А она... когда температура — она давит, ломает...
И я тогда понял, что — не было моих трав! Я быстро позвонил: мне травы привезти, всё... там... ещё... у меня там есть специальная аппаратура — привезли. Но уже я упустил — у меня лёгкие уже поражены.
И начинается, конечно... они мне делают... они принимают решение — плазму. Вливают плазму. В общем, плазма помогает всем сразу — мне она не помогла, первая плазма. Тогда... мне, в общем... так же температура держится...
А.Пичугин:
— А плазма — это, получается, то, что уже... вот... как-то я просто в этом не разбираюсь...
Ю.Куклачёв:
— Это... те, кто переболел — антитела...
А.Пичугин:
— Переболевших — да, да, да, да, да...
Ю.Куклачёв:
— Они специально какой-то состав делают, туда вводят его антитела, и вливают, чтоб борьба была.
Не очень помогает. Тогда они очищение крови делают мне. Чуть-чуть легче стало. Но я уже начинаю задыхаться. Я уже не могу ночью дышать. Они мне тогда одевают кислородную подушку — потому, что уже дышать... Я дышал всё это время по Бутейко. Это очень важно — дышать не грудью, а низом живота, спокойно расслабляя низ живота... как бы, вот... Знаете, я всегда говорю всем, кто... кому это надо: положите руку себе на живот, чтоб большой палец был на пупке, и, чтобы Вам вдохнуть воздух, достаточно Вам — расслабили, и он сам заходит. Не надо его вдыхать носом. Потому, что, может быть, это меня и спасало — что я дышал только вот так, методом Бутейко. Низом живота. И, Вы знаете... это... те, кто играет на музыкальных инструментах — я же играл на трубе, поэтому, я сразу этому научился.
А.Пичугин:
— Те, кто профессионально поют...
Ю.Куклачёв:
— Да, те, кто поют, первое — что? Учат дышать. Там же, когда поёшь, не будешь вдыхать... или на трубе играешь — вдыхать... там — раз, расслабил живот, и воздух зашёл, и опять — та-ра-та-та-та-та, и опять — раз, расслабил...
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Я напомню, что вместе с нами и с вами сегодня в программе «Светлый вечер» народный артист России, создатель, художественный руководитель первого в мире театра кошек Юрий Куклачёв.
И это, конечно, Юрий Дмитриевич, очень, наверное, полезная история, что Вы так рассказываете о своей борьбе с болезнью подробно. Мне кажется, это очень ценно для наших слушателей. Потому, что... вот, у Вас, при 80% поражения лёгких, очень, при этом, позитивный опыт победы над коронавирусом. Поэтому, я бы даже попросил Вас продолжить — что было дальше?
Ю.Куклачёв:
— Вы знаете, для меня же ещё важно было — я понимал, что мне надо встать, вылечиться, потому, что назначены были уже мои новогодние спектакли. Мы заранее планируем. И мы в концертный зал «Измайлово» спланировали, что у нас будет спектакль волшебный «Юрий Куклачёв и тайна Золотого Ключика». Ну, я и думаю — до января-то я вылечусь! Это же в августе было.
И, короче говоря, система была такая. Плазма не помогла, кровь очистили... тогда они побежали второй раз... я их тоже начал ругать, и говорю: «Ребята, ну, что же вы меня мокрого отправили на сквозняк? Так бы — через три дня я бы у вас вышел бы уже здоровый — лёгкие-то не были поражены. А теперь надо меня вытаскивать оттуда!»
И, короче говоря, делают второй раз плазму. И я смотрю передачу по телевидению, и Чучалин рассказывает Владимиру Владимировичу Путину о том, как лечили... оказывается, этот коронавирус ещё в Новосибирске был в 2009 году. Была очень сильная эпидемия. И он рассказывает: «Вот, это вливание делаем, а потом восстанавливаем лёгкие... убиваем, так сказать, иммунитет, а потом восстанавливаем иммунитет и лёгкие — поражённые лёгкие — гелием».
Я тогда врачам говорю: «Слушайте, а гелий почему вы мне не даёте?» И они говорят: «Ой... сейчас привезём!» На всю больницу, представляете... конечно, здесь мне грустно стало за здравоохранение... в других больницах нет, оказывается, этого аппарата. Привезли гелий, и я начал дышать ингаляцию гелием, плюс — своими травами.
Но гелий, конечно, прекрасно — вот, я принял... где-то... 15 ингаляций, в день — по три раза, и почувствовал, что лёгкие, действительно, стали восстанавливаться — настолько, что я смог снять кислород. Потому, что без кислорода уже дышать нельзя было самостоятельно — всё, невозможно! И когда я снял кислород, я понял — надо ещё денёк, и уходить отсюда! Я принял полностью гелий — домой. Потому, что я понял — дома надо продолжать работать, нужно восстанавливать иммунитет.
Меня проверяли несколько раз на мазок, всё — уже плюса нет, минус. «Ну, идите домой!» Я пришёл. Температура была всё время — месяц держалась 36.2 — это меня очень волновало. 36.2... ну... 36.3... то есть, не 36... 35!
А.Пичугин:
— 35!
Ю.Куклачёв:
— Да, 35.2, 35.3...
А.Пичугин:
— Ну, это совсем низкая! А чувствовали-то Вы себя как, при такой температуре?
Ю.Куклачёв:
— Чувствовал... была слабость во всём... и я, тут же, как только прошла... там... после больницы надо было 14 дней карантина... я тут же взял путёвку и полетел в Сочи, принимать мацесту.
А.Пичугин:
— Что принимать? Мацеста — это что такое?
Ю.Куклачёв:
— Мацеста — это уникальное явление. Вы слышали, что в Сочи есть воды — это нигде в мире нет, только у нас, в Сочи — называется Мацеста.
А.Пичугин:
— Объездив полмира, я никогда в жизни не был в Сочи!
Ю.Куклачёв:
— Вы представляете, Вы ездите в Карловы Вары, в Чехословакию... а это — сероводородные ванны, как бы. Но в Сочи это настолько сильноконцентрированное, что там больше 10 минут нельзя находиться, иначе сердце можно испортить. И — начинают, где-то, с 5 минут, доводишь до 10 — вот мацесту и принимали.
Ситуация такая: ты принима... Да, я, когда прилетел, я к морю подойти не мог. Потому, что море было — 100 метров. Я пройду метров 20 — и у меня одышка, я задыхаюсь, всё, ходить невозможно. И я думаю — ладно.
После 3-5 процедур мацесты я уже сумел подойти к морю — сам. Это — 100 метров туда и 100 метров обратно. А там же — гора! Вниз идёшь — легко, а обратно — в гору, понимаете? Поэтому, 200 метров я уже начал... А после 10-й мацесты, я уже начал бегать! Ну, мелкий бег трусцой, спокойно, глубоко не дыша, но — бегать. По 2 километра. Представляете?
Я поставил задачу — надо восстановить иммунитет. Но: что я делал, когда мне было совсем плохо... вот... когда они меня... температура 39 была. У меня был с собой телефон. Я включал молитвы — псалмы. Всю ночь спать невозможно — потому, что лежишь на животе. Или — сидеть надо. На спине — ни в коем случае, потому, что лёгкие сразу начинают... это очень вредно для лёгких.
И вот — на животе или сидя. И я садился — и псалмы слушал. Псалмы слушал, и... вот... подпевал, и это меня... И ещё очень важно. Во время... понимаете... псалмов, во время молитвы очень важно умение сконцентрироваться — внимание должно быть. И, во-вторых, конечно, ещё я для себя понял, нужно... вот, я начал вспоминать, кого я в жизни обидел? Как я обидел кого. И, вот, начиная с этого времени, с 70 лет — и начал спускаться вниз. До 5 лет я спустился, представляете? Вот, кого я обидел в жизни. И просил прощения.
Вы знаете, вот так вот... это, как бы, покаяние было, понимаете, внутреннее. Кого я в жизни обидел? Что я в жизни сделал не так? И я это так прошёл, и я... ну... у меня три ночи это было! Я три ночи вспоминал! Это не сразу... ночь-то... часа 4-5 работа была! Понимаете? И я всех их вспоминал, и, Вы знаете — мне легче стало немножко. Вот это меня отпустило, всё это... Был момент, когда вот — всё, и думаю — сейчас вот умру... сейчас вот уже всё... Кислород на полный включил, уже не помогает. Я начинал тогда молитву читать, всё — и эта энергия мне не давала уходить из жизни! Потому, что у меня была задача — для чего я живу. Это очень важно! Для чего ты живёшь, вообще. Ты заболел, а жить-то надо тебе? Может, тебе уже и хватит, и надо уходить из этой жизни?
Но у меня — задача! У меня ещё... надо... у меня первая задача — нужно детям праздник подарить. Я в январе уже заказал... там... 1,4,7,8,10 января, представляете? В концертном зале «Измайлово» я должен детей радовать! А здесь — август. И я что — уйду? А дети придут — дяди Юры нет... Нет! Я должен их обрадовать! Дети должны получить тот праздник, тот заряд энергии, который я им дам! И вот это меня держало внутри — я обязан это выполнить! Дети... нельзя их разочаровывать! Понимаете? Не надо... дети не имеют права плакать! Они должны жить радостью, весельем!
И я... вот... это меня наполняло — что у меня есть цель, у меня есть цели ещё дальше, и я понимал, что мне нужно победить эту болезнь, потом людям рассказать, как это делать — подробно, внимательно, я вот сейчас даже записываю очень... нюансы... я сейчас не могу за эту передачу нюансы сказать... тем, кто в таком состоянии — как бороться.
Дело в том, что нужна постоянная борьба — внутренняя. Это очень важно! Просто молитва — можно бубнить её «бу-бу-бу-бу-бу» — она не поможет. А когда ты её каждой волосинкой, каждой частичкой тела, каждой... вот... всё, что в тебе есть, всю энергию пускаешь, и просишь прощения... уже... это такое напряжение... и, Вы знаете... это мне... явственно чувствовалось, что мне легко! Я к утру вставал — легко, и я даже засыпал, меня потом будила... нянечка приходила укол делать... там... они же уколы делали в живот — 60 уколов делали. Потому, что нужно было, чтобы тромб не образовался... самое страшное у ковида — это тромб. Но у меня, слава Богу, сосуды крепкие, я не пил, у меня не с чего тромбу образовываться, но кто его знает... на всякий случай, они это кололи.
А.Пичугин:
— Нам, Юрий Дмитриевич, надо сейчас прерваться — буквально, на минуту небольшой перерыв. Мы вернёмся к нашей программе. Но, прежде, чем мы на этот перерыв уйдём... Юрий Дмитриевич уже анонсировал, я продолжу: 1,4,7,8,10 января Юрий Куклачёв, вместе со своими артистами, будет ждать вас в концертном зале «Измайлово». Это — метро «Партизанская». Точнее адрес звучит так: Измайловское шоссе, 71, корп.5, концертный зал «Измайлово». 1,4,7,8,10 января состоятся представления театра кошек Юрия Куклачёва.
Ю.Куклачёв?
— Вы знаете, удивительно хороший зал! Там метро рядом, метров 150-200 прямо от зала. И площадка огромная — бесплатная площадка! Здесь если, в центре, не поставишь машину... а здесь — спокойно ставишь, бесплатно они... удивительно! Понимаете? Конечно, это вот — очень удобное место.
А.Пичугин:
— Сейчас — небольшой перерыв.
Юрий Куклачёв — художественный руководитель и создатель первого в мире театра кошек — вместе с нами и с вами на светлом радио.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Итак, мы, уважаемые слушатели, возвращаемся к нашей беседе.
Сегодня, вместе с нами и с вами — я, с большим удовольствием, вновь это повторяю — светлый вечер проводит Юрий Куклачёв, народный артист России, создатель и художественный руководитель первого в мире театра кошек.
И, давайте, ещё раз напомним, что 1,4,7,8,10 января в концертном зале «Измайлово» Юрий Дмитриевич Куклачёв и его артисты будут представлять свой спектакль — рождественский, новогодний.
И вот в этот небольшой перерыв, Юрий Дмитриевич, Вы рассказывали про куклу — какая-то специальная кукла. Давайте, ещё раз напомним, с самого начала, про неё, и — да, продолжим.
Ю.Куклачёв:
— Да. Где-то 40 лет назад, художники сделали куклу, и в магазинах она продавалась — Карлсон и Куклачёв. И, вот, эту куклу мы сейчас нашли — завод игрушек в Беларуси, он ещё работает, и куклу эту выпускают! И мы их — закупили. Специально для детей, вот, я... не повышая цену... просто каждому ребёнку — подарок я решил подарить. Они посмотрят наше представление, и, конечно, у них появится желание создать домашний театр кошек. И здесь, конечно, у них и сам Куклачёв будет дома. Он так разговаривает, попискивает — пик-пик-пик... так, что — вот, таким образом. У детей будет мой новогодний подарок, который я каждому ребёнку лично вручу. Так, что, вот так — ждём всех на представление! Представление — очень интересное.
А.Пичугин:
— Да... а вот что там будет нового, необычного, интересного?
Ю.Куклачёв:
— Это премьера спектакля. Значит, смотрите... весь смысл спектакля в том, что злая волшебница заколдовала Юрия Куклачёва, этого доброго клоуна — в Карабаса-Барабаса, человека бессердечного, жадного, злого. Вот... и... как бы — это театр Карабаса-Барабаса, и Пьеро, Мальвина, Арлекино, и Буратино пытаются убежать от Барабаса. И происходит схватка — и они отрывают бороду во время схватки... да — кошки помогают, спасают Буратино, Мальвину, прыгают на Барабаса — и рвут бороду! И здесь — происходит чудо. Оказывается... его начинают бить, Барабаса, и он кричит: «Стоп, ребята, стоп! Всё дело было в бороде! Больше не бывать беде! Я — не Карабас-Барабас теперь! Я — Юрий Куклачёв!» — снимаю эту маску, снимаю костюм и превращаюсь в клоуна. Пьеро, Мальвина — они дают мне Золотой Ключик, мы берём Ключик, открываем дверь — и заходим в театр кошек, где создаём праздник! Начинается кошачье шоу — где-то, 30 кошек будут выступать, собачки... понимаете... весёлое такое, жизнерадостное всё... радостный такой спектакль! Но, вот, с такими... потому, что в жизни не бывает всё сладко. Жизнь — такая вещь, что она... постоянно, как волны — то вверх, то вниз.
И, вот, на этом, так сказать... дети очень активно... мы как-то пробовали этот спектакль, показывали — «Юрий Куклачёв и тайна Золотого Ключика» — для детей Детских домов, и это надо было видеть, что в зале творилось!
Дети так переживают, так волнуются, играют — всё! Понимаете... нужно увидеть своими глазами. Мы каждый раз создаём спектакль, который нигде нельзя увидеть. Потому, что у нас, всё-таки, главный герой — это животное, четвероногие пушистые друзья. Они... им дана полная свобода проявить свои способности, показать возможности... вот... и, вот, здесь вы увидите, какой каскад... такой... животворящий! Потому, что — это не цирк, это уже театр настоящий! Красочно-яркий театр, где принимают участие животные.
А.Пичугин:
— Но ведь кошки у Вас исполняют совершенно фантастические роли, и, как будто бы, это — люди! Мне, вот, сложно представить, что какие-то животные могут точно так же играть положенную им роль, из раза в раз, повторяя её... как Вам это удаётся? Я понимаю, что этот вопрос Вам задавали миллион раз, но тут невозможно не задать его, после того, как Вы рассказали сюжет спектакля, снова.
Ю.Куклачёв:
— Дело в том, что мы отталкиваемся от индивидуальности каждого животного. Кошки — очень своеобразные. Каждая кашка имеет свою индивидуальность, свой характер — ну, так же, как люди. Нет людей одинаковых. Все внутри... все разные — не только внешне, но и внутренне. И так же — животные.
Я, когда наблюдаю за ними, нахожу у них ихние способности и, вот, в чём дар у этого животного заключается — и это поощряю. И, поэтому, для кошки это — не работа, это... у нас же 200 кошек в театре! 200 кошек — они живут в Хрустальном замке, нам, всё-таки, мэрия Москвы помогла построить для кошек Хрустальный замок. Брижит Бардо приезжала, посмотрела, сказала: «О! Да я бы сама здесь осталась жить!» Чистота, запаха никакого... 200 кошек — запаха никакого, представляете! Задача была, чтобы люди, у кого аллергия на кошек, могли прийти в наш театр — и получить удовольствие.
А.Пичугин:
— Это — как у меня...
Ю.Куклачёв:
— Вы можете спокойно приходить, и у Вас будет...
А.Пичугин:
— А я был у Вас! Мы как-то... я даже, наверное, расскажу эту историю сейчас для всех. Меня один мой друг, который устраивал конференцию... а конференция была — я, честно говоря, уже не помню, чему посвящена, но там поднималась тема сохранения экологии... там... какого-то доброго отношения к животным, и нам нужно было веское приветственное слово. И я позвонил Юрию Дмитриевичу — он согласился, с удовольствием, это слово сказать, и я ездил в театр кошек — единственный раз. Я очень боюсь всегда находиться в помещении с кошками, поскольку аллергия у меня достаточно сильная, но я приехал, и мне Юрий Дмитриевич провёл чудесную совершенно экскурсию. А потом мы зашли к нему в кабинет. И вот, я смотрю — одна, вторая, третья... пятая... и вот — уже Юрия Дмитриевича не видно, видны только кошки, а он говорит это слово, совершенно замечательное, которое потом слушали все участники конференции.
Ю.Куклачёв:
— Ну... вот... это — необычное место на планете, потому, что... вот... смотрите... уже работаем, можно сказать... почти 50 лет я работаю с кошками, и в мире никто не может повторить. Ну, пытаются в цирке номера какие-то сделать — там... вот... мои ученики, которых я выпустил, научил с кошками работать. Ну, номер... там... 5-6 минут, несколько трюков каких-то интересных. А чтобы создать спектакль... вот... театра такого грандиозного, как у нас сейчас в Москве — этого никто не может повторить. И, в общем-то, у нас конкуренции даже нет. По всему миру мы ездим — и Америка, и Япония — везде только восторг! И почему нас понимают все — и японцы, и французы, и итальянцы? А потому, что у нас слово одно только на сцене: «Мяу, мяу!» — оно понятно всем, во всём мире! «Мяу, мяу!» — всё, и больше слов нет! У нас, в основном, мимика и жест. Поэтому, мы по всему миру переезжаем, и спектакль...
А этот спектакль, конечно, у нас разговорный — всё-таки, мы с детьми хотим поговорить, мы хотим... Карабас-Барабас детей проверяет — есть ли у них сила воли, есть ли у них желание искать себя в этой жизни? Это очень важно — ведь, каждый спектакль имеет у нас огромную, большую смысловую нагрузку. Вот. И мы проводим... и у нас девочка... у меня ж — трое детей... каждый ребёнок добился удивительных результатов! По моей программе «Школа доброты» я сумел... вот таким же принципом, как я воспитываю кошек, я попробовал воспитывать детей. И оказалось, что этот принцип сработал 100%!
Я наблюдал за детьми, находил у них способности — и эти способности поощрял! И вот к чему это привело! Я не заставлял никого, не ругал, ничего... нет, просто вот... я им свою любовь давал всю, мою нежность — и дальше внимательно следил, и хвалил только за дело. Ребёнка просто так: «Ой, какой ты хороший...» — ни в коем случае! Испортите ребёнка. Знаете, как вот яблоко — красивое, а лежит оно долго — и оно может уже подпортиться, снизу, где лежит. Поэтому, нужно хвалить только за дело.
Сделал хорошее: «Ой, какое хорошее дело сделал! Как это? Это же очень...» — за дело. И этим я поддерживал... внутренняя какая энергия... желание. Понимаете, очень важно, чтобы у ребёнка появилось желание создавать своими руками, творить! А у него — получается, ой! И он начинает дальше искать, чтобы ещё лучше было — и он сам над собой начинает работать.
Вот, это моя программа — пожалуйста! Мои дети... Димочка... он появился... сейчас ему уже пятый десяток, уже 45, представляете? Но он начал работать с 14 лет, и он добился таких удивительных результатов! Он окончил институт — ГИТИС — режиссёр драмы, и сейчас делает в театре драматические спектакли, представляете? С кошками — драматические... это... я смотрю — у меня радость какая! Мой сын такое творит... что творит... и каждый... он перевоплощается, он такие образы создаёт — удивительно способный мальчик! Понимаете?
И, вот, его кот Борис знаменитый — он его открыл, и в телевидении вы его все видите... все кошки, что вы видите по телевизору — это Димины кошки.
А.Пичугин:
— А кот Борис-то — тот самый, легендарный — жив ещё, Вы показывали?
Ю.Куклачёв:
— Да, старенький — живёт! Мы его на витаминах... там... всё подкармливаем — и ничего!
А.Пичугин:
— Когда я был у Вас, несколько лет назад, записывая вот то самое приветственное слово, Вы сказали, что Борису — уже за 18...
Ю.Куклачёв:
— Да, да... они очень... очень, очень... понимаете... долго живут у нас долгожители. Вот, сейчас кошке 20 лет — она «Кастрюльку» работала — но уже у неё нет сил прыгнуть, всё... она живёт у меня дома. Я прихожу, она «фр-р... фр-р...», уже еле ходит. Но я её специальную водичку... щелочной водичкой пою... подпаиваю, так сказать... даю этой водички, и она очень хорошо... даю ей... там... витамины... там... и Вы знаете, она живёт и живёт, уже 20 лет! Ну, работать не может, но я её когда поглажу, на видео посмотрю: «Вот она ты, моя хорошая! Вот ты как работала!» — и всё, она такая живчик, такая хорошенькая! Единственное, что они худеют уже, худеют, организм уже... она кушает, но организм не принимает. Ну, старость — это такая... представляете, шесть... дважды шесть... это 120 лет уже кошке, понимаете? Так, что...
А.Пичугин:
— Это, действительно... да? Можно так пересчитать, на 6 умножая?
Ю.Куклачёв:
— Ну, говорят так — один к шести у кошек... так вот люди... я, вот, слышал — учёные говорят. Так, что — 120 лет... у нас кошка — долгожители. Ну, конечно, мы же следим за ними! И, притом, они же должны выступать, а артист всегда должен быть в форме! И, вот, сейчас я восстановился, я уже готов... при том, у меня антитела — если кому надо, я сказал — я бесплатно сдам кровь на антитела. Потому, что у меня сильное было, так сказать... мало кто выживает — 80% поражения лёгких. Притом, самое страшное, что могут из больницы выпустить, а потом — через месяц, через два — люди уходят из жизни. Потому, что очень сложно восстановиться — поднять иммунитет... это отдельная передача. Вот, вы зайдёте ко мне на сайт, и я отдельно напишу, подробно рассказывать буду всем, кто попал в эту трудную ситуацию, как выходить из этого положения.
Но я скажу... для меня, конечно... я болезнь воспринял, как... знаете, как... в общем-то даже... положительно. Почему? Потому, что я понял, что где-то я засиделся, не так сконцентрировался, а здесь — ну, началась борьба. А когда борьба — ты больше уделяешь внимания... больше... так сказать... более чутким становишься, и более восприимчивым, и это очень хорошо.
Я заметил... ведь, знаете, есть пословица: если ты чувствуешь боль, значит, ты ещё жив. Но если ты чувствуешь боль другого — значит, ты человек. Вот, сегодня мало людей по-настоящему... люди в животных превратились, понимаете... они потеряли человеческое лицо. Потому, что они даже не хотят воспринимать боль чужих людей, страдание... вот... это... это... ну, сегодня такое время. Кого-то проклинать — это бессмысленно. Наоборот, в этот момент нужно сконцентрироваться, собраться, молитва поможет... этих людей даже надо пожалеть. Потому, что они даже не представляют, что их дальше ожидает.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Пичугин:
— Я напомню, что Юрий Куклачёв, художественный руководитель и основатель первого в мире театра кошек, народный артист России здесь, вместе с нами и с вами, на светлом радио. В преддверии Нового года, мы встречаемся с вами в эфире, и нужно ещё раз напомнить, что 1,4,7,8 и 10 января 2021 года в концертном зале «Измайлово» пройдут новогодние спектакли «Юрий Куклачёв и тайна Золотого Ключика». Приходите, билеты можно купить на сайте kuklachev.ru — это сайт театра кошек, а 1 января будут аж два спектакля — в 15.00 и в 18.00. Всё верно?
Ю.Куклачёв:
— Все числа — по два спектакля: 1,4,7,8 и 10...
А.Пичугин:
— А, все числа? То есть, вам придётся каждый день выходить по два раза?
Ю.Куклачёв:
— Да, каждый раз мы будем два спектакля делать — потому, что желающих много. Разрешают только 25% заполнения зала — мы же не можем сразу много детей... и мы — по 25%. Детей будет, значит, где-то... немножко, но это даёт возможности спокойно... я могу раздать детям сам подарки... понимаете... сам пообщаться, дети могут ко мне подойти после спектакля, поговорить, задать вопросы. Многие читали мои книги в школах — ведь, мои книги — во всех школьных библиотеках Москвы. Там я рассказываю, как я начал воспитывать кошек, что я с ними сделал... и вот — дети приходят, спрашивают, я им отвечаю...
А.Пичугин:
— А про «Школу доброты», всё-таки, расскажите, пожалуйста! Где сейчас можно познакомиться с тем, что в ней происходит, и как это... вот... в 2020-2021 году выглядит?
Ю.Куклачёв:
— Дело в том, что идея «Школы доброты» появилась 20 лет тому назад, когда из образовательного процесса... ведь, в 90-е годы начали разрушать Советский Союз... понимаете... и Россию — всё вместе. Ну, Вы видели, как, на глазах, рассыпался Советский Союз — я это с болью очень воспринял. Потому, что для меня все эти — и Грузия, и Украина, и Белоруссия — как родные братья были, я с ними вместе работал в цирке. Вот. Но, слава Богу, осталась Россия. И — чем Россию разрушить? Только одно — нужно из образовательного процесса убрать слово «воспитание». И так — сделали. И наши чиновники — всё... кто-то регулировал, дирижировал, и они полностью инструкции выполняли этих людей.
Из образовательного процесса — убрали. И что произошло? За 30 лет мы, можно сказать, потеряли целое поколение. 30 лет жизни — это огромный период.
И — что такое воспитание? Это же — питание. Питание не только... питание же может быть физическое, а бывает — питание духовное.
Что такое — образование? Это — создание образа! Образ! Что — образ? Можно говорить «образ, образ...» Образа — свой внутренний образ человек должен за это время создать, личность! Кто он? Что он будет делать в этой жизни своими руками? Как он будет зарабатывать, как он будет семью кормить, как он будет своих детей... отдавать им что, своим детям? Образ, понимаете? И этот, как раз, период — образования — даётся вот этих 10 лет, чтобы дать возможность ребёнку, юноше развиваться и набирать тот опыт жизненный, который дальше он будет использовать в своей жизни.
Но они взяли и убрали самое главное — убрали нравственность и основы духовные — всё! Это — пусть в Церковь идут! А кто в Церковь... это же... там... единицы, в то время, ходили! Позолотили купола, всё, но не очень-то много молодёжи, понимаете? А разговор... ввели даже урок религии, ввели... но такие уроки какие-то... и непонятно... и сами... главное, эти уроки создают люди неверующие, которые сами не понимают, что это такое! Они даже не могут... их спроси: «А что ты... вот, Вы создаёте уроки религии... а Кто такой Бог?» — и они так... встанут, и... они не знают, что сказать! Они, вот, берут что-то из книги, из Библии что-то, слова эти говорят, говорят, говорят, говорят... Это как приёмник, знаете... волна. Может — день-день-день... есть короткие, длинные... можно — раз, между волной — хрипит, и непонятно... а можно — раз, встать на волну — и воспринимать. Поэтому, надо научить ребёнка вставать на волну, нужную тебе! Вот, чтобы она твоё сердце радовала, эта волна, чтобы она тебя вдохновляла, укрепляла, чтобы она давала какие-то внутренние силы, вот эта волна!
Они это убрали. Они убрали — пусть родители этим занимаются! А родители, бедные... Вы же вспомните 90-е годы — там... они же... эти дефолты — это что? Вот, сейчас опять что творится? Опять продукты дорожают, всё... родители — всегда в ужасе, всегда в кризисе — это катастрофа! Им некогда даже заниматься... какое там воспитание? Нужно сегодня думать, где... сегодня покормить... что-то нужно купить — нужно учебники, нужно одежду... понимаете? Очень умно подумали — паника. Вот, нужно... пусть паника — она кого-то устраивает.
Поэтому, наша задача — я понял, что нужно помогать сегодня родителям. Я, специально для них, написал книгу «Духовная кулинария». Эта книга... Дела в том, что есть пища физическая, а есть духовная пища, внутренняя. Её никто не увидит глазом, не почувствуешь прибором — нет такого... или — ещё можно ощутить. И я, через ощущение — это та превозданная основа, на которой нам Господь дал... мы, когда появились в этот мир, у нас не было ни разума, ни сознания — ничего, мы даже плохо видели, слышали... у нас было ощущение развито! И мы мамку ощущали, чувствовали, и, через материнскую любовь и энергию, мы так чувствовали, понимаете — это очень важно! Ощущение! С годами, почему-то, мы его теряем, ощущение... А теряем ощущение — в себе!
А я... так сказать... дал упражнения, чтобы восстановить это необыкновенно важное чувство — восстановить внимание, восстановить умение концентрировать... концентрация... развитие образного мышления. Очень важно абстрактное мышление, понимаете? Абстрактно надо научить ребёнка мыслить — через это он может найти себя! Через фантазию, через воображение, через образы какие-то — он увидит, он может проиграть внутри себя свою профессию, определиться! Не после того, когда закончил институт, и потом понимает, что это не его работа, что ему неприятно это дело — и он опять идёт, во второй институт. Ну, что это такое? Время теряет.
Я всегда им показываю свой пример, как я в 7 лет пришёл к дяде Васе, и вот у меня — рефлекс цели... как Иван Петрович Павлов сказал: «Развивайте у ребёнка рефлекс цели!» Он поставил мне цель: ищи, ребёнок, что ты в этой жизни будешь делать? И я в 8 лет определился, что я стану клоуном. Представляете? В 8 лет! Мальчику не было никакой возможности... я сейчас смотрю фотографии — ну, какой же клоун... ужас... но — у меня внутри загорелся огонь! Дух! И этот дух, эта жажда жизни, умение показать своё сердце людям — это меня пронесло через все преграды, которые были... огромное количество преград, препятствий! Трудности, оскорбления, унижения, всё... и мы прошли всё! Понимаете? И Господь помогал мне. Он как мне: «Тебе тяжело? На тебе девочку, Леночку — она тебе помогать будет в жизни, она тебя чувствует, понимает, она тебя...» — мы 50 лет вместе! Представляете? И это очень важно в жизни — определиться.
И вот, я даю — «Духовная кулинария». И, вот, я там описываю состояния — как сохранить в себе позитивное чувство, позитив. Это очень сложно.
Человек приходит... смотрю — в церковь пришёл помолился, помолился, вышел на улицу — вдруг машина проехала, и облила его водой, грязью. И этот человек — у него становится лицо звериное, глаза стеклянные, и он вдруг начинает матом кричать и проклинать этого таксиста, который его облил! И такими словами грязными! Господи! Да ты только что вышел из церкви! Ты только что разговор вёл, беседу — с Творцом! Что ты творишь? Что ты с собой... это же... остановись, возьми себя в руки!
Понимаете, умение... это же... много внутри у нас, очень много ядовитого такого вещества есть, которые мы где-то можем сдерживать, как мешочек держать, держать, а в какой-то момент ниточка лопается, и — выплёскивается!
Я иногда смотрю... ведь, нас... когда я в театре учился — в театральных... вот... в цирковом училище... у нас театр Станиславского — там же всё... театр — это культура! Это — огромная воспитательная сила! Это... которая вдохновляет, которая ведёт, направляет, которая даёт какую-то энергию, мысль, ради чего-то жить! Это... театр... огромная... и вдруг, в 90-е годы — опустили эту планку! В 90-е годы в театре вдруг появилась матерщина, и народные артисты начинают ругаться матом, и считать, что это нормально... Это меня... я — человек из деревни... я — в шоке, я не мог воспринимать это! Как это можно? Ты — считаешь себя культурным... как ты можешь свой язык в змею превращать! Понимаете?
А.Пичугин:
— Давайте, под конец, ещё раз напомним, что в КЗ «Измайлово» пройдут спектакли театра кошек Юрия Куклачёва — 1,4,7,8 и 10 января ( каждый день — по два спектакля ).
Юрий Дмитриевич, спасибо Вам большое за то, что Вы с нами сегодня пообщались. И спасибо Вам — нам было очень интересно!
Юрий Куклачёв — создатель и художественный руководитель первого в мире театра кошек, народный артист России — был с нами и с вами. Спасибо! И прощаемся с вами — всего доброго!
Ю.Куклачёв:
— Приглашаю вас на спектакль, пользуясь случаем! Приходите к нам и порадуйтесь, приводите своих детей — и получите, действительно, эстетическое удовольствие. Это самое главное — радость, восторг и восхищение!
А.Пичугин:
— Спасибо! До свидания!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».
Уравнение. Наталия Лангаммер
«Ну, почему нужно перестраиваться из ряда в ряд так медленно? Чего ты плетешься?» — возмущалась я за рулем в адрес попутной машины, которая мне мешала.
И тут в голове всплыло слово «уравнение». Недавно мои очередные размышления, почему судить людей нельзя, нашли ответ в одном слове: «уравнение»
Причем, оно не решаемое. Состоит практически полностью из неизвестных. Каких?
Смотрите. На примере того же нерасторопного водителя.
Что я знаю? Что он едет медленно. А почему?
1. Он может не считать, что едет медленно. Полагать, что двигается осторожно.
2. У человека может болеть или кружиться голова. Может быть высокое или низкое давление.
3. В машине может ехать пассажир, которому страшно или которого укачивает.
4. Водитель может быть расстроен, убит горем.
5. Он может не спешить, так как сильно заранее выехал. А может не хотеть ехать туда, где ждут проблемы, неприятный разговор, трудное решение.
6. Машина может быть неисправна.
7. А может он вспоминает и проживает снова недавнее свидание с любимой и в хорошем расположении слушает медленную романтическую музыку.
8. Или говорит по телефону со старенькой мамой. Нельзя за рулем по телефону, но как маме отказать?
Стоит дальше продолжать этот список предположений. Он бесконечен! Ведь каждый из пунктов можно расширить до огромной истории. Истории человеческой души, которую нам не дано знать.
«Уравнение» — слово, которое теперь помогает мне не только удержаться от осуждения, оно помогает перестать хотеть судить. Все, что я знаю про этого водителя в соседней машине — это то, что мне лично он мешает в данной полосе. Ну, перестроюсь в другую. Помоги и ему, и мне Господь!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Исидор и Ида Штраус
Исидор и Ида Штраус родились и умерли в один день. Американский бизнесмен и благотворитель прожил вместе со своей верной и преданной супругой больше сорока лет. Они вели скромный образ жизни, не стремясь к публичности и славе. Мир узнал о них и их любви, после трагедии на корабле «Титаник», с которой имена супругов Штраус навсегда остались связаны.
Молодые люди встретились в 1861 году в городке Талбот американского штата Джорджия, куда их семьи иммигрировали из Германии. У юноши и девушки оказалось много общего. Оба любили лошадей, увлекались литературой. Оказалось, что даже дни рождения они отмечают вместе — 6 февраля. Правда, с разницей в 4 года. Разделяло их лишь положение в обществе. Семья Иды была очень состоятельной, в то время как Исидор был всего-навсего сыном мелкого небогатого лавочника. Он даже на наследство не мог претендовать, поскольку был младшим братом в семье. Молодые люди очень быстро поняли, что любят друг друга. И вскоре Штраус попросил у родителей Иды её руки. Как и следовало ожидать, жених без капитала не вызвал у них одобрения. Исидор получил отказ. Ида со слезами умоляла отца и мать изменить решение. И они, наконец, смягчились. Жениху поставили условие: помолвка должна длиться три года. За это время станет ясно, серьёзные ли у юноши намерения, действительно ли он любит свою избранницу и не за богатством ли её гонится. Исидор и Ида согласились — они были готовы ждать друг друга.
И дождались. Обвенчались. Со временем у Штраусов родился первенец — сын Джесси. А когда Ида ждала второго ребёнка, Исидор решил уехать из Талбота. Супруги мечтали о большой семье, им хотелось иметь много детей. А их нужно обеспечивать. У Исидора была задумка открыть большой собственный магазин. Провинциальный городок не подходил для реализации такого плана. Родным и друзьям Штраусов идея отъезда показалась безрассудной. Но Ида поддержала супруга. В 1876 году семья отправилась в Нью-Йорк.
Поначалу на новом месте пришлось нелегко. На свет появился второй малыш. Исидор устроился продавцом в крупный универмаг. Ровно половину каждой его зарплаты супруги откладывали на будущий магазин. За несколько лет семья Штраусов выросла — Ида родила ещё пятерых детей. Такая большая семья жила в маленькой съёмной квартирке. Но бытовые тяжести не огорчали супругов. Позже Штраусы будут вспоминать эти годы как самые счастливые в их жизни.
В 1896 году Штраус стал владельцем огромного универмага «Мэйсис» на 34-й улице. «Всё это смогло осуществиться только благодаря тебе. Твоё терпение, доброта и поддержка сотворили чудо», — писал Исидор своей жене.
Шли годы. Штраусы уже нянчили внуков. Занимались благотворительностью, путешествовали. Зиму 1912 года Исидор и Ида провели в Европе. Вернуться в Америку супруги решили на чудо-корабле, который все называли непотопляемым. Новейший трансатлантический лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс...
Есть фотография, на которой счастливые, улыбающиеся супруги Штраус запечатлены на палубе «Титаника» пред отплытием. А через несколько дней случится катастрофа, которая войдёт в историю. А вместе с нею войдут в историю Исидор и Ида Штраус, и их безграничная любовь друг к другу. Например, в знаменитой картине Джеймса Кэмерона «Титаник» Штраусы показаны утешающими друг друга в момент гибели лайнера, когда их каюта заполняется водой.
Как только стало очевидно, что корабль пойдёт ко дну, пассажиров стали эвакуировать. Однако шлюпок на борту оказалось гораздо меньше, чем требовалось. Капитан принял решение: сажать в них только женщин и детей. Нос «Титаника» уже наполовину погрузился в океан, когда Исидор, наконец, уговорил жену занять место в спасательной лодке. Но когда был отдан приказ спускать шлюпку на воду, Ида не выдержала. Она попросила матросов помочь ей снова сойти на палубу. «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда он, туда и я», — сказала она. Последний раз супругов видели стоящими на верхней палубе тонущего корабля. Они крепко обнимали друг друга и слушали, как музыканты «Титаника» играют христианский гимн «Ближе к Тебе, Господь».
На кладбище Вудлон в пригороде Нью-Йорка устроен мемориал в честь Исидора и Иды Штраус. Памятник выполнен в виде корабля. «Даже глубоким водам не под силу ни погасить любовь, ни утопить», — написано на нём.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
20 апреля. О Христе
В 9-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова: «Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицом Божиим».
О Христе, — епископ Черняховский и Славский Николай.