Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

«История крестовых походов». Александр Дворкин

«История крестовых походов». Александр Дворкин



Мы беседовали с историком-медиевистом, профессором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктором философии, специалистом по истории Средних веков Александром Дворкиным. 

Разговор шел о его новой книге Александра — «Хроники крестовых походов», которая позволяет по-новому взглянуть на историю крестовых походов с точки зрения православного христианства, о самом феномене крестовых походов, и о том, какой след они оставили в мировой истории. Наш собеседник говорил о причинах возникновения таких походов, о том, как они происходили, и почему люди так стремились принять в них участие, несмотря на все сопутствующие трудности, опасности и большие затраты.


Ведущий: Алексей Пичугин.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Друзья, здравствуйте!

Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас приветствовать.

Это программа «Светлый вечер».

Я с удовольствием представляю гостя – сегодня, вместе с нами и с вами, этот «Светлый вечер», эту часть, проведёт Александр Дворкин – историк-медиевист, доктор философии ( это международная степень PhD ) по истории Средних веков.

Александр Леонидович, здравствуйте!

А.Дворкин:

- Здравствуйте, Алексей!

А.Пичугин:

- Сразу хочу нашим слушателям сообщить, что у нашего гостя – моего собеседника Александра Дворкина – вышел 4-томник, который называется «Хроники Крестовых походов».  Мы будем сегодня говорить и о книге, и о самом феномене Крестовых походов.

Когда-то, несколько лет назад, с Александром Леонидовичем, мы уже делали программу про Крестовые походы, но это было достаточно давно. Поэтому, что-то, наверное, повторится, будет какая-то новая информация, особенно, с учётом вышедшей книги.

Ну, и, в первую очередь, я Вас поздравляю с тем, что этот, такой масштабный труд – 4 тома – по истории Средних веков… причём, насколько я понимаю из рецензий, это… такой… нетривиальный взгляд на эти исторические события. Так?

А.Дворкин:

- Спасибо, Алексей!

Я не знаю, трудно сказать, какой взгляд является тривиальным, какой – нет, но, во всяком случае, это взгляд на Крестовые походы, с точки зрения православного христианина. И, в этом смысле, наверное, это первый такой серьёзный разбор Крестовых походов, именно с православной точки зрения.

Обычно… собственно, есть два главных точки зрения на Крестовые походы. Одна из них – романтическая: это – славные рыцари, которые скачут на восток, жертвуя всем, для того, чтобы освободить Гроб Господень, помочь страждущим христианам, и так далее. А другая точка зрения – политкорректная. Это Западный империализм, жестокий и кровавый, который пытается поработить восточные народы, нанёс вред исламу. Ну, и, собственно, мусульмане до сих пор ссылаются на Крестовые походы. Интересно, что даже в каких-то дискуссиях с православными, всё время, нас винят Крестовыми походами. На самом деле, обе точки зрения – ошибочные. Ну, или, во всяком случае, содержат лишь очень небольшое количество правды.

А.Пичугин:

- А есть же какая-то, наверное, чисто научная, схоластичная точка зрения, которая не даёт оценок, которая говорит о фактах, и их как-то, уже с научной точки зрения, интерпретирует?

А.Дворкин:

- Ну, Вы знаете, такой точки зрения, в принципе, не может быть. Потому, что, даже если историк никак не оценивает события, то его субъективность проявляется в подборке фактов. То есть, какие факты он считает ключевыми, какие он считает неважными. Так, как он подбирает факты – можно, собственно, даже никак не оценивать, но по подборке фактов сманипулировать читателя на ту или другую точку зрения. Это – неизбежно, потому, что любая история – субъективна, любой историк – субъективен, и, я думаю, наиболее честные историки – они, просто, с самого начала предупреждают о своей точке зрения, и, соответственно, читатель уже заранее знает, с какой точки зрения ему будут эти факты преподнесены.

А.Пичугин:

- Вы, насколько я могу судить, очень давно занимаетесь этой проблематикой – изучаете Крестовые походы. А чем эта тема близка именно Вам?

А.Дворкин:

- Так получилось в жизни. Я, когда ещё учился в Америке, в Свято-Владимирской Духовной Академии – я, собственно, даже это пишу в предисловии – я на втором курсе поехал навестить друга в Бостон, на зимние каникулы. Мы с ним зашли в книжный магазинчик университетский, гарвардский, погреться, и я там увидел 3-х-томник Рансиман – это знаменитый английский историк, и, собственно, его классический труд – это 3-томник Крестовых походов.

Я был студентом, денег у меня было мало, книжка стоила… там… 30 с лишним долларов, эти 3 тома, что, по тем временам, было очень дорого – собственно, весь мой бюджет на неделю. Но я начал читать, не смог оторваться – купил эту книгу. Ну, и, вот, собственно, тогда Рансиман и заразил меня интересом к Крестовым походам.

С тех пор я старался читать всё, что выходило на этот счёт, собирал источники, публикации, летописи, хроники – всё, что выходило, доставал. Но я никогда не думал, что я буду писать эту книгу. Но, во всяком случае, я, когда уже вернулся в Россию, начал читать лекции, спецкурсы проводить по Крестовым походам, решил, что, вот…

И, когда, семь лет назад, у меня вышла толстая-толстая книга «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви», я вздохнул с облегчением. И тут я встретил одного… такого… известного московского протоиерея – отца Фёдора Бородина, который спросил меня, что я теперь буду писать, и я сказал, что пока ещё не определился. И он сказал: «Напишите про Крестовые походы».

Я решил – почему бы и нет? И решил написать просто краткий обзор, страниц на 300-350. Но, по мере того, как я начал работать, я понял, что – если писать, то писать подробнее. Потому, что на 300 страниц – это будет бесконечный список имён, который никак не запомнится, и просто читатель будет путаться в них постоянно, и… в общем… интереса это не будет представлять. Тем более, что там – такая масса вкусных историй, которые можно рассказать, и, если характеризовать каждого, то там – какие-то особые детали… в общем, в результате, у меня в этом 4-х-томнике получилось более пятисот персонажей, не просто перечисленных, а тех, которые запоминаются, которые как-то охарактеризованы, поступки которых рассказаны, чьи портреты даны.

И, потом, когда я писал, у меня… я очень люблю историю – естественно, иначе я бы и не занимался этим, но мне кажется, что история должна быть интересной. Если это неинтересная, занудная книга, то зачем она нужна? И, поэтому, я старался писать интересно. То есть, это – рассказ. Это рассказ о том, что происходило. Собственно, у меня даже полное название моей книги – «Хроники Крестовых походов франкских пилигримов в заморские земли и сопутствующих событий в изложении Александра Дворкина».

А.Пичугин:

- Красивое такое… отсылающее нас, наверное, к хроникам средневековым же…

А.Дворкин:

- Да, совершенно верно. Оно немножко стилизованное, но оно… в общем, в нём и содержится основное содержание. И – тоже я позволил себе не придерживаться сухого академического стиля, а выражать своё мнение, выказывать какую-то симпатию или антипатию к тем или иным персонажам, которых я описываю. Ну, и, наверное… мне кажется всегда, что, если писателю интересно писать книгу, то тогда и читателю тоже будет интересно её читать.

А.Пичугин:

- Ну, давайте, наверное, перейдём к самой истории Крестовых походов. Потому, что это – то, что нас сопровождает с самого раннего детства.

Я не знаю, насколько современные школьники… так… с молоком матери впитали эту часть истории, но я помню, что и мы, и, естественно, наши родители…

Вот, сам термин «Крестовые походы», и их история – может быть, не подробная, может быть, вполне краткая, представляемая в общих чертах, но она сопровождала нас, мы всегда что-то про них слышали. Мы, может быть, даже и не знали, что это походы в Византию, может быть, не знали фактологии, но, тем не менее, мы всегда знали, что вот – есть Крестовые походы. Это даже выражается в нашей лексике, когда это стало частью какого-то такого, привычного, лексического аппарата, которым мы оперируем, и постоянно упоминаем, употребляем Крестовые походы, с той или иной каннотацией, в собственной речи.

Может быть, я как-то странно выражаюсь, но, тем не менее…

А.Дворкин:

- Да, да, да, да… даже стало неким таким… обиходным термином – Крестовые походы, и крестоносцы. В то время они так не назывались.

Собственно, термин «Крестовые походы» появился позже. Термин «крестоносец» стал широко использоваться после 3-го Крестового похода. А, собственно, первоначально это всё называлось просто «паломничество», и сами крестоносцы называли себя «паломниками»…

А.Пичугин:

- … и «пилигримами»…

А.Дворкин:

- … «пилигримами», да. И такой… «паломнический путь», или просто «путь» они называли… «Крестовые походы» – это, собственно, уже… гораздо более позднее. Так же, собственно, как и счёт Крестовых походов. Потому, что… это – конец XVII-начало XVIII века. Французские историки решили… таким… волевым решением, что только восемь походов будет, что… вот… номерными они будут считаться, таким образом, хотя… почему? Там, по каким-то походам – понятно, но, на самом деле, их было гораздо больше. И, из этих восьми… там… восьмой, скажем, вообще – даже и не успел состояться особенно. Но, во всяком случае… то есть, споров было много, но, постольку, поскольку, это – уже общепринято, я, собственно, тоже, вот, пишу об этих восьми Крестовых походах – восьми номерных – ну, и, естественно, про все те остальные, которые были посередине – также их описываю.

А.Пичугин:

- Ну, тем более, что Крестовый поход, в широком смысле слова, не обязательно связан с Иерусалимом. Это могло быть ещё связано, естественно, с народами, которые окружали вот эту вот европейскую ойкумену, но ещё не были в неё интегрированы. Это, конечно же, народы… там… Прибалтики – нынешней Балтии…

А.Дворкин:

- Вот эти вот я упоминаю… вот эти вот Крестовые походы, которые направлялись в другие какие-то регионы, хотя – только упоминаю кратко. Потому, что описывать их – тогда книга станет уже совершенно необъятной. И, всё-таки, я стараюсь говорить, и подробно описывать те Крестовые походы, которые связаны со Святой Землёй, ну, или, так или иначе, со странами и местностями, по пути в Святую Землю. Но – это общая проблема Крестовых походов. Если первый из них провозглашался, как «помощь восточным братьям, которых завоёвывают тюрки, и освобождение Гроба Господня», то, очень скоро, папство стало использовать Крестовые походы уже как… ну… собственно, вот… как оружие своих собственных планов. То есть, Крестовые походы стали направляться и против мавров в Испанию, и против еретиков на юг Франции, и против славянских язычников ( или тех, кого считали язычниками ) в странах Балтии, и против, собственно, личных врагов папства – в первую очередь, императоров династии Гогенштауфенов, но не только. И, в конце концов, само понятие – девальвировалось, и люди, собственно, даже перестали и откликаться. То есть, стало ясно, что Крестовый поход – стал просто инструментом папского империализма, и, таким образом, стал лишь одним из факторов всё более усложняющейся европейской политики, когда, собственно, у каждой страны были свои интересы, и, собственно, Святая Земля, на этом – давно забылась. Ну, и, естественно – Крестовые походы против других христиан, которые молятся несколько иначе, чем западная версия христианства, которую продвигало папство. То есть, конечно, это 4-й Крестовый поход, в первую очередь, хотя, собственно, и до него уже были тревожные симптомы, которые… то есть, на пустом месте 4-й Крестовый поход не случился бы.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Я напомню, что сегодня в программе «Светлый вечер» историк-медиевист Александр Дворкин. У него вышел 4-х-томник «Хроники Крестовых походов». Мы говорим о книге, говорим о Крестовых походах.

И, вот, сейчас, как раз, наверное, стоит поговорить ещё и об истории самих Крестовых походов, о предпосылках и причинах их возникновения, о том, что же, всё-таки, послужило причиной того, что люди выходили из Европы и шли на Восток.

А.Дворкин:

- Вы знаете, там было много причин.

То есть, если мы говорим, собственно, о поводе, то повод был – письмо императора Алексея Комнина, которое он направил папе Урбану на Собор в Пьяченце, с просьбой прислать ему несколько отрядов наёмников для того, чтобы усилить его имперскую армию. В это время, тюркские племена сельджуков завоевали Малую Азию – это ключевой регион Византийской империи ( Византийской – то есть, Римской ).

Опять же, Византийскую империю тогда Византийской не называл никто – это была Римская империя, которая осознавала себя именно так, со столицей в Новом Риме – Константинополе.

Итак, сельджуки завоевали, практически, целиком Малую Азию, и империя была в очень серьёзном кризисе. Император Алексей Комнин, один из величайших императоров за всю византийскую историю, очень… так… оказался тоже великим кризисным менеджером, и империю поднял из руин, и просто, вот, ему нужны были наёмники.

Тем более, в это время, собственно, расширялся разрыв с папством. То есть, до окончательного разрыва было ещё далеко – мы говорим о самом конце XI века. Я в книге про это тоже пишу – о том, что дата… так называемая, фиктивная дата разделения церквей (1054 год ), на самом деле, мало что значит, и этой дате придают явно не соразмерное значение. Но, в любом случае, проблемы были, и он пытался их разрешить – то есть, дипломатически так договориться с папой. И, вот, один из поводов для вот этих переговоров – он попросил несколько отрядов наёмников.

Папство само переживало сложный период. В Риме сидел антипапа, назначенный императором Генрихом IV, папа Урбан в Рим даже не мог въехать, и у него были свои планы – конфликт с Французским королём, и так далее, и вот – всё вместе – и ему пришло в голову, что если он попробует организовать такое европейское ополчение для того, чтобы оно направилось на восток и помогло Византийскому императору, то тогда он явно выставит себя в качестве лидера всего христианского мира, что сразу решит все его проблемы – это и избавиться от антипапы и вернуться в Рим, и приструнить Французского короля, и залечить разрыв с Византией – в конце концов, Византийский император тоже признает его своим сюзереном, и так далее, и тому подобное.

Это, вот, собственно, два главных действующих лица. Нужно ещё учитывать, что в Европе была очень сложная ситуация, где воевали все против всех. То есть, это… вот… масса замков, которые начали появляться в X веке. То есть, люди захватывали холм, какой-то там человек строил там замок, начинал оттуда жёстко эксплуатировать, и эксплуатировать крестьян – то есть, заниматься рэкетом, по существу, требовать, чтобы они выплачивали ему деньги за охрану, иначе – будет плохо… ну, мы, собственно, те, кто помнит 90-е, помним очень хорошо, как это происходило – очень похоже. Этот же, новоиспечённый замковладелец набирал себе шайку бандитов – скорее всего, из тех же крестьян, которым больше нравилось махать кулаками, нежели работать на земле – это, собственно, начало… во всяком случае, северо-европейской аристократии и рыцарства. И крестьяне – всё более и более закабалялись. Плюс – все эти замковладельцы воевали друг с другом, войны шли постоянно, опять же – как правило, за счёт крестьян. Потому, что, в основном, все войны были для уничтожения экономической базы противника. То есть, жечь хутора, забить скот, вытоптать поля, и так далее.

А.Пичугин:

- Видна разница в подходах. Если татаро-монгольское нашествие, как мы его называем – оно, естественно, ставило своею целью не полное завоевание, а, скорее, подчинение, и, поэтому, ничего особо не вытаптывалось и не уничтожалось в крестьянских хозяйствах – потому, что это была кормовая база, а, в первую очередь, они были нацелены на города, то здесь мы видим другую картину.

А.Дворкин:

- А здесь – другая… так, а городов в Западной Европе, практически, не было. Самые большие города – такие, как Лондон и Париж – они были… не больше 25000…

А.Пичугин:

- Для многих, кстати, это неочевидно!

Вот, можно даже отвлечься на секунду от Крестовых походов… почему не было почти городов?

А.Дворкин:

- Потому, что, в основном, это были сельскохозяйственные территории, и города – только, собственно, начинали строиться, начинали возникать. То есть, население в 5000 считалось очень… таким… солидным городом, а мегаполисом – это в 20-25 тысяч человек…

А.Пичугин:

- И это – XI-XII века, да?

А.Дворкин:

- Это – XI-XII века. И, когда, собственно, крестоносцы приезжали в Константинополь, и видели там миллионный город – это был для них шок. Потому, что они, в принципе, не представляли, что может существовать что-то похожее.

А.Пичугин:

- А, при том, кто были эти крестоносцы, которые входили в Константинополь? Это же – далеко не только рыцари, то есть, представители знати. Это же ещё и, как раз, многие из тех самых наёмных крестьян, которые дальше своей деревни не бывали никогда?

А.Дворкин:

- А… ну… к XI веку рыцарское сословие уже сложилось. То есть, если мы говорим о X веке – это вот, те, вот, самые наёмные крестьяне, но, ведь, это – за век сменилось 3 поколения, и «рыцарь» – стало профессией.

А.Пичугин:

- Да, безусловно, но у него же был какой-то обоз, какое-то количество людей…

А.Дворкин:

- Просто в любом крестоносном войске было большое количество некомботантов – то есть, людей, которые не воевали. То есть, это – женщины, монахи и, собственно, крестьяне, которые просто шли, которые бежали от своей, там, тяжкой доли, которые не знали, собственно, куда деваться, и всё, что угодно, казалось лучше, чем вот это беспросветное существование, которое у них было. То есть, все вот эти толпы беспорядочные… да… войско плюс вот эти вот беспорядочные толпы, потом – обоз, само собой, потому, что мы говорим об эпохе, где денежная масса была очень невелика. Соответственно, для того, чтобы собраться, нужно было взять с собой какие-то ценности, которые, впоследствии, обменивались на продукты питания, урожая, и так далее. Поэтому, обоз тоже очень сильно замедлял, конечно, войско.

То есть, брали всё… там… и какие-то рулоны сукна, и драгоценности, мебель, посуду, и так далее – всё вот это, вот, собственно, тащилось за войском, и очень сильно его загромождало.

А.Пичугин:

- А, вот, такой вопрос – он тоже немного, как бы сейчас сказали, офф-топом, выбивается из нашего повествования цельного, но… а как Крестовые походы, в то время, влияли на наши земли?

А.Дворкин:

- Это всё было мимо. То есть, никак. Это… в общем… напрямую – это не наша история. То есть, на нас это влияло тогда, собственно, когда Крестовые походы обратились… собственно, уже 4-й Крестовый поход обратился против Константинополя, и, когда, в момент слабости империи, предательски Константинополь был захвачен и разграблен, и, собственно, Православная Церковь на территории Византийской империи была подчинена Латинской церкви, была подчинена папству – это, конечно, произвело шокирующее впечатление на русских, на тех, кто жили в русских княжествах. В этом смысле, это… вот… такое начало XII века, которое… затем, собственно, через 40 лет, после этого… меньше – через 30-35 лет, после этого началось Монгольское вторжение, которое… да, в принципе, Вы правы, конечно, что монголы – они строили свою империю, они не были заинтересованы в разрушениях, но, когда надо, они разрушали. То есть, это – принцип показательной жестокости.

А.Пичугин:

- А… безусловно, они разрушали города. То есть, если мы посмотрим на археологические данные по нашим городищам, которые… многие из них… так и не восстановили своё первоначальное существование – там, конечно, мы увидим очень много чего, относившееся к монгольскому разорению. А вот сельские территории они, в основном, не трогали?

А.Дворкин:

- Ну, в основном, нет, да. Потому, что, собственно, кто владеет городом, тот владеет и сельской территорией. Задача была – просто… той показательной жестокостью настолько запугать, чтобы люди сдавались без боя. То есть, если сдаются без боя, то тогда условия сдачи – весьма и весьма приемлемые. Если ты сопротивляешься, то – пеняй на себя. И, в этом смысле, монголы поступали… вполне… как бы… в логике своих вещей. Но… знаете… у меня… монголы тоже играют роль в моей истории. Правда, не монгольское нашествие на Русь, а, так называемый Монгольский Крестовый поход, который в 1260 году дошёл до Палестины. Потому, что… вот… это, как раз, меньше известно, но, изначально, среди воинов Чингиз-хана было достаточно много христиан. Это несториане, которые там существовали очень давно – целый ряд племён, которых монголы завоевали в первую очередь. В первую очередь, найманы и кераиты – они были целиком христианские. Ну… они были несторианскими, но… знаете… там, в столь далёкой Центральной Азии, эти люди – они не понимали, что такое «несториане», они себя считали христианами. И когда они шли на Запад, то, естественно, христиан они воспринимали, как своих единоверцев. И вот это вот – был знаменитый… хотя… знаменитый, но, вместе с тем, у нас не так широко известный, Монгольский Крестовый поход, который возглавлял Хулагу, внук Чингиз-хана. Его любимая жена была христианкой, и его начальник штаба, то есть, фактически, главный его помощник, генерал, его звали Китбука – он был найманом, и он был христианином, и – не просто. Он, Китбука, верил, согласно преданию, которое хранилось в его семье, что он происходил от одного из трёх евангельских волхвов. То есть, он был очень сознательным христианином.

И этот Крестовый поход – он шёл… он уничтожил Аббассидский халифат, в Багдаде, и Багдад был разрушен, и, из всего полностью Багдада, остались только христианские дома и храмы, и христианская собственность. И это была логика похода, когда мусульмане уничтожались, а христианам явно показывалось благоволение.

А.Пичугин:

- А какое это время?

А.Дворкин:

- Это 1258-1260 годы.

А.Пичугин:

- Вот, это настолько… а почему это так неизвестно у нас? То есть, у нас какое-то есть общее представление о том, каким было нашествие монголов на Русь, и совсем нет представления о том, каким оно было в целом.

А.Дворкин:

- Ну, вот, это, да, к сожалению… потому, что тут, как раз, другая картина. Дальше были взяты Дамаск и Алеппо, и опять – та же самая история: христианская жизнь и имущество сохранялись, а мусульмане уничтожались.

И монголы вышли в Палестину, где сохранялись ещё остатки Крестоносных государств, прижатые к морю.

В этот момент, Хулагу должен был срочно отбыть назад, в Каракорум, монгольскую столицу, потому, что умер Великий хан, и ему, собственно, там нужно было быть для нового раздела власти. И он, с большей частью войска, отступил, оставив Китбуку – как раз, вот этого самого христианина, наймана – с двадцатитысячным корпусом в Палестине.

Постольку, поскольку часть монгольской армии нужно было распределить по гарнизонам захваченных городов, то полевая армия у Китбуки была, может быть, 10 тысяч с небольшим, с его грузинскими и армянскими, кстати сказать, союзниками. И во всём мусульманском мире оставалась только одна неразбитая сила – это мамелюки, которые, незадолго перед этим, пришли к власти в Египте. Мамелюки ещё не усилились, они только-только ещё пришли к власти, им нужно было ещё укрепляться, и это был такой уникальный шанс. Потому, что, если бы мамелюков можно было уничтожить, то тогда, на всём пространстве от Индии и до Марокко, не осталось бы ни одного мусульманского государства.

А.Пичугин:

- А Вы пишете об этом в своей книге подробно?

А.Дворкин:

- Да, да, конечно! И, если учитывать, что ещё демографически мусульмане на Ближнем Востоке были меньшинством… в целом, их было – чуть меньше половины, в зависимости от стран… там… Сирия, Палестина… в Палестине больше было христиан, в Сирии – мусульмане с христианами были, более-менее, пополам, в Египте – тоже христиан было большинство… и, вот, победи монголы – и просто вся история стала бы совершенно другой.

И так получилось, что всё зависело от поддержки крестоносцев, которых было мало, но, если бы они усилили монгольское войско, то у мамелюков шансов не было бы.

А.Пичугин:

- Мы сейчас, Александр Леонидович, должны прерваться, буквально на минуту, у нас – середина программы.

Я напомню, что сегодня мы беседуем с доктором философии, историком-медиевистом Александром Дворкиным, профессором Православного Гуманитарного Свято-Тихоновского Университета.

Я – Алексей Пичугин.

И мы, через минуту, к вам вернёмся.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Ещё раз, здравствуйте!

Я – Алексей Пичугин.

Мой собеседник – Александр Дворкин, историк-медиевист, профессор ПСТГУ, PhD по философии, по истории Средних веков, доктор философии, если переводить на русский язык – это международная степень.

Мы говорим о книге Александра Леонидовича, которая совсем недавно вышла в издательстве Сретенского монастыря – «Хроники Крестовых походов». И мы говорим про Крестовые походы, и, так получилось, что говорим уже сейчас о не самых известных страницах нашей истории… вернее, мировой истории, связанных с Крестовыми походами – это татаро-мон… да… монголы в Палестине, тут татары – вообще никакого отношения не имеют. Это, такой, скорее… уже более устаревший термин, когда мы говорим про нашу историю. Здесь мы говорим исключительно о монголах, и об их нашествии на Палестину, и о том, что, на самом деле, изначально, как многие знают, а многие и не знают, они не были мусульманами – это всё уже достаточно позднее явление. Изначально, они… среди них было достаточно много христиан-несторианцев, которые… которые, в общем, во многом, могли перевернуть ход истории, но – не получилось.

А.Дворкин:

- Не получилось.

Вот, собственно, если завершить эту историю, когда монгольская армия оккупировала Палестину, они всячески оказывали поддержку местным христианам – тем местным христианам, православным, которых, собственно, крестоносцы достаточно жёстко угнетали.

И, вот, когда встал вопрос о столкновении с мамелюками, с мусульманами, которые только что пришли к власти в Египте, то у крестоносцев, у Крестоносных государств встал вопрос, кого им поддержать. А мамелюки направили к ним посольство с просьбой о поддержке. И, в общем, все склонились к тому, что нужно поддержать мамелюков, против этих диких монголов, которые пришли, и которые – главное, что, действительно, поддерживают «еретиков и схизматиков».

В конце концов, немножко здравого смысла преобладало, и решено было, что, всё-таки, они заявят о своём нейтралитете, но – дружелюбном нейтралитете, по отношению к мамелюкам. И мамелюкская армия была пропущена через христианские территории, через крестоносные территории, войско – снабжено продовольствием, и, таким образом, им удалось выйти в тыл монгольскому войску и его союзникам – православным грузинам и армянам-монофизитам, которые также полностью поддерживали монголов, понимая, что это – значительная помощь против ислама и против латинских притеснений.

И, вот, тогда, в 1260 году, произошла битва при Айн-Джалуте – одна, может быть, из самых неизвестных, но, тем не менее, самых решающих мировую историю битв. Которая… в общем, шансы были, почти что, равны, и, победи в ней монголы – всё, история была бы совершенно другой. Но, увы, мамелюкам удалось одержать верх – в этом смысле, благодаря, как раз, помощи крестоносцев, и история пошла так, как мы её знаем. Монголы были оттеснены на территорию Персии. Под влиянием этой победы, Золотая Орда – уже это относится к нашей истории – приняла ислам, ислам усилился, и, собственно, через пару-тройку очень коротких десятилетий, усилившиеся мамелюки сбросили крестоносцев в море, и, таким образом, бесславно завершилась история Крестоносных государств в Палестине.

А.Пичугин:

- Ну, давайте, вернёмся к классическим Крестовым походам. А правда ли, что сам термин «священная война», который мы привыкли… который мы знаем с детства, и он у нас, в первую очередь, относится уже к войне нашего почти времени, к Великой Отечественной, благодаря песне… что сам термин «священная война» оформился именно во времена Крестовых походов?

А.Дворкин:

- Ну, в общем, да. Или – «святая война». Это – тоже… такое… ноу-хау папы Урбана.

Когда мы с вами говорили о том, что в Европе, уже в X-XI веках, все воевали против всех, то Церковь пыталась, каким-то образом, это ограничить… эти войны. Если не остановить, то, хотя бы, ограничить. Но – не получалось. И, с другой стороны, нужно понимать, что, всё-таки, люди были тогда верующими, атеистов – не было. И каждый рыцарь, в глубине души, понимал, что… вот… есть какая-то проблема.

То есть, с одной стороны, есть его профессия воинская – он ничего другого делать не умеет, и есть – система подчинения феодальная. То есть, он обязан подчиняться своему сюзерену, тот – своему, и – так далее… и ему приказывают воевать – он обязан воевать. А, с другой стороны, он понимал, что Царства Божия, таким образом, не наследует. Это был такой очень серьёзный внутренний разрыв, внутренний конфликт.

И, собственно, то, что предложил папа Урбан, и почему это вдруг стало так популярно, это – разрешение этого конфликта. Что – тут не нужно воевать, а воевать нужно – там. Нужно воевать против нелюдей, против мусульман. И дальше, собственно, была использована вся мощь пропагандистской машины тогдашнего времени для того, чтобы «расчеловечить» мусульман. Что… там… их убивать – они, вообще, нелюди, которые… враги Христовы, поэтому, их убийство – оно, скорее, заслуга, а не грех. И, к тому же, собственно, можно ещё и решить все свои финансовые проблемы – ведь, ещё одной проблемой в Европе было большое количество младших сыновей, при системе майората.

Система майората – это, когда всё наследство получает только старший сын. То есть, это – титул, который идёт с землёй… то есть, если есть баронство, то, соответственно, барон владеет, если есть графство – владеет граф, и – так далее. То есть, и титул, и землю получает старший сын, а все остальные сыновья остаются и без титула, и без земель, но – с умением владеть оружием.

Соответственно… вот, есть известная сказка, где старший сын, после смерти отца, получает мельницу, а младший – получает кота в сапогах. Но, что делает младший сын? В конце концов, завоёвывает… с помощью кота в сапогах, естественно, но он завоёвывает замок, и делается маркизом Карабасом. Собственно, вот – это цель жизни всех этих младших сыновей: либо выгодно жениться на наследнице замка, либо – завоевать его, так или иначе.

И, собственно, вот – папа Урбан и предлагает, что вам тут – земля бедная, замков мало, феодов – мало, езжайте на Восток – там и грехи вам простятся все исповеданные, и это будет вам засчитано как паломничество вооружённое, и так далее. То есть, сама идея вооружённого паломничества – это опять папы Урбана. А, с другой стороны, те, кто выживут, они ещё могут и завоевать себе богатые земли – в земле, которая, между прочим, течёт молоком и мёдом, что многими воспринималось вполне буквально.

Так, что это, вот… как бы… сразу решало все проблемы – и духовные, и материальные. Поэтому это приобрело такую популярность.

А.Пичугин:

- Именно поэтому люди стремились, всё-таки, в Крестовые походы – никто же, ведь, их не обязывал туда отправляться. Наоборот, закладывались имения, продавалось огромное количество какой-то собственности – для того, чтобы можно было прокормить себя и людей, которые тебя сопровождают.

Насколько… где-то я читал… для рыцаря стоимость участия в Крестовом походе, если посчитать все затраты, равнялась его 4-летнему доходу, примерно…

А.Дворкин:

- Да-да… 3-4-летний доход – это только для его участия, а ведь нужно было ещё что-то оставить семье, и какай-то ещё фонд на случай гибели кормильца. Так, что, поэтому – да, это было весьма и весьма разорительно. Но, тем не менее, шли.

Хотя… ну… что значит – никто не обязывал? Знаете, это… более-менее, как… не знаю… это, конечно, не полное сравнение, но… знаете… как служится служба в армии. То есть, она, конечно, обязательна, но человек, который «отмазывается» от армии, во всяком случае… если у нас вспомнить – в 50-х, 60-х, даже 70-х… то… отношение к нему было – соответственное: что он – не такой, что, всё-таки… было определённое социальное давление. И, поэтому, если мы говорим, уже после 2-го Крестового похода… в 1-м Крестовом походе – ни одна коронованная особа не участвовала. Это было… так… 1-й Крестовый поход – это был высший слой европейской аристократии, но – на полшага ниже королей.

А.Пичугин:

- А дальше уже – Фридрих Барбаросса…

А.Дворкин:

- А дальше уже, собственно… нет… 2-й Крестовый поход – это Людовик Благочестивый и Конрад Немецкий. С ним шёл его племянник Фридрих         , который тогда ещё даже не был наследником – наследником частично считался сын Конрада, но сын потом умер, и, таким образом, Фридрих получил трон. Но, начиная со 2-го Крестового похода, более-менее, участие в Крестовых походах стало… такой… неписаной обязанностью для всех коронованных особ. Когда король приходил к власти, он уже начинал планировать, когда он отправится в следующий Крестовый поход. Кто-то, конечно, не отправлялся, но, всё-таки, учитывать приходилось. То есть, это, в каком-то смысле, действительно, стало обязанностью для христианина – какое-то время провоевать на Востоке.

А.Пичугин:

- Но, вот… что касается, я так подумал, связи с нами, вспомнив Фридриха Барбароссу – а это ведь человек, которого летописи называют другом князя Андрея Боголюбского… правда, не совсем понятно, где они могли встречаться, поскольку мы не знаем ничего о первых 30 годах жизни Андрея Боголюбского – возможно, где-то, когда-то они могли видеться, но это… это – какая-то легендарная уже совершенно история… Но, тем не менее – вот, участник… умерший, нелепо погибший в 3-ем Крестовом походе Фридрих Барбаросса – и наш князь Андрей Боголюбский.

А.Дворкин:

- Да… ну, есть ещё там одна… Андроник Комнин, двоюродный брат императора Мануила Комнина… и Андроник потом тоже стал императором… конечно, о его биографии можно приключенческий авантюрный роман писать. Он… такой… в этом смысле, потрясающий человек… своего рода, мастер предательства, авантюрист международный. Он какое-то время у Даниила Галицкого тоже служил, он по всему миру путешествовал, он был… такой… завзятый сердцеед, ни одна женщина, говорят, перед ним не могла устоять. У него были многочисленные романы, приключения, заточения в темницу, бегство из темницы, по сравнению с которым… там… побег Эдмона Дантеса из замка Иф – это просто детские забавы, и так далее. И вот, в конце концов, он, всё-таки, стал императором, и кончил очень плохо. Но вот этот вот Андроник Комнин тоже… так… с нашей историей связан.

Ну, есть ещё, там, отдельные… я описываю, в том числе, что после 1-го Крестового похода Палестину посетил наш игумен Даниил. «Хождение игумена Даниила» известно…

А.Пичугин:

- Да, да, конечно!

А.Дворкин:

- Да… он встретился, как раз, с Балдуином I, королём Иерусалимским, похвально о нём отозвался. И… в общем, интересно, что… это 1106 год – его паломничество, и он, в общем, о разделении церквей ещё ничего не знает. То есть, у него – Церковь едина. В ней есть греки, есть латыны ( или фряги, как он их называет ), они ему, эти латыны, или фряги, не очень нравятся, потому, что они – какие-то странные, но это, хотя вот такая и экзотически странная, но – часть единой Церкви.

Он был принят Балдуином I, и он описывает это… что… он называет его «благоверный князь Балдвин». И, вот, Балдуин его спрашивает: «Ну, русский игумен, проси от меня любое дарство, что ты хочешь!» – на что игумен Даниил просит повесить, на время его пребывания в Палестине, лампаду у Гроба Господня, в качестве дара. Тот ему позволил, он – вешает лампаду, и потом, когда он покидает Палестину, он берёт её с собой, и назад везёт на Русь лампаду от Гроба Господня.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Я напомню, что Александр Дворкин, историк-медиевист, сегодня, вместе с нами и с вами, в программе «Светлый вечер».

Говорим также, я напомню, про 4-томник Александра Леонидовича Дворкина, который вышел совсем недавно – «Хроники Крестовых походов».

И… в начале нашей программы, Вы упомянули, что сама книга позволяет по-новому несколько взглянуть на историю Крестовых походов, с точки зрения Православного христианства – Православное христианство может их оценить.

Вот, что это за взгляд такой?

А.Дворкин:

- Ну, это взгляд… то, что, во-первых, именно Крестовые походы были ключевым фактором разделения церквей. Именно Крестовые походы актуализировали те проблемы, которые были, и сделали разделение церквей фактом народного сознания. Крестовый поход – 4-й Крестовый поход – в конце концов, это была такая финальная жирная точка в этом прискорбном процессе, когда крестоносцы не только штурмовали Константинополь предательски, не только совершили преступление против человечества,  разграбив и уничтожив этот самый красивый город христианства, уничтожив бесчисленное количество и культурных ценностей, и произведений искусства, и святынь, и так далее, но и поставили своего латинского патриарха, и, собственно, дали… Рим вполне воспользовался этой ситуацией для утверждения своего господства над Православной церковью.

Но – не только это. Потому, что 4-й Крестовый поход не появился на пустом месте. В течение долгого времени, шла… такая… целенаправленная пропаганда против греков-«схизматиков» и так далее. Потому, что, кроме 1-го Крестового похода…1-ый – принёс совершенно неожиданный успех, против всей логики. Вот, так случилось, что он, действительно, стал первым и единственным действительно успешным походом. Но крестоносцы, таким образом, уверились в помощи Божией и водительстве Божием. И дальше… собственно, каждый следующий поход был катастрофичней предыдущего. Ну, за исключением 3-го, который был… ну… более-менее «ничьей». А остальные все были… такими… кошмарными провалами.

Каким образом это объяснить? Объяснение первоначальное было – это предательство греков. И, собственно, вот эта пропаганда – она шла, разворачивалась, развивалась, и, в конце концов, в общественном сознании западного христианства, греки стали – едва ли, не худшими врагами Христовыми, чем мусульмане. И это, собственно, было психологической мотивацией тех зверств и преступлений 4-го Крестового похода.

Но дальше… дальше – хуже. Опять же. То есть, когда крестоносцы завоевали Палестину, то оказалось, что под мусульманским правлением православным христианам жилось намного лучше… или – гораздо менее плохо, чем под крестоносным правлением. У них был, к тому же, мощный защитник – Византийский император – и халифы боялись особо обижать православных, потому, что знали, что Империя – ответит.

Тут – Империя была уничтожена, и, даже при том, что византийцам, в конце концов, через 57 лет удалось вернуться в свою столицу, но… собственно… единство Империи уже не будет восстановлено никогда.

И, вот, есть такая очевидная вещь – что, в течение многих веков, именно Константинополь сдерживал исламское нашествие. Константинополь стоял, как… вот… дамба такая мощная на пути этого потопа, и не пускал ислам в Европу.

И, казалось бы, логика нормального – если не помогать ему, то, по крайней мере, не мешать. Но крестоносцы всё сделали для того, чтобы эту дамбу уничтожили. И, если 1-й Крестовый поход начинался для того, чтобы помочь византийцам выбить мусульман из Малой Азии, то дальше уже, собственно, когда эпоха заканчивалась, мусульмане уже стояли на Дунае и собирали свои армии для того, чтобы штурмовать Вену. То есть… собственно… также… вначале заняли Венгрию и так далее. То есть, результат – прямо противоположный.

Ну, и, конечно, вот – то, что мы с вами говорили чуть раньше –демографический сдвиг. Если, на начало эпохи Крестовых походов, христиан на Ближнем Востоке было ещё, всё-таки, большинство, а мусульмане были правящим меньшинством, то дальше, после того, как мамелюки выбили Крестоносные государства и сбросили крестоносцев в море, то дальше – они начали вымещать свою злобу на местных христианах. И вот тогда, собственно, начался тот процесс сокращения христианского населения, который на Ближнем Востоке продолжается и до сегодняшнего дня, и привёл вот к тем вот страшным результатам, которые мы знаем, и тем гонениям на христиан, которые там происходят. Это всё, в каком-то смысле, последствия того процесса, который начался именно тогда.

А.Пичугин:

- Ну, а здесь же, наверное, можно провести просто большую линию исторического процесса, который очень последователен, и который, естественно, каждое событие… там… последует… наследует предыдущему, и, таким образом, приходит к нашей истории. Но, всё-таки, видите… здесь Вы говорите о том, что Крестовые походы – это было настолько яркое событие мировой истории, последствия которого мы ощущаем по сей день.

А, вот, Вы можете дать какую-то положительную оценку итогу Крестовых походов? Вернее, не положительную оценку, а, вот… найти что-то положительное, с Вашей точки зрения, в Крестовых походах, и в их итогах.

А.Дворкин:

- В итогах – нет. Нет. Я думаю, что, как явление – это было, в целом, негативно. Оно… то есть, это было невероятное напряжение сил для всей Западной Европы, для того, чтобы… то есть… содержать вот эти вот малюсенькие государства – христианские анклавы – на Востоке, которые существовали, так же, во многом, благодаря разделениям среди мусульман. И те громадные усилия, которые тратились на это, явно… собственно… не стоили той цели.

Я показываю, что, опять же, Крестовые походы – они не стали каким-либо… таким вот… местом соединения культур, они не дали особого культурного расцвета – ну, разве, что введения только стрельчатой арки. Может быть, возможно, это вот – их единое достижение.

Ну, может быть, достижение в том, что большое количество… такого… воинственного, неуправляемого элемента – всех этих младших сыновей – было изъято из Западной Европы, и она… собственно, войн там стало меньше. Может быть, собственно, это… такое… действительно, косвенным образом, их положительное достижение. Но, конечно, когда рассказываешь о конкретных людях, там были разные люди – были люди и герои, били люди и идеалисты… но, с другой стороны, были и, наоборот, циники, прагматики, злодеи и так далее. Хотя, по большей части, всё это, в каждом человеке, было перемешано, и, тот же человек, мог совершать благородный поступок, а потом – какое-то предательство, и жестокость. Ну… жизнь – она есть жизнь… сама история, опять же, всего этого – очень и очень интересна.

Хотя, ещё раз говорю, в целом, это явление, конечно, негативное – нравится нам это, или нет. Но оно – было, оно – происходило, и даже те негативные последствия, которые оно принесло – хорошо их понимать. Тогда, собственно, мы немножко больше будем понимать то, что происходит и сегодня.

А.Пичугин:

- Я благодарю Вас за эту беседу – действительно, очень интересно. Я надеюсь, что Ваша книга найдёт, и уже нашла, благодарных читателей. Где её можно приобрести? Я так понимаю, что, раз она вышла в издательстве Сретенского монастыря, то – и в магазине Сретенского монастыря, и в других московских магазинах?

А.Дворкин:

- И через Интернет. И она будет… собственно, уже и сейчас есть точно во всех православных магазинах. Ну, также, она поступает и в светскую сеть, и она, также, в светских книжных магазинах будет… уже, наверное, даже и есть… или, во всяком случае, в ближайшие дни появится. Ну, а так… собственно… вот… через Интернет: либо – на сайте Сретенского монастыря, и так далее… да, она… в общем… уже есть в широкой продаже.

А.Пичугин:

- Спасибо огромное!

Мы говорили сегодня о Крестовых походах с историком-медиевистом, доктором философии ( PhD по философии и по истории Средних веков ) Александром Дворкиным. Спасибо большое!

Я – Алексей Пичугин. Мы прощаемся – до новых встреч!

Будьте здоровы! Берегите себя.

А.Дворкин:

- Спасибо. Всего доброго!

А.Пичугин:

- До свидания!

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Радио ВЕРА

Последние записи

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

Ценная книга. Анна Жарая

Моя мама стала воцерковляться в тот момент, когда я была ещё школьницей. Она понемногу, постепенно…

29.04.2024

Самостоятельный синдром. Анна Жарая

На протяжении большей части своей жизни, я считала себя человеком самостоятельным и надеющимся только на…

29.04.2024

Самая страшная ложь. Анна Жарая

Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это…

29.04.2024

Праздник непослушания. Анна Жарая

Хочу рассказать о том, как поняла, насколько послушание является необходимым навыком. Особенно важно человеку слушать…

29.04.2024

Правило полностью. Анна Жарая

В начале своего воцерковления я не молилась утренним и вечерним правилом. И, честно говоря, особой…

29.04.2024

This website uses cookies.